Карманный справочник аюрведы.  аюрведа. описание трав, использующихся в аюрведе Другие факторы, ухудшающие сексуальную энергию

Золотой ряд аюрведы

Имбирь (zingiber officinale) - широко используются в аюрведической медицине. Количество болезней, от которых избавляет имбирь, огромно. В Индии его называют "vishwa beshaja", что в переводе означает «лекарство мира», и "maha-aushadi", что означает "великое лекарство". Португальцы не жалели имбиря для своих рабов, чтобы увеличить их плодовитость. Европейские медики в 19 веке разработали так называемые «гаремные леденцы». В определенные праздники японцы подают традиционное блюдо с имбирем, а китайцы лечат женщин от бесплодия и фригидности. Имбирь знаменит сильным благотворным воздействием на желудочно-пищеварительную систему улучшает пищеварение, возбуждает аппетит, снимает тяжесть после еды. Древние греки боролись с последствиями слишком обильных пиршеств с помощью имбиря. Рекомендуется жевать кусочек имбиря после каждого приема пищи. Имбирь снимает приступы тошноты, головные боли, действует как мощное противовоспалительное средство при заболеваниях дыхательных путей.

Каликарпа белая ( callicarpa macrophyla) – с давних времен используется в аюрведе. Употребляются ягоды, листья и цветы растения. Балансирует все три доши, особенно вата и питта доши. Согласно аюрведе, имеет 4 вкуса из 6 возможных. Обладает сильными тонизирующими и стимулирующими свойствами, оказывает противовоспалительное действие. Используется для очищения и дезинтоксикации организма и при общей слабости. Эффективна при артритах и болях в суставах, нарушениях в крови, при долго не заживающих ранах,лечит большое количество других заболеваний. Входит в состав классической аюрведической формулы Сахачари тайлам.

Кантакари ( solanum xanthocarpum) мощный тоник и антиоксидант и очиститель крови, является также сильным афродизиаком и используется для повышения мужской потенции. Это сильное противовоспалительное средство, лечащее заболевания дыхательных путей, ревматизм и артриты. Регулирует менструальный цикл и избыточный вес. Входит в состав смеси десяти корней – Даша мула и тоника Чаванпраш.

Кедр гималайский (с edrus deodara) издавна занимает важнейшее место в системе аюрведы. Как лекарственное сырье деодар был известен за несколько тысяч лет до нашей эры. В кедре все его части обладают целебной силой. Это кладезь витаминов и минералов. Кедр богат витаминами С, А и витамином молодости Е. Как общеукрепляющее средство повышает физическую и умственную работоспособность, иммунитет, устраняет хроническую усталость, снимает последствия стрессов, повышает устойчивость организма к воздействию неблагополучной экологии и предотвращает возникновение многих заболеваний, возникающих в связи с этим. Продлевает человеку жизненно активный период, омолаживает организм и замедляет процессы старения, благодаря высокому содержанию антиоксидантов. Употребление кедрового масла особенно полезно людям, живущим в неблагоприятных климатических и экологических условиях, занятым на работах с повышенными психоэмоциональными нагрузками и повышенным расходованием энергии. Кедровое масло способствует выведению из организма солей тяжелых металлов.

Костус (saussurea lappa) - в течение тысячелетий использовался в аюрведе, тибетской и китайской медицине для лечения множества болезней. Корень костуса применялся в ароматерапии и в благовоньях, в том числе в религиозных обрядах. В древние времена в Индии костус считался растением божественного происхождения, растущим высоко в Гималаях, вместе со своим братом – знаменитым Сомой, растением-богом, прославлявшимся в Ведах, из которого арии делали необыкновенный пьянящий напиток. Костус описывается в старинных аюрведических текстах как расаяна, эликсир молодости, растение, помогавшее при сильной лихорадке – джваре. Согласно аюрведе, костус благотворно действует на вата дошу, снижает боль, очищает организм от токсинов, нормализует и улучшает пищеварение, повышает способность к деторождению у женщин, а также обладает многими другими лечебными свойствами.

Красный сандал (pterocarpus santalinus) – дерево широко используется в Индии как лекарственное средство более четырех тысячелетий. Употребляется сердцевина древесины и плоды. Регулирует питта и капха доши. Является сильнейшим антисептиком, ранозаживляющим и противовоспалительным средством. Лечит широкий ряд кожных заболеваний, останавливает кровотечения, снимает жжения и воспаления, заживляет раны и язвы. Очищает кровь от токсинов и помогает при жаре и лихорадке. Применяется в виде порошка и масла – rakta chandana choorna и rakta chandana taila.

Кунжутное масло (sesamum indicum) - одно из самых используемых масел в Азии. В Индии это основное масло, которое применяется в пищу, в религиозных обрядах, в народной медицине и в аюрведе. Благодаря его целебным свойствам, кунжутное масло называют "королем масел". В аюрведе масло тысячелетиями применялось для лечения широкого спектра болезней благодаря своим природным свойствам. Мощный антиоксидант, омолаживающий организм и продлевающий жизнь, снимает стресс, напряжение. Кунжутное масло – богатый источник минералов и витаминов. В одной ложке кунжутного масла содержится суточная норма кальция взрослого человека. Важное и ценное свойство кунжутного масла – проникать в кожу и ткани быстро и глубоко. Масло очень быстро проникает в кожу, вбирает в себя растворимые токсины, выносит их в кровь, а затем выводит их организма. Кунжутное масло - основное масло, используемое в аюрведическом массаже всего тела и головы - абхьянга. Им делают массаж даже грудным малышам. Аюрведа рекомендует хотя бы раз в неделю после мытья натирать тело кунжутным маслом.


В Индии кунжутное масло считается священным. Оно упоминается в Ведах и Пуранах и является символом бессмертия. Сама богиня любви, богатства и удачи Лакшми представляет свойства кунжутного семени. Кунжутные семена, смешанные с рисом, - тарпанам - подносили богам и пророкам Вед. После гхи (топленого масла) кунжутное масло занимает второе место по значимости и используется в храмах во время пуджи, в лампах перед образами богов, в качестве подношения богам. На его основе делают сладкие шарики ладу - любимое кушание бога Ганеши. В Южной Индии им натирают изображения богов из черного гранита.

Куркума (curcuma longa) - одно из самых основных и часто используемых растений в аюрведе. Целебные свойства куркумы используются в медицине более 4000 лет для лечения широкого спектра заболеваний. Она подробно описывается в старинных аюрведических текстах, в «Сушрута самхите»мощное противовоспалительное и антибактериальное средство, антиоксидант исильнейший очиститель крови и организма от шлаков и токсинов . Куркума содержит более 300 молекулярных соединений, среди которых около 20 молекул антибактериального действия, 12 - противоопухолевого, 12 - противовоспалительного, 10 - антиоксидантного. Куркума - растение йогов, поскольку улучшает подвижность сосудов, укрепляет связки, очищает энергетические каналы и чакры и способствует лучшей циркуляции жизненной энергии - праны. Регулирует все три доши. 80% аюрведических лекарственных препаратов содержат куркуму. Куркума применяется также и в других системах восточной медицины – в Китае, Непале, Тибете и многих других азиатских странах. Современные исследования подтвердили лечебный эффект куркумы, ее целебные свойства признаны всем миром.

Куркума является неотъемлемой частью индийской культуры, особенно среди индусов. Ее называют "золотой богиней" и "королевой кухни". Куркума считается в Индии священным растением и используется в многочисленных религиозных ритуалах и обрядах по всей стране. Она ассоциируется с плодородием, процветанием, благополучием и удачей. Куркума содержит сатва гунну и несет в себе энергию благости, чистоты и гармонии. Куркума символизирует женскую энергию. Она очищает кожу и улучшает цвет лица, даря красоту каждой женщине. Куркума используется в обрядах, посвященных богине любви, удачи и богатства красавице Лакшми.

Куркума – неотъемлемая часть религиозных обрядов и свадебных церемоний во всей Индии. Из пасты куркумы лепят символическую фигуру бога Ганеши перед началом пуджи. Во время южноиндийского праздника Понгал все растение со свежими корнями преподносится в дар солнцу - Сурие. Растение иногда обвязывают вокруг священного горшка, в котором готовятся приношения. Во время некоторых религиозных праздников верующие натирают свое тело пастой и порошком из куркумы, что символизирует очищение. Порошком куркумы посыпают образы богов. Во время свадьбы в Индии куркуму сыпят перед женихом и невестой, когда они идут к алтарю. Считается, что куркума обладает большой силой и приносит удачу. При подготовке к свадьбе ее наносят на тело и лицо невесты как часть ритуала очищения. Корни куркумы преподносят в качестве подарка по особым случаям – при помолвке и во время посещения беременной женщины. Куркума защищает от злых духов и помогает добиться успеха. Если носить в кармане корень куркумы или надетым на шею на шелковой нитке, то он защитит вас от болезней.

Куркума - растение йогов, поскольку улучшает подвижность сосудов, укрепляет связки, очищает энергетические каналы и чакры и способствует лучшей циркуляции жизненной энергии - праны.

Лодхра (sumplocos racemosa) – с древних времен лодхра высоко цениласьв аюрведе за свои целебные качества, описание ее свойств можно найти в древних индийских трактатах. Обычно использовался экстракт коры или корня дерева , которые входили в аюрведические порошковые смеси - чурну и кашайю. В Индии лодхре приписывали божественное происхождение. Она издавна считалась растением красоты не только благодаря своим целебным свойствам, но в первую очередь благодаря своей божественной сути, тем положительным вибрациям, которые от нее исходят. Лодхра очищает душу, впускает в нее свет, вдохновляет ее, заставляя "лотос сердца" раскрыться, соединяет свет души с мозгом. Внутреннее сияние при этом немедленно отражается на лице, заставляя его светиться изнутри, улучшая цвет лица и делая его очень привлекательным . Само слово "лодхра" переводится с санскрита как "делающая тело упругим". Особенно ценилось воздействие лодхры на женский организм. Во времена Древней Индии растение использовалось для лечения ран, полученных в битве. Это свойство лодхры описано в великом эпосе Махабхарата.

Лотос орехоносный ( nelumbro nocifero) – издавна использовался в аюрведе, китайской, арабской, тибетской, вьетнамской медицине как лекарственное растение. Входит в состав более 200 медикаментов. Используются все части лотоса – семена, лепестки, листья, корневища. Обладает антиоксидантными, стимулирующими, тонизирующими свойствами, укрепляет весь организм, питает при авитаминозе, выводит токсины из организма. Успокаивает при нервных истощениях, изнурении, стрессах. Сердечный и глазной тоник. Лотос – известный женский афродизиак, увеличивающий женскую привлекательность.В Индии лотос является священным растением, символизирующим духовную чистоту. Это один из атрибутов бога Вишну и его божественной супруги Лакшми, богини любви, богатства и удачи. На лотосах восседают боги. Это символ божественности, духовности и чистоты.

Манжишта (rubia cordifolia) - один из основных компонентов медицинских формул для лечения целого ряда болезней. Ее высоко ценили аюрведические врачи во все времена. Применяется вовнуть и наружно. Манжишта успокаивает и нормализует капха и пита доши. Ее использовали для вывода токсинов и улучшения цвета лица и как один из самых известных природных тоников-адаптогенов, или расаян, эликсиров молодости. Повышает иммунитет, увеличивает количество лимфоцитов, от которых зависит иммунная система, мешает доступу вируса в клетки, очищает и восстанавливает печень, селезенку, костный мозг. Контролирует нервную систему, помогает при общей слабости и усталости.

Это самое сильное кровоочистительное средство в аюрведе, лечит все болезни, связанные с застоем крови: улучшает кровообращение, очищает лимфосистему, предотвращает образование тромбов, рассасывает опухоли. В основном используются корни растения.

Ним (azadirachta indica) является одним из ключевых, базовых растений в системе аюрведы , а также в медицине юнани. Растение описывается как "панацея от всех болезней", "природная аптека", "дерево, которое очищает", "дерево, лечащее от всех болезней", «лечу все», «деревенская аптека», «подарок природы человеку», «горький подарок природы» (из-за горького вкуса нима), «благословенное дерево», «удивительное дерево». Само слово "ним, нимба" на санскрите означает "дарящее здоровье". В течение 5000 лет ним безопасно и эффективно используется в аюрведе, оправдывая свое имя на санскрите « arishta », что означает «устраняющий болезни». Лечебные свойства нима были известны в Индии в глубокой древности. Он не просто упоминается в Ведах, но и подробно описывается в относящихся к ним медицинских текстах, где говорится, что все части дерева необычайно полезны для здоровья. Описание нима встречается и в Пуранах, о его целебных свойствах слагались легенды. Старинная индийская пословица говорит о том, что на земле, где растут деревья нима, нет места смертям и болезням (The land where the neem trees abound can death, disease there be found?) . Ним присутствует в 75% всей аюрведической продукции . Препараты на основе нимаэффективны при лечении более 100 заболеваний. Используются все части дерева и масло нима.

Ним – сильный антиоксидант, тоник для всего организма, повышает иммунитет, очищает кровь, выводит токсины, эффективен при хронической усталости, стрессах, нормализует нервную систему, улучшает сон, устраняет тревогу. Лечит ревматизм и артриты, диабет, малярию, пародонтоз и пародонтит, глазные инфекции, желудочно-кишечные заболевания и заболевания печени, снимает жар и воспаления, обладает антиканцерогенными свойствами.

Ним относится к разряду высоко почитаемых священных деревьев . Он сажается в храмах. Под нимом произносятся молитвы для защиты от болезней, сглаза и злых сил.Жители деревень сохраняют и почитают священные рощи из ценных деревьев, в том числе и нимовые рощи. Ним непосредственно связан со многими индийскими праздниками, в том числе и религиозными . Во многих штатах Индии, особенно в Южной Индии, листья и цветы нима широко используются на свадьбах и других праздниках. Ими украшают дома и дворы, вешают перед входом в дом, поскольку ним отгоняет злых духов и защищает от инфекций. Для этих целей жгут листья и ветки нима - дымзащищает и живых, и мертвых от злых сил. Новорожденных детей кладут на листья нима - таким образом образуется защитная аура. Пред праздниками, такими как свадьба, Новый год, индусы часто принимают ванну из нима.

Ним ассоциируется с шакти - женской энергией и с Богиней Дургой, или Кали и разными ее проявлениями. Существует древнейшая традиция выпивания небольшого количества сока нима или съедания пасты из нима перед празднованием весной Гуди Падва - Нового Года в штате Махараштра , а также многих других праздников. Считается, что таким образом люди могут укрепить свой организм и иммунитет и избежать негативных воздействий смены сезона. В Бенгалии почитается богиня Ситала , которая считается богиней оспы и которая живет в ниме. Верующие натирают себя листьями нима и молятся богине, чтобы та защитила их от болезни. В штате Тамилнаду во время праздника, посвященного богине Марьяммам, защитнице от различных болезней, которая ассоциируется с нимом, статую богини украшают гирляндами из листьев и цветов нима. Сами верующие натирают себя пастой из нима и куркумы и несут в храмы горшки с водой, смешанной с нимои и куркумой, как подношения богине, прося здоровья и защиты от инфекций и болезней.

Патала ( stereospermum suaveolens) – один из известных омолаживающих тоников в аюрведе, а также средства для лечения различных болезней. Обладает противоотечными и противовоспалительными свойствами. Входит в состав смеси десяти корней – Даша мула и тоника Чаванпраш.

Пиппали - вид перца, произрастающий в Индии, благодаря своим целебным свойствам широко использующийся в аюрведе и в восточной медицине. Тоник и антиоксидант, омолаживает организм. Обладает сильным антисептическим и противогрибковым действием. Улучшает работу желудочно-кишечного тракта, обмен веществ, повышает аппетит, используется также как желчегонное и противорвотное средство. Растение-проводник для лечения желудочных заболеваний. Входит в состав очищающей смеси Трифалы и тоника Чаванпраш.

Понгамия (pongamia pinnata) - издавна использовалась в приготовлении традиционных лекарственных средст аюрведы. Используются настои, паста и порошок из корней, семян, коры, цветов, листьев и плодов, а такжепонгамовое масло, получаемое из семян, несмотря на то, что все части дерева токсичны. Свойства понгамии во многом схожи со свойствами нима. Это сильнейший антисептик, лечащий широкий спектр кожных заболеваний. Обладает антибактериальными, противомикробными, противогрибковыми свойствами. Используется как противоядие при укусах змей, скорпионов, ядовитых рыб. Помимо этого, понгамия лечит большое количество болезней.

В природе ее поведение схоже с поведением нима. Понгамия отличается сильным инсектицидным и ингибиторным действием и является натуральным пестицидом. Ее использование в различных областях жизнедеятельности человека такое же широкое, как у нима – в биоинженерии, в сельском хозяйстве, в быту, в качестве альтернативного топлива, в медицине и косметологии.

Пришнипарна ( uraria picta) один из антиоксидантов и природных тоников аюрведы и афродизиак. Благодаря богатому содержанию терпеноидов и таннинов устраняет кровотечения и укрепляет сосуды. Лечит переломы, благодаря содержащемуся фосфору и кальцию. Используются корни и листья растения. Входит в состав смеси десяти корней – Даша мула и в тоник Чаванпраш.

Пунарнава (boerhavia diffusa) - одно из знаменитых аюрведических растений. Употребляются корни, семена и листья растения. Согласно аюрведе, сок пунарнавы имеет сладкий, горький и вяжущий вкусы. Регулирует все три доши. Улучшает состояние 6 из 7 тканей организма: кровь, мускулы, жир, костный мозг и нервы, репродуктивные жидкости, питательную плазму.

Растение описывается в древних аюрведических текстах как очень ценное лечебное растение с многосторонним действием и эликсир молодости, омолаживающий весь организм. Слово "пунарнава" означает "снова новый", "обновленный". Пунарнава известна как высокоэффективное средство, снимающее различные виды отеков - тяжелые отеки при аллергии, при болезнях сердца, крови, анемии, воспалениях суставов, а также как тонизирующее растение для почек. Благодаря большому содержанию солей кальция и алкалоида пунарнавина, обычно используется в аюрведических мочегонных сборах. Диета с регулярным применением пунарнавы помогает нормальной работе почек и мочевыводящей системы. Используется в мочегонных сборах вместе с гокшурой . Входит в состав тоника Чаванпраш.

Рашна ( alpinia galanga) - одно из самых популярных и используемых растений в аюрведе и в восточной медицине, известное своими сильными антиоксидантными свойствами, богатый источник витаминов. Семена, корневище, стебли и листья растения обладают целебным воздействием. Питает, укрепляет, восстанавливает, тонизирует и стимулирует весь организм человека. Как антиоксидант рашна в 34 раза сильнее, чем красное вино и оказывает омалаживающий эффект на организм человека. Рашна – богатый источник ферментов и веществ для лечения желудочных болезней и хронических заболеваний внутренних органов, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Повышает активность желудка и желчного пузыря, способствует газоотделению, лечит расстройства пищеварения. Это мощное средство при лечении энтерита (воспаления тонкой кишки). Входит в состав рецептов, добавок и чаев, способствующих снижению веса, поскольку содержит аминокислоты, сжигающие жиры. Считается, что рашна обладает магическими свойствами, благодаря чему используется в религиозных и колдовских ритуалах.

Сандал ( santalum album) – широко используется в аюрведе, благодаря своим целебным свойствам. Сандаловое дерево и сандаловое масло упоминается еще в древних санскритских текстах. Тонизирует организм, улучшает кровообращение, укрепляет сосуды, очищает организм от токсинов. Сандал – сильный афродизиак, усиливает половое влечение, импотенцию и фригидностью, эффективен при лечении импотентности и фригидности, при простатите и половом бессилии. Чрезвычайно богат веществами, подобными мужским половым гормонам (андрогенам). Регулирует также функцию матки, в прошлом использовался для лечения венерических заболеваний.

Сандаловое масло и сандаловая паста считаются священными в индуизме и используются в религиозных ритуалах. Сандаловой пастой как чистой, божественной натирают изображения богов.

Солодка (hlycirrhiza glabral) – одно из древнейших лекарственных средств, популярное в аюрведе и во всей медицине Востока – в Корее, в Тибете, в Китае и других восточных странах. В разных странах с давних времен солодка считалась чудодейственным, омолаживающим растением. В Китае верили, что она способствует долголетию, наряду с женьшенем. Солодка описана в древнейших аюрведических текстах и в древнейшей китайской «Книге о травах».Солодка – волшебное растение, перечень ее полезных свойств и областей применения очень велик. Обладает сильными антиоксидантными свойствами и регулирует все три доши – вата, питта, капху. Высокоэффективное средство при воспалении дыхательных путей и кашле. Снижает уровень холестерина в крови, нормализует давление. Солодка входит в состав различных лекарственных сборов и добавок – антиоксидантных, антибактерицидных. Именно солодка часто является ядром» таких смесей. Растение также используется для усиления действия и улучшения вкуса других лекарств, являясь их «проводником». Употребляются корнирастения.

Тайла, агнимантхи (premna mucrunata) – лекарственное растение, балансирующее вата дошу. Природный тоник и антиоксидант, тайла известна и своими противоотечными свойствами, в том числе помогает от отека легких. Лечит ревматизм и налаживает работу желудка и поджелудочной железы. Входит в состав смеси десяти корней – Даша мула и тоника Чаванпраш.

Тулси, базилик священный (ocimum tenuiflorum) – уникальное растение, тысячелетиями использовавшееся в аюрведе, обладающее большой целебной силой. Слово «тулси» переводится с санскрита как «несравненная». Упоминается еще в Ведах. Про тулси индусы говорят, что это растение помогает решению многих проблем - "от космических до косметических". В основном используют листья и стебли растения. В аюрведе тулси называют "лечебным бальзамом для тела, ума и души", "королевой трав". Это один из сильных тоников, омолаживающий весь организм. Согласно аюрведе, тулси увеличивает питта дошу (это прежде всего относится к пищеварительной системе) и контролирует капха дошу, устраняя ее избыток.

Еще одно название тулси - "прохладная трава", снимающая воспаления и жар, в аюрведе это традиционное средство от лихорадки . Используется при простудных заболеваниях, бронхитах, кашле, воспалениях, как отхаркивающее и потогонное средство, удаляет слизь из легких и носовых проходов. Чай из тулси содержит большое количество питательных и антиоксидантных веществ, выводит токсины из организма, повышает иммунитет, улучшает пищеварение, снимает стресс и простуду, успокаивает и согревает, особенно хорош он в холодную и сырую погоду и во время эпидемий гриппа.

Тулси – одно из немногих растений, чье действие достигает тонкого плана, поэтому используется для восстановления энергетических потоков и ауры. Божественность существует в каждом из нас, но находится в «спящем» состоянии. Тулси же – растение, в котором божественность не спит, внутри которого божественные вибрации активны и которое полностью «настроено» на принятие таких вибраций. Поэтому, когда мы принимаем тулси, она будет божественные вибрации внутри нас. В старинном аюрведическом тексте «Бхава Пракаш тулси» описывается как растение "любимое богами" и "имеющее вибрации богов", останавливающее патогенное и негативное развитие в человеке на разных уровнях.

Тулси - одно из самых почитаемых священных растений в индуизме . Эторастение Вишну , хранителя Вселенной и его божественной супруги Лакшми , богини любви, богатства и удачи. Оно рассматривается не только как любимое растение этих богов, но и как аватара, воплощение самой Лакшми . Это воплощение чистоты, духовности, лучших качеств - саттвы. На территории каждого храма, посвященного Вишну, Кришне или Лакшми, сажают дерево тулси и ухаживают за ним, как за богом. Присутствие в саду или в доме тулси защищает их от проблем и фатальных болезней, поскольку ни один дух не смеет приблизиться к нему. Растение дает божественную защиту и очищает ауру. Считается, что тулси была послала на землю богом Вишну и наделена замечательными целебными качествами в помощь людям.

Харитаки (terminalia chebula) – одно из самых известных растений в аюрведе, почитаемое во всей Индии. Принадлежит к группе миробаланов – растений, произрастающих в Гималаях, известных своими антиоксидантными свойствами и имеющие плоды, похожие на желудь или сливы. «Харитаки» дословно переводится как «устраняющая болезни». « Hara » - это еще одно имя Шивы, что свидетельствует о священной природе и выдающейся позиции харитаки в ряду других растений, поскольку она несет энергию самого Шивы. Помимо этого, « hara » еще дословно означает «зеленый», т.е. зеленая, как фрукт. «А bhaya » означает «бесстрашная», т.е. не боящаяся любых болезней. Харитаки называют «элексиром долголетия», поскольку растение обладает сильным омолаживающим действием, очищает организм и активизирует защитные силы организма. Кроме того, это одно из лучших средств в аюрведе для лечения проблем,связанных с легкими и пищеварительной системой.Широко используется в аюрведической и тибецкой медицине, где харитаки называют «королем всех лекарств».

C огласно аюрведе, харитаки обладает всеми вкусами из шести возможных, кроме соленого: кислым, вяжущим, сладким, горьким, острым.Харитаки нормализует функционирование всего организма, действует на все ткани, регулирует капха-дошу, стимулирует питта-дошу,но особенно благоприятно влияет на вата-дошу (уменьшает скопление и застой ваты). Все части дерева (кора, листья, цветы) обладают целебными свойствами, однако больше всего используются плоды харитаки. Входит в состав большинства омолаживающих тоников и в очистительное средство «Трифала» и «Трифала гуггул».

Согласно одному из мифов, харитаки появилась на свет из капли амриты, эликсира бессмертия, упавшей с небес на землю. Бог Индра с восхищением наблюдал за танцем апсар - небесных танцовщиц, возбудивших в нем страсть, и пролил амриту на землю. Из пролитых капель выросла харитаки, обладающая божественной энергией и согревающим действием, вызванным страстью Индры. Плод харитаки держит в своей руке Лечащий Будда.

Шалипарна ( desmodium gangeticum) одно из омолаживающих растений аюрведы. Шалипарна – антиоксидант, а также сердечный тоник. Богата алкалоидом резинном, поэтому вызывает тонизирующий эффект. Обладает жаропонижающим и потогонным действием. Входит в состав смеси десяти корней – Даша мула и в тоник Чаванпраш.

Шатавари (asparagus racemosus) – одно из самых известных в мире адаптогенных растений – расаян. Природный тоник и омолаживающая трава, она балансирует гормональную и иммунную системы и восстанавливает организм и его основные функции после стрессов. С древних времен использовалась в аюрведической и тибетской медицине. Воздействует на все ткани организма, стимулирует пищеварительную, дыхательную, сердечно-сосудистую, репродуктивную системы. В медицине в основном используют листья и корня растения. В аюрведе шатавари является необычайно важным растением и основным тоником для всего женского организма, поддерживающим природную вырабтку эстрогена. Слово «шатавари» переводится как «имеющая сто мужей», поскольку она оказывает такое тонизирующее воздействие на женские половые органы, что женщина становится способной удовлетворить сотню возлюбленных. При этом как общий тоник для всего организма с успехом может применяться мужчинами. Входит в состав тоника Чаванпраш.

Шафран (crocus sativus) - с точки зрения аюрведы, является уникальным и незаменимым растением, активно использующимся с самых давних времен. Он входит в состав более 300 лекарственных средств восточной медицины. За 4000 лет его использования он оказался эффективен при лечении 90 заболеваний. Укрепляет нервную систему, поднимает настроение, приводит в норму частоту сердечных сокращений. Шафран способен вырабатывать сетонин – гормон радости. Как антиоксидант, входит в состав очень многих омолаживающих прераратов, в частности, в состав тоника Чаванпраш. Благодаря тонизирующим свойствам шафрана, он питает все клетки организма, удаляет застои крови в сосудах, очищает печень и почки, лимфу и кровь. Улучшает память, работу ума и чувств, благотворно действует на рост тонких тканей головного мозга. Его используют для укрепления желудка, улучшения пищеварения, и как сильный афродизиак, восстанавливающий потенцию. Шафран используют при приготовлении глазных капель - он замедляет потерю зрения у пожилых людей. В Индии женщины пьют настойку шафрана перед родами, чтобы облегчить боль. Шафран значительно улучшает цвет лица и входит в состав всех известных аюрведических формул красоты.

Шионака (oroxylum indicum) – одно из важных растений в аюрведе, тоник для всего организма. Это сильное болеутоляющее, потогонное и противовоспалительное средство, используется для лечения суставов и ревматизма, простудных заболеваний. Используются семена, корни, побеги растения. Входит в состав смеси десяти корней – Даша мула и тоника Чаванпраш.

Первая часть списка состоит из типичных растений, распространенных на Западе. Особое внимание уделено травам, которые используются как в Индии, так и в западных странах, поэтому в список включены и некоторые хорошо известные специи. Мы попытались описать побольше трав, принадлежащих к каждой из категорий.

Сначала приводится сокращенное название, затем латинское название, с указанием семейства, к которому принадлежит растение. Далее приводятся английское (А) и там, где это возможно, санскритское (С) и китайское (К) названия.

В описании энергетики указываются вкус, тепловое воздействие, эффект после переваривания, разделенные наклонной чертой. «В» означает Вату, «П» — Питту и «К» — Капху, «+» или «-» увеличение или уменьшение, «ВПК=» — равновесие всех трех дош, «Ама» обозначает токсины.

Под тканями подразумеваются аюрведические дхату, а под системами — шроты.

Во второй части списка представлены некоторые из основных восточных трав. Сюда входят ценные индийские травы, не столь известные за пределами Индии, как травы из первой части (некоторые из них можно купить лишь на индийских рынках). Включены сюда и некоторые китайские травы, такие как женьшень, которые становятся популярными на Западе и могут использоваться подобно аюрведическим тоникам, особенно при отсутствии последних. Некоторые из трав, приведенных в этой части списка, используются как в индийской, так и в китайской медицине. Особое внимание уделено тонизирующим и омолаживающим травам, не всегда имеющим аналоги среди доступных западных трав. Существует много ценных индийских трав. В качестве примера здесь описаны лишь некоторые, наиболее важные из них.

Вкусы, если их у травы несколько, а также оказываемые травой действия указаны, как правило, в порядке уменьшения их силы.

Дозировка и приготовление в целом соответствуют описаниям в разделе о дозировках . Если для каких-то отдельных трав приводятся другие дозы, то это дозы для их обычного применения.

Порошки из всех трав могут быть использованы для приготовления настоев. (Отвары готовят из более жестких и крупных частей трав, например из большинства корней.)

Указания по применению трав при определенных состояниях носят скорее характер рекомендаций и не являются исчерпывающими. Предостережения — это не всегда противопоказания: поскольку одно и то же болезненное состояние может проявиться в различных формах, требующих различных методов лечения, то и противопоказания могут быть различны.

Аюрведическое лечение нацелено на очищение тела от Амы, на уравновешивание конституции и омоложение. Болезни лечатся не как существующие сами по себе явления, а как следствия возбуждения дош.

Как свидетельствует растущее число лекарств от нарушений эрекции, которые сегодня выходят на рынок, либидо является серьезной проблемой. Но традиционный подход этих лекарств обычно состоит в подавлении симптомов, оставляя без внимания более широкую картину и не пытаясь найти основополагающую причину проблемы. Другой повод для беспокойства в области репродуктивного здоровья мужчин — это бесплодие. Аюрведа помогает достичь более глубокого понимания этих комплексных проблем и подойди к ним целостно, используя как целебные травы, так и принципы питания и образа жизни. Уникальный аспект этого подхода состоит в том, что его цель – не просто быстро исправить положение; он направлен, прежде всего, на долгосрочное решение этих дисбалансов и устранение основополагающих факторов, которые их вызывают.

Низкое либидо может проявляться как отсутствие сексуальной энергии или желания, сексуальное бессилие или неспособность функционировать должным образом. Симптомы сексуального бессилия могут включать отсутствие интереса, слабость эрекции, преждевременную эякуляцию, ночное семяизвержение и сперматорею, непроизвольное семяизвержение. Мужское бесплодие – это состояние, характеризующееся низким качеством или количеством спермы или ее полным отсутствием. Эту проблему легко не заметить, так как она не обязательно влияет на сексуальное желание.

Все эти симптомы свидетельствуют об истощении одной из самых мощных энергий тела, что может быть в принципе связано с такими факторами, как образ жизни и пищевые предпочтения, привычки, уровень стресса в быту, семейная история, привычки родителей и генетика. Чтобы понять, как Аюрведа и аюрведические травы могут содействовать здоровой сексуальной энергии, нам нужно, прежде всего, понять, что именно ей вредит.

Влияние образа жизни на низкую сексуальную энергию

Существует множество причин отсутствия сексуальных желаний и способностей: плохое питание и неправильное сочетание продуктов, злоупотребление горькими, вяжущими, солеными, кислыми или острыми блюдами, эмоциональное напряжение, неправильное проведение постов, генетические факторы, подавление желаний, чрезмерная физическая нагрузка и занятия велосипедным спортом. Другие важные факторы, встречающиеся в клинической практике и связанные с низким либидо – общий стресс, переутомление, злоупотребление алкоголем или наркотиками, неправильное питание и образ жизни, финансовые проблемы и беспокойные личные отношения, а также использование секса как одного из основных способов избавиться от стресса и давления. Квалифицированное улучшение питания и снижение стресса такими методами, как регулярные занятия йогой, медитация, прогулки на природе и другие творческие средства, может помочь клиентам лучше отреагировать на лечение и быстрее добиться улучшения симптомов.

В случае бесплодия к дисбалансу приводят те же самые факторы, хотя есть и другие, не относящиеся к силе сексуального аппетита, аспекты, которые необходимо принять во внимание. Например, Аюрведа рекомендует мужчинам не перегревать яички, принимая чрезмерно горячую ванну или слишком долго находясь в сауне (без защиты с помощью прохладной мокрой ткани), а также не носить плотно облегающее нижнее белье и не сидеть целый день, особенно на стуле, держа ноги вместе. Чрезмерное количество разогревающих вкусов, таких как соленый, кислый и острый может также перегреть тело, как и употребление марихуаны, табака и алкоголя. Также наблюдалось, что чрезмерное использование слишком горьких трав, таких как ним, может ухудшить спермограмму и либидо.

Другие факторы, ухудшающие сексуальную энергию

Если пара безрезультатно пытается в течение года зачать ребенка, может иметь смысл провериться у доктора, чтобы исключить возможные причины мужского бесплодия, такие как варикоцеле, расстройство, связанное с питтой , вызываемое усиленным кровотоком и повышенной температурой в области яичек и семявыводящих каналов, или гидроцеле, расстройство, связанное с капхой, когда вокруг яичек накапливается избыток жидкости. Другие причины могут включать хронические инфекции простаты, эндокринные нарушения, анатомические дефекты, приводящие к ретроградной эякуляции, а также фармацевтические препараты.

Роль дхату и дош

С точки зрения Аюрведы, мужская сексуальная энергия происходит из шукра дхату, мужской репродуктивной ткани. Эта дхату таит в себе огромный потенциал энергии деторождения, а также топливо для ментального сосредоточения и творчества. Поскольку шукра – последняя ткань тела, которая получает полное питание в результате процесса пищеварения, имеет смысл разобраться, как питание влияет на репродуктивное здоровье в целом. Питанию шукра дхату могут содействовать пищевые привычки, которые включают употребление стимулирующих и пищеварительных трав, такие как фенхель, тмин, пажитник и кардамон.

Если в системе присутствует высокий уровень амы (токсинов), то прежде чем заниматься непосредственно омоложением репродуктивной системы, может быть показано некоторое очищение. Даже ашваганда, одна из лучших репродуктивных трав Аюрведы, может оказаться бессильной, если на ее пути слишком много препятствий.

Важное соображение при лечении плохого репродуктивного здоровья – роль дош как причинных факторов. Низкая сексуальная энергия часто связана с дисбалансом вата-доши. Сухое, легкое, холодное, грубое, беспорядочное и вяжущее свойства вата-доши противоположны свойствам шукры, которая по природе больше похожа на капху. В этом случае лучше всего помочь повысить качество и количество шукры могут согревающие тонизирующие травы, такие как ашваганда .

Благодаря своим горячим и острым свойствам, сыграть свою роль может и избыток питты, который может перегреть и сжечь шукру и даже вызвать жжение при эякуляции. В этом случае хорошим выбором для питания, охлаждения и защиты этой деликатной ткани будут охлаждающие травы, такие как шатавари или бала .

Люди с доминирующей капхой меньше всех подвержены бесплодию, но они могут часто испытывать симптомы низкой или заблокированной сексуальной энергии и жидкостей, что часто связано с такими состояниями как ожирение, застойные явления, психологическая заторможенность и апатия. В некоторых случая капха- типы вырабатывают избыток шукры, которая накапливается как нестабильная, незрелая дхату и может вызвать одержимость сексуальным желанием. Поскольку многие тонизирующие травы тяжелы, сладки и маслянисты (и могут подавлять агни и увеличивать аму ), они могут обострять капху, так что лучше сочетать их с легкими, согревающими и стимулирующими травами, такими как кардамон, имбирь, пажитник и пиппали .

Аюрведические травы ваджикарана и шукрала

После того как установлены все факторы и причины, а также пракрути и викрути пациента, можно выбрать наилучшие травы и вспомогательные меры, которые будут отвечать его индивидуальным потребностям. В аюрведической фармакологии существует особая группа трав расаяны, которые называются ваджикарана и помогают питать и стимулировать сексуальные органы и ткани, а также усиливают красоту и сексуальную привлекательность. Дальнейшая классификация трав, повышающих сперматогенез, называется шукрала.

На санскрите ваджи означает «конь», а карана – «энергия», что передает идею энергии или силы коня. Самый близкий западный общеупотребительный термин для трав этой категории – афродизиаки. Но поскольку травы ваджикарана питают репродуктивную ткань, они также помогают повысить оджас, квинтэссенцию всех тканей тела, которую можно трансформировать в духовную энергию.

Травы ваджикарана могут стимулировать, тонизировать или делать и то, и другое. Стимулирующие травы обычно согревающие и раджасические, такие как дамиана, пажитник, чеснок и лук. Они помогают понизить капху и оказывают более укрепляющее действие на сексуальные органы. Тонизирующие травы, как согревающие, так и охлаждающие, являются более питательными и помогают восстановить общее качество и количество тканей. Некоторые травы, такие как шиладжит, чеснок, пажитник и ашваганда, имеют и стимулирующее, и укрепляющее свойства.

Часто используемые в Аюрведе тонизирующие травы для мужского репродуктивного здоровья

Ашваганда (Withania somnifera)

На санскрите ашваганда означает «запах коня», из-за сильного запаха свежего корня, который напоминает запах конской мочи. Также считается, что он придает сексуальную энергию коня и часто используется в случаях стерильности и бесплодия. Это одна из лучших мужских укрепляющих тонизирующих трав, она улучшает сперматогенез, кровоток и тонус репродуктивных органов, а также регулирует гормональную функцию. Она часто используется для облегчения таких состояний как сперматорея, преждевременная эякуляция, ночное семяизвержение и увеличенная простата.

Ее заземляющие и чрезвычайно питательные свойства делают ее одним из лучших средств, успокаивающих вату. Благодаря своим согревающим свойствам, при употреблении в избытке она может спровоцировать питту . Это особенно верно в случае использования ее в форме настойки, хотя порошок растения, при использовании вместе с охлаждающими травами ваджикарана, такими как шатавари, бала, лакрица или видари, достаточно нейтрален. Ашваганда имеет анаболические свойства и повышает мышечный тонус и силу. Поскольку она помогает бороться со стрессом, расслабляет тело и ум, а также укрепляет дхату, это замечательное лекарственное растение, позволяющее бороться со многими факторами, влияющими на истощение сексуальной энергии.

Как показывает мой опыт, это довольно мягкое растение с широким спектром применения и одно из самых распространенных растений вата пратьяника. Основные симптомы, на которые следует обратить внимание при рассмотрении этого растения, включают общее снижение либидо, стресс, низкую ментальную или физическую энергию, истощение, бессонницу, гиперактивность, нервозность, беспокойство, тревожность и депрессию.

Один из самых простых и эффективных способов использования этого растения – несколько минут кипятить 1 чайную ложку порошка корня в стакане сырого негомогенизированного коровьего молока, подсластить сахаром-сырцом или медом и принимать перед сном или утром после пробуждения. Те, кто не пьет молоко, могут использовать свежее миндальное молоко или просто горячую воду. Лично я использую это растение для большинства расстройств чаще не само по себе, а в составе лекарственных средств или вместе с другими средствами.

Оно обычно используется в сочетании с шиладжитом (мумиё) в составе тонизирующих формул для мужчин. Мужчинам питта– и вата- типов или с избытком тепла в теле следует принимать такие составы с осторожностью. Если дисбаланс связан с капхой, то его лучше использовать вместе со стимулирующими специями, такими как пиппали, имбирь, кардамон или пажитник.

Ашванганда играет ключевую роль в нескольких традиционных составах, весьма полезных для усиления мужественности, таких как ашвагандади чурна и ашвагандади лейя, вкусного травяного джема, который принимают дважды в день от 1 до 2 чайных ложек вместе с теплым молоком или водой. А также ашвагандаришта, препарата на основе вина и трав, который прекрасно подходит при сексуальном бессилии и при недугах ума и нервной системы, по 20-30 мл дважды в день. Умеренная доза порошка растения составляет от 2 до 6 г, 2-3 раза в день.

Благодаря своим саттвическим качествам, в Индии ашваганда издавна используется для увеличения шукра/артава дхату и ее трансформации в оджас, таким образом содействуя духовной энергии и усиливая медитативную силу. Поскольку для общего здоровья необходимо ментальное омоложение, ашваганда – еще и одна из самых ценных трав медхья расаяны в Аюрведе, и она сочетается с другими травами медхья расаяны, такими как брами (готу кола или бакопа Монье), шанка пушпи и вача (аир обыкновенный).

Капикачху (мукуна жгучая, Mucuna pruriens)

Это, возможно, одна из моих любимых трав ваджикарана для мужчин, вторая после ашваганды, часто встречающаяся вместе с ней в формулах целебных составов для мужчин. Она имеет сладкий и горький вкус, а также достаточно тяжела и масляниста. При умеренном использовании она вполне сбалансирована по дошам, но в основном используется для баланса питты и ваты, а при использовании в избытке может привести к повышению амы.

Капикачху часто используется вместе с гокшурой (якорцы наземные, Tribulus terrestris) для лечения сперматореи, а также как сильный афродизиак, если его приготовить с другими омолаживающими веществами, молоком, ги и медом. Простой отвар на молоке с этими ингредиентами может служить альтернативой более сложным препаратам, которые упоминаются в классических текстах для увеличения сексуальной силы и потенции. В сочетании с диуретиками, такими как пунарнава (берхавия, бурхавия раскидистая) и гокшура, оно очень эффективно при лечении увеличенной простаты и отеков. Оно также помогает снизить стресс при использовании с другими растениями, балансирующими вату, такими как бала (сида сердцелистая, sida cordifolia), ашваганда и джатамамси (нард индийский, Nardostachys jatamansi). Типичные дозы порошка растения изменяются от 1,5 до 6 г. Его следует избегать в случаях нарушений питты или высокой амы, кроме как в хорошо сбалансированных составах.

Шатавари (Спаржа кистевидная, Asparagus racemosus)

Лучше известная как одна из важнейших трав для омоложения женской репродуктивной системы, шатавари может также служить как мощный мужской тоник. У нее горько-сладкий вкус, она охлаждающая и очищает печень и кровь, а также помогает регулировать питту в ее главном месте пребывания в тонком кишечнике. При лечении мужского бесплодия, шатавари может сбалансировать разогревающие травы и пищу, которые обычно используются для улучшения спермограммы, таких как ашваганда, чеснок и лук.

Она предупреждает избыток питты от перегорания и истощения спермы, а также, благодаря своим тяжелым, увлажняющим и питательным свойствам, это также полезное растение для ваты, особенно в сочетании с другими ваджикаранами, такими как ашваганда или бала. Также как и ашваганду, ее можно готовить как отвар на молоке в дозах от 3 до 6 г, либо принимать отдельно или в сочетании с другими соответствующими травами.

Для разрешения эмоциональных составляющих, которые могут быть связаны с проблемами либидо и связанных с питтой, таких как гнев и раздражительность, шатавари хорошо сочетается с охлаждающими успокоительными травами, такими как брами (готу коа) и шлемник. Если присутствует больше нервозности, беспокойства или тревожности, то ее лучше комбинировать с успокаивающими и заземляющими травами, такими как джатамамси, ашваганда или тагара (валериана). Если необходимо использовать шатавари, но есть проблема избыточной капхи или амы, то ее лучше смешивать с согревающими травами, такими как пиппали или имбирь.

Поскольку для восстановления и поддержания здоровья ключевым является состояние пищеварения, стоит отметить, что шатавари – одна из лучших трав для уравновешивания питты в ее главном месте пребывания, тонком кишечнике. Она используется для снижения кислотности и воспаления, успокоения слизистых и содействия экскреции благодаря своему мягкому слабительному и охлаждающему диуретическому свойствам.

Шатавари, очевидно, одна из лучших трав питта пратьяники и может служить главным лекарственным растением в составах для многих расстройств типа питта и питта-вата. Некоторые хорошие показания к использованию шатавари включают общую усталость, низкую сексуальную энергию, стресс, раздражительность, воспаление, повышенную кислотность, инфекции мочевыводящих путей и чувство жжения. Типичная доза шатавари составляет от 2 до 6 г порошка растения, 2-3 раза в день. Следует избегать приема этого растения в случаях высокой капхи и амы, а также заложенности носа или синусов.

Поскольку подход Аюрведы очень индивидуализирован и целостен, травы, выбранные для состава, и их пропорции будут отличаться в зависимости от индивидуальных нужд. Например, у мужчины с конституцией, в которой доминирует питта, присутствуют симптомы низкого либидо, а также другие жалобы, такие как изжога, повышенный аппетит, гипогликемия, постоянная раздражительность, краснота глаз и частый жидкий стул. В этом случае в составе можно использовать 4 части шатавари, чтобы поддержать питта пракрути и викрути, омолодить и защитить репродуктивные ткани, облегчить избыточные жаркие и кислые свойства питты в желудке и успокоить и даже нейтрализовать пищеварительный огонь. Можно также добавить 3 части такого вспомогательного растения как видари, чтобы подстегнуть сексуальную и физическую энергию, еще лучше сбалансировать питту в крови, печени и желудочно-кишечном тракте, а также помочь нормализовать стул. Чтобы успокоить ум, можно добавить 3 части готу колы. Наконец, 2 части лакрицы помогут облегчить симптомы гликемии, поддержать сексуальную энергию и облегчить питту в кишечнике, а также в целом гармонизировать состав. Такую смесь можно принимать в количестве от ½ до 1 чайной ложки в виде горячего или холодного настоя, 2-3 раза в день.

Бала (Сида сердцелистая, Sida cordifolia)

Бала на санскрите означает «сила», и это одно из лучших тонизирующих омолаживающих средств для ваты и питты. Она имеет сладкий вкус, тяжелое и маслянистое качество, что может при чрезмерном приеме увеличить капху, а также мягкое охлаждающее действие. Как и большинство настоящих трав расаяны, она питает и укрепляет все ткани тела, особенно плазму, мышцы, нервы, костный мозг и репродуктивные ткани. Как одна из лучших целебных трав против ваты в Аюрведе, она помогает корректировать расстройства, связанные с недостатком в уме и теле. Она играет ведущую роль в лечении балакшаи, или хронической усталости, и может использоваться при истощении физических или умственных сил.

Бала оказывает тонизирующее действие и на мужскую, и на женскую репродуктивную систему, содействует сперматогенезу и фертильности, а также очень эффективна при восстановлении сексуальных жизненных сил.

Прием внутрь, а также массаж пениса с малом бала или ашваганда бала тайлам может значительно улучшить его тонус и предотвратить преждевременную эякуляцию. Для поддержания здоровья предстательной железы, балу можно смешивать с такими травами как гокшура, пальма сереноа, ашваганда, видари канда (ипомея пальчатая, Ipomoea digitata) и капикачху. Обычная доза составляет от 2 до 6 г, 2-3 раза в день.

Видари канда (ипомея пальчатая, Ipomoea digitata )

Этот крахмалистый клубень способствует сперматогенезу и оказывает быстрое действие при приеме в виде молочного отвара. При умеренном приеме он вполне сбалансирован по дошам и, как и ашваганда, легче для капха- типов, чем шатавари и бала. При лечении увеличенной простаты его можно сочетать с капикачху или пальмой сереноа.

Он сладкий и охлаждающий, стимулирует оджас, мышечный тонус и координацию. Видари полезен при сексуальной слабости, связанной с нервным напряжением и адреналиновым стрессом. В этом случае его можно использовать в составе с другими растениями, включая сибирский женьшень, гокшуру, лакрицу и ашваганду .

Использование этого растения гораздо шире, чем указано в этом коротком обзоре, но стоит отметить, что это хорошая альтернатива, если шатавари оказывается слишком охлаждающей или тяжелой, или когда ашваганда может быть слишком согревающей. Он занимает как раз среднее положение между этими травами двумя и весьма ценен и для ваты, и для питта пратьяники. Типичная доза составляет 2-6 г, 2-3 раза в день.

Шиладжит (мумиё, асфальт, минеральная смола)

Шиладжит повышает мужественность и сексуальную силу, в то же время, поддерживая нормальный тонус гениталий. Многие травы виджакарана имеют анаболические свойства и повышают капху, тогда как шиладжит со своим острым вкусом и согревающей энергией бодрит, стимулирует и удаляет из тела избыток капхи .

В случае капха- конституции или репродуктивного дисбаланса, связанного с капхой, его обычно смешивают с ашвагандой. Его также можно использовать с диуретиками, такими как пунарнава (берхавия, бурхавия раскидистая), чтобы еще более понизить капху через почки, либо с согревающими стимуляторами, которые улучшают пищеварение, снижают аму и освежают разум и чувства, такими как ажгон (индийский тмин), имбирь, пиппали, или смесью трикату. Для лечения увеличенной простаты его хорошо смешать с порошком гокшуради гуггул, ашвагандой , пальмой сереноа, пунарнавой или видари .

Я рекомендую использовать шиладжит с другими травами для традиционных препаратов в количестве от 250 до 500 мг дважды в день. Следует быть осторожным при приеме шиладжита в случае высокой питты или ваты из-за его согревающего и очистительного действия, а также во время беременности.

Пиппали (перец длинный, Piper longum)

За исключением шиладжита, большинство трав, которые упоминаются в этой статье, повышают капху, так что пиппали – приятное дополнение к формулам, содержащим эти травы, поскольку это омолаживающее растение с согревающим, стимулирующим и понижающим капху действием.

Пиппали разогревает, но его маслянистое качество не дает ему слишком пересушить вату, а сладкий эффект после переваривание делает его более щадящим к капхе, чем другие острые специи при использовании в малых количествах. В сочетании с ашвагандой стимулирует кровоток к репродуктивным органам.

Основные способы, которыми мы получаем прану – с дыханием, водой и едой. Пиппали увеличивает прана агни, повышая таким образом жизненную энергию и изгоняя нечистоты через дыхание. Он также разжигает джатхара - и дхату-агни, а также улучшает пищеварение, всасывание и усвоение. Таким образом, это ключевое растение для омоложения, которое используется при разнообразных нарушениях пищеварения, респираторных заболеваниях и артритах. Обычная доза составляет от 1 до 3 частей в сложных составах, или от 250 мг до 1,5 г. Следует избегать использования пиппали при высокой питте или воспалительных заболеваниях.

Выбор правильного лекарственного растения

При выборе трав ваджикарана, которые наилучшим образом подошли бы для потребностей конкретного человека, полезно сначала собрать побольше информации о его пракрути и викрути, а также о характеристиках его состояния, задействованных дошах, тканях, каналах и органах, качественных характеристиках состояния, истории болезни, других факторах, силе пищеварения и существующих уровнях амы, а также эмоциональном состоянии. Это, без сомнения, может помочь разработать стратегию выбора целебных трав, которая лучше всего подойдет клиенту.

Например, ашваганда действует на вату в самом ее корне и знаменита способностью усиливать сексуальную энергию, но за счет чего? Снижая стресс, улучшая мышечный тонус, успокаивая ум и нервы, содействуя здоровому сну, восстанавливая энергию почек и стимулируя кровообращение. Не удивительно, что такое растение прекрасно подходит для успокоения ваты на многих уровнях и может поддержать сексуальное и репродуктивное здоровье на многих уровнях.

Понимание динамических свойств трав в свете принципов Аюрведы может помочь нам выбирать относительно небольшие количества трав для максимального охвата имеющихся проблем. Иногда всего лишь одно растение, если оно хорошо подходит человеку, может оказаться очень эффективным. Другой важный момент, о котором нужно помнить, состоит в том, что омолаживающие тонизирующие травы тяжелы, маслянисты и плохо перевариваются людьми с низким агни или высокой амой. У некоторых людей в результате применения таких трав могут появиться газы, вздутие или даже запор. В этом случае, прежде чем давать тяжелые травы, важно усилить агни и очистить аму, или же сочетать эти травы с легкими, согревающими и стимулирующими, такими как кардамон, имбирь или пиппали, чтобы они легче переваривались. Алкогольные экстракты и аюрведические целебные вина (аришта и асава ), такие как ашвагандаришта или баларишта, могут помочь слегка облегчить свойства сладких, тяжелых и маслянистых трав и облегчить их переваривание, поскольку они практически сразу же попадают в кровоток.

Культивирование нашей сексуальной энергии

Наше сексуальное желание уменьшается в процессе старения, но мы можем сберечь свою жизненную энергию и сохранить сексуальные способности, поддерживая сбалансированное питание и образ жизни, а также принимая пищу и травы виджакарана. Выбирая травы для лечения мужских проблем, важно, прежде всего, осознать разнообразные факторы, которые могут влиять на дисбаланс, и устранить эти эмоциональные, пищевые или иные препятствия.

С точки зрения йоги, сексуальная энергия – это мощная сила, которую можно использовать для духовных практик. Следует отметить, что отсутствие сексуально желания не всегда говорит о низкой сексуальной энергии, но также может быть и знаком духовного развития и воздержания.

Обуздание секса до одного или двух раз в месяц может быть мощным способом предотвратить истощение сексуальных жидкостей и дать телу достаточно времени, чтобы восстановить шукра дхату. Соблюдение ограничений вместе с выполнением пранаямы (йогического дыхания) и асан (поз) и соблюдением саттвической (чистой) диеты может помочь воспитать удовлетворение в уме и увеличить оджас, важнейшую субстанцию жизни, которая является побочным продуктом шукры .

Сохранение энергии, как сексуальной, так и любой другой, поможет сохранить здоровье и повысить иммунитет, облегчить выздоровление и развить умиротворенность. Это включает задание ритма в своей ежедневной жизни, снижение факторов стресса, достаточное время для отдыха, расслабления и игр, а также выделение достаточного времени, чтобы побыть наедине с собой или на природе, размышляя о своих внутренних чувствах и решая свои эмоциональные проблемы. Это вместе с соответствующим питанием и с помощью аюрведических трав и здорового распорядка дня обязательно искоренит любые проблемы мужского репродуктивного здоровья.

В Аюрведе использование горьких трав в качестве тонизирующих не всегда присуще или может помочь. Горький вкус, как указано в главе этой книги, посвященной энергетике трав, является наиболее холодным, наиболее высушивающим, наиболее истощающим и уменьшающим из всех вкусов. Он не является тонизирующим в смысле питательности -- способствования росту или построению тканей в организме. Его влияние носит катаболический или уменьшающий характер, обеззараживая, способствуя истощению или удалению ткани, при этом подавляя или уравновешивая большинство органических функций тела.

Ему более присуще применение в качестве уменьшающего яды и избытки, а не для построения недостающего. Горькие травы являются частью очистительной, успокоительной теплоразрушительной или уменьшающей жар терапии, такое же применение она получили и в китайской медицине.

Аюрведа считает, что горькие травы стимулируют пищеварение, но только в небольших количествах и в основном для пациентов, страдающих от жара, лихорадки или условий сильной питты. Их нечасто прописывают хронически слабым или истощенным. Считается, что более высокая дозировка подавляет пищеварение, ослабляет ассимиляцию и расстраивает перистальтику.

Горькие травы по своей природе, как воздух и прочее высушивают ткани и жизненные флюиды и могут вызвать жесткость мускулатуры и даже спазмы мускулатуры. В большинстве условий горькие травы понижают, а не усиливают соответствующий тон мускулатуры, органов и тканей.

Если большинство западных фитотерапевтов прописывают эти травы при выздоровлении и вялости, то Аюрведа часто считает их бесполезными в таких условиях. Многие случаи слабости и выздоровления представляют собой вату по природе, условия охлаждения, недостатка жидкости и ухода в отбросы тканей организма. Они требуют согревания, увлажнительной и питательной терапии. Горькие травы также вата, воздушны по природе, а потому ничем не обеспечивают перестройку в организме или усиление жизненных флюидов. В основном они служат укрепляющими средствами в условиях затянувшейся лихорадки, перемежающейся или прерывающейся, или слабости (вялости), сопровождающей лихорадку или состояния высокой питты.

Возможно ранее западные фитотерапевты использовали горькие травы в качестве тонизирующих для выздоравливающих пациентов в питта состоянии, которые страдали от лихорадочных заболеваний или получили сверх меры токсинов при переедании мяса, употреблении алкоголя и т. д. Современные вегетарианцы, особенно имеющие вату, будут испытывать слабость при избыточном использовании горьких трав в качестве тонизирующих.

Тонизирующие травы в Аюрведе в основном сладкие с питательными веществами, которые создают ткани, укрепляют жизнеспособность, усиливают жизненные флюиды, повышают сексуальную энергию и продлевают жизнь. Они рассматриваются в отдельном разделе, посвященном тонизирующим травам. Горькие травы могут истощать жизнеспособность, понижать сексуальную энергию и способствовать процессу старения. В этой книге они названы горькими тонизирующими главным образом для удобства, поскольку они известны под этим названием. Мы также называем их "антилихорадочными" или травами, которые разрушают жар, огонь и лихорадку.

Можно сказать с некоторым оправданием, что эти горькие тоники являются тониками для питты, поскольку представляют собой наиболее сильные травы для уменьшения и регулирования ее функций. Но их действие не следует путать с действием тоников, которые являются питательными и омолаживающими.

Тем не менее горькие тоники являются очень важными растительными лекарствами. В Аюрведе и западной фитотерапии существует единое мнение о том, что это наиболее сильные травы для борьбы с лихорадкой, очищения организма и убийства токсинов. Они уменьшают лихорадку, питту, вывозят из организма токсины и жир. Они представляют собой наиболее сильные травы для очистительного нагревания.

Если лихорадка возникла из-за наружных патогенов и протекает в основном в поверхностных условиях, типа лихорадки от холода или флюса, то лечить ее следует диафоретической терапией с применением потения для открытия пор, разрушения циркуляции и истощения вызвавшего ее холода. Однако, если лихорадка сильна, в крови или внутри организма, нагревание печени, при наличии сильной жажды, потенция, воспаления или инфекции, обычно в условиях питты, более подходящими оказываются эти горькие тоники.

Горькие травы не просто подавляют лихорадку. Они разрушают вызывающую ее инфекцию, катаболизируя патогенезы. Они атакуют и разрушают аму, яды, которые проникли в ткани и вызвали лихорадку. Следовательно они показаны в любом случае лихорадки из-за амы (которая, как в случае артрита, может возникать из-за ухудшения ваты или капхи). Благодаря своей легкой природе они разрушают тяжелую по природе аму.

Посредством уменьшения жира, кислотности и токсичности они охлаждают и очищают кровь, они также обладают альтернативным или кровоочистительным действием. Можно подумать, что они аналогичны альтернативам, но они на порядок сильнее по воздействию.

Они регулируют функцию печени, контролируют и уменьшают образование желчи и кислоты в организме. В качестве таковых они показаны при большинстве заболеваний печени типа гепатита и желтухи, в особенности в начальной и острой стадиях.

Они уменьшают количество жира и регулируют сахарный обмен. Посредством этого они также регулируют функционирование селезенки и могут оказаться полезными при заболеваниях типа диабета. Являясь наиболее сильными травами для разрушения жира и уменьшения веса, они имеют сильное анти-капха действие.

Это, наряду с их кровоочистительными свойствами, придает им антиопухолевые функции. Они могут способствовать уменьшению как доброкачественных, так и злокачестве6нных опухолей типа раковых. Поскольку они катализируют катаболические процессы в организме, они очищают твердые наносы и удаляют закупорки из организма.

Будучи наиболее сильными травами для уменьшения питты, а также оказывая сильное понижающее действие на капху, они являются также наиболее сильными травами для ухудшения ваты. Если использовать их при несварениях, вызванных ватой (несварение на нервной почве, которое можно считать гипоглицемией), то они будут лишь вызывать дальнейшее нервное расстройство и еще большую сверхчувствительность.

К типичным горьким тоникам относятся: алоэ вера, американское коломбо, барбарис, калумба, карликовый дуб, горечавка, гидрастис, золотая нить, хинная корка, белый тополь и специфические для Индии чирата, кутки и ним.

Ветрогонные травы (вата-ануломан)

Ветрогонными считаются травы, удаляющие газы из кишечника, снижающие боль и вздутие. Они способствуют пищеварению и усиливают поглощение. Они помогают истощить воду и слизь. Аму, застаивающиеся и закупоривающие желудочно-кишечный (ж. -к.) тракт. Они способствуют необходимой и нормальной перистальтике.

Обычно они представляют собой ароматные или благоухающие травы, обладающие летучими маслами, которые стимулируют нервные окончания желудочно-кишечного тракта (самана и апана вайю, силы ваты, управляющие желудком малой кишечником и кишками), обеспечивая пищеварение и не давая накапливаться непереваренным пищевым продуктам.

Их стимуляция ваты также повышает агни -- как ветер раздувает огонь. В этом отношении они похожи на травы стимуляторы, а также на другие травы, как стимулирующие травы имеют тенденцию к способствованию пищеварению через непосредственное питание агни, эти работают более опосредованно через нормализацию ваты. В этом качестве они особенно хороши при слабости пищеварения из-за нервного расстройства, беспокойства и депрессии.

Они очень похожи на успокаивающие нервы. Путем рассасывания закупорок во всех каналах, оротас, они открывают нервную систему и снимают спазмы и боль. Они могут оказывать также диафоретическое и отхаркивающее действие, являясь также часто стимуляторами циркуляции. Они улучшают общий дух и стимулируют основной поток энергии, праны, в теле.

Все ветрогонные травы движут вату. Это стимулирующее действие выдвигает накопленную вату. Тем не менее их сухость может ухудшать вату, если использовать их слишком долго или в избытке.

Большинство из этих ароматических трав имеет тенденцию к нагреванию и остры на вкус. Однако, вторая группа охлаждает и тяготеет к горькому вкусу.

Разогревающие ветрогонные могут ухудшать питту, а некоторые из них способствовать кислотности, в этом случае следует отдать предпочтение охлаждающим ветрогонам. Охлаждающие ветрогоны чаще оказывают долговременное истощающее действие на вату. Все ароматические и ветрогонные травы уменьшают капху, благодаря своим высушивающим свойствам.

В этой категории трав находится большинство специй, и в качестве специй они должны быть частью ежедневного рациона, в особенности для того, кто имеет вату. От одного до пяти граммов многих из этих специй принимаемые с пищей могут излечить множество заболеваний, поскольку большинство болезней возникает из-за плохого пищеварения. Вместе с пищей или тонизирующими травами эти специи способствуют омоложению. Они лечат многие застойные заболевания и нервные расстройства.

К типичным разогревающим ветрогонам относятся : айван, базилик, лавровый лист, пальма ротанговая, кардамон, коричное дерево, гвоздика (пряность), чеснок, имбирь, ягоды можжевельника, мускатный орех, кожура апельсина, душица, тимьян, имбирь желтый, валериана.

К типичным охлаждающим ветрогонам относятся: пупавка, кошачья мята, хризантемы, кориандр, тмин, укроп, фенхель, липа, горчица, мята перечная, мята колосовая, грушанка. (см. также стимулирующие и пищеварительные травы).

Диафоретические травы (сведана карма).

Диафоретические (потогенные) травы вызывают потение и тем самым восстанавливают циркуляцию, истощают лихорадку и озноб, при этом выводя токсины с поверхности тела. Сильные диафоретики называются потогенными средствами.

Они являются поверхностно-освобождающими агентами, используемые в начальной и острой стадиях простуды и флюса, а также при более хронических условиях астмы и артрита. Первоначальная или острая стадия простуды и лихорадочных заболеваний парализует защитную энергию, которая движется вдоль поверхности тела. Результатом является остановка потоотделения и блокировка циркуляции. Диафоретические травы путем стимуляции восстанавливают защитную энергию организма.

Они оказывают следующее общее терапевтическое влияние: а) способствуют потению, б) снимают напряжение мускулатуры и болевые сочленения, в) низводят лихорадку до внешних факторов (связанных с простудой и флюсом), г) способствуют появлению и прохождению воспалительных процессов на коже, д) способствуют распространению поверхностной воды и отека лица и е) снимают головные боли, возникающие из-за простуды и застоя. В этом качестве они находятся на первой линии борьбы с заболеваниями.

Аюрведа различает два типа диафоретических трав в соответствии с дошей, на которую они работают. Этими двумя типами являются согревающие и охлаждающие диафоретики.

Большинство диафоретиков согревающие по своей природе. В основном, это горячие острые травы, которые уменьшают капху и вату, но увеличивают питту. Большинство холодных являются капхой по природе, вторжением холода и сырости. Вата, или ветер, представляет собой фактор, привносящий их в тело. Согревающие диафоретики лечат обычную простуду рассеиванием ветра, холода и сырости. Они обычно стимуляторы, отхаркивающие и могут обладать антиастматическими и антиревматическими свойствами.

К охлаждающим диафоретикам обычно относятся травы от горьких до острых, которые уменьшают питту и капху, но повышают вату. Они больше подходят для простуд питта-типа и более эффективны при лечении сильной лихорадки, ангины и других воспалительных заболеваний, включая попадание токсинов в кровь. Они обычно являются альтернативами и могут обладать мочегонным действием.

Согревающие диафоретики повышают температуру тела и посредством потения уничтожают озноб. Охлаждающие диафоретики понижают температуру тела посредством потения и выводят жар и токсины через кожу. Оба типа уменьшают содержание воды, флегмы и капхи.

Содержание капхи требует сильного потоотделения из-за ее мокрой позиции. Содержание питты требует умеренного потоотделения, охлаждающего по своей природе. Оно может быть ухудшено согревающими диафоретиками, горячим потом или паровыми ваннами, или горячими банями и саунами, которые уменьшают капху. Вата требует слабого потоотделения с преобладающей согревающей природой, чтобы помочь увлажнению ее поверхностной сухости, а сильные диафоретические методы еще более высушить вату.

Статьи по теме: «Растения»

Кто же не знаком с горчицей? И на обеденном столе стоит, и при простудах помогает – вспомните, как в детстве при простудах ставили горчичники на грудь, насыпали сухую горчицу в носки, некоторых еще заставляли нюхать или есть с ложки.

Существует несколько видов горчицы (sarshapa):

Белая горчица, желтая горчица (sinapis alba)
Черная горчица (brassica nigra, krushna sarshapa(санскрит))
Красная горчица (rakta sarshapa)
Индийская горчица (brassica juncea)

В семенах горчицы содержится рутин (витамин Р), который человеческий организм не в состоянии вырабатывать самостоятельно. Именно этот витамин особенно ценен для многих систем и органов. Он благоприятно влияет на стенки кровеносных сосудов и капилляров, повышает их эластичность, артериальное давление, нормализует его и поддерживает на должном уровне. Нормализует его и поддерживает внутриглазное давление, снижает его и упреждает развитие глаукомы.

Рутин является антиоксидантом, хорошо работает на предупреждение онкологии крови и молочных желез. Недостаток рутина в организме можно определить по проявлению петехий (сыпи) – мелких кровоизлияний на коже, особенно на тех участках, на которые оказывалось физическое воздействие или давление. Также отмечаются следы кровоизлияний на слизистых, мелкие синяки.

Аюрведические характеристики семян горчицы:

Was last modified: June 11th, 2019 by consultant

Семя льна пользуются большой популярностью у сторонников здорового питания, особенно у вегетарианцев и веганов, так как льняное семя - это источник растительного белка. В аюрведическом питании семя льна и льняное масло используется, как и все остальные продукты без исключения, в соответствии со своей

Аюрведические характеристики семени льна следующие
(согласно Сутрастханы Чарака Самхиты 27/292):

Аюрведические характеристики льняного масла почти такие же, как и у семени, за исключением (rasa) – он только сладкий (без вяжущего).

Вот что написано о льняном масле в древних трактатах:

Charaka (Chapter 26)

«atasyam madhuralayantu vipaki katukum thata
Ushnaveeryam hitam vatee raktha pitha prakopanam »

Linseed oil has madhra, amla rasas, katu vipaka and ushna veerya useful in vata disorders and increases the rakta and pitta.

Susrutha (Chapter 46)

«vataghnam madhuram teshu kshoumam tailam balapahamii
katupakamachukshushyam snighdoshnam guru pittalam»

It has madhura rasa,
katu vipaka,
ushma veerya
snigdha(oily) guna.
It is useful in vata disorders and act as balya(tonic).
Not good for eyes.

Семя льна и масло действуют смягчающе, послабляюще, отхаркивающе, являются питательным тоником.

consultant

Клинические испытания больше не являются обязательными для получения лицензии на патент аюрведическиx препаратoв в Керале (самом аюрведическом штате), последнем штате, где лицензия была обязательна. Об этом сообщает газета «The Hindu» 6 февраля 2019 года. Правительство штата недавно отозвало свое собственное распоряжение, изданное в 2013 году, которое обязало производителей пройти длительный процесс испытаний и исследований, прежде чем вводить новые продукты на рынок. Согласно новому приказу, изданному 16 января 2019 года для получения лицензий будет достаточно экспериментальных исследований в соответствии с Законом о наркотиках и косметике 1940 года. Качество и эффективность запатентованных лекарств также должны быть проверены экспертной комиссией по наркотикам, которая также является Государственным органом по лицензированию.

В 2010 году Центр внес поправки в Закон о лекарствах и косметике, сделав обязательными клинические испытания для запатентованных лекарств, особенно тех, которые производятся для экспорта. От этих клинических испытаний освобождены медицинские формулы из 56 классических текстов и тех продуктов, которые уже есть на рынке. В 2013 году правительство Кералы издало приказы и назначило экспертную комиссию, в которую вошли руководители нескольких аюрведических колледжей. Однако врачи и учителя из этих учреждений неохотно брались за работу, ссылаясь на этические причины. Это в целом задержало процесс лицензирования новых продуктов.

Но, честно говоря, новые продукты на рынке появляются нечасто.

Was last modified: June 7th, 2019 by consultant

Среди полезных растений, с успехом применяющихся в аюрведическом образе жизни, есть шардуника – самое известное аюрведическое растение для поддержания нормального уровня сахара и правильного функционирования поджелудочной железы, нормальной выработки инсулина, применяющее при диабете (1-го и 2-го типа).

Шардунику называют «разрушитель вкуса сахара». Среди читателей моего блога не так много диабетиков и они, скорее всего, будут следовать советам своих врачей, а не заниматься самолечением, так как при приеме диабетических препаратов вместе с шардуникой нужно внимательно следить за уровнем сахара в крови, во избежание понижения ниже нормы.

Хорошее качество шардуники – это то, что она снижает уровень сахара в крови у некоторых людей с высоким уровнем сахара, но не влияет на тех, у кого уровень сахара в крови находится в норме. А вот людям без диабета шардуникa может сослужить хорошую службу – она может помочь в преодолении тяги к сладкому. Это растение применяют те, кто не может отказаться от сладкого, и соответственно, набирает вес. Если человека сильно тянет на сладкое (на это есть несколько причин, с ними нужно разбираться отдельно), то шардунику можно применять как хорошее средство для уменьшения зависимости от сахара.

Was last modified: June 7th, 2019 by consultant

Повсеместно растущую ромашку многие ценят за ее целебное действие. Ромашка является растением, уравновешивающим эмоции и обладающим мягким действием на все процессы организма.

Ромашка обладает следующими (раса) – горький, острый, сладкий (по убывающей).

Чай из ромашки в умеренных количествах полезен конституций. Лучше всего он понижает (успокаивает) и . В больших количествах может возбуждать (обладая высущивающим действием – характеристиками вата доши)

Это же высущивающее действие хорошо убирает слизь из кишечника при разных .

В больших количествах ромашковый чай может вызвать рвоту, но если добавить в него немного свежего , то такой напиток будет полностью гармонизированным, лишенным рвотного эффекта и обладающим балансирующим эффектом для .

У ромашки широкий спектр действия:

Was last modified: June 7th, 2019 by consultant

Семена фенхеля (fennel seed) широко применяются с древних времен. Они действуют ветро понижающе, что очень важно для баланса (снижения ветра в организме).

Повышение ветра является косвенной причиной около 80 % известных заболеваний, поэтому именно ветропонижающим растениям и препаратам в аюрведе отводится особое место. Фенхель считается одним из самых растений.

Энергетика: охлаждающая (слегка), увлажняющая.

consultant

Этот пост получился из дополненного комментария о том, как разбираться с маслами. С маслами все довольно просто. Вы можете легко сами определять – для каких целей лучше всего использовать конкретное масло. Во-первых, растительные масла больше всего подходят людям с высокой , особенно с Людям конституции масла нужны меньше, за исключением охлаждающего кокосового масел. конституции масла нужны меньше всего. Лучшим для капхи будет горчичное масло.

Почти все медицинские масла готовят на . При внимательном рассмотрении аюрведического масла после вычисления базового масла (чаще всего это кунжутное масло), дальше смотрите травы и препараты, с которыми готовилось основное масло.

Один из подобных разборов недавно был в комментарии к посту про «Ану Тайлам». Там я рассказывала о масле «Шатбинду Тайлам», как вычислять – для каких целей оно пригодно, так как информация продавца часто бывает довольно скудная.

У «Кширабала тайлам» (о котором спрашивали в комментарии) основа тоже кунжутное масло, как и у многих ему подобных – , . Разбирая травы и препараты, на которых это масло настаивали, пытаемся выяснить – для какого состояния они лучше всего подходят. Это не всегда удается, так как множество растений нельзя найти в русском, английском, нет ни перевода, ни описания. С санскритом или одним из языков Индии (на котором может быть инструкция, если препарат привезен или куплен из Индии) тоже не все дружны. Но кое-как можно вычислить основные ингредиенты.

Обычно первыми перечисляются те растения и препараты, которых больше в пропорциональном отношении. На них и нужно ориентироваться, они главные.

Was last modified: June 8th, 2019 by consultant

Шатавари известен как лучший омолаживающий тоник для репродуктивной системы (особенно женской) в любом возрасте. В подростковом возрасте шатавари прописывают девочкам, страдающим худобой, задержкой в развитии, слабостью, нарушениями менструального цикла. В среднем и пожилом возрасте шатавари помогает женщинам легче перейти через естественные фазы жизни, включая менопаузу, так как считается природным фитогормонам и поддерживает выработку организмом естественных гормонов.

Шатавари переводится как «имеющий сто корней»/«целитель от ста болезней» . Аллегорический перевод «имеющая 100 мужей» как бы подчеркивает сексуальную силу, которая позволит женщине удовлетворить 100 мужей.

Другие названия, под которыми вы можете встретить шатавари – это спаржа кистевидная, shatavari/ shatawari / satavar / satmuli / shatul , musli, vrishya asparagus racemosus wild, white asparagus, kurilo (в Непале).

Есть несколько видов шатавари с похожими свойствами, произрастающих в разных регионах. Шатавари произрастает в Индии, Шри-Ланке, в некоторых районах Африки и Китая. В других странах шатавари соответствует «аспарагус домашний /спаржа лекарственная». Они похоже внешне своими мелкими пушистыми веточками, как у молодой сосны. Корни тоже похожи и по внешнему виду и по действию.Турмерик »

Но вот некоторые тонкости там не были упомянуты. Современные исследования доказали, что турмерик не легко всасывается в ЖКТ. Различные исследования показали, что концентрация куркумина в плазме крови, моче, в тканях чрезвычайно низки, независимо от принимаемых доз. Увеличить адсорбцию помогают некоторые хитрости.

Турмерик при приеме рекомендуют смешивать с щепоткой черного перца, который и сам по себе является мощным средством, и хорошо усиливает всасываемость куркумина. Исследователи говорят, что измерение уровня куркумина в крови после приема турмерика показывают невысокой уровень повышения его содержания, так как печень пытается быстрее избавиться от куркумина. При добавлении же 1/4 ч.л. черного перца уровень усвоения (bioavailibity) повышается на 2000 % (при тех же дозах турмерика). При регулярном приеме турмерика 1/4 ч.л. черного перца не нужно добавлять (это делали только при экспериментах), но щепотка (1/20 ч.л.) дает очень хороший результат, подтверждающий наличие достаточного количества в организме куркумина.

Китайские врачи относили корень солодки к лекарствам первого класса и старались включать его в состав всех лекарственных смесей. Солодка хороша и своими лечебными свойствами, и своим приятным вкусом, и сладостью, поэтому ее часто добавляют в разные медицинские смеси для сглаживания неприятных вкусов.

Вот что говорится в «Чарака Самхите»:

«Солодка обладает следующими характеристиками: способствует долголетию, помогает в лечении переломов костей и заживление ран, улучшает цвет лица кожи, улучшает голос, снимает зуд (зуд), уменьшают рвоту, уменьшают кровотечение, восстанавливают правильный цвет мочи.

Аюрведические характеристики:

Солодка (лакричник) was last modified: March 12th, 2019 by consultant