Пунктуация в простом и сложном предложениях. Пунктуация в простом и сложном предложении (обобщение) Знаки препинания в простом и сложном

В простом предложении можно встретить почти все существующие знаки препинания (кроме точки с запятой - этот знак чаще всего используется в сложном предложении). Для того, чтобы их расставлять правильно, нужно знать случаи, когда в простом предложении появляются какие-либо знаки препинания:

    Знаки препинания между подлежащим и сказуемым .

    Знаки препинания при обособленных членах предложения .

    Знаки препинания при сравнительных и пояснительных членах .

    Знаки препинания при обращении .

    Обособление вводных и вставных конструкций .

    Знаки препинания при однородных членах предложения .

    Знаки препинания при употреблении союза «как» .

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.

Между подлежащим и сказуемым в простом предложении может ставиться тире в следующих случаях:

1) Когда подлежащие и сказуемое выражены именем существительным:

Движение - это жизнь.

2) Когда главные члены предложения выражены существительным и инфинитивом (начальной формой глагола):

Быть мамой - лучшая профессия в мире.

3) Когда подлежащее и сказуемое выражены двумя инфинитивами (начальной формой глагола):

Жить - Родине служить.

4) Когда подлежащее и сказуемое выражены числительными :

Дважды два - четыре.

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится , если:

1) Подлежащее выражено личным местоимением , а сказуемое - существительным или прилагательным:

Она учительница. Она красива.

2) Подлежащее и сказуемое выражено любыми частями речи , но перед сказуемым имеются слова как, точно, будто, как будто, словно и др. или отрицание не :

Глаза как небо. Бедность не порок.

Знаки препинания при сравнительных и пояснительных членах предложения.

Пояснительные обороты , в которых обычно используются слова то есть, а именно, особенно, даже, в том числе, главным образом, например, и притом и другие, в предложении выделяются запятыми :

Я смогу приехать летом, например в июле.

Иногда вместо запятой для обособления пояснительного оборота ставится тире:

В жизни бывает только одно настоящее счастье - любить и быть любимым.

Сравнительные обороты с союзами точно, как, чем, будто, словно, нежели, что и др. обосабливаются запятыми в простом предложении:

Голубые, как небо, глаза смотрели прямо и невинно.

На улице было теплее, чем вчера.

Не нужно выделять запятыми сравнительные обороты, которые стали устойчивыми фразами:

Красный как рак, черные как смоль, бледный как смерть, льет как из ведра и т.д.

Обращение в предложении.

Обращение в предложении всегда выделяется запятыми:

Дорогой Ваня, любимый мой мальчик, здравствуй!

Частица о , которая используется для усиления перед обращением, не выделяется запятыми:

Тебя, о Великий, мы молим!

Если частицу о в обращении можно изменить на «ох» или «ах» , то запятая после «о» ставится:

О, дорогой дневник! Как много мне нужно тебе рассказать!

Вставные и вводные конструкции в простом предложении.

Вставные и вводные конструкции также всегда выделяются на письме :

Вставные конструкции, которые имеют значение дополнения или пояснения, могут выделяться скобками или тире:

Тузик - так звали пса - весело бежал им навстречу.

Вводные слова, словосочетания или предложения выделяются запятыми:

К счастью, ранение не было серьезным.

Иногда вводное слово или конструкция может выступать в роли члена предложения. В таких случаях запятая не ставится:

Я помчал навстречу к счастью.

Русский язык 11 класс

Зачёт № 1

Зачёт № 1

Теория

· Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Виды подчинительной связи слов в словосочетании.

· Интонация и её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Логическое ударение.

· Грамматическая основа предложения. Простые двусоставные предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

· Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом.

· Тире между подлежащим и сказуемым.

· Простые односоставные предложения, их группы. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

· Неполные предложения, их интонационные особенности. Тире в неполном предложении.

Контрольная работа Простое неосложнённое предложение

(главные члены предложения, пунктуация)

Диктант с языковым анализом текста

и грамматическим заданием.

Контрольный тест

1.Власенков язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений /. . – М.: Просвещение, 2006.

2. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах

3. Сенина язык. ЕГЭ - 2008. Вступительные экзамены: Учебно-методическое пособие. – Ростов н /Д: Легион, 2008

4. Цыбулько И. П, ЕГЭ 2009: русский язык: тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009

Тренажеры

Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык. info @ mediahouse . ru

1C : Репетитор-Он-Лайн. Русский язык. Тесты по пунктуации.(htp :// repetitor .1 c . ru ).

1C: Репетитор (htp://***** ). Сайт отдела обучающих программ фирмы 1C .

Грамотей – КЛУБ (htt :// gramotey . ericos . ru ).

Русский язык 11 класс

Зачёт № 1

Контрольная работа № 1

Простое неосложнённое предложение.

1. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы. Определите стиль текста.

Это время было луч..шим в его (н..)пр..должит..льной жизни. На наших глазах разв..валась поэма любви сильной как стихия. В моей памят.. впеч..тления того врем..ни сказочная картина. Белый конь с юн..ым прекрас..ым всадником показ..вае(т, ть)ся из Дубровок и направляе(т, ть)ся к нашему дому. Александра сюда постоя(н, нн)о тянуло здесь жила его суже(н, нн)ая его Любовь.

В конце зимы он..делался женихом. Свадьбу решено было..делать летом в деревне. Люба жила в родной семье последни.. дни.

Настал день свадьбы. Венчались в стари(н, нн)ой церкви близ Шахматова. Церковь эта постро..(н, нн)а далеко от деревн.. . Стоит она одиноко белая производя таинств..(н, нн)ое и мистич..ское впеч..тлен..е.

В подв..нечном наряд.. невеста была хороша: белое платье вуаль цветы ещё более отт..няли её нежность и свеж..сть. Александр Александрович очень бледный взв..лнов..(н, нн)ый. Вдвоём они долго молились. Торопились нач..нать обря.. но Дмитрий Иванович остановил сказав: (Н..)мешайте им.

Когда молодые выходили из церкви крестьяне подн..сли им пару белых гусей украш..ных розовыми лентами. Гуси эти долго потом жили в Шахматове пользуясь особыми правами ходили в цветник, к чайному столу, на балкон и вообще везде где хотели.

После венца молодые и гости на разукраш..(н, нн)ых дубовыми гирляндами тройках пр..ехали в Боблово. Старая няня и крестьяне знавш..е Любу с детских лет непр..ме(н, нн)о хотели выполнить русский обычай и только что молодые вошли на ступеньки крыльца как были осып..(н, нн)ы хмелем. Крестьяне ближних деревень собрались во дворе и пели подх..дящ..е к случаю песни.

После обеда молодых усадили в экипаж ямщик гикнул лошади тронулись звеня колокольч..ками. Александр Блок увозил Любу (из)под родительского крова в новую жизнь.

(По)

2. Из последнего предложения абзаца 1 выпишите словосочетание со связью примыкание.

3. В абзацах 1 – 2 найдите предложение, в котором между главными членами ставится тире. Укажите тип сказуемого в этом предложении.

4. Из предложения 1 абзаца 6 выпишите подлежащее.

5. Из абзаца 4 выпишите простое неопределённо-личное предложение, входящее в состав

6. сложного.

7. Укажите, сколько грамматических основ в предложении 1 последнего абзаца.

8. Из абзаца 3 выпишите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.

9. Какие выразительные средства, придающие тексту поэтичность, образность, использованы в абзаце 1?

Русский язык 11 класс

Зачёт № 1

Контрольный тест к зачёту № 1

Простое неосложнённое предложение

Вариант 1

№ задан

А. Задания с выбором ответа

эталон

В каком варианте ответа даны словосочетания со связью согласование ?

1) русский язык, наше богатство, необходимо знать

2) первый класс, театральная афиша, своё мнение

3) лучший ответ, вторые сутки, вопреки ожиданиям

4) неожиданный вопрос, листая книгу, совершенно серьёзно

В каком предложении есть словосочетание со связью примыкание ?

1) Красноречие начинается с умения слушать. (Скалеф)

2) Когда слово не бьёт, то и палка не поможет (Сократ)

3) Главное достоинство языка – в ясности (Стендаль)

4) Всякий слышит лишь то, что понимает (Плавт)

Выберите вариант ответа, в котором указаны словосочетания с подчинительной связью управление .

А) вопреки ожиданиям В) прошу запомнить

Б) встретились вновь Г) согласно расписанию

1) А, Б 2) Б, В 3) А, Г 4) А, В, Г

Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

1) Мелодия была красивая.

2) Исполнитель совсем молодой.

3) Концерт будет превосходным.

4) При первых звуках в зале погас свет.

Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

1) Разговор продолжил молодой писатель.

2) Он стал рассказывать о новой пьесе.

3) Друзья познакомили начинающего драматурга с Белинским.

4) Критик отметил в драме жизненную правду.

В каком предложении подлежащее выражено одним словом?

1) К утру в отряде осталось только шесть человек.

2) Некоторые тоже собирались уходить.

3) Отец с сыном шли впереди.

4) Неожиданно раздалось несколько выстрелов.

В каком предложении подлежащее выражено словом, образованным путём перехода имени прилагательного в существительное?

1) Жить – значит действовать.

2) Его пример другим наука.

3) Конный пешему не попутчик

4) Голова без ума что фонарь без света.

А 8

Какие слова являются грамматической основой в предложении?

Каждый народ за века своего существования выработал собственную речевую культуру.

1) народ выработал 3) за века существования выработал

2) выработал культуру 4) каждый народ выработал

А 9

В каком предложении не ставится тире?

1) Талант это вера в себя

2) Любить значит жить.

3) Рассеянность лишь следствие усталости.

4) Лень и трусость самые дурные пороки.

Укажите пример, где тире стоит между подлежащим и сказуемым .

1) Жизнь прожить – не поле перейти.

2) Сумеешь взяться за дело – и снег загорится.

2) Лисица видит сыр – лисицу сыр пленил.

3) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Беседа с заведующим кафедры длилась долго.

2) Мы не только читаем прозу, но и стихи.

3) По приезду в Петербург он нам позвонил.

4) Не стоит придавать особого значения этой информации.

А 12

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) На встречу с писателем пришли любители современной прозы.

2) Журналист затронул вопросы, волнующих многих читателей.

3) В поэме «Двенадцать» довольно сложная система образов.

4) Музыка воплощает в особую форму самые сложные чувства.

А 13

Укажите верную характеристику предложения.

Кругом не было ни души.

1) двусоставное

2) односоставное, определённо-личное

3) односоставное, неопределённо-личное

4) безличное

А 14

Укажите обобщённо-личное предложение.

1) Цыплят по осени считают. 3) Люблю грозу в начале мая.

2) Его безмерно любят. 4) Быть грозе!

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например: -Сегодня я поеду к бабушке. -В дверь стучат. -Что за красота!

Знаки препинания в конце предложения:

-точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях (Они отправились на прогулку в лес.);

Примечание: если в конце предложения есть точка, обозначающая сокращенное слово, то вторая точка, обозначающая конец предложения, не ставится: В магазине вы можете купить ручки, тетради, карандаши и т.д.

-вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения (Отчего люди не летают? );

-восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Как хорошо жить на свете !);

-многоточие ставится как в конце предложения при незавершённости высказывания (Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали .). Примечание: также многоточие может ставиться в середине предложения при перерыве речи. (Не хочу я... вот так .)

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

Двумя существительными: Книга – источник знаний.

Двумя числительными: Пятью восемь – сорок.

Двумя инфинитивами: Жить – Родине служить.

Существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

Личным местоимением и существительным: Он скептик.

Любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание "не" или слова "как", "точно", "как будто" : Бедность не порок. Пруд как сталь.

Тире ставится в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого: Сталь закаляется в огне, а человек-в труде.

Упражнение 103. Перепишите предложения в таком порядке: а) повествовательные; б) вопросительные, в) побудительные. Объясните знаки препинания в конце предложения. Произведите синтаксический разбор 3 предложений (по 1 из каждой группы).

1. Лопатин взял газету и увидел на четвертой полосе напечатанную подвалом корреспонденцию. 2. – Давайте работать, – повторил Лопатин. 3. У Мишки глаза разбежались. Растерянно закружился на одном месте, потом рванулся и побежал к музыкантам. 4. Мишка строго взглянул на комбата: «Ты гляди, не обмани меня!» – «Ну что ты? Как можно!» 5. – Пойдем, внучек, во двор. 6. – Настя не приходила? – спрашивал Олексий. 7. Листопад смотрел на мать и думал: откуда у нее эта энергия, этот новый живой огонь? 8. К истории сына Порфирий Владимирыч отнесся довольно загадочно. 9. Сорок лет назад пароходы плавали медленно. 10. – Весь пожар видел, сначала? Бабушка-то как, а? 11. Все на восток, все на восток... Хоть бы одна машина на запад! 12. В эти часы дотла сгорела жизнь Федора Воганова. Но немецкие танки не прошли! 13. Чудесны облака в арктическом небе. 14. Радист включил репродуктор, оттуда рванулась веселая буря оркестра. Москва? Хабаровск? Новосибирск? Все равно – родина.



Упражнение 104. Спишите примеры, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире.

1. Доктора те же адвокаты, с тою только разницей, что адвокаты только грабят, а доктора и грабят и убивают. 2. Чайка, когда она птица, а не символ, злющее существо: клюет на лету собратьев по профессии, вырывает у них добычу. 3. Красивая штука море, особенно если ты едешь лодырем в плавучем отеле и нет качки! 4. Что Сибирь страна холодов, это знают многие. Но многие не знают, что Сибирь страна солнца. 5. Грузоподъемность автомобиля семь тонн. 6. Я ж сказал, что я не гордый, я согласен на медаль. 7. Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик. 8. Я и жуликов уважаю. По-моему, ни одна блоха не плоха. 9. Идем молча. Я ведущий, а куда веду? 10. Рыба для партизан еда редкая. А свежий зеркальный карп, хорошо поджаренный на подсолнечном масле, и в мирное время первоклассная закуска. 11. Полковник объявил перед строем, что мы партизанский отряд. 12. Она была насмешлива, горда, а гордость – добродетель, господа! 13. И в ночь, как съехать со двора, с конем был разговор, что все равно не ждать добра, что без коня не двор, что вместе жили столько лет, что восемь бед один ответ. 14. Наталья Степановна отличная хозяйка. 15. Ведь в супружестве, вы сами знаете, главная вещь солидный характер! 16. У жителей города с детства привычка названия улиц читать на табличках. 17. Кареты и кучера не последняя достопримечательность города и тотчас бросятся в глаза.



Упражнение 105. Спишите предложения, поставив, где необходимо, тире. Установите, какой член предложения опущен.

Образец: Днем – ростепель, капели, греет солнце (опущ. сказ.).

1. Над глубокими снегами синее, огромное и удивительное нежное небо. 2. Далеко впереди парят два старых беркута. В их полете спокойствие владык, в размерах крыльев могущество. 3. Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другой кран самовара. 4. От ученого набирайся ума, а от мастера – сноровки. 5.Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные вто- рую. 6. В июле окунь кормится ранним утром, а лещ, судак ночью. 7. Золото добывают из земли, а знания из книги. 8. Ночь была облачная, река черная.

Упражнение 106. Спишите примеры, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку тире. Произведите синтаксический разбор 2-х предложений (на выбор, но одно из них должно быть неполное).

1. Короче сказать, в это время Невский проспект педагогический Невский проспект. 2. Вообрази, что это вокруг все пальмы, Юлечка кроткая лань, ты лев, я тигр. 3. Одесса город музыкальный. Но Одесса еще и город литературный. 4. Потерт сыромятный его тулуп, ушастая шапка его как склеп. 5. Самое лучшее для памяти моего отца это если вы оставите о ней заботу. 6. Скажите, пожалуйста, что вы за благодетель такой! Ведь помогать другим отнимать у себя. Что вас побуждает? 7. Покоя нет и быть не может. Окно как раненая грудь. 8. Он находил, что коммерция есть риск и отвечает за риск только коммерсант. 9. Звезда похожа на слезу, а кипарисы там, внизу, как две зеленые свечи в сандалом пахнущей ночи. 10. По-русски проститься значит попросить прощенья. 11. Уста без слов любить никто не мог, взор без огня без запаха цветок! 12. Потянулись улицы, сначала безмолвные, малолюдные, за ними шумные, с рокотом пролеток, лязгом трамваев, потом снова покойные и молчаливые. 13. Он подсел к Извековой и выдохнул, отдуваясь: «Просили подождать. Подождать это вежливость чиновников». 14. Они покосились друг на друга, и оба улыбнулись, Цветухин с беглым оттенком растерянности. 15. Пастухов вот это действительно общественное мнение! Надо просить Пастухова! 16. Бульвар как бы терраса города. За ним обрыв к морю.

Упражнение 107. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите, какими частями речи выражены подлежащие и сказуемое. При необходимости обратитесь к справочникам по пунктуации.

1. Лес как сад, как парк царя или вельможи. 2. У меня врожденная страсть противоречить... 3. Маленькие вагоны точно игрушки тянулись по профилю дороги. 4. Мудрость не в красоте, а в голове; сила не в пестром халате, а в мышцах. 5. Ну, что там конь! Конь огонь! 6. Ваш «Охотничий сборник» блистательная и, я надеюсь, выгодная в денежном отношении мысль. 7. У этой небольшой и скромной книжки свое обаяние, обаяние подлинности. 8. Федор Орлов моя партийная подпольная кличка. 9. Я, знаете ли, согласна... пусть! Почему же? Наука вещь хорошая, без литературы нельзя. 10. Я тебя понимаю. Но то и это вещи разные. 11. И счастлив тем, что я не чудо особой избранной судьбы.12. Я закричал: – Вы кто такие? – Мы листья, листья, листья! 13. У ночи мрак, у листьев шум, у ветра свист, у капли дробность, а у людей пытливый ум и жить упорная способность. 14. Расстояние не помеха ни для смеха, ни для вздоха.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Митрофановская средняя общеобразовательная школа»

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Конспект урока русского языка
в 11 классе


Контрольная работа по теме: «Простое осложнённое предложение»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Зубко Любовь Николаевна


Митрофановка

2012

Зачёт

Тема «Простое осложнённое предложение» Теория
    Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения.
    : определения, приложения, обстоятельства.
Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.
    Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. Порядок слов в предложении. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Контрольная работа . Вариант 1 Контрольный диктант Вариант 2 Контрольное списывание Вариант 3 Контрольный тест
Проверочная работа Тест Обособленные члены предложения Практикум Прямая речь. Цитирование Контрольная работа

Пунктуация в простом осложнённом предложении

Вариант 1

Контрольный диктант

Олеся

Весна наступила в этом году ранняя, дружная и - как всегда на Полесье – неожиданная… Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни…

В эти весенние дни образ Олеси не выходил из моей головы. Мне нравилось, оставшись одному, лечь, зажмурить глаза… и беспрестанно вызывать в своём воображении её то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо, её молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки, её свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотками. «Во всех её движениях, в её словах, - думал я, - есть что-то благородное, какая-то врожденная изящная умеренность…»

Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детский, невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины.

Каждый раз, когда я приходил, Олеся встречала меня с своим привычным сдержанным достоинством. Но всегда, по первому невольному движению, которое она делала, увидев меня , я замечал, что она радуется моему приходу… Мы всё сильнее и крепче привязывались друг к другу.

Иногда я возмущался против собственного бессилия и против привычки, тянувшей меня каждый день к Олесе. Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Я ещё не думал о любви, но уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений. (По А.И. Куприну)

2. Определите стиль текста тип(-ы) речи. /художественный повествование, описание/

беспрестанно вызывать (абзац 2) /примыкание/

/сияющее нежной улыбкой /

/увидев меня/

6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А.Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры. / эпитеты, сравнение/

Вариант 2

Контрольное списывание

    Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы.

Олеся

Весна наступила в этом году ра(н,нн)яя дружная и - как всегда на Полесье – (н..)ожида(н,нн)ая… Воробьи стаями обсыпавш..е пр..дорожные ветлы кричали так громко и возбужде(н,нн)о что (н..)чего нельзя было ра(с,сс)лышать за их криком. Везде чу..ствовалась радос..ная тор..пливая тревога жизни…

В эти весе(н,нн)ие дни образ Олеси (н..)выходил из моей головы. Мне нравилось оставшись одному леч.. зажмурить глаза и беспреста(н,нн)о вызывать в своём во..бражении её то суровое то лукавое то сияющ..е нежной улыбкой лицо её молодое тело выр..сшее в пр..волье старого бора так(же) стройно и так(же) могучекак растут молодые ёлочки её свеж..й голос с (н..)ожиданными низк..ми бархатн..ми нотками. «Во всех её движениях в её словах думал я есть что-то благ..родное какая(то) врожде(н,нн)ая изящная умере(н,нн)ость…

(Н..)одна красота Олеси меня в ней оч..ров..вала но так(же) и её цельная сам..бытная свободная натура её ум одн..време(н,нн)о ясный и окута(н,нн)ый (н..)покол..бимым наследств..(н,нн)ым суевер..ем детский н..ви(н,нн)ый но и (н..) лише(н,нн)ый лукавого кокетства красивой женщины.

Каждый раз когда я пр..ходил Олеся встречала меня с своим пр..вычным сдерж..(н,нн)ым досто..нством. Но всегда, по первому н..вольному движению, которое она делала увидев меня я зам..чал что она радуе(т,ть)ся моему приходу… Мы всё сильнее и крепче пр..вяз..вались друг к другу.

Иногда я возмущался против собств..(н,нн)ого б..ссилия и против привычки тянувш..й меня каждый день к Олесе. Я и сам (н..)подозревал какими тонкими крепкими н..зрим..ми нитями было пр..вязано моё сердце к этой оч..ровательной (н..)понятной для меня девушке. Я ещё (н..)думал о любви но уже пер..живал тревожный пр..дшествующий любви период полный смутных томительно грус..ных ощущений. (По А.И.Куприну)

2. Определите стиль текста тип(-ы) речи.

3. Укажите способ связи слов в словосочетании беспрестанно вызывать (абзац 2)

4. Выпишите из текста определение, выраженное причастным оборотом, которое используется

рассказчиком при описании лица Олеси.

5. Из абзаца 4 выпишите обособленное обстоятельство (деепричастный оборот).

6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А.Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры.

Вариант 3

Контрольный тест

Пунктуация в простом осложнённом предложении



Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6.

В доме Чайковского


Дом кажется ра..сохся от старости. А может быть и от (того) что он стоял на поляне в сосновом лесу а от сосен всё лето т..нуло жаром. Иногда дул ветер но он к сожалению (н..) проникал в открытые окна.

Чайковскому нравился этот деревя(н,нн)ный дом. Единств..(н,нн)ое раздр..жавш..е композитора скрипуч..е половицы. Только п..р..ступив через пять шатких половиц он мог пройти к роялю. Со стороны это выгл..дело должно быть забавно когда пожилой композитор проб..рался к роялю пр..гляд..ваясь к половицам пр..щур..(н,нн)ыми глазами.

Но вот (н..)одна из половиц (н..)скрипнула Чайковский садит..ся за рояль и (мы это видели не раз) усмехается. Н..пр..ятное позади а сейчас начнёт..ся уд..вительное и весёлое. Рас..охш..йся дом к изумлен..ю многих запоёт от первых(же) звуков рояля. А без музыки Петра Ильича Чайковского дом казалось скучал. Иногда ночью просыпаясь композитор слышал как потреск..вая пропоёт то одна то другая половица вспомнив к его радости дневную музыку.

Композитор мечтал п..р..дать лёгкий восторг от всего от зрелища радуги и от ауканья крестьянских девушек и от самых простых явлений жизни.

И он конечно (н..)когда (н..)ждал вдохн..вен..я а работал и работал. И вдохн..вен..е рождалось разумеется в работе.

(По К.Паустовскому)

Эталон

Контрольный тест

Простое осложнённое предложение.


Дата сдачи работы « ____» _____________20___ г.
Баллы А ___ В ___ Всего ____
Оценка* ______ / ____________ / Проверил ___________
* А, В «3» – 8 – 12 б; «4» – 13 – 20 б; «5» – 21 – 22 балла

Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 1


1. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены). а) Мне нравилась его спокойная и ровная речь простая и ясная. б) Солнце поднялось над горами и сгоняло ещё лежавший в тени иней. в) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.
    Найдите предложение с обособленным согласованным определением (знаки
препинания не расставлены). а) Весь мир с листвой с весенним громом для радости открылся им. б) Литература предполагает прежде всего массового читателя. в) Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река затенённая горами.
3. Неверно выделено приложение. а) Ходил Стенька Разин в Астрахань -город. б) В народе её называют чудо -ягодой. в) И вот сама идёт волшебница-зима . 4. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить. а) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу. б) Вы как инициатор должны играть главную роль. в) Это событие следует рассматривать как исключительный случай.
5. Найдите правильно построенное предложение. а) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно. б) Взяв её под руку, они пошли вместе. в) Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая и не ухудшая её.

    Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления

обособленных членов.

По фотографиям Лев Николаевич представлялся мне не только духовным

(1) но и физическим гигантом (2) высоким, могучим и широким в плечах.

А) 1 – (, ) 2 – (–) б) 1 – () 2 – (,) в) 1 – (, ) 2 – (:) 7. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении.

Песчаная отмель далеко золотилась (1) протянувшись от тёмного

обрывистого берега (2) в дремотно светлеющую реку (3) пропадавшую за дальним лесом.

А) 1, 3 б) 2, 3 в) 1, 2, 3
8. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.

Поспешно умываясь (1) и (2) со смирением одеваясь в самое дурное своё

платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещённые утренней зарёй.

а) 1, 3, 4, 6 б) 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

9. В каких строках А.Блока есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не расставлены)? Укажите, верный вариант ответа.

1) Дыша духами и туманами она садится у окна.

2) Тоска дорожная железная свистела сердце разрывая

3) И смотрю и вражду измеряю ненавидя кляня и любя. (А.Блок)

а) 1, 2 б) 1, 3 в) 2, 3

10. В каком варианте деепричастный оборот не обособляется?

а) Он работал не покладая рук. (М.Горький)

б) Чуть шумят качаясь сосны (В.Брюсов

в) Окна разинув стоят магазины. (В.Маяковский)

11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Откинувшись в кресле (1) он смотрел на нас (2) присмиревших ребят (3) и (4) отложив раскрытую книгу (5) казалось (6) всё ещё думал о прочитанном.

а) 1, 2, 4, 5 б) 1, 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

12. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены).

В языке, как известно, есть одинаково звучащие и пишущиеся слова с совершенно различным значением – омонимы.

а) сравнительным оборотом, обособленным приложением

б) однородными определениями и вводным сочетанием

в) вводным сочетанием, однородными определениями и обособленным приложением

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю

О всех кораблях ушедших в море

О всех забывших радость свою.

А.Блок.


Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 2

    Укажите предложение с обособленными членами (знаки препинания не расставлены):
а) Иван Сергеевич был высокого роста худощавый и медлительный. б) Бунина большинство знает как прозаика. в) Она встретила сына с радостью неожиданной для него. (М.Горький)
2. Укажите условие, при котором определение не обособляется: а) находится между подлежащим и сказуемым; б) относится к личному местоимению; в) находится перед определяемым словом.
3. Укажите предложение, в котором приложение не обособляется (знаки препинания не расставлены). а) Ночевала тучка золотая на груди утёса великана. (М.Лермонтов) б) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.Пушкин ) в) Вот оно объяснение. (Л.Толстой)
    Найдите предложение, в котором следует поставить одну запятую.
а) Как стилист Чехов недосягаем! (М.Горький) б) Жизнь как подстреленная птица. (Ф.Тютчев) в) Лишь тот кто уважает других людей имеет право на уважение.

5. В каком варианте ответа указаны предложения с обособленным приложением (знаки препинания не расставлены)?

1) Петергоф пригород Санкт-Петербурга славится парками и фонтанами.

2) В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождевых сумерек в приволжском городке.

3) М.И.Глинка великий русский композитор после премьеры оперы

«Иван Сусанин» увлёкся созданием оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

А) 1, 2 б) 2, 3 в) 1, 3

6. В каком варианте ответа верно указаны конструкции, осложняющие данное

предложение?

Тут, в уютной квартире Мережковского на Литейной, сколько раз приходилось мне присутствовать при самых значительных, утончённых прениях, наложивших отпечаток на всю мою жизнь. (А.Белый)

а) уточнение, однородные члены, обособленное дополнение

б) приложение, однородные члены, обособленное обстоятельство

в) уточнение, однородные члены, обособленное определение

7. Как правильно продолжить предложение:

Глядя на эту картину…

а) возникает ощущение тревоги.

б) мы невольно грустим.

в) у многих сжимается сердце.

8. Укажите предложение без грамматической ошибки.

а) Не имея часов, можно определить время по цветам.

б) Доехав до конечной станции, нам предстояла пересадка.

в) Наблюдая экзотическую природу, возникла теория Дарвина.

9. Укажите вариант ответа, в котором верно указаны все цифры, на месте которых в предложениии должны стоять запятые.

Музыка питается более глубокими корнями (1) и (2) опираясь на прошлое (3) она лучше видит будущее, чем мы (4) живущие в моменте и миге. (С.Городецкий)

а) 1, 2, 4 б) 2, 3 в) 1, 2, 3, 4

10. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется (знаки

препинания не расставлены).

а) Чьи-то глаза смотрели не мигая.

б) Пошумев река успокоилась.

в) Казаки разъехались не договорившись.

11. Какой вариант ответа содержит предложение с пунктуационной ошибкой. а) Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех. б) Опять Шопен не ищет выгод, но окрыляясь на лету, Один прокладывает выход из вероятья в правоту. в) Гремит Шопен, из окон грянув, а снизу, под его эффект Прямя подсвечники каштанов, на звёзды смотрит прошлый век.

(Б.Пастернак)

12. В каком варианте ответа, указаны предложения, в которых деепричастные

обороты не обособляются?

1) Можно прожить и не хвастая умом.

2) К работе над повестью можно приступить начиная с будущей недели.

3) Понять это произведение можно, лишь учитывая условие его создания.

а) 1, 2 б) 2, 3 в) 1,3

13. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт сын ошибок трудных

И гений парадоксов друг

(А.С.Пушкин)

ЭТАЛОН

Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 1

Вариант ответа

Вариант 2

Вариант ответа

Практикум

Прямая и косвенная речь. Цитирование.

    Прочитайте начало рассказа И.Бунина «Тёмные аллеи». Оформите цитату одним из известных вам способов, дополнив фрагмент из данного текста необходимыми предложениями.

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казённая почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас...

    Найдите в данном отрывке из рассказа предложение с прямой печью, в котором допущена пунктуационная ошибка, запишите это предложение в исправленном виде: *

«Надежда! Ты»? – сказал он торопливо. «Я, Николай Алексеевич», – ответила она. «Боже мой, боже мой, – сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не виделись? Лет тридцать пять?»

*Ошибка допущена в предложении 1. «Надежда»! Ты? » – сказал он торопливо.

    Составьте схемы следующих предложений с прямой речью:

А. Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!»

Б. «Значит могла. Сколько ни проходило времени, всё одним жила… Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня – помните как? И всё стихи мне изволили читать про всякие «тёмные аллеи», – прибавила она с недоброй улыбкой.

В. «Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как

прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?»

    Оформите данное высказывание К.Г.Паустовского как эпиграф и как цитату, расставив необходимые знаки препинания и указав автора.
У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. К.Г.Паустовский

Использованная литература

    Бабайцева В.В. и др. Тренинг по пунктуации. – М.: Дрофа, 2004.

    Базжина Т.В. Русская пунктуация: Пособие-справочник. – М., 2000

    Пучкова Л.И. ЕГЭ 2009. Русский яз. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2009

    «1 С» - компьютерные программы для образования.


Знаки препинания в простом предложении

3. Запятые между однород­ными членами: Желтые, красные листья падали нам под ноги.

4. Двоеточие и тире при обобщающих словах в пред­ложениях с однородными членами: Все вокруг: и ре­ка, и трава, и деревья - ожило при первых солнеч­ных лучах.

5. Запятые (тире, скобки) при вводных словах, ввод­ных предложениях, поясни­тельных конструкциях: Он, я думаю, не сделает этого.

6. Запятые (восклицатель­ный знак) при обращениях и междометиях: Разбуди меня завтра рано, о моя терпе­ливая мать (С. Есенин).

7. Запятые при обособлен­ных определениях: Утом­ленная дорогой, она быстро заснула.

8. Запятые или дефис при обособленных приложени­ях: Стихи читала Катя - ученица восьмого класса.

9. Запятые при обособленных дополнениях: Никто, кроме меня, не знал об этом.

10. Запятые при обособлен­ных обстоятельствах: Не­смотря на плохую погоду, мы поехали на экскурсию.

11. Запятые при обособлен­ных уточняющих членах предложения: Рано утром, в восемь часов, я вышла из дома.

Знаки препинания в сложном предложении

2. Запятые между частями сложноподчиненного пред­ложения: Мы точно знали, что деревня находится именно в этой стороне.

3. Запятые (точка с запя­той, тире, двоеточие) в бес­союзном сложном предло­жении: Дорога в город была извилистой: она то пет­ляла между деревьями, то круто поворачивала в сто­рону.

Запятые в сложных предло­жениях с разными видами связи: Вдруг навалился гус­той туман, как будто стеной отделил он меня от остального мира, и, чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тро­пинку, которая, по моим соображениям, должна бы­ла находиться слева и сза­ди (В. Арсеньев).

5. Двоеточие и тире между частями предложения с прямой речью: «Пожар! Пожар!» - раздался внизу отчаянный крик (А. Че­хов).

6. Запятые и кавычки при цитировании: Я согласна со словами М. А. Булгакова о том, что «рукописи не го­рят».

1. В каких вариантах ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Командир дивизии (1) полковник Марченко (2) раненный в предплечье и голову (3) в это утро (4) после перевязки (5) выпив стакан креп­кого чая (6) прилег отдохнуть (М. Шолохов).


а) 2, 3, 4, 5, 6

б) 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

г) 1, 2,3, 5, 6


2. Укажите предложения, в которых нужно поставить

одну запятую.

а) Наш аил расположен в предгорьях на широком плато куда сбегаются из многих ущелий шумли­вые горные речки (Ч. Айтматов).

б) Она слышала то шум поезда то скрип телег.

в) Это путешествие было не только приятным но и увлекательным.

г) Ваши слова точно живительный источник.

3. Укажите предложения, осложненные обособленным

определением.

а) Легкая и подвижная девушка двигалась стреми­тельно и плавно.

б) Усталая измученная она без сил опустилась на кровать.

в) Ночь поднимается над миром полная свежих за­пахов (М. Пришвин).

г) Едва слышимый звук донесся до нас.

4. Укажите предложения, в которых нет обособлен­ного обстоятельства.

а) Все это она говорила хохоча.

б) Мы шли не оглядываясь по сторонам.

в) Несмотря ни на что концерт будет подготовлен.

г) Работа была выполнена спустя рукава.

5. Укажите предложения, не осложненные уточняю­щими членами.

а) Поздней весной в отдаленной деревушке все еще лежал снег.

б) Нам задали подготовить сообщение о тушканчике или земляном зайце.

в) Справа шагах в двадцати что-то затрещало.

г) Я не хотела видеть никого особенно Веру.

6. Укажите предложения, в которых при однородных членах находятся обобщающие слова.

а) Великая сила жизни видна во всем в колебании вершин в пересвисте птиц в мягком освещении (М. Пришвин).

б) Мы решили купить розы тюльпаны и лилии.

в) Все интересует меня и поэзия и проза.

г) Ах я не верю ничему ни снам ни сладким уве­реньям ни даже сердцу своему (А. Пушкин).

7. Укажите предложение, в котором союз как присо­единяет сравнительный оборот.

а) Он был как утверждают очень талантливым.

б) Сначала он расценивал все как шутку как при­ключение.

в) Дождь всю неделю льет как из ведра.

г) Голова острижена как у мальчика (В. Панова).

8. Укажите предложения, в которых нет вводных кон­струкций.

а) К счастью ехать было недолго.

б) Лиза казалось не шла а летела (А. Пушкин).

в) Все, что мы видели казалось скучным и неинте­ресным.

г) Она была буквально поражена.

9. Укажите предложение, в котором не ставится тире.

а) Полковник волновался и не мог скрыть волне­ния правую щеку его подергивал нервный тик (М. Шолохов).

б) Он должен был поехать в командировку внезапно обстоятельства изменились.

в) По ночам часто плакал Фунтик маленькая рыжая такса (К. Паустовский).

г) Счастливо друзья! крикнул он.

10. Укажите предложение, в котором не ставится двое­точие.

а) Эти тополя особенные у них свой язык.

б) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

в) Соловей в середине мая запел весна пойдет дружно.

г) Он никогда не нарушал данного слова надо значит надо.

11. Укажите предложения, в которых ставится запятая

перед союзом И.

а) В саду было тихо прохладно и темные тени лежа­ли на земле.

б) Наверное дождь будет лить весь день и на дачу мы не поедем.

в) Мы увидели и сказочные колокольчики и скром­ные васильки.

г) Дорога была утомительной и мы решили сделать привал.

12. Укажите предложение, соответствующее схеме:

«П, - а, - л».

а) Соседушка мой свет Пожалуйста покушай (И. Кры­лов).

б) Значит подумал я придется доделать эту работу завтра.

в) А почем купили души у Плюшкина шепнул ему на ухо Собакевич.

г) Пойдем угрюмо пробормотал друг и тут же спро­сил Что же ты молчишь?