Месопотамия, Вавилон – зиккурат как культовое сооружение. Легендарная башня. зиккураты двуречья Что символизировали зиккураты

Вавилонская башня — Зиккурат Этеменанки в Вавилоне
«И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт., 11:3-4). Одно время считалось хорошим тоном скептически относиться к этому и всем прочим текстам Библии. Однако открытия археологов и сообщения древних авторов неопровержимо свидетельствуют: Вавилонская башня все-таки существовала!

…Время правления царя Навуходоносора II (604-562 гг. до н.э.) было периодом наивысшего расцвета Нововавилонского царства. Царь Вавилона победил египтян, разрушил Иерусалим и пленил евреев, окружил себя беспримерной даже в те времена роскошью и превратил свою столицу в неприступную твердыню. Он строил Вавилон на протяжении всех сорока трех лет своего правления. При нем началась реконструкция храмов Эмах, Нинурты и богини Иштар. Он обновил стены канала Арахту, построил деревянный мост на каменных опорах через Евфрат и канал Либил-хигалла, отстроил южную часть города с ее роскошными дворцами, перестроил и украсил храмовый комплекс Мардука, верховного бога Вавилона - Эсагилу.
О своих работах Навуходоносор оставил памятный текст, записанный клинописью на глиняном цилиндре. В нем подробно перечислены восстановленные и сооруженные заново храмы, дворцы, крепостные стены: «Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинами. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мошны- ми, как морские волны, водами. Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость».

В этом же тексте сообщается о строительстве в Вавилоне зиккурата - той самой Вавилонской башни, сооружение которой, по сообщению Библии, не было завершено из-за того, что ее строители говорили на разных языках и не могли понять друг друга.
О том, что Вавилонская башня (ее называли «Этеменанки» - «Дом краеугольного камня неба и земли») действительно существовала, свидетельствуют раскопки археологов: был обнаружен ее гигантский фундамент. Она представляла собой традиционный для Двуречья зиккурат, башню при главном городском храме - Эсагиле. Как установили ученые, на всем протяжении бурной истории Вавилона башню неоднократно разрушали, но каждый раз ее восстанавливали и украшали заново.
Один из самых первых зиккуратов был сооружен на этом месте еще до эпохи великого царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.), и еще до Хаммурапи он был разрушен. На смену ему пришла другая башня, также разрушившаяся со временем. Сохранилась надпись царя Набупалассара, в которой говорится: «Мардук повелел мне башню Этеменанки, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье». А его преемник Навуходоносор добавляет: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом».
Грандиозный вавилонский зиккурат, построенный ассирийским зодчим Арадахдешу, располагался на священном участке земли в юго-западном углу Эсагилы. Он имел семь ярусов. Диаметр основания составлял 90 м, высота - около 100 м. При этом 33 м приходились на первый ярус, 18 - на второй и по 6 м - на остальные четыре.
Зиккурат увенчивался святилищем, облицованным сверкающими на солнце голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами. Оно было посвящено главному вавилонскому богу Мардуку и его супруге, богине утренней зари. Здесь стояли только позолоченные ложе и стол, где Мардук вкушал принесенные ему подношения (как известно, все знатные люди на Востоке, а также греческая и римская знать возлежали во время принятия пиши). Святилище увенчивали золоченые рога - символ верховного вавилонского божества.
Стоявшая в Нижнем храме, расположенном у основания зиккурата, статуя бога Мардука была отлита из чистого золота и весила почти две с половиной тонны. Жители Вавилона говорили Геродоту, что сам Мардук посещает зиккурат и почивает в нем. «Но мне, - пишет рассудительный историк, - это представляется весьма сомнительным…»
На строительство Этеменанки ушло 85 миллионов кирпичей. Колоссальный массив башни возвышался посреди горделивых храмов и дворцов Вавилона. Ее белые стены, бронзовые ворота, грозная крепостная стена с целым лесом башен - все это должно было производить впечатление мощи, величия, богатства. Геродот видел это святилище в 458 г. до н.э., то есть примерно через полтораста лет после сооружения зиккурата; в ту пору оно еще, несомненно, было в хорошем состоянии.
С вершины Этеменанки была хорошо видна почти точно такая же башня Эуриминанки. храм бога Набу в соседнем городе Барсиппе. Ее руины, скрытые под холмом Бирс-Нимруд, долгое время принимали за развалины Вавилонской башни. Дело в том, что комплекс Эсагилы с башней Этеменанки к середине IV в. до н.э. обветшал, и Александр Македонский, избравший Вавилон своей столицей, приказал разобрать его и возвести заново. Однако внезапная смерть Александра в 323 г. до н.э. помешала осуществиться этим планам. Лишь в 275 г. царь Антиох I Сотер восстановил Эсагилу, но башня Этеменанки так и не была отстроена заново. При раскопках археологи нашли только ее основание. Тогда и было окончательно установлено, где же в действительности находилась Вавилонская башня.

Вавилон известен многими своими сооружениями. Одна из главных личностей в возвеличивании этого славного древнего города - Навуходоносор II. Именно в его время были построены стены Вавилона,Висячие сады Семирамиды, ворота Иштар и Дорога процессий. Но это лишь край айсберга - на протяжении всех сорока лет своего правления Навуходоносор занимался строительством, восстановлением и украшением Вавилона. О своих проделанных работах он оставил после себя большой текст. Не будем останавливаться на всех моментах, но именно здесь имеется упоминание о зиккурате в городе.

Эта Вавилонская башня, которую по легенде не смогли достроить из-за того, что строители начали разговаривать на разных языках, имеет и другое название - Этеменанки, что в переводе означает Дом краеугольного камня неба и земли. Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это оказался типичный для Месопотамии зиккурат (у нас можно также почитать про зиккурат в Уре), находящийся при главном храме Вавилона Эсагиле.

За все время башню несколько раз сносили и восстанавливали. Впервые на этом месте зиккурат был построен еще до Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры), до него же ее уже успели разобрать. Само легендарное строение появилось при царе Набупалассаре, а уже конечное строительство вершины взял на себя его преемник Навуходоносор.

Огромный зиккурат был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу. Он состоял из семи ярусов общей высотой порядка 100 метров. Диаметр сооружения был около 90 метров.

На вершине зиккурата находилось святилище, покрытое традиционным Вавилонским глазурованным кирпичом. Святилище было посвящено главному божеству Вавилона - Мардуку, и именно для него здесь были установлены позолоченные ложе и стол, а на вершине святилища закреплены золоченые рога.

У основания Вавилонской башни в Нижнем храме находилась статуя самого Мардука из чистого золота общим весом в 2,5 тонны. На строительство зиккурата Этеменанки в Вавилоне использовали около 85 миллионов кирпичей. Башня выделялась среди всех построек города и создавала впечатление мощи и величия. Жители этого города искренне верили в схождение Мардука в свое место обитания на земле и даже говорили об этом знаменитому Геродоту, побывавшему здесь в 458 году до нашей эры (через полтора века после постройки).

С верхней точки Вавилонской башни была видна и другая из соседнего города - Эуриминанки в Барсиппе. Именно руины этой башни долгое время относили к библейской. Когда в городе обитал Александр Македонский, он предложил перестроить величественное сооружение заново, но его смерть в 323 году до нашей эры оставило постройку навечно разобранной. В 275 году Эсагила была восстановлена, но Этеменанки не отстроили. Напоминанием о былой великой постройке остался лишь ее фундамент и бессмертное упоминание в текстах.

Религия древних иранцев называетсязороастризм , впоследствии она получила названиепарсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться ислам.

Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств:ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, идэвам , тесно связанным с природой. По мере перехода к оседлой жизни и становления классового общества выделяются светлые божества:

§ Мазда - воплощение мудрости и правды;

§ Митра - воплощение согласия, договора.

У древних иранцев огонь почитался как посредник между богами и людьми во время жертвоприношений и как всеочищающая сила. Во время жертвоприношений они употребляли опьяняющий напиток хаому. Постепенно все более важное место занимает среди всех боговАхура-Мазда (Господь Мудрости). Древние иранцы верили, что мир поделен на семь областей-кругов, самый большой из которых находится в центре и заселен людьми.

Наиболее известным пророком в Иране былЗаратуштра или Зороастр. Жил он не позднее VII в. до н.э. Он был реальной исторической личностью и принадлежал к сословию жрецов. По некоторым сведениям, Заратуштра был скифом. Когда ему исполнилось 42 года, его проповедь новой религии, зороастризма, получила всеобщее признание. Позднее личность Заратуштры была мифологизирована и наделена сверхчеловеческими качествами.

Священная книга зороастризма -Авеста создавалась на протяжении многих веков сначала в устной традиции, затем не ранее III в. она была зафиксирована письменно. Авеста включает в себя три главные части:

§ Ясна (гимны и молитвы);

§ Яшта (моления божествам);

§ Видевдат (ритуально-культовый сборник, содержащий толкования всех верований и обрядов зороастризма).

Заратуштра выступил пророком верховного богаАхура-Мазды (Ормузда) - бога добра, правды, создателя мира. Наряду с ним, изначально существует и его антипод -Анхра-Манью (бог зла, олицетворяющий мрак и смерть). Ахура-Мазда непрывно борется с Анхра-Манью, опираясь на своих помощников - добромыслие, правду, бессмертие. Ахура-Мазда создал человека свободным, и поэтому в борьбе добра со злом человек может сам выбирать позицию. Позднее было создано учение о том, что добрый дух Ахура- Мазда и злой дух Анхра-Манью являются сыновьями-близнецами«Бесконечного времени» - бога времениЗрвана. Каждый из них обладает равной силой и правит миром по 3 тыс. лет, после чего в течение последующих 3 тыс. лет между ними будет происходить борьба. Мировая история длится 12 тыс. лет, которые делятся на стадии. Первая стадия - царство добра - продолжается 3 тыс. лет.

Это - Золотой век. На второй стадии зло начинает одерживать верх. Это - стадия борьбы. Третья стадия - царство зла. Четвертая стадия - добро побеждает в результате борьбы.

Идеи зороастризма были известны древним грекам. Ахура-Мазда изображали по-разному (солнечный диск с крыльями или крылья в солнечном диске). В VI-VII в. н.э. накануне арабских завоеваний зороастризм получил широкое распространение в Иране. В первое время после завоевания Ирана арабами гонения на зороастрийцев не осуществлялись, но позднее, в IX-X в. началось принудительное обращение в ислам. Тех, кто не желал переходить в ислам, называлигебрами (неверный). С ними расправлялись жестоко: их или убивали, или изгоняли. Часть зороастрийцев переселилась в Индию, там их стали называть парсами, а саму религию - парсизмом.

Изменяется судьба зороастризма в Иране только при приходе к власти династии Пехлеви в начале XX в. Начинается возрождение древних традиций, религии и философии Ирана. Но в 1979 г. произошла исламская революция, в результате которой вновь провозглашаются ценности ислама, а зороастризм считается религиозным меньшинством и подавляется.

ЛЕГЕНДАРНАЯ БАШНЯ. ЗИККУРАТЫ ДВУРЕЧЬЯ

Древние греки и римляне сошлись на том, что чудес света – семь. Семь самых знаменитых сооружений человеческих рук.

Начиная со знаменитого географа Геродота эти чудеса перечислялись в разных трудах древних знатоков.

Чаще всего в их число входили египетские пирамиды, Галикарнасский мавзолей, колосс Родосский, Александрийский маяк, храм Дианы (или Артемиды) Эфесской, статуя Зевса в Олимпии и висячие сады Семирамиды.

Однако историки и путешественники, которые писали о чудесах света, жили в разное время и в разных городах. Поэтому их мнения не всегда и не во всем совпадали. Например, римский поэт Марциал признавал седьмым чудом света Колизей в Риме – колоссальную арену для боев гладиаторов. Были сторонники Александрийской библиотеки, кто-то включал в семерку Пергамский алтарь или храм Парфенон в Афинах.

Прошли столетия, выражение «семь чудес света» осталось во всех языках, эти семь чудес существовали и существуют как нечто цельное. Хотя, как я уже сказал, совсем необязательно включать в них одни и те же памятники.

С тех пор люди построили немало дворцов, храмов и монументов, которые, несомненно, заслуживают того, чтобы считаться чудом света. Но никто не покушается на древности. Поэтому и появилось выражение «восьмое чудо света». Оно означает, что речь идет о чем-то прекрасном и величественном. Восьмым чудом света называли Пальмиру, Венецию и даже Эйфелеву башню. Но девятого чуда нет и быть не может. К семи чудесам можно прибавить только одно.

Попросите вашего друга назвать семь чудес света. Послушайте, что он скажет.

Наверняка он первым делом назовет египетские пирамиды. Потом подумает немного и добавит: «Вавилонская башня!»

Про Александрийский маяк или колосс Родосский он вряд ли вспомнит. Их в школе не проходили. Поэтому дальше он станет фантазировать и называть разные «восьмые» чудеса. Может, скажет про Кремль или Эйфелеву башню в Париже. Может, вспомнит Великую Китайскую стену... Но всех семи чудес не вспомнить никому.

И знаете, что самое удивительное? Оказывается, что знаменитейшее после египетских пирамид чудо света – Вавилонскую башню греки никогда не включали в число семи чудес.

Но почему?

Может быть, потому, что уже во времена древних греков она разрушалась и показалась греческим путешественникам совсем некрасивой и недостойной звания чуда света.

В Библии, Книге книг, чье название произошло от финикийского города Библа, с которым связывают возникновение буквенной письменности, о Вавилонской башне говорится вот что.

В древности гордые люди под водительством одного из сыновей Ноя по имени Хам решили построить башню до неба. И этим бросить вызов самому богу.

бог на этих людей и Хама рассердился. Видно, потому, что небо в те годы еще было твердым и бог опасался, что башня его продырявит или хотя бы поцарапает.

Тогда бог придумал, как прекратить строительство без лишних жертв. Он заставил представителей разных народов, что трудились на стройке, заговорить только на своих языках. Строительство затормозилось, потому что теперь слова финикийского прораба были непонятны египетскому штукатуру. Начались недоразумения, кинулись искать переводчиков, но не нашли и разошлись восвояси.

Значит ли это, что Вавилонская башня так и не была достроена?

Давайте попытаемся разобраться.

Сначала посмотрим, сохранились ли где-нибудь изображения Вавилонской башни?

Самое раннее из них находится в Салернском соборе на юге Италии. Оно относится к XI веку, то есть ему уже почти тысяча лет. На фреске в соборе нарисовано небольшое двухэтажное здание, похожее на крепостную башню. Два человека снизу подают плошку с раствором, а третий наверху протянул руки, чтобы эту плошку принять. Видно, автор фрески рассчитывал на зрителей с хорошо развитым воображением. Они должны были поверить в то, что весь сыр-бор разгорелся из-за такого скромного строения.

Художники Средневековья любили изображать историю с Вавилонской башней, и чем дальше, тем сильнее разыгрывалась их фантазия.

На миниатюре в чешской Велиславской Библии, переписанной в XIV веке, башня подросла, над ней нарисовано облако, из него торчит рука бога, который пытается эту башню расшатать. А из других облаков высовываются ангелы, которые сбрасывают вниз каменщиков.

Прошло еще сто лет. В Европе началось Возрождение. Художники догадались, как надо рисовать и писать картины. Вспомнили о перспективе, отыскали немало греческих и римских статуй и мозаик, и на рисунках и фресках того времени Вавилонская башня превратилась в величественное сооружение.

Самое интересное изображение башни принадлежит фламандскому художнику Питеру Брейгелю Старшему. В 1563 году он написал Вавилонскую башню такой громадной, что сразу стало ясно, почему бог был так обеспокоен.

Брейгель взял за образец римский Колизей и увеличил его в несколько раз. Морские суда казались игрушечными рядом с таким колоссом.

После Брейгеля еще многие сотни художников изображали Вавилонскую башню, но ни один из них не показал ее такой, какой она была на самом деле.

Эту башню видел великий путешественник Геродот. Он даже описал, как она выглядела две с половиной тысячи лет назад.

Оказывается, Вавилонская башня была восьмиэтажной, и каждый этаж был меньше предыдущего. Получалась ступенчатая пирамида, как в Египте, только куда больше. На вершине ее стоял храм вавилонского бога Мардука.

Но башня не произвела на Геродота никакого впечатления. По крайней мере, ему и в голову не пришло включить ее в число чудес света.

Прошло чуть более ста лет, и в Вавилон пришел победитель персов Александр Македонский. Он слышал о башне и хотел ее увидеть.

Александру башню показали, но зрелище это было неприглядным. Башня напоминала гору необожженного кирпича с прослойками битума и сушеного камыша. Геродот был своего рода эстетом, он относил к чудесам света лишь красивые здания, но Александр оценил размеры Вавилонской башни и понял, почему слава о ней распространилась так широко. Теперь-то мы знаем, что ее построил (вернее, достроил) великий вавилонский царь Навуходоносор и довел ее высоту до трехсот пятидесяти локтей, то есть более ста метров.

К достижениям этого царя относятся и висячие сады Вавилона (или сады Семирамиды), и ворота Иштар – гигантское сооружение, облицованное обожженными плитками, на голубом фоне которых изображены позолоченные фигуры зверей. Вавилон при Навуходоносоре фактически стал центром мира, самым большим и роскошным среди городов.

Александр Македонский, увидевший не сам Вавилон, а лишь жалкие остатки грандиозной столицы, вознамерился восстановить его и сделать столицей своей империи. Он полагал, что этот город лежит как раз в центре мира. Александр, кстати, приказал снести холм – остатки Вавилонской башни – и велел на его месте построить новую башню, лучше прежней.

Снести-то башню снесли, а новой уже никто не построил.

Сам Александр Македонский умер в Вавилоне в 323 году до нашей эры именно в висячих садах Семирамиды, от которых еще что-то оставалось. Кочевники-семиты, овцеводы и бедные крестьяне завидовали жителям города и были уверены в том, что бог когда-нибудь накажет их за богатство, спесь и умение воздвигать слишком высокие башни. Они видели, как центр Вавилона, стометровый монумент религии вавилонян, рассыпается и превращается в груду земли, и твердили – вот оно, наказание Неба!

Кочевники молчали о том, что таких башен на Ближнем Востоке было несколько и Вавилонская – лишь самая знаменитая, но никак не самая древняя. Но скорее всего, для них само имя Вавилон было отвратительным. В Библии мы находим немало выпадов против вавилонских царей, а выражения «вавилонская блудница» и «вавилонское столпотворение» понятны во многих странах. А ведь если задуматься, то в выражении «вавилонское столпотворение» нет и намека на то, что башня разрушилась. Столпотворение – значит строительство столпа. А столп – это что-то высокое. Помните у Пушкина?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Александрийский столп – колонна в честь победы над Наполеоном – стоит на площади перед Зимним дворцом в Петербурге.

Но постепенно выражение «строительство высокого столпа в Вавилоне» стали понимать как страшный беспорядок!

Я побывал в Вавилоне много лет назад. Тогда еще туристы туда не ездили (впрочем, как я понимаю, и сегодня там туристов немного).

Дорога бежала по плоской сухой степи, по обочине брели верблюды, и пыль от редких машин погружала их в серые облака. Наверное, когда-то именно здесь, в этой степи, люди решили, что Земля плоская.

За городом Хилла дорога ожила. Встречалось все больше машин, и к крыше каждой второй был привязан скромный гроб. Машины тянулись к священному для мусульман городу Кербеле. Многие правоверные полагают зачесть быть похороненными неподалеку от мечети того города.

Возле дороги я увидел обыкновенный дорожный знак – латинскими буквами и арабской вязью было написано: «Вавилон».

И не было ничего, кроме холмов, – ни Вавилонской башни, ни садов Семирамиды.

Дорога уперлась в площадку возле скучного двухэтажного здания, над дверью которого висела небольшая вывеска – «Музей». Откуда- то появился старый араб, он открыл дверь, и я оказался в длинном полутемном зале, где были собраны обломки статуй, каменные плиты и множество других, покрытых пылью предметов. Сторож, подрабатывавший экскурсоводом, заученно бормотал о царе Хаммурапи, великом Навуходоносоре и самой Вавилонской башне, которая «не сохранилась ввиду неблагоприятных исторических и природных условий».

Музею в Вавилоне не повезло. Раскопки здесь велись большей частью европейскими экспедициями, и правдами или неправдами, но все находки вывозились из страны. Впрочем, до недавнего времени и страны такой – Ирак – не существовало. По арабским протекторатам носились разведчики разных стран, а в Лондоне и Берлине кроили наследство ослабевшей Турции.

Когда же Ирак взял охрану города и раскопки в свои руки, то эти руки не доходили до настоящих работ, да и специалистов не было. Двуречью в наши дни не повезло, потому что эта самая богатая древними городами и крепостями страна оказалась под властью государства, которое грозит войной соседям и предпочитает покупать танки, а не раскапывать древности...

Мы взобрались на холм, что поднимался за музеем.

С его вершины были видны следы работы многих поколений археологов. Холмы там пробиты глубокими траншеями и ямами, и от этого кажется, что у ног расстилается город, перевернутый вниз головой и застроенный перевернутыми, сотканными из воздуха домами и крепостными стенами разной высоты.

Из стен траншей торчали обломки зданий, арки исчезнувших дворцов. Черными провалами зияли пещеры подвалов.

Музейный дедушка показал темной жилистой рукой на холм, не отличающийся от прочих, и сказал:

– Вы видите перед собой сады Семирамиды. А теперь мы совершим прогулку по улице процессий.

Он сделал несколько шагов и поманил меня подойти поближе.

Я отпрянул от неожиданности, потому что у моих ног разверзлась пропасть.

Ну и зрелище, я вам скажу!

Когда-то улица шла между двух высоких, наверное в семиэтажный дом, стен. Эти массивные стены были облицованы голубой глазурью, и в них, как и в ворота Иштар, были вмурованы керамические плиты, изображающие сказочных зверей. Они сопровождали людей, которые направлялись к храму. То есть к той самой Вавилонской башне.

Затем за долгие века улицу засыпало песком и мусором разрушающегося города, и этот мусор сохранил стены.

Археологи сто лет назад раскопали улицу до самого дна, и сегодня можно снова пройти по ней... Только нет храма в конце пути.

Даже холма нет. Потому что Александр Македонский приказал убрать развалины башни, чтобы построить новую.

Я глядел на ровную, замусоренную площадку между холмов. Неужели никто никогда больше не увидит несбывшегося чуда света?

Настоящую Вавилонскую башню – вернее, то, что от нее осталось – фундамент, – открыл немецкий археолог Колдевей, когда в 1899 году начал раскопки в Вавилоне, тогда еще совершенно неизвестном в Европе городе. Сто лет назад.

Ему, можно сказать, повезло, потому что в первую же неделю раскопок, вгрызаясь в спекшуюся гору кирпича, он отыскал городскую стену. Геродот, один из самых достоверных свидетелей прошлого, писал, что на ней могут разъехаться две колесницы, запряженные четверками коней. Никто ему не верил – что за поэтическое преувеличение!

Колдевей нашел стену, на которой могли разъехаться колесницы!

Но затем последовали годы и годы раскопок – ведь Вавилон погребен под слоем кирпичей и глины толщиной в двадцать метров. А стена, участки которой отыскал Колдевей, имела 360 башен. Для того чтобы исследовать центр города и найти фундамент Вавилонской башни, Колдевею понадобилась первая неделя, а затем еще одиннадцать лет труда.

За те годы ученые поняли, что Вавилон – лишь один из центров Двуречья, где воздвигали подобнее башни. Они назывались зиккуратами и служили ступенями к храму бога. И когда Колдевей на основе своих исследований сделал реконструкцию Вавилонской башни, какой она была построена (и никакие боги не разрушали ее за гордыню строителей!) и просуществовала несколько столетий, то со своей реконструкцией выступил и английский археолог Вулли, который раскопал город Ур, столицу одного из государств-предшественников Вавилона. В нем также отыскались развалины зиккурата – Вавилонской башни.

Стоило сравнить две реконструкции, как оказалось, что зиккураты, разделенные столетиями и сотнями километров, почти одинаковы.

Теперь мы знаем, какой была Вавилонская башня, самый большой зиккурат Двуречья.

Нижняя терраса башни представляла собой квадрат со стороной в девяносто метров. И возвышалась она на тридцать три метра. Второй этаж (терраса) лишь немного уступал первому по площади, зато был вдвое ниже – всего восемнадцать метров. Следующие шесть этажей были еще меньше – по шесть метров высотой. На верхней площадке возвышался храм верховного бога вавилонян (и близких им народов) Мардука. Крыша его была вызолочена, а стены покрыты голубой глазурью. Общая высота башни была равна стороне основания – девяносто метров.

Пожалуй, когда зиккурат – то есть, в общем, подставка под храм – был цел, он производил на кочевников куда большее впечатление, чем египетские пирамиды. Пирамиды скрадывают свою величину – глазу не на чем задержаться, он стремится вверх по граням, сходящимся в одной точке.

А когда люди смотрели на Вавилонскую башню, то глаз поднимался по ступеням, а затем упирался в сверкающий храм Мардука, который был виден из пустыни за многие десятки километров, символизируя богатство и мощь города.

И можно предположить, что кочевники столько лет мечтали о том, чтобы башня рухнула, что, когда ее повредил персидский царь Кир, а потом и вовсе снес Александр Македонский, им казалось, что их желание исполнилось – спесь наказана!

Геродот рассказывает, что церемония начиналась внизу у подножия башни в другом храме Мардука, где стояла его статуя весом (в нашей системе мер) двадцать четыре тонны, затем поднималась по каменной лестнице, которая вела к широкому балкону перед третьей террасой. Оттуда пилигримы могли взобраться на самый верх ко второму храму Мардука. В этом храме в небольшом помещении стояли ложе, на котором мог возлежать бог, и позолоченный стол.

И оттуда на много дней пути вокруг была видна страна, плоская, но в те годы плодородная.

Я, к сожалению, недостаточно знаком с археологией и даже географией Двуречья и потому, пока не попал в Ирак, и представления не имел о том, что при желании можно увидеть сохранившуюся Вавилонскую башню, куда более древнюю, чем та, которой нет.

Мой приятель Аднан не только рассказал мне о ней, но и вызвался свозить меня в выходной день из Багдада на своем невероятно длинном американском «кадиллаке», недостатком которого был возраст и оттого ненадежность. «Кадиллак» умудрялся замолкать и замирать в самых неудобных для того местах, особенно в центре какой-нибудь пустыни. А так как Аднан отлично умел водить этого монстра, но совершенно не представлял, как он устроен внутри, то поиски и ожидания механика отнимали у нас чуть ли не годы.

До Агар-Гуфа, местечка в тридцати километрах от Багдада, мы добрались без приключений, и я смог насладиться невероятным зрелищем. Сначала над плоской степью появилось облачко дыма. Оно росло, клубилось, напоминая замерший взрыв. И чем ближе мы подъезжали, тем более этот фантом наполнялся материей и превращался в нечто совершенно невообразимое.

Посреди гладкой степи возвышался пологий холм, сложенный из обломков сырцового кирпича. На нем лежал неровный глиняный шар высотой в двадцатиэтажный дом.

Ветры и дожди, хоть и редкие в этих местах, размыли и развеяли основание зиккурата.

Мы с Аднаном поднялись по склону холма, изрезанному траншеями и ямами – здесь когда-то работали археологи. Если добраться до глиняного шара, то увидишь, как из нависшего над тобой тела башни торчат пальмовые листья и полосы черного битума – для крепости строители прокладывали битумом и листьями слои плоского кирпича.

Теперь известно, что этот зиккурат, подобный вавилонскому, но несколько уступавший ему размерами, был построен за полторы тысячи лет до нашей эры в городе Дур-Каригалзу, столице государства касситов.

Аднан пошел вниз к машине, археологические скитания по жаре ему надоели, а я решил обойти зиккурат. И не зря. Я отыскал основание и несколько ступеней каменной лестницы, которая когда-то вела на вершину зиккурата.

Когда я вернулся к машине, Аднан был сердит. На меня, хотя машина не заводилась по каким-то своим резонам. И пока он боролся с зажиганием (к счастью, на этот раз машина нас пожалела), я размышлял о сходстве путей, по которым идет развитие идей зодчих во всем мире. Ведь зиккурат – это та же пирамида Джосера в Египте, изобретенная, по преданию, Имхотепом. Она старше любого из зиккуратов, и не исключено, что жители Месопотамии оценили египетскую идею и воплотили ее у себя. А вот народы Латинской Америки, которые строили свои ступенчатые храмы, в Египте побывать не смогли. Но их храмы буквально слепки с зиккуратов. Впрочем, что мы знаем о путешествиях две тысячи лет назад? А если и в самом деле, как полагают некоторые ученые, финикийские корабли из Карфагена или Библа могли попасть в Америку? Ничего в этом сказочного нет.

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Легендарная Петра В сорока километрах на северо-запад от города Маана, где пересекаются дороги из Медины и Акабы, лежит Вади-Муса – долина Моисея. Именно здесь, на караванном пути, проходил путь евреев, которых Моисей выводил из Египта. Здесь, среди каменистых скал,

Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий Мариан

Древнейшее население Двуречья Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали осёдлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Литература и культура Двуречья Первая литература Двуречья, бесспорно, принадлежит шумерам. Хотя, как отмечают, основное количество шумерских литературных памятников дошло от периода между 2000 и 1800 годами до н. э., когда язык шумер перестал быть разговорным. Основная

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ДВУРЕЧЬЯ Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали оседлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.11.2. Печная башня - Арсенальная башня Кремля Далее, Библия называет ОДНУ башню - ПЕЧНУЮ - между СТАРЫМИ ВОРОТАМИ и СЛЕДУЮЩЕЙ ПАРОЙ ВОРОТ, описанных в одном стихе (Неемия 3:11). Упомянутая пара - ворота Долины и Навозные ворота (Неемия 3:13). В Кремле это - Боровицкие и

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Общая картина Рима в XIII века. - Римские башни и замки аристократов. - Башня графов и башня милиций. - Замок Капо ди Бове на виа Аппиа. - Городской дворец в Капитолии. - План города во времена Иннокентия iii Эпоха партийной борьбы, изгнания пап и граждан и разорения города

автора Бадак Александр Николаевич

Религия и мифология Двуречья Каждая шумерская территориальная община почитала своего бога покровителя, который являлся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые держали власть над жизнью людей. Такой бог как правило считался покровителем

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Литература Двуречья До нашего времени сохранилось большое количество памятников шумерской литературы. Главным образом они сохранились в копиях, которые переписывались уже после падения III династии Ура и хранились в храмовой библиотеке в городе Ниппуре.Необходимо

Из книги Израиль. История Моссада и спецназа автора Капитонов Константин Алексеевич

ЛЕГЕНДАРНАЯ 13-Я ФЛОТИЛИЯ Июльской ночью 1985 года израильский ракетный катер доставил к североафриканскому побережью группу боевых пловцов. Шестерка аквалангистов погрузилась на мини- субмарину, которая взяла курс на порт Триполи. Целью бойцов были корабли палестинских

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

У колыбели культуры Двуречья Кутии, «драконы гор», персы, амореи, касситы, мидяне, ассирийцы, эламиты, хурриты, луллубеи и множество других «диких» кочевых и полукочевых племен, так же как и народов, имевших свою собственную, уже сложившуюся культуру, вторгались в земли

Из книги Древний Восток автора

Зодчество и скульптура Двуречья Искусство Месопотамии запоминается прежде всего скульптурой (статуи царей и быкоподобных добрых демонов-защитников, крылатых «шеду», рельефы), фресками из Мари и ассирийских столиц и архитектурой. Особенную известность приобрели

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Пантеон богов Двуречья Шумеро-аккадская «религия» отличалась довольно устойчивым спектром основных концепций и ритуалов. Шумеры, первопроходцы цивилизации в Двуречье, почитали множество богов, которые перешли «по наследству» к сменившим их аккадцам. Как и во многих

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Русь книжная автора Глухов Алексей Гаврилович

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Русь легендарная Традиционно – к чему имеются все основания – считается, что общим предком украинского, русского и белорусского народов являются восточные славяне, создавшими первое государство, которое условно принято называть Древнерусским (Киевской или Древней

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

В Теотиуакане «люди становились богами», они возносились ввысь. Египетский иероглиф «возноситься, восходить» изображался в виде ступенчатой пирамиды. Не могла ли в таком случае пирамида олицетворять лестницу на небеса, помогавшую фараону вознестись в обитель богов?

Прежде чем заняться поиском ответа на этот вопрос, давайте отметим, что «лестница на небеса» у многих сразу ассоциируется с Вавилонской башней, о чем мы уже раньше как-то упоминали. Считается, что Вавилонская башня находилась в Вавилоне, стране зиккуратов. Следует напомнить, что зиккураты Месопотамии практически исчезли с лица земли, и немалая «заслуга» в этом принадлежит человечеству. Из 32 известных зиккуратов 28 находятся в Ираке, где за последние два десятилетия они стали свидетелями нескольких военных конфликтов. Сначала это была война между Ираком и Ираном, вспыхнувшая в 80-е гг. прошлого века и продолжавшаяся восемь лет, затем две войны в Заливе - в начале 90-х годов и в 2003 г. Саддам Хуссейн размещал свои истребители поблизости от исторических памятников в надежде, что американские ВВС не будут их атаковать на земле, опасаясь разрушить зиккураты.

Однако вернемся к теме разговора. Что, собственно, означает это слово? В исследованиях, посвященных пирамидам, зиккураты упоминаются крайне редко. Да и с чего бы их упоминать? В конце концов, это ведь «зиккураты» - не «пирамиды» и не «гробницы». Однако всем ясно, что, хотя эти сооружения и носят другое название, по форме они представляют из себя ступенчатые пирамиды. Обычно определение зиккурата звучит так: «Храм в виде башни в Древнем Междуречье или Иране, имеющий пирамидальную форму с последовательно уменьшающимися террасами». Как видим, здесь сознательно стараются избегать ключевого слова «пирамиды».

Зиккурат Месопотамии

Противостояние пирамид и зиккуратов создано во многом искусственно, поскольку египтологи побили все рекорды скорости, когда стали одну за другой выпускать книги, в которых информировали общественность о том, что пирамиды - это гробницы, а зиккураты - храмы. Однако мы уже видели, что такой ученый, как Хавасс, рассматривает пирамиды, скорее, именно как храмы, а не просто места захоронений. Его коллеги, тем не менее, продолжают подчеркивать отличие «храмов от гробниц». Причина заключается, видимо, в том, что сооружения Египта они рассматривают в отрыве от культур других народов, живших по соседству. Данная точка зрения подвергается жесткой критике со стороны ряда исследователей, считающих, что в древности идеи совершенно свободно циркулировали между Египтом и Шумером и одной из них, несомненно, является идея ступенчатой пирамиды. Хавасс совершенно недвусмысленно заявляет, что противопоставление пирамид и зиккуратов следует предать забвению. И, следовательно, пирамиды и пирамидальные храмы имеют между собой значительно больше общего, чем это было принято думать раньше.

Исходя из этого, довольно любопытно отметить, что самые ранние зиккураты датируются концом III тысячелетия до н.э., или, говоря иначе, они строились как раз во времена наивысшего расцвета египетской Эры пирамид. Как и египетские мастабы, зиккураты представляли собой несколько последовательно уменьшающихся кверху террас (от двух до семи), построенных на овальных либо квадратных основаниях, и это лишний раз доказывает, что они - ступенчатые пирамиды. Как и пирамида Джосера, зиккураты, как правило, строились из необожженного кирпича, а снаружи облицовывались обожженным. Их фасад зачастую украшали разноцветными изразцами, что, кстати, мы наблюдаем в пирамидах Северного Перу, построенных несколькими тысячелетиями позже.

Считается, что зиккурат является символическим изображением первоначального холма, на котором была сотворена вселенная, и, таким образом, его значение в древних религиозных воззрениях вполне сопоставимо со значением пирамид. Это сооружение также строилось в качестве своеобразного моста между землей и небом - или, если угодно, лестницы на небеса. Однако зиккураты - не только космическая ось «земля-небо», они также - дорога в подземный мир. Более того, они создают «горизонтальную» связь между разными землями, объединяя таким образом Землю. Семь ступеней зиккурата представляют собой семь уровней существования и являются числами одного порядка с семью планетами и семью металлами. Видимо, именно поэтому каждый ярус этого сооружения окрашивался в свой особый цвет, соответствовавший цветам определенного священного металла. Таким образом, мы оказываемся лицом к лицу с основами алхимии, одной из задач которой было объединение различных металлов с целью создания «первоначального атома» - некой субстанции, способной преодолеть время и пространство и дающей возможность человечеству вступить в контакт с богами. Любопытно то, что зиккураты Месопотамии не были предназначены для публичных церемонии или богослужений; они считались обителью богов. Через зиккураты боги становились ближе к человечеству, и каждый город имел своего бога-покровителя. Внутрь разрешалось заходить лишь жрецам, на которых и лежала ответственность за то, чтобы приносить богам жертвы и удовлетворять их потребности. Можно только предполагать, не та ли самая идея, что пирамида - это жилище богов, существовала в Египте? Если так, тогда вполне возможно, что прав Курт Мендельссон, утверждавший, что в саркофаге Великой пирамиды могла покоиться «священная сущность».

Известно, что часть обрядов, совершавшихся в зиккуратах, посвящалась ранней встрече со смертью. Такой ритуал составлял центральную тему во время праздника Акиту - вавилонского Нового года. Здесь можно заметить чисто фонетическое сходство с египетским словом «ахет» - «горизонт Хуфу». Само слово «акиту» переводится как «сила, вновь дающая жизнь миру», и, таким образом, оно объясняет смысл Нового года, а также вполне соответствует значению, которое придавалось и пирамидам. Во время новогодних празднеств происходило театрализованное представление смерти и воскресения Мардука, считавшегося вавилонским отражением Осириса. В ходе праздника рассказывалось о том, как Мардук спускается в поземное царство мертвых и затем воскресает через три дня. В роли Мардука выступал сам царь, которого лишали одежд и «погребали в горе», т.е. зиккурате. И лишь один человек - сам царь - от лица всех подданных проходил через это посвящение.

Зиккурат считался башней, достигающей небес, точно так же, как Вавилонская башня, которую строили в той же земле. Поэтому считается, что за библейскую Вавилонскую башню принимали зиккурат Мардука, или Этеменанки, в древнем Библе - Вавилоне. Само имя - Этеменанки - имеет шумерское происхождение и переводится как «основатель неба и земли». Это был очень большой высокий зиккурат, который к настоящему времени практически полностью разрушен.

Судя по археологическим находкам и историческим источникам, можно предположить, что он имел семь ярусов, окрашенных в разные цвета, а его вершину увенчивал храм, отличавшийся изяществом пропорций. Он был окрашен краской цвета индиго, сочетавшейся с окраской верхних частей ярусов. Известно, что к храму вели три лестницы, причем две из них, как полагают, доходили только до половины высоты зиккурата.

Можно ли утверждать, что это и есть легендарная Вавилонская башня? Если да, тогда ее, скорее всего, построили при Хаммурапи, шестом царе Вавилона и основателе Вавилонского царства, который правил с 1792 по 1750 г. до н.э. Именно он сделал Вавилон столицей своего государства, и его зиккурат был призван подчеркнуть новое возросшее положение города. Известно, что на аккадском языке этот город назывался Бабилу (название Вавилон ему дали греки). Развалины древнего Вавилона находятся близ современного иракского города Хилла. В переводе с аккадского название города означает «врата бога» - хороший ключ к пониманию того, о чем говорится в главе 11 Книги Бытия. После Потопа, который теперь нам следует рассматривать не как природный катаклизм, а в общем контексте легенд о потопе, возникших в разных уголках мира (например в Куско), люди решили построить город и в нем башню, вершина которой доставала бы до неба. Как известно, «проект строительства» остался незавершенным, потому что Господь «смешал языки» тех, кто строил эту башню, и они перестали понимать друг друга. Из истории Месопотамии мы знаем, что Хаммурапи завоевал большие территории, а его влияние распространялось вплоть до берегов Средиземного моря. Столица его царства должна была обладать мощной притягательной силой и привлекала из разных земель множество людей, совсем недавно ставших подданными могучего Вавилонского царства. Ясно, что все эти люди говорили на разных языках. Так может быть, кто-то из них действительно был занят на строительстве зиккурата? А может, строительство и вправду было не закончено из-за того, что власти не смогли обеспечить «взаимопонимание» строителей разных национальностей? Если так, то давно ведь известно, что основной составляющей любого успеха является коммуникация, и большинство проектов терпят крах только по причине плохо организованной системы передачи информации, а не из-за недостатка ресурсов. Кстати, мы помним пример фараона Хуфу, который никак не мог определиться, где бы ему устроить свою погребальную камеру; это еще один широко известный пример того, как могут провалиться самые лучшие проекты. Поистине, нет ничего нового в подлунном мире…

Почему же история строительства именно этого зиккурата попала в Библию? Иудеи крайне негативно относились к вавилонянам - впрочем, как и к египтянам, - поскольку и те и другие периодически завоевывали их земли. Религиозные воззрения египтян и вавилонян также всегда подвергались поношению со стороны евреев, веривших в единого Бога, поэтому неудачное завершение строительства огромного сооружения, такого как Вавилонская башня, несомненно, не могло остаться без внимания противников многобожия, увидевших в этом случае пример наказания «язычников» за непослушание истинному Богу.

Что известно о судьбе Вавилонской башни? Начал ее строить Хаммурапи, а следующие правители продолжили его дело. Судя по всему, Хаммурапи не успел завершить строительство, и это, возможно, и послужило для авторов Библии ясным свидетельством Божественной кары. Следует отметить, что в Библии не говорится, будто Бог разрушил башню (как многие полагают); текст Священной книги намекает, что, после того как люди заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга, башня просто осталась незавершенной. Правда, в одном месте Библии (апокрифическая «Книга Юбилеев», или «Книга Малого Бытия») упоминается, что Бог по какой-то причине и значительно позже все-таки разрушил ее с помощью сильного ветра. Согласно сообщениям греческих ученых Луция Корнелия Александра Полихистора и Абидена, Вавилонскую башню действительно разрушили ветра. Это дает основание предполагать, что за нею попросту перестали присматривать и гигантское сооружение медленно исчезло в результате эрозии. Что ж, в таком случае Время не побоялось этого зиккурата!

Судьба некоторых древних легенд довольно причудлива: они сначала безоговорочно принимаются на веру, затем точно так же безоговорочно отрицаются и называются небылицами, а затем снова получают то или иное подтверждение. Ещё не так уж давно Вавилонская башня из знаменитого библейского сказания считалась абсолютно выдуманной и никогда не существовавшей. Но чем больше современные учёные узнают о возвышавшемся в древности над Вавилоном зиккурате, тем больше они склоняются к мнению, что у него и у библейской Вавилонской башни немало общего…

До неба не достали, но голову пришлось поднимать

Великий зиккурат в Вавилоне не сохранился до наших дней ни в каком виде, точно также как и не сохранилось сведений и о том, когда же точно было начато строительство этого сооружения. Известно лишь, что в XVIII веке до нашей эры, при великом вавилонском царе Хаммурапи, этот зиккурат уже существовал. Впрочем, как и большинство древних монументальных сооружений Междуречья, Зиккурат Этеменанки (существует два основных варианта перевода этого названия – «дом основания неба и земли» и «дом, где небеса сходятся с землёй») находился в постоянном процессе перестройки, достраивания, реконструкции и тому подобного.

Больше всего сведений о вавилонском зиккурате имеется из эпохи Нововавилонского царства, VII-VI веков до нашей эры. Именно тогда, при царях Набопаласаре и Навуходоносоре II, Этеменанки не только был восстановлен после периода запустения, но и достиг своего наивысшего великолепия. Именно от того зиккурата остались наиболее подробные описания и очертания фундамента, сохранившиеся до сих пор и помогающие судить о размерах Этеменанки. Зиккурат был составной частью священного храмового города Эсагила, расположенного внутри Вавилона. Эсагил переводится как «Дом поднятия головы» и, чтобы взглянуть на зиккурат, современникам действительно приходилось поднимать головы. Длина каждой из сторон квадратного основания Этеменанки была 91 метр, зиккурат состоял из семи террас, первая из которых была самой высокой – 33 метра. Общая высота сооружения составляла около 90 метров, а венчал его храм, посвящённый верховному богу вавилонского пантеона Мардуку. Каждая терраса Этеменанки имела собственное предназначение, а его стены. В отличие от большинства зиккуратов стены Этеменанки, на строительство которого было расходовано примерно 85 миллионов кирпичей, практически не имели угла наклона или это угол был весьма незначительным.

Легенды на пустом месте не рождаются

Как только была подтверждена реальность существования в Вавилоне монументального сооружения, напоминавшего по форме башню и имевшего солидную высоту, исследователи незамедлительно вспомнили о библейской Вавилонской башне. Аналогии между двумя этими объектами стали ещё более очевидными и обоснованными, как только стало ясно, что наиболее великолепный вид зиккурат Этеменанки обрёл при царе Навуходоносоре II. Ведь именно этот царь завоевал Израиль, захватил Иерусалим, разрушил в 586 году Храм Соломона и положил начало более чем полувековому Вавилонскому пленению еврейского народа. Огромное число евреев были переселены в Вавилон, где они и могли видеть Этеменанки. Вполне логично предположить, что их поразило это монументальное сооружение, которое и нашло отражение в библейских сказаниях, приобретя в них особый смысл.

Кстати, во многом символический характер зиккурата Этеменанки, или Вавилонской башни, как греховной попытки язычников достичь неба и сравняться с богами, подтверждается не так давно обнаруженными артефактами. Недавно в одной из частных коллекций бала обнаружена древневавилонская стела, которая оказалась стелой царя Навуходоносора II, на которой был изображён сам царь, схематическое, но при этом достаточно чёткое и подробное изображение зиккурата Этеменанки, а также торжественная надпись по этому поводу от имени царя. В этой надписи как раз и содержится горделивое утверждение Навуходоносора II, что он воздвиг башню-зиккурат почти до неба, сделал её сияющей подобно солнцу и предоставляющей возможность общаться с верховным богом Мардуком почти на равных. Здесь же была обнаружена и возможная зацепка относительно библейской легенды о том, что со строительства Вавилонской башни началось разделение народов по разным языкам: царь отмечает то, что для завершения обустройства Этеменанки он собрал представителей многих подвластных ему народов, которых заставил трудиться вместе.