Допущен к занятиям физической культурой и спортом. Медицинские противопоказания. Допуск к занятиям физической культуройи спортом при заболеваниях органов зрения

Проект нового документа (Г.А.Макарова, А.Б.Краснов, 2000), составленный на основании: а) «Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, средние училища и медицинские колледжи, учебные заведения, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел», б) «Перечня медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие и средние физкультурные учебные заведения» (Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Управление научно-исследовательской работы и учебных заведений, М.,1971) и в) «Перечня заболеваний, препятствующих отбору для поступления в общеобразовательные школы спортивного профиля, ДЮСШ, центры подготовки резервов большого спорта» (Р.Е.Мотылянская с соавт., 1988), представлен ниже.

8.8.1. Перечень заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом

Существующие на сегодняшний день документы, в которых суммированы основные заболевания и патологические состояния, препятствующие допуску к занятиям спортом, нуждаются в серьезной переработке. Проект нового документа, представленного ниже, составлен на основании: а) «Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, средние училища и медицинские колледжи, учебные заведения, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел», б) «Перечня медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие и средние физкультурные учебные заведения» (Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Управление научно-исследовательской работы и учебных заведений, М.,1971) и в) «Перечня заболеваний, препятствующих отбору для поступления в общеобразовательные школы спортивного профиля, ДЮСШ, центры подготовки резервов большого спорта» (Р.Е.Мотылянская с соавт., 1988).

Все острые и хронические заболевания в стадии обострения.

II. Особенности физического развития.

    Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища.

    Все виды деформаций верхних конечностей, исключающие или затрудняющие возможность выполнения различных спортивных упражнений.

    Выраженная деформация грудной клетки, затрудняющая функционирование органов грудной полости.

    Выраженная деформация таза, влияющая на статику тела или нарушающая биомеханику ходьбы.

    Укорочение одной нижней конечности более чем на 3 см, даже при полноценной походке; выраженное искривление ног внутрь (Х-образное искривление) или наружу (О-образное искривление) при расстоянии между внутренними мыщелками бедренных костей или внутренними лодыжками большеберцовых костей свыше 12 см.

III. Нервно-психические заболевания. Травмы центральной и периферической нервной системы.

1. Психотические и непсихотические психические расстройства вследствие органического поражения головного мозга. Эндогенные психозы: шизофрения и аффективные психозы. Симптоматические психозы и другие психические расстройства экзогенной этиологии.

Лица, имеющие легкое кратковременное астеническое состояние после острого заболевания, допускаются к занятиям спортом после полного излечения.

2. Реактивные психозы и невротические расстройства.

Лица, имевшие острые реакции на стресс, нарушения адаптации и незначительно выраженные невротические расстройства, характеризующиеся в основном эмоционально-волевыми и вегетативными нарушениями, допускаются к занятиям спортом после полного излечения.

3. Умственная отсталость.

4. Эпилепсия.

6. Травмы головного и спинного мозга и их последствия.

7. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга и их последствия (субарахноидальные, внутримозговые и другие внутричерепные кровоизлияния, инфаркт мозга, транзиторная ишемия мозга и др.).

Лица с редкими обмороками подлежат углубленному обследованию и лечению. Диагноз «нейроциркуляторная дистония» устанавливается только в тех случаях, когда целенаправленное обследование не выявило других заболеваний, сопровождающихся нарушениями вегетативной нервной системы. Даже при наличии редких обмороков подобные лица не могут быть допущены к занятиям единоборствами, сложно-координационными, травмоопасными и водными видами спорта.

8. Органические заболевания центральной нервной системы (дегенеративные, опухоли головного и спинного мозга, врожденные аномалии и другие нервно-мышечные заболевания).

9. Заболевания периферической нервной системы (включая наличие объективных данных без нарушения функций).

10. Травмы периферических нервов и их последствия (включая легкие остаточные явления в форме незначительно выраженных нарушений чувствительности или небольшого ослабления мышц, иннервируемых поврежденным нервом).

11. Последствия переломов костей черепа (свода черепа, лицевых костей, в том числе нижней и верхней челюсти, других костей) без признаков органического поражения центральной нервной системы, но при наличии инородного тела в полости черепа, а также замещенного или незамещенного дефекта костей свода черепа.

12. Временные функциональные расстройства после острых заболеваний и травм центральной или периферической нервной системы, а также их хирургического лечения.

Лица перенесшие закрытую травму головного и спинного мозга, при инструментально подтвержденном отсутствии признаков поражения центральной нервной системы могут быть допущены к занятиям спортом не ранее, чем через 12 месяцев после полного излечения (не рекомендуются травмоопасные виды спорта).

Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом. Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей. Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач:

  • 1. Выявление противопоказаний к физической тренировке;
  • 2. Определение уровня физического состояния (УФС) для назначения адекватной тренировочной программы;
  • 3. Контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год). В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы:
  • 1. Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом (первичные, дополнительные, повторные).
  • 2. Диспансеризация занимающихся физической культурой, спортом и туризмом.
  • 3. Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
  • 4. Осуществление оздоровительных, лечебных и профилактических мероприятий в процессе занятий физкультурой и спортом.
  • 5. Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.
  • 6. Проведение анализа проделанной работы по врачебному контролю за занимающимися физкультурой и спортом.
  • 7. Санитарный надзор за местами и условиями проведения соревнований, занятий по физической культуре и спорту.
  • 8. Медико-санитарное обеспечение учебно-тренировочных сборов, соревнований и массовых видов физической культуры.
  • 9. Профилактика спортивного травматизма и патологических состояний, возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом.
  • 10. Организация и проведение мероприятий по восстановлению физической работоспособности после соревнований, после сдачи нормативов, учебно-тренировочных физических нагрузок, реабилитация физкультурников и спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.
  • 11. Санитарно-просветительная работа среди физкультурников и спортсменов.
  • 12. Пропаганда оздоровительного влияния физической культуры и спорта среди населения.
  • 13. Повышение квалификации медицинских работников по вопросам врачебного контроля.
  • 14. Использование в работе современных методов диагностики и применение аппаратуры, компьютерное программирование, функциональные и биохимические методы исследования, психологическое тестирование и т. п.

Система организации врачебного контроля

Врачебный контроль обеспечивается специалистами лечебно-профилактических учреждений, диспансерами спортивной медицины и под их организационно-методическим руководством всей сетью лечебно-профилактических учреждений. Допуск к организованным занятиям физической культурой и спортом осуществляется на основании медицинского освидетельствования с применением методов врачебного контроля. Разрешение на участие в соревнованиях выдается лицами, прошедшими соответствующую подготовку и врачебный контроль. Руководители коллективов физической культуры и спортивных клубов, директора и ректоры учебных заведений, преподаватели, тренеры и инструкторы физической культуры должны следить за своевременным проведением медицинского освидетельствования.

Врачебное обследование и диспансеризация занимающихся физкультурой и спортом осуществляются в следующем порядке:

  • - дети детских дошкольных учреждений обследуются у врачей, обслуживающих данные коллективы;
  • - учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений - на базе лечебно-профилактических учреждений;
  • - студенты высших учебных заведений - на базе студенческих поликлиник, лечебно-профилактических учреждений.

Все они должны проходить медицинское обследование не реже одного раза в течение учебного года. Лица, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам - два раза в год. Результаты медицинских обследований представляются не позднее 1 сентября текущего года в учебные заведения.

Члены физкультурных коллективов проходят обследования не реже одного раза в год у врачей, обслуживающих данные коллективы, или по месту жительства. В спортивной секции, а также о характере и режиме тренировок.

Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма. При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности. При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д. Проводя повторные обследования, он следит по изменениям здоровья, физического развития и подготовленности за правильностью, эффективностью хода физвоспитания. Контроль за состоянием обследуемого учитывать влияние занятий физическими упражнениями.

Дополнительные обследования после заболеваний и травм помогает проверить ход восстановления здоровья, после переутомлений или перетренированности - ход восстановления приспособительных механизмов, уровня работоспособности и т.д. В результате обследования составляется заключение о состоянии здоровья, включающее указания о допустимой нагрузке и прочие сведения.

Методы врачебного обследования.

  • 1. Расспрос применяется для определения состояния здоровья. Он даёт возможность собрать сведения о медицинской и спортивной биографии спортсмена, узнать о его жалобах в настоящий момент.
  • 2. Осмотр позволяет по сумме зрительных впечатлений получить общее представление о физическом развитии, выявить некоторые признаки возможных травм и заболеваний, оценить поведение обследуемого и т.д.
  • 3. Ощупывание основано на получении осязательных ощущений о форме, объёме исследуемых частей тела или исследуемой ткани. Этим методом определяют физические свойства, величину, особенности поверхности, плотность, подвижность, чувствительность и так далее.
  • 4. Выслушивание лёгких, сердца помогает проводить исследования путём улавливания звуковых явлений, возникающих при работе органов.

Дополнительная ценная информация при медицинском осмотре будет получена также при измерении артериального давления, записи ЭКГ в покое и после нагрузки, определении массы тела.

Хурай Аслан Рамазанович - канд. мед. наук, сотрудник каф. офтальмологии педиатрического фак. РГМУ.

Высокие достижения в современном спорте не представляются возможным без всестороннего медицинского обеспечения спортсменов в силу очевидной взаимосвязи между спортивными результатами и уровнем функционального состояния зрительного анализатора. Хорошо известно, что до 90%-95% всех физических движений контролируется визуально, при этом особая роль придается видам спорта, в которых качественное зрение в условиях интенсивной зрительной нагрузки непосредственно связаны с высоким уровнем зрительной работоспособности. В специальной литературе отмечается, что даже минимальная (на 0,25 дптр) коррекция рефракции глаза может существенно улучшить спортивные результаты (Спинелл М.Р., 1993). Наряду с этим, важно отметить, что условия профессиональной деятельности могут оказывать негативное влияние на орган зрения. Кроме того, по данным диспансерного наблюдения у спортсменов отмечаются травмы глаза, требующие хирургического вмешательства (Джонс Н.П., с соавт. 1996). Последнее положение представляется особенно актуальным для участников параолимпийских игр.

Несмотря на очевидность изложенных положений, к настоящему времени как в нашей стране, так и за рубежом, практических мероприятий по решению проблемы обеспечения высокого уровня «профессионального» зрения спортсменов явно недостаточно. К примеру, в исследовании, проведенном в США (цит. По Гриффите Д.,2006), указывается, что около 25% спортсменов высшей категории никогда не проходили полное офтальмологическое обследование, у более 30% состояние зрения требовало оптической (хирургической) коррекции. Данные по диспансерному обследованию зрения российских олимпийцев в литературе практически отсутствуют, однако можно прогнозировать аналогичные результаты.

Результаты исследования отечественных корифеев офтальмологии (Э.С. Аветисов, Ю.Н. Курпан, Е.И. Ливадо. Занятия физической культурой при близорукости. М.: «Медицина», 1984 г.), особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза. Врачи часто сталкиваются с ситуацией когда детям с миопией вынуждены отказывать в занятии спортом, что в свою очередь приводит к гиподинамии и следовательно прогрессированию близорукости.

Острота зрения во многом описывает результативность и фурор в большинстве игровых видов спорта: лучше видишь - лучше итог! Очки не постоянно могут обеспечить адекватную коррекцию зрения из-за способности их падания, поломки, трудности сочетания с защитными касками и шлемами, которые употребляют спортсмены. К тому же очки заметно уменьшают периферическое поле зрения, затрудняя ориентацию игрока. Очки могут запылиться и запотеть, а в стремительных силовых видах спорта - сами по себе стать источником завышенной угрозы при столкновении. Не стоит забывать и о психологическом нюансе ношения очков - они подчеркивают слабые места спортсмена и дают его противнику некое преимущество.

Рекомендуя различные методы коррекции (очки, линзы, ортокератология, рефракционная хирургия) для клиента-спортсмена, нужно учесть особенности зрения, присущие конкретному виду спорта, включая остроту и поле зрения, скорость движения глазного яблока, глубину восприятия и контрастную чувствительность. В большинстве игровых видов спорта тело человека двигается вперед, при всем этом глаза смотрят вперед и вверх, потому при рекомендации метода коррекции необходимо направить внимание на их стабильность и безопасность.

При выборе средств коррекции нужно учесть продолжительность спортивных мероприятий. Большая часть спортивных соревнований все еще продолжается не более 3-5 часов, но у неких спортсменов они могут продолжаться существенно дольше (а именно, велосипедные гонки, альпинизм, спортивный марафон).

Необходимо учесть и условия окружающей среды. Применительно к спорту в это понятие включают не только условия проведения соревнований либо тренировки, но и особенности функционирования глаз в этих условиях - химизм слезной жидкости, положение век, частоту мигания. Быстрые движения глаз либо быстрое движение самого спортсмена могут привести к более быстрому высыханию слезной пленки, также влияет долгая фиксация взора с уменьшением частоты мигания.

В последнее время с появлением новых газопроницаемых материалов в офтальмологии произошли колоссальные изменения в области применения контактных линз ночного режима ношения (ортокератология). Применение ортокератологии имеет ряд преимуществ перед существующими методами коррекции аметропии. Эти преимущества дают возможность применить ортокератологию у спортсменов, расширяя их возможности в выборе вида спорта и снимая многие ограничения которые были связаны с применением других средств коррекции.

Разработанная авторами таблица стандартов, вносит ясность в вопросе о возможных видах спорта при различных заболеваниях органа зрения и средствах коррекции, учитывая достижения контактных методах коррекции так и рефракционной хирургии.

В представленных материалах, следует отметить логичность построения, основанная на базовых положениях - международной классификации глазных болезней в системе МКБ-10 и перечень олимпийских видов спорта. Наряду с этим, выделены градации по медицинским показаниям (занятия данными видами спорта запрещены, влияние на спортивную результативность, ограничение по росту спортивной результативности) что является, важным с позиций индивидуального подхода к экспертному решению. Разработанная таблица с применением современных достижений в офтальмологии и новых методов коррекции аметропии различных степеней не только облегчает работу врача-офтальмолога, но и оберегает здоровье спортсменов и решает актуальные вопросы, возникающие у спортсменов и тренерского состава.

Таблицы Таблица 1 - Противопоказания к занятиям спортом лиц, с различными степенями гиперметропии (дальнозоркости)

Таблица 2 - Противопоказания к занятиям спортом лиц, с различными степенями миопии (близорукости)

Таблица 3 - Противопоказания к занятиям спортом лиц, с различными болезнями глаза и его придаточного аппарата

Приложение 1 - Соответствия номеров видам спорта, включенных в список Международного олимпийского комитета

Приложение 2 - Условные обозначения

Противопоказания к занятиям спортом лиц, с различными степенями гиперметропии (дальнозоркости)

Таблица 1

Из методических рекомендаций
"Допуск к занятиям физической культурой
и спортом при заболеваниях органов зрения"
Хурай А.Р. № ВИД СПОРТА Противопоказания в зависимости от степени гиперметропии Противопоказания в зависимости от изменений на глазном дне Рекомендации об использовании оптической коррекции

1 Академическая гребля Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК, 2 Бадминтон Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 3 Баскетбол Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, Эпи-ЛАСИК, ФРК 4 Биатлон Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 5 Бобслей Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 6 Бокс Любая степень гиперметропии Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне 7 Велоспорт-ВМХ Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 8 Велоспорт-маунтинбайк Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 9 Велоспорт-трек Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 10 Водное поло Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 11 Волейбол Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 12 Вольная борьба Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК, 13 Гандбол Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 14 Гольф Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 15 Горнолыжный спорт Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 16 Гребля на байдарках и каноэ Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция. ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 17 Греко-римская борьба Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 18 Дзюдо Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 19 Кёрлинг Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 20 Конный спорт Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 21 Конькобежный спорт Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 22 Легкая атлетика Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 23 Лыжное Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 24 Лыжные гонки Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 25 Настольный теннис Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 26 Нетбол Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция. ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 27 Парусный спорт Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 28 Плавание Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 29 Прыжки в воду Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 30 Прыжки на батуте Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 31 Прыжки на лыжах с трамплина Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 32 Пулевая Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 33 Регби Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Эпи-ЛАСИК, ФРК 34 Самбо Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 35 Санный спорт Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 36 Синхронное плавание Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 37 Сноуборд Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 38 Современное пятиборье Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 39 Спортивная гимнастика Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 40 Стендовая стрельба Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 41 Стрельба из лука Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 42 Теннис Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 43 Триатлон Гипермегропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 44 Тхэквондо Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 45 Тяжелая атлетика Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне 46 Фехтование Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 47 Фигурное катание на коньках Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 48 Фристайл Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 49 Футбол Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция. ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 50 Хоккей Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 51 Хоккей на траве Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 52 Художественная гимнастика Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 53 Шорт-трек Гиперметропия высокой степени Любая степень гиперметропии на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК Таблица 2из методических рекомендаций"Допуск к занятиям физической культурой и спортом при заболеваниях органов зрения"Хурай А.Р. ВИД СПОРТА Противопоказания в зависимости от степени близорукости Противопоказания в зависимости от изменений на глазном дне Рекомендации об использовании оптической коррекции 1 Академическая гребля Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК, 2 Бадминтон Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 3 Баскетбол Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, Эпи-ЛАСИК, ФРК 4 Биатлон Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 5 Бобслей Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 6 Бокс Любая степень близорукости Любые изменения на глазном дне 7 Велоспорт-ВМХ Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 8 Велоспорт-маунтинбайк Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 9 Велоспорт-трек Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 10 Водное поло Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 11 Волейбол Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 12 Вольная борьба Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК, 13 Гандбол Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 14 Гольф Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 15 Горнолыжный спорт Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 16 Гребля на байдарках и каноэ Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 17 Греко-римская борьба Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 18 Дзюдо Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 19 Кёрлинг Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 20 Конный спорт Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 21 Конькобежный спорт Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 22 Легкая атлетика Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 23 Лыжное Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 24 Лыжные гонки Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 25 Настольный теннис Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 26 Нетбол Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 27 Парусный спорт Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 28 Плавание Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 29 Прыжки в воду Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 30 Прыжки на батуте Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 31 Прыжки на лыжах с трамплина Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 32 Пулевая стрельба Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 33 Регби Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Эпи-ЛАСИК, ФРК 34 Самбо Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном Дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 35 Санный спорт Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 36 Синхронное плавание Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 37 Сноуборд Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 38 Современное пятиборье Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 39 Спортивная гимнастика Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокерато логи я. Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 40 Стендовая стрельба Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 41 Стрельба из лука Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Очковая коррекция, Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 42 Теннис Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 43 Триатлон Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 44 Тхэквондо Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 45 Тяжелая атлетика Близорукость любой степени 46 Фехтование Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 47 Фигурное катание на коньках Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 48 Фристайл Близорукость средней и высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 49 Футбол Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном Дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 50 Хоккей Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 51 Хоккей на траве Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 52 Художественная гимнастика Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК 53 Шорт-трек Близорукость высокой степени Любая степень близорукости на фоне изменений на глазном дне Ортокератология, Контактная коррекция, ЛАСИК, Эпи-ЛАСИК, ФРК Противопоказания к занятиям спортом лиц, с различными болезнями глаза и его придаточного аппарата Таблица 3 из методических рекомендаций"Допуск к занятиям физической культурой и спортом при заболеваниях органов зрения"Хурай А.Р. Условные обозначения 1, 2 - занятия данными видами спорта запрещены по медицинским показаниям (соответствия номеров видам спорта в Приложении 1). 31, 41 - влияние на спортивную результативность. 52, 62 - ограничение по росту спортивной результативности. МКБ 10 Класс VII Болезни глаза и его придаточного аппарата Олимпийские виды спорта занятия которыми запрещены с данной патологией H00 - H06. Болезни век, слезных путей и глазницы H00.0. Гордеолум и другие глубокие воспаления век 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53 H00.1. Халазион (создающии помехи зрению). 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 43, 44, 45, 47, 48, 50, 52, 53 H01.0. Блефарит (в стадии обострения) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53 H01.1. Неинфекционные дерматозы века (в стадии обострения) 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 43, 44, 45, 47, 48, 50, 52, 53

H01.8. Другие воспаления века уточненные 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53

Дорогие мои коллеги, сегодня моя статья о здоровье наших детей и о допуске их к занятиям физической культурой.

Сейчас я понимаю, что гораздо важнее вопрос допуска учащихся к занятиям физической культурой . За прошлый учебный год на уроках физической культуры погибли 211 российских школьников (эту статистику привела на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре глава Министерства образования и науки РФ Васильева Ольга Юрьевна). Среди погибших не мало детей, страдавших сердечно-сосудистыми заболеваниями (так говорится в публикациях СМИ).

А сколько детей попадают в тяжелые ситуации из-за психических расстройств? Немалая доля несчастных случаев приходится на тяжелые хронические заболевания. Если бы администрация школы, учителя физической культуры владели бы полной информацией об отклонениях в здоровье каждого ребёнка, то процент несчастных случаев значительно уменьшился.

Урок физической культуры самый травмоопасный из всех предметов в образовательном учреждении. Неожиданные всплески агрессии, отрицательных эмоций отдельных учащихся становятся не редки (я уверен, что Вы согласитесь со мной). И они совершенно не связаны с учителем. К чему они могут привести? К трагедии!

Учителя физической культуры совершенно не владеют информацией о том, какую нагрузку давать каждому ученику школы. По закону о медицинском обслуживании, сведения о состоянии здоровья детей для учителей физкультуры сейчас закрыты. Узнать о диагнозе или физических особенностях школьника учителя физкультуры могут только от родителей, если те сочтут нужным это сообщить. В школе отсутствует медсестра. Что делать учителю, если ребёнок говорит перед началом урока, что плохо себя чувствует? Дети могут говорить правду, а могут и обманывать.

Вот последний пример: урок лыжной подготовки в 5-ом классе. Дети передвигаются на лыжах по стадиону, оттачивают технику лыжных ходов. Через 15 минут от начала занятий я заметил у одного из учеников кровь на лице. Останавливаю и вижу, что кровь течёт из носа. Принимаю меры и одновременно беседую с ребёнком. Что произошло с ним, так до конца и не понял: может быть резко повысилось давление из-за переживаний (стресс) по поводу контрольной, которую они писали несколькими минутами ранее по русскому языку? А может быть у него есть отклонения в здоровье, о которых умалчивают родители?

Совет учителям физической культуры: освобождайте от занятий, если ребёнок пожаловался на плохое самочувствие! Лучше поверьте ему, чем себе! Здоровье ребёнка важнее, чем свои амбиции!

Почему я так говорю? Всё очень просто. Ответьте на вопрос: когда в последний раз учащиеся проходили полное (я подчёркиваю ПОЛНОЕ) медицинское обследование и делали ЭКГ (электрокардиограмму)? Можно ответить, что раз в году. Но это не так. А чему сводится это обследование? Ухо, горло, нос, окулист и ещё пару врачей. Я считаю, что это не полное обследование.

Чтобы педиатр подписал заявку на участие в соревнованиях, ребёнку в обязательном порядке нужно сделать ЭКГ с расшифровкой, а чтобы допустить того же ребёнка к занятиям физической культурой, ЭКГ не требуется. Просто фантастика, нонсенс! На уроках дети часто получают значительные, высокие нагрузки и совершенно не связанные с выполнением контрольных нормативов. В любой спортивной или подвижной играх дети, в порыве азарта и стремления победить, получают значительные нагрузки. Может что-то произойти со здоровьем в эти минуты? Конечно, может! Исходя из написанного ранее, я лично считаю, что у детей сейчас нет допуска к занятиям физической культурой (нет ЭКГ, нет регулярных медицинских обследований и нет рекомендаций отдельным ученикам).

Ещё один пример, который сейчас меня поставил в тупик: ученик 10 класса нашей школы, по заключению врачей из клиники имени А.Н.Бакулева, является на данный момент совершенно здоровым парнем, противопоказаний к занятиям физкультурой и спортом нет (хоть в космос лети). Однако лечащий врач, который наблюдает этого ученика с раннего возраста (была операция на сердце), до сих пор пишет категорический запрет на занятия не только спортом, но и физкультурой. Отсюда и педиатр не дает разрешение на занятия спортом (её дословные слова: «ни за что не подпишу разрешение»). В справке об освобождении написано: освобождён от соревнований, сдачи зачётов, бега, прыжков и физических нагрузок. Коллеги, я уверен, Вам знакомы такие справки от детского врача: освобождён от всего. Хочется спросить: а в школу можно ходить таким освобождённым детям, ведь часто приходится идти от дома до школы, подниматься с первого на третий этаж?

Итоговые и текущие отметки мы должны ставить, а рекомендаций для временно освобождённых детей совершенно нет! Хочется знать: что же все-таки можно выполнять таким детям на уроках? Заниматься только теоретической подготовкой — это не выход из положения! Я всегда говорю: физкультура лечит!

В статье я предложил хорошую мысль: «Нельзя допускать до уроков физической культуры УЧАЩИХСЯ до тех пор, пока они не получать разрешение у ВРАЧА по СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ!!! И учащиеся при этом должны один раз в квартал проходить осмотр у этого врача». Эту мысль недавно озвучил Сергей Фургал, первый заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы: «Сегодня школьник приходит к врачу и просит освобождение от физкультуры. Нужно сделать наоборот: чтобы врачи выдавали разрешение на посещение уроков физкультуры. Раз дети не справляются с такими нормативами и нагрузками» .

Каждому человеку, а тем более ребёнку, свойственно расти, развиваться, показывать свои достижения, проявлять желания быть лучшим или на высоте! А это значит, нужно искать пути, способы, чтобы каждый ребёнок мог выполнять школьную программу! Каждый ученик хочет быть физически крепким и здоровым, а это значит нужно создавать дополнительные нормативные требования к урокам физической культуры для детей с временными отклонениями в здоровье и в физическом развитии. Я уверен, что нельзя отменять нормативы, их нужно расширять и совершенствовать. Маленькая победа над собой, маленькие изменения в лучшую сторону в физическом развитии, всколыхнут ребёнка, разбудят веру в себя и в свои силы. Положительный настрой, должен сочетаться с регулярными и посильными занятиями. Как ребёнок может понять, что он развивается физически? Только выполняя упражнения и зная при этом, что он выполняет на хорошую оценку! Без нормативов нельзя!

Иногда слышу от детей приблизительно такую фразу: «Мне мама сказала, чтобы я сегодня не занимался физкультурой, потому что я ушиб колено». Пройдёт несколько лет и такое систематическое отношение родителей к урокам физкультуры приведет к неутешительным результатам. Но есть и другие примеры, о которых стоит упомянуть.

Общаясь с родителями на одной волне (то есть, полное взаимопонимание), приходим, в конечном итоге, к прекрасным результатам в физическом развитии и здоровье их детей: до 5-го класса была была астма в тяжелой форме, в 11-ом практически забыта болезнь; к 9-ому классу ушло в прошлое искривление позвоночника (сколиоз, кифоз); к 9-ому классу ученик уже занимался в полную нагрузку, имея ВСД (вегето-сосудистую дистонию); к 10-ому классу куда-то исчезает избыточный вес, шумы в сердце и некоторые хронические заболевания. Причина положительных результатов – регулярные занятия физической культурой, в сочетании с взаимопониманием с детьми и их родителями, и взаимодействием с врачами.

Пока писал статью, узнал новость, что с 1 января 2018 года в силу вступил приказ Минздрава России «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н. Согласно этому приказу врач, ответственный за проведение профилактического осмотра ребенка, направляет информацию о результатах осмотра медицинским работникам образовательной организации, в которой обучается ребенок, с рекомендациями, насколько интенсивно этому ребенку можно заниматься физкультурой.

Хочется надеяться, что эти изменения на самом деле произойдут и мы, учителя, будем чётко знать какие нагрузки давать на занятиях нашим детям!