Медитация на смерть или осознание ценности жизни. Как пережить смерть в медитации и побороть страх смерти Размышление о смерти

Ночью, перед тем, как уснете, выполните эту 15-минутную медитацию . Это - медитация смерти . Ложитесь и расслабтесь. Чувствуйте, будто умираете и что не можете двигать телом, потому, что мертвы. Создайте... вас. Чувствуйте, что в теле, огромная текучая энергия, как раз противоположное медитации смерти . Итак, занимайтесь медитацией смерти ночью перед сном, и медитацией жизни - перед тем, как вставать. Во время медитации жизни вы можете глубоко дышать. Чувствуйте себя полным энергии- с дыханием входит...

https://www.сайт/religion/15660

Ночью, перед тем, как уснете, выполните эту пятнадцатиминутную медитацию . Это - медитация смерти . Ложитесь и расслабьтесь. Чувствуйте, будто умираете и что не можете двигать телом, так как мертвы... . Чувствуйте, что в теле - огромная текучая энергия - как раз противоположное медитации смерти . Итак, занимайтесь медитацией смерти ночью перед сном, и медитацией жизни - перед тем, как вставать. ... Во время медитации жизни вы можете глубоко дышать. Чувствуйте себя полным энергии... с дыханием входит...

https://www.сайт/religion/12636

Образом, тибетское объяснение этих данных не единственное из возможных. В то же время, это одно из самых весомых описаний процесса умирания, смерти и возрождения, основанных на прочном понимании Великой цепи бытия, как в направлении «вверх» (медитация и смерть ), так и в направлении «вниз» (бардо и новое рождение). ОКОЛОСМЕРТНЫЙ ОПЫТ И СТАДИИ ПРОЦЕССА УМИРАНИЯ Самый известный...

https://www.сайт/religion/18116

Превосходит кошачий. (Смех). Поэтому уместней обсудить аналитический вид медитации , применение медитации на обычные мысли и ум, вместе с правильной позой сидения... смерти ум поначалу теряет сознание. Чтобы очистить это, мы тренируемся в фазе растворения. Так функционирует Ваджраяна, где для очищения всевозможных видов самсарных привычек используются очень динамичные методы. Фаза растворения - это момент перехода медитации в практику Махамудры. Это был грубый обзор того, как практикуют медитацию ...

https://www..html

Изменяющие Ваше дыхание, осознанное выражение себя через усиление вашего голоса позволяют высвободить заблокированные, подавленные в прошлом эмоции. В медитации АУМ Вы встречаетесь со всеми эмоциями, присущими человеку. И Вы обнаруживаете крайние их проявления, 12 сущностей человеческой натуры... . 6 стадия - «Свободный танец» В медитациях Ошо всегда есть место танцу, потому, что танец это всегда движение, всегда празднование, даже если это танец смерти . Танцуйте так, как будто это ваш последний...

https://www..html

Потому, что во время нее не клонит в сон. В этой статье мы рассмотрим шесть видов этой интересной медитации . Медитация во время ходьбы – это не просто прогулка в парке. Она в несколько раз медленнее и основательнее, и... Держитесь подальше от шоссе и густонаселенных районов. Главное условие – ощущение спокойствия и безопасности. Длительность. Идеально практиковать эту медитацию не менее 15 минут. Учитывая, что сонливость не будет накатывать (как в случае с сидячей), можете увеличивать длительность...

https://www.сайт/religion/111746

Негатив через самопознание, через выплеск энергии, которая блокирует наши чакры. Ни для кого не секрет, что медитации появились еще в древней Индии и были намного большим, чем просто способом расслабиться. Медитативные методики помогали... мусор» и блокирует наши порывы, нашу удачу. Если избавиться от него через медитации – все наладится. Медитация Ошо АУМ А этот вид медитации помогает понять и раскрыть себя, увидеть самые прекрасные стороны души, развивать свои положительные...

https://www.сайт/religion/110523

В разных положениях, чтобы подобрать наиболее удобное для себя. Шестой этап. Настало время приступить к самой медитации , и мы предлагаем вашему вниманию самый распространенный и простой вариант. Вам необходимо сделать следующее: * закройте... -либо мысли, представьте, как вы «выбрасываете» их; * контролируйте ощущения и перемены, которые происходят с вами во время медитации ; * чтобы было проще избавиться от негативных мыслей, считайте количество вдохов и выдохов; * как только вы сможете ощутить...

Делается это ближе к ночи, в одиночестве и темноте. Сядьте максимально удобно. Желательно, чтобы вокруг было тихо и темно. Ничто не должно отвлекать вас.

Закройте глаза и всмотритесь в темноту перед собой. И отчетливо скажите себе, что вы закрыли глаза последний раз. Больше вы их НИКОГДА не откроете. Вы умираете. Впустите в себя мысль, что глаза отныне закрыты навсегда.

А ведь действительно, разве не так к нам приходит смерть? Разве не так случится однажды? Когда-нибудь наши глаза закроются без всякого предупреждения и больше никогда не откроются. Поэтому сейчас мы имитируем свою смерть для того, чтобы представить, что будет происходить с нашим сознанием, когда мы будем умирать по-настоящему.

Итак, вы умираете. Смерть закрыла вам глаза. Теперь ваш удел - созерцать тьму. Осознайте, что вы больше никогда не увидите солнечный свет. Никогда. Вы никогда не почувствуете песок под ногами, не искупаетесь в море, не попробуете на вкус никакой пищи, не испытаете ни одного удовольствия. Осознайте это.

Если у вас будет получаться это осознавать, то ваша личность начнет подкидывать вам продолжение. С ужасом вы осознаете, что больше не увидите своих родных и близких. Если у вас есть дети - вы больше не увидитесь. Никогда. Вы больше не поцелуете своих любимых, не почувствуете тепло их прикосновения. Боже, а как же много еще было недосказано... И как же много еще хочется услышать.

НИЧЕГО. Больше не будет ничего.

Как только вы это осознаете, ваше внимание начнет прыгать в прошлое. Вы увидите, как бездарно тратили свою жизнь. То время, которое можно было потратить на удивительные вещи, вы тратили на лень и всякую чушь. Ведь казалось, что впереди еще много времени, что в запасе есть еще годы, но вот пришла смерть и закрыла вам глаза. Как же много времени потрачено впустую.

Из вас будут вылезать все новые и новые сожаления, все мечты и желания, но в конце остается только один неизменный факт: глаза больше не откроются. Осознайте это.

Если в этой медитации вы не сможете продвинуться дальше, то вы не услышите совет от смерти. Двинуться дальше - значит согласиться с неизбежностью собственной смерти. Признать ее победу. Отдать ей свои воспоминания, сожаления и желания. Увидеть, что кроме собственного «Я» у вас ничего не осталось.

Если вы сможете выйти в это состояние и почувствовать свое «Я», очищенное от ментального хлама, то вы увидите, что это «Я» - маленькое, ничтожное, занимающее никчемное место в этом мире. Ни статус, ни деньги этому «Я» не принадлежат. Это просто присутствие своего настоящего «Я», которое не умирает.


Однако осознание своего никчемного «Я» дает вам понимание, почему именно оно такое маленькое. Что именно в вашей истории мешало ему развиваться. А главное, что надо делать, чтобы развивать это «Я». Как надо было тратить время, какие приоритеты надо было расставлять.

Если вы и это осознаете, тогда дайте обещание смерти. Пообещайте, что отныне вы не будете так глупо тратить свое время. Что вы будете совершенствовать свое истинное «Я» и делать все, чтобы в момент своей истинной смерти не испытывать разочарования по поводу своего прошлого и будущего. Пообещайте, что вы не подведете свою смерть и что в следующий раз она будет забирать уже другого человека: сильного, уверенного, того, кто прожил свою судьбу до конца, не прикрываясь нелепыми отмазками. Пообещайте, что вы сделаете все, чтобы умереть достойным человеком. Человеком, который не затмил свое истинное «Я» идиотизмом этого мира.

Дайте это обещание в обмен на жизнь. Помните, вы призываете Ангела смерти. И если медитация получится, значит Ангел пришел к вам. И ваше обещание будет им услышано. А если так, то, открыв глаза и вернувшись к своей жизни, вы сильно рискуете, если не будете выполнять обещанное. Смерть не любит, когда с ней играют. Она может напомнить вам о вашем обещании, например, когда вас увольняют с работы или вы попадаете в ДТП, или когда у вас воруют кошелек с последними деньгами. Да, да, эти и другие подобные ситуации есть не что иное, как присутствие Ангела смерти рядом. Он напоминает вам, что ваш путь в другом, что вы обещали больше не быть идиотом, наивно полагающим, что у вас полно времени, а значит, Путь подождет. Путь, может, и подождет, но смерть - это финал любого человека в этой жизни. Помните это.

После подобной практики постарайтесь закрепить результат. Сходите в морг. Постарайтесь сделать так, чтобы вам показали труп человека вашего пола и примерно вашего возраста.

Смотрите на него не отрывая глаз. Смотрите внимательно. Осознайте, что люди и в вашем возрасте умирают. И кто дал вам гарантию, что у вас больше времени, чем у того, кто бездыханно лежит перед вами? Глядя на него, подумайте, что у этого человека тоже были планы. Тоже были родственники и любимые. Он тоже к чему-то стремился и чего-то хотел. Но разве это волнует смерть? Она пришла и закрыла его глаза навсегда.

Все это нужно сделать не для того, что бы впасть в депрессию от мыслей о неминуемой смерти. Наоборот, это стимул. Очень мощный. Отдайте в жертву смерти свои страхи, сомнения, мысли и тревоги. Действуйте. В конце концов, чем вы рискуете? Жизнью? Да, но не действуя, вы тоже ей рискуете. Видите, в чем фокус? Мы умрем в любом случае, совершенствуя себя или нет. Но кто-то скажет: «А зачем себя совершенствовать, если смерть все равно придет ко мне?» Затем, что просто плыть по течению слишком легко. И, умирая по-настоящему, вы испытаете всю боль от того, что вы так и не рискнули, так и не отважились быть таким, каким не жалко умирать. Это вызов. И это достойный вызов любому человеку. Лишь осознание своей смерти дает силу принять его. И это самое прекрасное, что может произойти в нашей жизни.

Если вы противитесь смерти, вы утрачиваете величайшее таинство. Если вы противитесь смерти, вы утрачиваете и саму жизнь, ибо они тесно переплетены друг с другом; они неотделимы. Жизнь - это рост, смерть - ее цветение. Путешествие и цель не отделены друг от друга - путешествие заканчивается целью.

Вхождение в смерть

Шива сказал: Сосредоточься на огне, восходящем в твоей форме от ступней вверх, пока тело не сгорит дотла, но не ты.

Будда очень любил эту технику медитации; он посвящал в нее своих учеников

.
Всякий раз, когда Будда кого-нибудь посвящал, он прежде всего советовал посвящаемому пойти к месту кремации и посмотреть, как сжигают мертвые тела. В течение трех месяцев он ничего не должен был делать, просто сидеть там и смотреть.

Будда говорил: «Не думай об этом. Просто смотри». А это трудно, трудно не думать, что рано или поздно твое тело тоже будет сожжено. Три месяца - долгий срок, и постоянно, днем и ночью, всякий раз, когда сжигали чье-то тело, искатель должен был медитировать. Рано или поздно он начинал видеть на погребальном костре свое собственное тело. Он видел, что сгорает сам.

Если вы очень боитесь смерти, вы не сможете выполнить эту технику, потому что страх преградит вам путь. Вы не сможете войти в нее. Или же представите все лишь на самой поверхности, ваша глубочайшая сущность не будет вовлечена, и с вами ничего не произойдет.

Запомните: боитесь вы смерти или нет, смерть - это единственный безусловный факт. В жизни нет ничего безусловного, за исключением смерти. Все неопределенно; только смерть является безусловным фактом. Все остальное случайно - оно может случиться, а может и не случиться - одна смерть не случайна. Но взгляните на человеческий ум. Мы всегда говорим о смерти так, будто она - случайность. Всякий раз, когда кто-нибудь умирает, мы говорим, что его смерть была преждевременной, мы говорим, что это как бы случайность. Но смерть не есть случайность - одна лишь смерть. Все остальное случайно. Смерть абсолютно определенна. Вы должны умереть.

Когда я говорю, что вы должны умереть, вам кажется, что это произойдет в далеком будущем, очень нескоро. Это не так - вы уже умерли. Вы умерли в тот момент, когда родились. С рождением смерть стала неизбежностью. Одна часть этой неизбежности уже случилась - рождение, теперь должна случиться вторая, заключительная часть. Поэтому вы уже мертвы, полумертвы, ибо родившись, человек вступает в царство смерти, входит в него. Теперь ничто уже этого не изменит, изменить ничего невозможно. Вы вошли в смерть. Вы полумертвы с рождения.

Запомните: смерть произойдет не в конце жизни, она уже происходит. Смерть - это процесс. Как и жизнь, она является процессом, смерть - это тоже процесс. Мы создаем двойственность, однако жизнь и смерть - это как бы две ваши ступни, две ноги. Жизнь и смерть образуют единый процесс. Вы умираете ежесекундно.

Позвольте мне объяснить это следующим образом: всякий раз, когда вы вдыхаете, - это жизнь, и всякий раз, когда выдыхаете, - это смерть.

Первое, что делает новорожденный, - он вдыхает. Ребенок не может выдохнуть. Сначала он вдыхает. Он не может выдохнуть, потому что в его легких еще нет воздуха; он должен вдохнуть. Первое действие - вдох. А последним действием умирающего старика будет выдох. Умирая, вы не можете вдохнуть - это вам известно? Когда вы умираете, вы не можете вдохнуть. Последнее действие не может быть вдохом; последнее действие - выдох. Первое действие - вдох, последнее - выдох. Вдох - это рождение, выдох - смерть. Каждую секунду вы делаете то одно, то другое - вдыхаете и выдыхаете. Вдох - это жизнь, выдох - смерть.

Возможно, вы этого не замечали, однако попробуйте за этим понаблюдать. Всякий раз, когда вы делаете выдох, вы становитесь более мирным. Сделайте глубокий выдох - и вы почувствуете внутри себя некоторое спокойствие. А всякий раз, когда вы делаете вдох, вы напрягаетесь, становитесь напряженным. Напряженность вдоха создает в вас напряжение. И естественный акцент всегда делается на вдохе. Если я советую вам глубоко дышать, вы обязательно начнете с вдоха.

На самом деле мы боимся выдоха. Вот почему дыхание стало таким мелким. Вы никогда не выдыхаете, вы только вдыхаете. Лишь ваше тело выдыхает, потому что тело не может существовать на одном вдохе. Ему необходимо и то, и другое: и жизнь, и смерть.

Шаг первый:

Попробуйте проделать один эксперимент. В течение целого дня, как только вспомните об этом, глубоко выдыхайте и не вдыхайте. Пусть тело вдыхает, вы же только выдыхайте. И вы почувствуете глубокое спокойствие, ибо смерть - это спокойствие, смерть - это безмолвие. Если вы станете уделять выдоху больше внимания, вы почувствуете себя неэгоистичным. При вдохе вы почувствуете себя более эгоистичным, при выдохе - менее эгоистичным. Уделяйте выдоху больше внимания. В течение целого дня, как только вспомните об этом, глубоко выдыхайте и не вдыхайте. Позвольте вдыхать телу, а сами этого не делайте.

Акцент на выдохе поможет вам в выполнении эксперимента, ибо вы готовы будете умереть. Необходима готовность к смерти, в противном случае эта техника не принесет особой пользы. А вы будете готовы к смерти только в том случае, если уже неким образом вкусили ее. Глубоко выдыхайте - и вы ощутите ее вкус. Он прекрасен.

Смерть восхитительна, ибо ничто не подобно смерти - такой безмолвной, расслабляющей, тихой, спокойной. Но мы боимся смерти. А почему? Откуда в нас страх смерти? Мы боимся смерти не из-за самой смерти - ведь она нам неизвестна. Как можно бояться того, с чем вы еще не сталкивались? Как можно бояться того, что вам неизвестно? Чтобы бояться чего-то, вы должны, по крайней мере, это знать. Так что на самом деле вы боитесь не смерти; ваш страх - нечто другое. На самом деле вы никогда не жили - вот что вызывает страх смерти.

Страх появляется из-за того, что вы еще не жили, поэтому и боитесь: «Я еще не жил, и если придет смерть, то что же тогда? Не испытав удовлетворения от жизни, совсем не пожив, я уже умру». Страх смерти появляется только у тех, кто недостаточно жив. Если вы живы, вы радушно примете смерть. В этом случае никакого страха нет. Вы познали жизнь; теперь хотели бы познать и смерть. Но мы так боимся жизни, что не познаем ее, не входим в нее глубоко. Это и порождает страх смерти.

Если вы хотите войти в эту технику медитации, вы должны осознать свой глубинный страх. Этот страх нужно отбросить, нужно освободиться от него, лишь тогда вы сможете войти в эту технику. Вот что вам поможет: уделяйте больше внимания выдоху. В течение всего дня вы будете чувствовать себя расслабленным, возникнет внутреннее безмолвие.

Шаг второй:

Вы углубите это чувство, если проделаете еще один эксперимент. Ежедневно в течение пятнадцати минут глубоко выдыхайте. Сядьте на стул или на землю и глубоко выдыхайте. Во время выдоха закрывайте глаза. Когда воздух выходит наружу, входите внутрь. Теперь позвольте телу вдохнуть; и когда воздух будет входить внутрь, открывайте глаза и идите наружу. Затем сделайте наоборот: когда воздух выходит наружу, двигайтесь внутрь; когда воздух входит внутрь, выходите наружу.

Когда вы делаете выдох, внутри вас освобождается некоторое пространство , ибо дыхание - это жизнь. Когда вы глубоко выдыхаете, вы становитесь пустым, жизнь выходит наружу. В некотором смысле вы мертвы, на мгновение вы мертвы. В этом безмолвии смерти входите внутрь. Воздух выходит наружу: закройте глаза и двигайтесь внутрь. Там есть пространство, и вы можете легко войти в него.

Прежде чем выполнять описываемую ниже технику, проделайте этот эксперимент в течение пятнадцати минут, чтобы быть готовым, - и не только готовым, но и приглашающим, восприимчивым. Страх смерти исчезает, теперь смерть выглядит как расслабление, как глубокий отдых.

Шаг третий:

Лягте наземь. Вообразите себя мертвым; вообразите, что ваше тело - это труп. Лягте наземь и сосредоточьте свое внимание на пальцах ног. С закрытыми глазами двигайтесь внутрь. Сосредоточьте свое внимание на пальцах ног и почувствуйте, как оттуда поднимается вверх огонь, все сжигая на своем пути. По мере того как огонь поднимается все выше, ваше тело постепенно исчезает. Начните с пальцев ног и двигайтесь вверх.

Почему следует начинать с пальцев ног? Так будет легче, потому что пальцы ног очень далеко от вашего «я», от вашего эго. Ваше эго находится в голове. Вы не сможете начать с головы, это очень трудно, поэтому начинайте с отдаленной точки, а пальцы ног - это точка, наиболее удаленная от эго. Начинайте огонь оттуда. Почувствуйте, что пальцы ног уже сгорели, что от них остался только пепел, а затем понемногу двигайтесь вверх, сжигая все, что огонь встретит на своем пути. Все части тела, ноги, бедра будут постепенно исчезать.

Постарайтесь увидеть, как они превращаются в пепел. Огонь поднимается вверх, и тех частей тела, по которым он прошел, больше нет; они превратились в пепел. Продолжайте двигаться вверх; в конце концов исчезнет и голова. Вы станете наблюдателем на холме. Тело останется, но мертвое, сожженное, превращенное в пепел, а вы будете наблюдателем, вы будете свидетелем. У свидетеля нет эго.

Эта техника очень полезна для достижения неэгоистичного состояния. Почему? Потому что она воздействует на очень многое. Она только кажется простой, но на самом деле далеко не проста. Ее внутренний механизм очень сложен. Первое: ваши воспоминания - это часть вашего тела. Память материальна; вот почему она может быть записана в клеточках мозга. Они материальны, они - часть тела. Ваши клеточки мозга можно прооперировать, и если некоторые клетки удалить, у вас исчезнут и определенные воспоминания.

Вот что необходимо понять и запомнить: если память существует, значит, существует и тело, и значит, вы дурачите самих себя. Если вы действительно глубоко чувствуете, что тело мертво, сожжено, что огонь полностью уничтожил его, тогда никакой памяти у вас нет. В этот момент никакого наблюдения ума нет. Все остановится - не будет ни одного движения мысли, будет просто наблюдение, видение того, что произошло.

Пройдя эго, вы сможете пребывать в этом состоянии постоянно. Однажды вы поймете, что можете отделять себя от тела, и эта техника станет методом отделения себя от тела, методом создания зазора между вами и телом, методом пребывания в течение нескольких минут вне тела. Если она вам удастся, вы сможете оставаться в теле и в то же время пребывать вне тела. Вы будете жить так же, как жили раньше, но тем же самым вы уже не будете.

На эту технику уйдет не менее трех месяцев. Продолжайте ее. За один день успеха не добиться, но если вы будете практиковать ее один час в день на протяжении трех месяцев, то однажды ваше воображение внезапно поможет вам, возникнет зазор, и вы действительно увидите свое тело, превращенное в пепел. Тогда вы сможете наблюдать.

А наблюдая, вы постигнете одно очень глубокое явление - что эго есть нечто фальшивое, не существующее. Оно существовало лишь потому, что вы отождествляли себя с телом, с мыслями, с умом. Вы - не то и не другое, не ум и не тело. Вы отличаетесь от всего, что окружает вас; вы отличаетесь от своей периферии.

Как часто нам хотелось повернуть время вспять и получить еще один шанс? Но время безжалостно движется вперед, и повторный шанс так призра­чен и мал. Как часто мы сожалели о сказанных или непроизнесенных словах, о незаконченном деле, о нерешенных проблемах, которые мы откла­дываем на потом? Буддисты полагают, что здесь и лежит источник нашей будущей кармы. Здесь зак­ладываются семена, ждущие своего часа, чтобы принести плоды. Верим ли мы в то, что незавер­шенное дело может ввергнуть нас в круговорот перерождений, или нет, мы все еще можем ощу­щать груз незавершенного дела в нас самих.

О неизбежности перемен

Как неохотно мы говорим и думаем о смерти, последнем табу. Смерть остается самым большим страхом для нас. Страх не исчезает с попыткой не замечать эту реальность. Кто чувствует себя уют­но, думая о собственной смерти? Кто захочет взять предметом медитации собственную смерть? Ведь наряду с рождением смерть являет­ся еще одной непреложностью. И все же она наш величайший страх. Она несет с собой ужас неиз­вестного и зов неизбежного. Вместо того чтобы обратить свой взор на эту непреложную истину, мы выбираем возможность не замечать ее вплоть до того момента, когда смерть сама придет за нами. Пока мы не взглянем на смерть, мы не сво­бодны в поисках жизни. Все духовные традиции предлагают медитировать на смерть. Суфии гово­рят: «Умри прежде смерти». Слова Ошо тоже об этом:

«Начните медитировать на смерть. И всякий раз, когда вы почувствуете, что смерть рядом, войдите в нее через врата любви, через врата ме­дитации, через врата умирающего. И когда вам будет суждено умереть - а этот день готовится прийти, - примите это с радостью, благословен­но. И если вы можете принять смерть с радостью и благословенно, вы достигните высочайшего пика, ибо смерть есть крещендо жизни».

Легко жить в претензии на весь мир. Это часто кажется предпочтительней правды. Правда ведь в том, что человеческая жизнь ограничена, и мы наделены непостоянной формой в этом вечно меня­ющемся мире. Перемена и непостоянство страшат, поэтому мы ищем надежности и стабильности. Но когда мы думаем лишь о надежности и забываем о непостоянстве, то не замечаем основного парадокса жизни. Когда же помним об этом противоречии, нам открывается правда. Непостоянство - самое последнее, что мы хотим видеть в себе.

Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. .

Размышление о смерти

Если мы стремимся к жизни, мы также долж­ны признать реальность смерти, как и все преды­дущие поколения духовных путников. Наши стра­хи и волнения не являются сугубо индивидуаль­ными, они служат подтверждением всех челове­ческих страхов и забот, пронесенных через века. Буддизм требует, чтобы мы обратились к предмету смерти. Он предлагает ступенчатую практику ме­дитации на смерть, которая знакомит нас с представлением о завершении жизни постепенно. Первый шаг связан с раз­мышлением о неизбежности смерти. Мы должны думать о том, что каждый умрет и что негде ук­рыться от смерти. Дальше мы должны размыш­лять о том, что время смерти не определено. У нас нет строго ограниченного срока жизни. Мы не зна­ем, когда придет смерть. Любые мелочи могут привести к смерти, и не существует гарантии дол­гой жизни. Наконец, мы должны пристально всмотреться в жизнь и определить, что было в ней ценного. Эти три этапа помогают нам выяснить, что же действительно является важным в нашей жизни.

Существовало много религиозных представлений о значении смерти. В них можно выделить два те­чения мысли. Первое выдвигает линейную модель, предполагающую, что физическая жизнь служит приготовлением для более возвышенной жизни, ко­торая проявляется в другом состоянии, не знающем смерти. К примеру, такой взгляд мы можем усмот­реть в христианстве. Второй подход предполагает циклическую модель становления посредством пе­рерождения (реинкарнации). Циклическая модель и линейная модель, несомненно, во многом расхо­дятся друг с другом. Идея множественности жизни внушает представление о постоянном становлении. Идея единственности физической жизни заставляет думать о становлении лишь как о завершении. Мо­дель, которую мы выбираем, формирует образ на­шей жизни, наши верования и то, как мы умира­ем. Любопытно, что обе модели, представляющиеся столь различными, в итоге проявляют одну и ту же тенденцию, выражаемую в отрицании важности жизни в этом мире.

Возможно, явится новая модель. Если мы лю­бим жизнь, давайте утверждать ее. Если мы в ка­честве своей модели берем Колесо, провозгласим, что жизнь на Колесе хороша. Зачем искать нирва­ну, если нирвана и сансара суть одно и то же. Давайте выберем ЖИЗНЬ. Если вы руководствуе­тесь моделью одной жизни, утверждайте ее цели­ком и живите ей здесь и теперь. Небеса могут по­дождать. Ведь именно определенность смерти при­дает смысл жизни, так что в наших поисках смыс­ла давайте также не забывать о реальности смерти.

Просмотры 1 258

Впервые услышав о медитации на смерть, мы можем отреагировать на такую идею нервным потрясением. Возможно, мы полагаем, что медитация должна быть связана с приятными переживаниями, тогда как смерть и все, что с ней связано (горести и слезы, черная одежда, скелеты и кладбища), вызывают чувства страха и паники. Мы воспринимаем смерть как явление, противоречащее жизни, красоте и счастью, ведь она относится к сфере невыразимых, немыслимых материй.

Но откуда у нас такие нереалистические взгляды? Почему мы не можем принять смерть так, как мы принимает факт увядания цветов, которые еще вчера были свежими? Перемены, распад и смерть это естественные и неизбежные части существования.

Буддизм объясняет смерть как отделение ума от тела, после которого тело разлагается, а сознание переходит к следующей жизни. Условная самость, иначе говоря «я», зависящая от нынешнего сочетания ума и тела, исчезает с приходом смерти, но с возникновением новой жизни возникнет другой образ. Следовательно, смерть есть не прекращение, а преображение.

В корне нашей тревожности и самоограничения лежит невежество. Мы цепляемся к своему искусственному образу как за нечто постоянное и неизменное, и мы хотим жить вечно. Возможно, это желание бессознательно, и мы не выражаем его мысленно или словесно, но его существование несомненно. Такое желание объясняет, почему мы инстинктивно убегаем, боремся или защищаемся, когда нашей жизни что-то угрожает.

Я совсем не хочу сказать, что в попытках выжить есть что-то дурное, ведь жизнь и в самом деле очень ценна. Но полезно исследовать природу «я», которое не хочет умирать. Ошибка заключается не в желании продлить жизнь, а в принципиальном представлении о том, кого и что мы в действительности собой представляем. "Я тело или какая-то часть совокупности костей, крови и плоти? - спрашиваем мы себя. - Может быть, я есть мое сознание? Может быть, я нечто отличное от своего тела и ума?"

Понимание пустоты, то есть небытия изначальной постоянной самости, освобождает нас от страха смерти, а также от всех остальных страхов и неверных представлений. Однако до тех пор, пока мы не достигнем этой точки, нам важно поддерживать осознание своей недолговечности и смертности.

Главная польза практики этой медитации в том, что она заставляет нас решить, какие взгляды и виды деятельности поистине ценны. Человеческая жизнь имеет большую значимость из-за возможностей, которая она предоставляет нам для нашего духовного роста, выражающийся в развитии любви и сострадания, ясности и мудрости и в конечном итоге в достижении просветления. Каждый из нас обладает для этого громадными возможностями.

Но жизнь коротка. Смерть может наступить в любой миг, и будет невероятно прискорбно умереть, так и не приступив к выполнению единственной работы, которая имеет вечную пользу как для нас самих, так и для других существ. Нынешняя жизнь и все ее переживания мимолетны. Цепляться за что-либо в этом мире это все равно как гоняться за радугой. Если мы будем все время хранить эту мысль в уме, то не растратим зря время на поиски земных радостей, а потратим время с толком, избегая отрицательных явлений и, стало быть, причины несчастья, и взращивая положительные явления и, стало быть, причину счастья.

То, как мы живем, неизбежно влияет на то, как мы умираем. Если мы жили мирно, то и умрем в покое, но если мы так и не смогли при жизни принять смерть в расчет и, таким образом, нам не удалось подготовиться к ней, тогда мы, скорее всего, умрем в страхе и сожалениях, то есть в таком состоянии ума, которое лишь усугубят наше страдание.

Нас совсем не нужно взирать на смерть в страхе и печали. Вообще-то, она может оказаться переживанием просветления, но будет ли у вас такой опыт, зависит оттого, как вы проживаете каждый день, каждый миг своей жизни. Осознание смерти в течение жизни помогает нам оставаться в настоящем, воспринимать прошлое как сон и надеяться на будущее как на фантазию. Так мы будем более уравновешенными и удовлетворенными, так мы с энтузиазмом проведем значительную часть жизни.

Существуют разные способы медитации на смерть. Я объясню вариант, предполагающий созерцание из девяти пунктов. В главной части медитации глубоко созерцайте один из этих пунктов, а затем кратко разберите остальные пункты. Если в день вы выполняете одну сессию, тогда через девять дней вы подробно рассмотрите все темы и сможете снова начать с первого пункта.

Девять пунктов подразделены на три раздела: неизбежность смерти; неопределенность часа смерти; в час смерти вам может помочь только духовное видение.