Курсовая работа: Вестфальский мир. Вестфальский мир и его значение Заключение вестфальского мира

Вестфальский мир

В наше время Вестфальский мир принято считать первым шагом в осуществлении новой концепции международного порядка, которая впоследствии распространилась по всему миру. Однако те люди, что сошлись на переговорах по заключению мира, были куда более заинтересованы не в долгосрочных перспективах, а в протоколе и статусе.

К тому моменту, когда представители Священной Римской империи и двух ее основных противников, Франции и Швеции, согласовали в общих чертах созыв мирной конференции, конфликт длился уже двадцать третий год. И минуло еще два года, наполненных сражениями, прежде чем мирные делегации наконец-то встретились; причем каждая из сторон потратила время на укрепление связей с союзниками и улаживание спорных внутренних вопросов.

В отличие от прочих знаковых соглашений, наподобие Венского конгресса 1814–1815 годов или Версальского договора 1919 года, Вестфальский мир не был оформлен в рамках одной мирной конференции; да и сама обстановка переговоров не очень-то соответствовала типичному представлению о таких конференциях – собираются государственные деятели и обсуждают проблемы мирового порядка. Как бы отражая, будто в зеркале, многочисленность участников войны, охватившей всю Европу, от Испании до Швеции, мир был заключен на основе множества сепаратных соглашений, подписанных в двух крошечных вестфальских городках. Представители католических держав, включая 178 депутатов от государств, входящих в Священную Римскую империю, собрались в католическом городе Мюнстер. Протестантские делегаты съехались в город Оснабрюк, лютеранско-католический по вероисповеданию, примерно в тридцати милях от Мюнстера. 235 официальных посланников и их свиты заняли все свободные помещения, какие смогли отыскать, в обоих городах, ни один из которых никогда не рассматривался как подходящее место для масштабного мероприятия, не говоря уже о съезде представителей европейских держав. Швейцарский посланник «разместился над ткацкой мастерской, в комнате, что воняла колбасой и рыбьим жиром», а делегация Баварии с боем отстояла восемнадцать кроватей для двадцати девяти человек, ее составлявших. В отсутствие уполномоченного председателя конференции или посредника, без всяких пленарных заседаний, делегаты встречались где и как придется и направлялись в нейтральную зону между двумя городами, чтобы договориться об условиях, а порой устраивали неформальные посиделки в кабачках. Некоторые крупные державы сочли возможным расквартировать своих представителей в обоих городах. Между тем боевые действия продолжались, несмотря на переговоры, и военная динамика, безусловно, оказывала влияние на ход конференции.

Большинство делегатов прибыли на конференцию с сугубо практическими инструкциями, основанными на стратегических интересах. Вслух они дружно произносили выспренние, едва ли не идентичные фразы о достижении «мира ради блага христианства», однако было пролито слишком много крови, чтобы обеспечить реализацию этой высокой цели посредством доктринального или политического единства. Все прекрасно понимали, воспринимали как само собой разумеющееся, что мир будет заключен – если будет – на приемлемом для конкурентов балансе сил.

Текст Вестфальского мирного договора, выросший из этих чрезвычайно туманных дискуссий, является, пожалуй, наиболее часто цитируемым дипломатическим документом в истории Европы, хотя на самом деле общего текста этого договора не существует. И делегаты не встречались все вместе на общем пленарном заседании, чтобы его принять. Этот мир стал результатом трех комплементарных соглашений, подписанных по отдельности, в разное время и в разных городах. В январе 1648 года Испания по Мюнстерскому договору признала независимость Голландской республики, и так завершилось голландское восстание продолжительностью около восьми десятилетий, финал которого совпал с Тридцатилетней войной. В октябре 1648 года два собрания делегатов, снова по отдельности, подписали мирные договоры в Мюнстере и Оснабрюке, причем условия этих договоров пересекались, как и ключевые положения.

Оба основных многосторонних договора провозглашали намерение заключить «христианский, всеобщий, нерушимый, истинный и искренний мир и дружбу» во имя «вящей славы Божией и безопасности христианских земель». Ключевые условия соглашений не сильно отличались от схожих статей других документов этого периода. Зато механизмы, при помощи которых предлагалось реализовывать согласованные меры, не имели прецедентов в европейской истории. Война уничтожила притязания на всеобщую или хотя бы конфессиональную солидарность. Начинавшаяся как столкновение католиков с протестантами, она, особенно после выступления Франции против католической Священной Римской империи, превратилась в череду хитроумных интриг и противоречивых союзов. Можно обнаружить немалое сходство с ближневосточным пожаром наших дней: религиозные лозунги и призывы к солидарности использовались для мотивирования, но конфессиональные интересы нередко игнорировались, поскольку учитывались прежде всего интересы геополитические – и даже просто амбиции отдельных выдающихся личностей. Каждая партия испытала, на том или ином этапе войны, предательство «естественных» союзников; никто не подписывал договоры в иллюзорном убеждении, будто он делает что-то еще, кроме как отстаивает собственные интересы и собственный престиж.

Как ни парадоксально, общее истощение и цинизм позволили делегатам превратить практические меры по окончанию конкретной войны в формулировки мирового порядка. После десятков встреч, на которых сходились закаленные в битвах бойцы, дабы закрепить завоеванные силой оружия успехи, былые формы иерархического порядка незаметно исчезали. Устанавливалось «коренное» равенство суверенных государств, независимо от их могущества или формы правления. Новые игроки на европейской арене, такие как Швеция и Голландская республика, по протоколу считались равными столь уважаемым великим державам, как Франция и Австрия. Всех монархов именовали «величествами», всех послов – «превосходительствами». Стремление к равенству зашло так далеко, что делегации, добиваясь абсолютного равенства, придумали входить на место переговоров каждая через отдельную дверь (что требовало прорубания дверей по числу участников), и шли к своим местам одинаковым шагом, чтобы ничья гордость не пострадала – ведь иначе тому, кто идет быстрее, пришлось бы ждать другого, который перемещается неспешнее.

Вестфальский мир стал поворотным пунктом в истории народов, поскольку его условия были одновременно чрезвычайно простыми – и всеохватными. Отныне именно национальное государство, а не империя, династия или религиозная конфессия, признавалось «кирпичиком» европейского миропорядка. Была выработана концепция государственного суверенитета. Право каждой страны, подписавшей договор, устанавливать собственную внутреннюю структуру и религиозную ориентацию, не опасаясь вмешательства соседей, было закреплено формально, а дополнительные условия подтверждали, что религиозные меньшинства вправе исповедовать свою веру и более не опасаться насильственного, принудительного обращения. Безусловно, договоры фиксировали непосредственные потребности заинтересованных сторон, но они же формировали принципы системы «международных отношений», вытекавшие из всеобщего желания избежать рецидивов тотальной войны на континенте. Практика дипломатического обмена, в том числе размещение посольств на постоянной основе в столицах других государств (до тех пор к подобной практике прибегали только венецианцы), стала одним из результатов Вестфальского мира; подразумевалось, что она позволит лучше улаживать межгосударственные противоречия и будет поощрять мирные способы разрешения конфликтов. Было предложено и впредь собирать конференции и организовывать консультации по вестфальскому образцу, чтобы регулировать споры, не допуская их перерастания в вооруженные столкновения. Международное право, разработанное во время войны европейскими светилами юриспруденции, такими как Гуго де Гроот (Гроций), трактовалось как подразумевающее расширение пространства согласованных доктрин, направленных на обретение гармонии, с Вестфальскими договорами в качестве фундамента.

Суть этой системы и причина ее повсеместного распространения состояли в том, что условия, в ней закрепленные, были процедурными, а не вида «здесь и сейчас». Если государство принимает эти основные требования, оно признается членом международного сообщества, сохраняющим собственную культуру, власть, религию и внутреннюю политику, но защищенным международной системой от внешнего вмешательства. Идеал имперского или религиозного единства – основа миропорядка в Европе и в большинстве других регионов – предполагал, что лишь один центр власти может считаться полностью легитимным. Вестфальская концепция выдвинула в качестве отправной точки множество таких центров и вовлекла многообразие стран, принимая каждую как есть, в общие поиски порядка. К середине двадцатого века эта международная система успела утвердиться на всех континентах – и остается основой того международного порядка, который мы наблюдаем сегодня.

Вестфальский мир не зафиксировал расстановки противоборствующих союзов и не сформировал постоянную панъевропейскую политическую структуру. С утратой единой церковью положения основного источника легитимности и с ослаблением позиций императора Священной Римской империи в качестве концепции порядка в Европе был выбран баланс сил, который, по определению, предполагал идеологический нейтралитет и умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Британский государственный деятель девятнадцатого века лорд Пальмерстон выразил основной принцип этого мира следующим образом: «У нас нет вечных союзников и нет вечных врагов. Наши интересы – вот что вечно, постоянно, и наш долг – следовать этим интересам». На просьбу сформулировать эти интересы более конкретно, в виде официальной «внешней политики», прославленный апологет британского могущества ответил: «Когда люди спрашивают меня… что такое политика, единственный ответ таков: мы намереваемся делать то, что кажется наилучшим, в каждом конкретном случае, когда тот возникает, полагая интересы нашей страны своим руководящим принципом». (Конечно, эта обманчиво простая установка оказалась эффективной для Британии отчасти потому, что ее правящий класс обладал общим, почти интуитивным пониманием того, каковы интересы страны.)

Сегодня Вестфальскую систему нередко обвиняют в циничном манипулировании: дескать, это происки власти, равнодушной к соображениям этики. Тем не менее структура, порожденная Вестфальским миром, представляла собой первую попытку институционализации международного порядка на основе согласованных правил и ограничений, обосновывала сосуществование множества центров силы, а не доминирования одной страны. Понятия raison d’etat и «национальных интересов» стали известны публике, и за ними скрывались не амбиции власть имущих, а стремление к рационализации, к ограничению абсолютизма. По всей Европе на протяжении жизни нескольких поколений велись войны во имя универсальных (и противоречивых) нравственных требований; наконец пророки и завоеватели развязали тотальную войну в погоне за удовлетворением личных, династических, имперских и религиозных претензий. Теоретически логичное и предсказуемое взаимодействие государственных интересов было призвано преодолеть хаос, царивший на континенте. Локальные войны по «вычисляемым» поводам шли на смену эпохе торжествующего универсализма, с его принудительными ссылками, обращениями и всеобщей войной, пожиравшей гражданское население.

При всех своих недостатках система баланса сил виделась шагом вперед по сравнению с ужасами религиозных войн. Но как установить этот баланс сил? В теории он основывался на реалиях; следовательно, все игроки на европейской арене должны воспринимать его одинаково. Но каждое общество имеет собственное устройство, культуру и историю и многократно убеждалось, что элементы власти, сколь угодно объективные, находятся в постоянном движении. Поэтому баланс сил следовало время от времени «калибровать». Так возникали войны, масштабы которых баланс сил сам и ограничивал.

Курсовая работа

Вестфальский мир

Санкт-Петербург

ПЛАН:

Введение 2

глава 1. Политические предпосылки заключения вестфальского договора 6

1.1. Расстановка политических сил в европе накануне заключения мирного договора 6

1.2. Итоги тридцатилетней войны. Вестфальский договор 9

1.3.место россии в тридцатилетней войне 13

глава 2. Вестфальский мир в истории и мировой политике 15

2.1. Историческая оценка вестфальского мира 15

2.2. Значение вестфальского мира в формировании новых международных принципов мировой политики 17

Заключение.. 21

Список литературы... 22

В средние века на протяжении долгих столетий Европа была разделена на множество королевств, герцогств и других мелких государств, зачастую вне всякой связи с национальным составом населения. Большая их часть номинально входила в состав Священной Римской империи.

В религиозном отношении Европа была католической во главе с римским Папой. Причем, глава римо-католической церкви претендовал на роль не только духовного, но и политического главы всей Европы. В международных отношениях господствовал династический принцип.

Повышенный драматизм XVII столетию как эпохе придает и то обстоятельство, что общественные столкновения разыгрываются в этот исторический период в условиях резкой активизации консервативных и реакционных кругов: они мобилизуют все свои ресурсы и используют все возможности с целью повернуть историю вспять или хотя бы приостановить ее поступательное движение. Усилия консервативных кругов принимают различные формы. Это прежде всего такое широкое и многоликое общеевропейского характера явление, как Контрреформация. Одно из центральных событий в Западной Европе XVII столетия - это Тридцатилетняя война.

Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. - первая общеевропейская война между двумя большими группировками держав: стремившимся к господству над всем «христианским миром» габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги), поддержанным папством, католическими князьями Германии и Польско-Литовским государством (Речь Посполита), и противодействовавшими этому блоку национальными государствами - Францией, Швецией, Голландией (республика Соединённых провинций), Данией, а также Россией, в известной мере Англией, образовавшими антигабсбургскую коалицию, опиравшуюся на протестантских князей в Германии, на антигабсбургское движение в Чехии, Трансильвании, Италии. Первоначально носила характер «религиозной войны» (между католиками и протестантами), в ходе событий, однако, всё более утрачивала этот характер, особенно с тех пор, как католическая Франция открыто возглавила антигабсбургскую коалицию.

Наряду с бросавшейся в глаза - преимущественно в первые годы войны - религиозной борьбой важную роль играли противоречия между династией Габсбургов и чешским, австрийским и венгерским дворянством, отношения немецких князей и городов с императорской властью и друг с другом. Не прекращались испано-французская борьба за гегемонию в Европе, англо-испано-голландские противоречия, в которых вопрос о судьбе Нидерландов переплетался с вопросом о господстве на морях и в колониях. Продолжались польско-шведско-датско-русское соперничество на Балтике, усилия России вернуть утраченные в недалеком прошлом земли, борьба за преобладание на территории разделенного Венгерского королевства.

Чешское восстание 1618-1620 гг., антигабсбургское восстание чешских сословий, явилось исходным пунктом Тридцатилетней войны. Восстание было вызвано усилившимся в 1617-18 гг. наступлением Габсбургов на политические и религиозные права Чехии, сохранявшей ещё некоторую независимость в составе монархии Габсбургов. 23 мая 1618 габсбургские «наместники» в Чехии паны-католики Я. Мартиниц и В. Славата были выброшены из окна Пражского града, что и послужила началом восстания.

Обычно выделяют четыре основных этапа Тридцатилетней войны . Чешский, или чешско-пфальцский, период (1618-1623 гг.) начинается с восстания в чешских, австрийских и венгерских владениях Габсбургов, поддержанного Евангелической унией немецких князей, Трансильванией, Голландией (Республикой Соединенных провинций), Англией, Савойей. С помощью Лиги католических князей, римского папы, Польши, Саксонии, Тосканы и Генуи Габсбурги подавили Чешское восстание и разгромили Евангелическую унию.

В датский период (1624-1629 гг.) против Габсбургов и Лиги выступили северогерманские князья, Трансильвания и Дания, поддержанные Швецией, Голландией, Англией и Францией. Он закончился занятием Северной Германии войсками императора и Лиги и выходом Трансильвании и Дании из войны.

В течение шведского периода (1630-1634 гг.) шведские войска вместе с примкнувшими к ним немецкими князьями и при поддержке Франции заняли большую часть Германии, но затем потерпели поражение от объединенных сил императора, испанского короля и Лиги.

В последний - франко-шведский - период (1635-1648 гг.) в открытую схватку с Габсбургами вступила Франция. Борьба шла до обоюдного истощения сторон.

Одновременно Франция и Испания вели между собой войны в Италии и Фландрии, Англия воевала с Францией и Испанией, голландцы изгнали англичан из Индонезии, Швеция воевала против Польши, Польша - против России. С 1621 по 1648 г. продолжалась испано-голландская война, в 1643 -1645 гг. шла датско-шведская война. В 1640 г. началась война между Испанией и Португалией, не закончившаяся, как и франко-испанская, к моменту прекращения Тридцатилетней войны.

Тридцатилетняя война стала также первой войной в европейской истории, имевшей тотальный характер. Это означает, что война затронула все слои населения, полностью изменила образ жизни мирных граждан. Тридцатилетняя война впервые показала европейцам, что такое широкомасштабные боевые действия, при которых жертвы многочисленны, в том числе и среди мирного населения.

1.2. Итоги Тридцатилетней войны. Вестфальский договор

Из Тридцатилетней войны победителями вышли Франция и Швеция, игравшие после этого ведущую роль в европейской дипломатии второй половины ХVII - начала ХVIII вв. Германия, наоборот, была крайне ослаблена войной. Помимо значительных территориальных потерь, Германия была чрезвычайно разорена длительной войной, происходившей главным образом на ее территории. Вестфальский мир привел к значительным территориальным изменениям как в самой Германской империи в целом, так и в отдельных княжествах. Голландия и Швейцария были окончательно признаны независимыми государствами. Значительно увеличили свои территории некоторые крупные германские княжества. Вместе с тем, Вестфальский мир окончательно закрепил раздробленность Германии.

Таким образом, Вестфальский мир 1648 окончил европейскую Тридцатилетнюю войну. Он объединил два мирных договора, заключённых 24 октября 1648 - после длительных (с весны 1645) переговоров - в городах Вестфалии Мюнстере и Оснабрюке: Оснабрюкский (между императором «Священной Римской империи» и его союзниками, с одной стороны, и Швецией с союзниками - с другой) и Мюнстерский (между императором с союзниками, с одной стороны, и Францией с союзниками - с другой). (Преамбулу и часть I Договора см. Приложение 1)

Постановления Вестфальского мира касались территориальных изменений, религиозных отношений, политического устройства империи. Согласно Договору Швеция получила от империи, помимо контрибуции в 5 млн. талеров, остров Рюген, всю Западную и часть Восточной Померании с г. Штеттином, г. Висмар и секуляризованные архиепископство Бремен и епископство Верден. Во владении Швеции оказались, таким образом, важнейшие гавани не только Балтийского, но и Северного моря, она как владелица германских княжеств стала членом империи с правом посылать своих депутатов на имперские сеймы. Франция получила бывшие владения Габсбургов в Эльзасе и подтверждение своего суверенитета над лотарингскими епископствами Мец, Туль и Верден. Франция и Швеция - державы-победительницы - были объявлены главными гарантами выполнения Договора. Союзники держав-победительниц - германские княжества Бранденбург, Мекленбург-Шверин, Брауншвейг-Люнебург - расширили свои территории за счёт секуляризованных епископств и монастырей, за герцогом Баварии был закреплен Верхний Пфальц и титул курфюрста. Была признана полная независимость от императора германских князей в проведении как внутренней, так и внешней политики (они не могли лишь заключать внешних союзов, направленных против империи и императора).

В области религиозной Договор уравнял в Германии кальвинистов (реформатов) в правах с католиками и лютеранами, узаконил секуляризацию церковных земель, произведённую до 1624, но лишил германских князей права определять религиозную принадлежность подданных. Договор юридически закреплял политическую раздробленность Германии (которая была результатом всего предшествующего хода её социально-экономического развития) .

Религиозно-церковные вопросы не вызвали при заключении мира значительных споров. По сути, они были решены уже в 1635 г.

Кальвинистские князья были уравнены в правах с лютеранами и католиками, правители по-прежнему могли изгонять подданных, не желавших исповедовать религию государства. Церковные имущества, присвоенные протестантскими князьями до 1624 г. были оставлены в их распоряжении, но впредь такие захваты запрещались.

В 1649-1650 гг. шведы покинули Чехию, Моравию и Силезию, а в мае 1654 г. войска всех воевавших сторон отошли за намеченные мирным договором границы.

В ходе Тридцатилетней войны поставить противника на колени не удалось ни одной из сторон. Если сравнить довоенное положение участников войны, а также сопоставить их цели с достигнутыми результатами, то к победителям следует отнести французскую монархию, которая приобрела ряд важных территорий и заложила фундамент для претензий на общеевропейскую гегемонию. Швеция, не достигшая целей, поставленных Густавом Адольфом, все же захватила в Германии важные позиции. Австрийские Габсбурги не стали хозяевами Центральной Европы, но их монархия вышла из войны окрепшей. Победили немецкие князья, превратившиеся в независимых государей; многие из них добились и территориальных приращений.

Германия оказалась в невыгодном положении по отношению к западным соседям, которые, постоянно вмешиваясь в ее дела, поддерживали внутренние распри и мешали объединению страны.

Тридцатилетняя война завершила собой историческую эпоху. Она решила вопрос, поднятый Реформацией, - вопрос о месте церкви в государственной жизни Германии и ряда соседних стран. Вторая важнейшая проблема эпохи - создание национальных государств на месте средневековой Священной Римской империи - решена не была. Империя фактически распалась, но далеко не все возникшие на ее развалинах государства имели национальный характер. Напротив, условия национального развития немцев, чехов, венгров значительно ухудшились. Возросшая независимость князей препятствовала национальному объединению Германии, закрепила раскол ее на протестантский север и католический юг.

Вестфальский мир стал переломным моментом во внешней политике австрийских Габсбургов. Ее главным содержанием в последующие 250 лет стала экспансия на юго-восток. Остальные участники Тридцатилетней войны продолжали прежнюю внешнеполитическую линию. Швеция попыталась добить Данию, поглотить Польшу и не допустить расширения русских владений в Прибалтике. Франция систематически овладевала территориями в Империи, не переставая подрывать и без того слабый здесь авторитет императорской власти. Быстрое возвышение предстояло Бранденбургу, который во второй половине XVII в. стал опасным для своих соседей - Швеции и Польши.

В памяти народов Центральной Европы Тридцатилетняя война на столетия осталась самым страшным бедствием, какое может себе представить человеческое воображение. Г.Франц постарался сделать акцент на демографических данных: согласно им, людские утраты Германии в войну были впечатляющими, порядка 5-6 миллионов человек, что неизбежно влекло демографический кризис. Схематично выстраивалась географическая диагональ потерь, протянувшаяся с северо-запада (Померания, Мекленбург) на юго-запад (Швабия, Пфальц). Хозяйственные разрушения были не менее внушительными, что, впрочем, помимо Г.Франца подтверждалось другими экспертами экономической истории (Ф.Лютге) .

Начиная с Вестфальского мира 1648 года режим суверенитета заменил все другие формы политической организации на международном уровне.

1.3. Место России в Тридцатилетней войне

Место России в системе европейских связей в XVII веке во многом определялось международной ситуацией.

Россия не принимала непосредственного участия в войне, но повлияла на ее исход. Руководствуясь политическими соображениями, она поддержала протестантов в борьбе с католиками, щедро снабжая хлебом одну из воюющих сторон - Швецию. В этот период роль России в европейских делах значительно возросла. Многие государства добивались союза с нею. Постепенно втягиваясь в переговорный процесс различных сторон, она вскоре оказалась в центре дискуссий о создании восточной антипольской коалиции. Зорким «оком всей великой России», внимательно следившим за событиями в Европе и во всем мире, был Посольский приказ.

Тридцатилетняя война завершилась, и Россия значилась в числе гарантов Вестфальского трактата, который, по определению Александра I, долгое время считался «кодексом современной дипломатии» .

Вестфальский конгресс положил начало регулярному созыву общеевропейских конференций для решения проблем политического и международно-правового значения, в которых принимала участие и Россия. Он официально провозгласил религиозное и политическое равноправие между католическими и протестантскими государствами, принцип декларативного признания государств и, наконец, окончательно учредил институт постоянных дипломатических представительств.

Международные отношения на протяжении XVII-XIX веков прошли несколько этапов в своем развитии. На каждом из этих этапов Россия твердо придерживалась общепринятых в то время норм, базировавшихся на принципах политического равновесия, легитимизма или национального государственного фактора, внося весомый вклад в установление межгосударственных отношений. Резюмируя сказанное, можно с уверенностью утверждать, что формирование государств, само мироустройство в Европе во многом зависели от политики России.

Россия неотделима от Европы, она ее часть, поэтому любое решение общеевропейских проблем невозможно без ее участия. Продолжая традиции русской дипломатии, современная Россия не может оставаться в стороне от процесса формирования новой системы международных отношений. Проводя многовекторную политику, она строит свои отношения с другими странами путем диверсификации внешних связей, на основе равноправного партнерства.

Глава 2. Вестфальский мир в истории и мировой политике

2.1. Историческая оценка Вестфальского мира

Геополитическая эпоха, начало которой положила Вестфальская система международных отношений, отражала новые - по сравнению со средневековьем реалии.

Мирный договор, заключенный в Мюнстере и Оснабрюке, стал точкой отсчета для современного государства как обособленного территориального образования. Вестфальский договор закрепил суверенитет государства в сфере внутренней и внешней политики и тем самым - принцип невмешательства во внутренние дела государств. «Вестфальская система» - это система уважающих суверенитет друг друга и в принципе равных между собой государств, которые сами определяют свою внутреннюю политику и свободны в своих внешних действиях.

Анализ литературы показывает, что в традиционном понимании историческое значение Вестфальского мира выражалось в следующем: был преодолен этап конфессиональной нетерпимости, в конце конфессионализации рождалось новое мировоззрение, не только Империя, но и Европа оказалась на новом этапе истории, где политика и повседневность все больше расходились с нормами религиозной ортодоксии.

Но существуют и иные взгляды на итоги Тридцатилетней воны. Так, Ф.Пресс полагает, что война остановила демографическую экспансию, редуцировала население, разрушила базовые производственные структуры многих городов и сельских местностей, при этом, однако, оставляя нетронутыми целые области и крупные города, ставшие островками благополучия. В сфере социальных отношений военные годы привнесли мощную встряску, дестабилизацию, но при том стимулировали мобильность, появление новых шансов на подъем отдельных групп. Причем в оценке Вестфальского мира историк конкретизировал ранее выдвинутые им положения. Вестфальский мир знаменовал не столько катастрофические итоги войны, сколько фиксировал положение status quo ante. Его условия можно считать «Великой хартией вольности» для высшего имперского дворянство, получившего теперь подтверждение всех своих привилегий. В этом отношении был сделан шаг в сторону территориального абсолютизма. Но это не влекло распад Империи на отдельные суверенные составные, поскольку общеправовые нормы крепко связывали общество в единую структуру.

Дворянство, например, несмотря на все региональные отличия, в целом успешно справилось с кризисом войны: экономически, за счет форсированного создания вотчинных хозяйств в восточных землях и достижением аграрного компромисса с крестьянскими общинами на западе, политически - благодаря интеграции в аппарат управления территориальных княжеств и службе при дворе (фактор двора как социального института всегда был в центре внимания Ф.Пресса) .

В своей главной книге, вышедшей в 1991 г. и озаглавленной: «Войны и кризисы. Германия 1600-1715 гг.» Ф.Пресс дает наиболее развернутую интерпретацию причин, хода и итогов войны с позиции структурализма. Во всех важнейших пунктах Ф.Пресс не изменил, а лишь развернул уже набросанные до этого эскизы. При анализе причин он несколько раз упоминает общеевропейские тенденции кризиса (демографический рост, сбои в экономическом развитии), но нигде не выставляет саму войну только лишь следствием абстрактных общеевропейских проблем. Напротив, он целенаправленно сужает поиск истоков германских ареалом. Тридцатилетняя война стала порождением, прежде всего внутригерманских противоречий.

Вестфальский мир предстает в глазах Ф.Пресса в двояком значении. Он мог быть достигнут лишь участием иноземных держав, превративших Германию в поле интернационального конфликта (внешний аспект), но имел первостепенное значение только для Империи в аспекте конфессионального урегулирования и «конституционного» (восстановление камерального суда, рейхстага и имперских округов). Тем самым историк ставит логичную точку в своем анализе: начавшись в виду внутригерманских противоречий, война закончилась вместе с их разрешением. Большую часть этой главы Ф.Пресс посвящает проблеме восстановления имперских структур, в целом сохраняя верность своему старому тезису: мир не разрушал, но созидал.

2.2. Значение Вестфальского мира в формировании новых международных принципов мировой политики

В результате Реформации и особенно Тридцатилетней войны, которая политически закрепила итоги религиозных реформ, произошел фактический распад Священной Римской империи и начался процесс формирования национальных государств. Те, кто преуспел на этом пути (Франция, Англия, Испания, Швеция), и стали главными центрами силы в Европе. Возникавшие национальные государства утверждали новый принцип границ, которые начинали проводиться по естественно-географическому и языковому признакам. Во внешней политике на смену династическому принципу постепенно приходит национально-государственный.

Наиболее важная функция вестфальского государства (сначала в абсолютистской, а затем в национальной форме) - организация пространства. Общественный порядок связан иерархию юрисдикций от центрального правительства до низших уровней. Территориальная привязка общества к конкретному месту была важным фактором не только в экономической организации, но и в отношениях между государствами. Защита территории стала основной обязанностью государства, поскольку угроза территориальной целостности воспринималась как вызов общественному порядку и государственной власти с территориальным определением общества.

В рамках собственных границ государство после Вестфальского мира стало иметь монополию на принятие решений. На международном уровне это означало принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Мирный договор установил международно одобренный режим религиозной терпимости в Германии, а не разрешил правителям устанавливать нормы, связанные с религией на собственной территории. Принципы невмешательства во внутренние дела других государств были введены в конце восемнадцатого столетия Э.де Ваттелем и Кристианом Вольфом.

Территориальная функция государства неотрывно связана с экономической функцией. Именно суверенное государство стало вырабатывать систему юридических прав и политических гарантий отношений собственности. Как отмечал Ф. Бродель, «власть накапливается, как и деньги… В доиндустриальной Европе в силу определенного детерминизма мощь политическая и мощь экономическая совпадали» .

Проявились и стабилизационные функции вестфальского государства. Оно должно было разрешать (или хотя бы сглаживать) конфликты между конфликтующими экономическими интересами и в то же время поддерживать легитимность процесса. В периоды же стремительных общественных и экономических изменений государство должно создавать систему правовых и административных рычагов для минимизации последствий политического или электорального конфликта.

Наряду с государством-нацией и правовым закреплением национально-государственного суверенитета в меж­дународных отношениях закрепляется система политического равновесия. Основной ее смысл - компромисс между принци­пом суверенитета и принципом общего интереса. В процессе своего функционирования данная система вынуждает каждого из акто­ров ограничивать свои экспансионистские устремления, чтобы не оказаться в ситуации, когда подобное ограничение будет на­вязано ему другими. Одним из главных средств поддержания рав­новесия является тот или иной вид коалиции: либо объединение «всех против одного», либо - когда этот «один» предусмотри­тельно окружил себя союзниками, - коалиция блокады, в кото­рую вступают те, кто хочет сохранить сложившееся соотношение сил. Коалиция направлена на устрашение государства, которое потенциально в той или иной форме нарушает политическое рав­новесие. В случае неудачи устрашения, средством обуздания та­кого государства, используемым коалицией, становится локальная война за ограниченные цели. Таким образом, в этой системе одно­стороннее использование силы является фактором создания бес­порядка, тогда как ее коллективное использование рассматрива­ется как инструмент поддержания порядка.

В дальнейшем понятие политического равновесия приобрело более широкий смысл и стало означать: а) любое распределение силы; б) политику какого-либо государства или группы государств, направленную на то, чтобы чрезмерные амбиции другого государства были обузданы с помощью согласованной оппозиции тех, кто рискует стать жертвами этих амбиций; в) многополярную совокупность, в которую время от времени объединяются великие державы с целью умерить чрезмерные амбиции одной из них.

Основная идея принципа политического равновесия, провозглашенного в Вестфале, по мнению С.А.Жигарева, заключалась, с одной стороны, в намерении оградить независимость и свободу государств путем справедливого и пропорционального распределения между ними территорий и населения, с другой – противодействовать стремлению отдельных государств к мировому господству и их попыткам внести изменения в баланс сил .

Идея равновесия как принцип международных отношений и международного права просуществовала до 1815 г., когда пора­жение Наполеона и временная победа монархических реставра­ций были закреплены на Венском конгрессе в принципе «легити­мизма», означавшем в данном случае попытку победителей вос­становить феодальные порядки . Из этого не следует, что механизм равновесия в дальнейшем уже не исполь­зуется для поддержания порядка. Напротив, в приведенном выше широком понимании он становится едва ли не универсальным средством, которое в той или иной степени находит себе приме­нение вплоть до наших дней.

Уже во второй половине XIX в. рушится созданный в результате Венского конгресса Свя­щенный союз, а к концу столетия в Европе происходит форми­рование двух основных военно-политических группировок - Тройственного союза и Антанты, развязавших в начале XX в. первую мировую войну. Ее итогом стали новый раскол Европы и мира в целом, Октябрьская революция и образование СССР.

Согласно традиционным принципам вестфальской системы, гражданские права являлись сугубо внутренним делом государств. Однако, начиная с запрета пиратства в ХVIIIвеке и работорговли в ХIХ веке, этот принцип стал размываться. Венский конгресс 1815 года был, пожалуй, первым в новое время обращением международных элит к проблеме гражданских прав. На конгрессе обсуждались вопросы религиозной свободы, гражданских и политических прав и отмены рабства. За ним последовал ряд договоров по отмене рабства. К примерам относятся Берлинская конференция по Африке 1885 года, Брюссельская конференция 1890 года, Женевская конференция 1926 года. Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 годов ввели принцип права индивидов обращаться в апелляционный суд. Версальская мирная конференция 1919 года обсуждала среди прочего и вопрос о защите меньшинств. Попытки установить всеобщие стандарты гражданских прав начались после Второй мировой войны с принятием Конвенции о геноциде 1948 года и Всеобщей декларации гражданских прав 1949 года.

Таким образом, история международных отношений получила развитие с 1648 г, с конца Тридцатилетней войны.

Заключение

Принципы, заложенные в Вестфальском договоре, легли в основу современных международных отношений. После подписания Вестфальского мира ведущую роль стали играть не монархии, связанные династическими и прочими связями, а суверенные государства. Решающую роль играет теперь государственный интерес, а исторические и конфессиональные принципы отошли в прошлое. Появился принцип веротерпимости: протестанты и католики были уравнены в правах. Все противоречия, из-за которых началась Тридцатилетняя война, нашли свое разрешении. Появился также принцип исконной Германской свободы, упал авторитет Габсбургов. Была подтверждена германская раздробленность. С одной стороны это предоставило свободу германским правителям, они перестали зависеть от крупных монархов, однако с другой стороны, Вестфальский мир не разрешил проблему объединения Германских земель, германский вопрос (как и итальянский) перекочевал в венскую систему отношений.

Также в результате Тридцатилетней войны сложилось определенное равновесие, баланс сил между государствами того времени, при котором ни одно из них не имело решающего превосходства над другими. Если одна держава нарушала мир и спокойствие, тут же складывалась коалиция, целью которой было восстановление мира и противостояние агрессору. В основе всех коалиций традиционно находилась Великобритания. Они никогда не обладали мощной сухопутной армии, однако всегда оказывали финансовую поддержку.

Вестфальский мир внес изменения в систему международных отношений. В ХVIII столетии Вестфальская система во многом зависела от воли и желаний пяти крупных государств: Англия, Германия, а также Россия, Австрия и Пруссия.

Список литературы

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV- XVIII вв. Т.3. Время мира. М., 1992.

2. Жигарев С.А. Россия в среде европейских народов. - СПб., 1910.

3. История Европы. Т. 3. От Средневековья к новому времени. - М.: «Наука» 1993.

4. Кайзер К. Смена эпох // Международная политика.- 2003.-№ 3.

5. Косолапов Н. Внешняя политика и внешнеполитический процесс субъектов международных отношений // МЭМО. - 1999. - № 3.

6. Курс международного права. Т. 1. - М., 1989.

7. Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными государствами. - Т. XI.

8. Мурадян А.А. Буржуазные теории международной политики. - М., 1988.

9. Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., - М., 1970.

10. Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. - М., 1976.

11. Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. //Альманах «Университетский историк». - СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002. Вып. 1.

12. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. - СПб., 2002.

13. Тарле Е.В.Три катастрофы. Вестфальский мир. Тильзитский мир. Версальский мир. Петроград- Москва,1923.

14. Цыганков П.А.Международные отношения: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996.

Приложение 1

Peace Treaty between the Holy Roman Emperor and
the King of France and their respective Allies.

(Мирный Договор между Святым Римским Императором и Королем Франции и их соответствующими Союзниками)

In the name of the most holy and individual Trinity: Be it known to all, and every one whom it may concern, or to whom in any manner it may belong, That for many Years past, Discords and Civil Divisions being stir"d up in the Roman Empire, which increas"d to such a degree, that not only all Germany, but also the neighbouring Kingdoms, and France particularly, have been involv"d in the Disorders of a long and cruel War: And in the first place, between the most Serene and most Puissant Prince and Lord, Ferdinand the Second, of famous Memory, elected Roman Emperor, always August, King of Germany, Hungary, Bohemia, Dalmatia, Croatia, Slavonia, Arch-Duke of Austria, Duke of Burgundy, Brabant, Styria, Carinthia, Carniola, Marquiss of Moravia, Duke of Luxemburgh, the Higher and Lower Silesia, of Wirtemburg and Teck, Prince of Suabia, Count of Hapsburg, Tirol, Kyburg and Goritia, Marquiss of the Sacred Roman Empire, Lord of Burgovia, of the Higher and Lower Lusace, of the Marquisate of Slavonia, of Port Naon and Salines, with his Allies and Adherents on one side; and the most Serene, and the most Puissant Prince, Lewis the Thirteenth, most Christian King of France and Navarre, with his Allies and Adherents on the other side. And after their Decease, between the most Serene and Puissant Prince and Lord, Ferdinand the Third, elected Roman Emperor, always August, King of Germany, Hungary, Bohemia, Dalmatia, Croatia, Slavonia, Arch-Duke of Austria, Duke of Burgundy, Brabant, Styria, Carinthia, Carniola, Marquiss of Moravia, Duke of Luxemburg, of the Higher and Lower Silesia, of Wirtemburg and Teck, Prince of Suabia, Count of Hapsburg, Tirol, Kyburg and Goritia, Marquiss of the Sacred Roman Empire, Burgovia, the Higher and Lower Lusace, Lord of the Marquisate of Slavonia, of Port Naon and Salines, with his Allies and Adherents on the one side; and the most Serene and most Puissant Prince and Lord, Lewis the Fourteenth, most Christian King of France and Navarre, with his Allies and Adherents on the other side: from whence ensu"d great Effusion of Christian Blood, and the Desolation of several Provinces. It has at last happen"d, by the effect of Divine Goodness, seconded by the Endeavours of the most Serene Republick of Venice, who in this sad time, when all Christendom is imbroil"d, has not ceas"d to contribute its Counsels for the publick Welfare and Tranquillity; so that on the side, and the other, they have form"d Thoughts of an universal Peace. And for this purpose, by a mutual Agreement and Covenant of both Partys, in the year of our Lord 1641. the 25th of December, N.S. or the 15th O.S. it was resolv"d at Hamburgh, to hold an Assembly of Plenipotentiary Ambassadors, who should render themselves at Munster and Osnabrug in Westphalia the 11th of July, N.S. or the 1st of the said month O.S. in the year 1643. The Plenipotentiary Ambassadors on the one side, and the other, duly establish"d, appearing at the prefixt time, and on the behalf of his Imperial Majesty, the most illustrious and most excellent Lord, Maximilian Count of Trautmansdorf and Weinsberg, Baron of Gleichenberg, Neustadt, Negan, Burgau, and Torzenbach, Lord of Teinitz, Knight of the Golden Fleece, Privy Counsellor and Chamberlain to his Imperial Sacred Majesty, and Steward of his Houshold; the Lord John Lewis, Count of Nassau, Catzenellebogen, Vianden, and Dietz, Lord of Bilstein, Privy Counsellor to the Emperor, and Knight of the Golden Fleece; Monsieur Isaac Volmamarus, Doctor of Law, Counsellor, and President in the Chamber of the most Serene Lord Arch-Duke Ferdinand Charles. And on the behalf of the most Christian King, the most eminent Prince and Lord, Henry of Orleans, Duke of Longueville, and Estouteville, Prince and Sovereign Count of Neuschaftel, Count of Dunois and Tancerville, Hereditary Constable of Normandy, Governor and Lieutenant-General of the same Province, Captain of the Cent Hommes d"Arms, and Knight of the King"s Orders, &c. as also the most illustrious and most excellent Lords, Claude de Mesmes, Count d"Avaux, Commander of the said King"s Orders, one of the Superintendents of the Finances, and Minister of the Kingdom of France &c. and Abel Servien, Count la Roche of Aubiers, also one of the Ministers of the Kingdom of France. And by the Mediation and Interposition of the most illustrious and most excellent Ambassador and Senator of Venice, Aloysius Contarini Knight, who for the space of five Years, or thereabouts, with great Diligence, and a Spirit intirely impartial, has been inclin"d to be a Mediator in these Affairs. After having implor"d the Divine Assistance, and receiv"d a reciprocal Communication of Letters, Commissions, and full Powers, the Copys of which are inserted at the end of this Treaty, in the presence and with the consent of the Electors of the Sacred Roman Empire, the other Princes and States, to the Glory of God, and the Benefit of the Christian World, the following Articles have been agreed on and consented to, and the same run thus.

That there shall be a Christian and Universal Peace, and a perpetual, true, and sincere Amity, between his Sacred Imperial Majesty, and his most Christian Majesty; as also, between all and each of the Allies, and Adherents of his said Imperial Majesty, the House of Austria, and its Heirs, and Successors; but chiefly between the Electors, Princes, and States of the Empire on the one side; and all and each of the Allies of his said Christian Majesty, and all their Heirs and Successors, chiefly between the most Serene Queen and Kingdom of Swedeland, the Electors respectively, the Princes and States of the Empire, on the other part. That this Peace and Amity be observ"d and cultivated with such a Sincerity and Zeal, that each Party shall endeavour to procure the Benefit, Honour and Advantage of the other; that thus on all sides they may see this Peace and Friendship in the Roman Empire, and the Kingdom of France flourish, by entertaining a good and faithful Neighbourhood.


Косолапов Н. Внешняя политика и внешнеполитический процесс субъектов международных отношений // МЭМО. - 1999. - №3.

Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., М., 1970; Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. - М., 1976.

Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. //Альманах «Университетский историк». - СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002. Вып. 1; Он же: Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. СПб., 2002.

Тарле Е.В.Три катастрофы. Вестфальский мир. Тильзитский мир. Версальский мир. Петроград - Москва, 1923.

Цит. по: Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. Альманах «Университетский историк» .- СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002 г. Вып. 1. С. 128.

История Европы. Т. 3. От Средневековья к новому времени. - М.: «Наука» 1993. С. 431.

Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., М., 1970.

Цит. по: Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. С. 130.

Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными государствами. - Т. XI. - С. 86.

Кайзер К. Смена эпох // Международная политика.- 2003.-№ 3.

Цит. по: Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. С.132-133.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV- XVIII вв. Т.3. Время мира. М., 1992. С.44.

Цыганков П.А.Международные отношения: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. С.274.

Цит. по Цыганков П.А.Международные отношения, С.274.

Жигарев С.А. Россия в среде европейских народов. - СПб., 1910. - С. 62.

Курс международного права. Т. 1. - М., 1989, С.52-57.

ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР 1648

окончил европ. Тридцатилетнюю войну 1618-48. Заключен после длит. переговоров между послами заинтересованных держав в городах Вестфалии (Германия) - Оснабрюке и Мюнстере. Подписан 24 окт. 1648 в Мюнстере. Представляет собой 2 объединенных мирных договора: Оснабрюкский (между императором "Священной Рим. империи" и его союзниками, с одной стороны, и Швецией с союзниками - с другой) и Мюнстерский (между императором "Священной Рим. империи" и Францией с их союзниками). Заключению договоров предшествовали переговоры, начавшиеся с весны 1645. Гл. представителями на переговорах были: послы императора "Священной Рим. империи" - граф Траутмансдорф, участвовавший в переговорах с нояб. 1645, граф Л. Нассау, д-р Фольмар; исп. представитель - граф Перпиньяна; швед. Представители - Ю. Оксеншерна (сын А. Оксеншерны, фактич. руководителя швед. внеш. политики) и А. Сальвиус; франц. представители - герцог Лонгвиль, графы д"Аво, А. Сервьен (франц. внеш. политика направлялась кардиналом Мазарини). Франция вела переговоры вместе с католич. князьями Германии в Мюнстере, Швеция с протестантскими - в Оснабрюке, представители императора заседали в Мюнстере, но в случае надобности ездили в Оснабрюк.

Постановления В. м. касаются терр. изменений, вероисповедных отношений в империи, политич. устройства империи. Согласно В. м., Швеция получила от империи, помимо контрибуции в 5 млн. талеров, о. Рюген, всю Зап. и часть Вост. Померании с г. Штеттином, г. Висмар и секуляризованные архиепископство Бремен и епископство Верден. Осн. цель Швеции т. о. была достигнута: важнейшие гавани на побережье не только Балт., но и Сев. морей оказались в ее руках. Франция получила б. владения Габсбургов в Эльзасе и подтверждение своего суверенитета над Мецем, Тулем и Верденом. Обе эти державы-победительницы были объявлены гл. гарантами выполнения В. м. (в числе гарантов В. м. значился и вел. князь Московский, т. е. рус. государь). Швеция была принята формально в состав империи с правом посылки своих депутатов на имперские сеймы. Герм. князья получили полную независимость от императора в проведении как внутр., так и внеш. политики с тем лишь формальным ограничением, что они не могли заключать внеш. союзов, направл против империи и императора. Союзники держав-победительниц - герм. кн-ва Бранденбург, Мекленбург, Брауншвейг-Люнебург получили более или менее значит. терр. прирезки за счет секуляризованных епископств и монастырей (см. карту к стр. 137). Все это закрепило и усилило политич. раздробленность Германии. В области религиозной В. м. уравнял в Германии кальвинистов в правах с католиками и лютеранами, узаконил секуляризацию церк. земель, произведенную до 1624, но лишил герм. князей права определять религ. принадлежность подданных. Швейцария и Голландская республика добились междунар. признания своего суверенитета (Голландия - по особому голл.-исп. договору).

В. м., закрепивший победу в войне антигабсбургской коалиции, имел большое междунар. значение. Попытка создания мировой "христианской" империи под эгидой исп. и австр. Габсбургов, их планы подавления реформац. движения в Зап. Европе и подчинения бурж. Голл. республики потерпели крах. Франция на длит. время обеспечила себе доминирующее положение в Зап. Европе. Границы европ. гос-в, установл. В. м., сохранились в осн. в течение всего последующего столетия.

В определении ист. роли В. м. для судеб Германии рядом поколений нем. историков была создана концепция, согласно к-рой В. м. был чуть ли не первопричиной последующей экономич. и политич. отсталости Германии. Еще к концу 18 в. относятся попытки объяснить отсталость и раздробленность Германии внешнеполитич. фактором - "злой волей" соседних гос-в, прежде всего Франции, - и возложить вину за раздробление Германии на франц. гос. деятелей - Ришелье, Мазарини (J. J. Moser, Erläuterung des Westphälischen Friedens, Bd 1-2, 1775-76; J. S. Pütter, Geist des Westphälischen Friedens, 1795). В 19 - нач. 20 вв. тезис о том, что В. м. был гл. звеном в ист. расчленении Германии, настойчиво разрабатывался герм. шовинистич. историографией. Проводились прямые аналогии между В. м. и Версальским мирным договором 1919. Согласно г. Србику, В. м. был "вечным законом" франц. гегемонии и герм. слабости (Н. Srbik, Der Westfälische Frieden, 1940). Такая версия широко использовалась в гитлеровской Германии для пропаганды агрессии против "исконных врагов герм. единства" - в частности против Франции; в 1940, после вступления фаш. Германии в войну с Францией, был издан комментированный нем. перевод текстов В. м. и ряд спец. работ о В. м., в к-рых прямо утверждалось, что национал-социализм порожден протестом не только против Версаля, но и против Мюнстера и Оснабрюка, а Фридрих II, Бисмарк и Гитлер - это три этапа борьбы против наследия В. м. После 2-й мировой войны в зап.-герм. бурж. историографии наметился поворот к пересмотру сложившейся ранее оценки В. м., что дало себя знать уже в 1948, когда в Зап. Германии было торжественно отмечено 300-летие В. м. (предисловие К. Раумера к юбилейному изданию Pax optima rerum, 1948, небольшая кн. боннского историка М. Браубаха (М. Braubach, Der Westfälische Friede, 1948)). В 1959 зап.-герм. историк Р. Дикман в обширной монографии о В. м. (F. Dickmann, Der Westfälische Frieden, 1959) особенно настойчиво подчеркнул позитивные стороны В. м., к-рые он видел в том, что этот мир установил определенный "правовой порядок", ставящий рамки притязаниям победителей в отношении к побежденному гос-ву, к-рое признается равноправным членом "содружества" европ. держав. Политич. смысл такого пересмотра оценки В. м. нетрудно увидеть в послевоен. притязаниях ФРГ, претендующей на роль "равноправного партнера" зап. держав во всех областях политич. и воен. жизни и постепенно начинающей претендовать на ведущую роль среди зап. держав. В то же время несомненно, что зап.-герм. историки пытаются использовать для своих политич. спекуляций нечто объективное - а именно то обстоятельство, что В. м. действительно был относительно "милостивым" к побежденной Германии.

В. м. был одним из этапов шедшего на протяжении веков процесса распадения феод. Германии на терр. княжества - процесса, обусловленного особенностями социально-экономич. развития Германии того времени, а не междунар. конъюнктурой. В. м. в основном лишь зафиксировал то, что сложилось в действительности. Весьма далеки от истины утверждения о том, что Франция выступила в В. м. гл. виновником расчленения и "унижения" Германии. Напротив, Франция требовала для себя во время мирных переговоров ничтожно мало. Сов. историки ищут "разгадку" этого в крайне сложных междунар. социально-политич. условиях последних лет Тридцатилетней войны и Вестфальских мирных переговоров. Сложность эта состояла в том, что гл. страна-победительница в Тридцатилетней войне, Франция, была консервативным дворянско-аристократич. гос-вом, образцом самодержавной монархии, а крушение габсбургской всеевроп. агрессии произошло в условиях подъема антифеод. и антиабсолютистских массовых движений во многих европ. странах (англ. бурж. революция, Фронда и др.). Франц. двор не мог использовать в интересах своей внеш. политики силы, противоречившие его глубочайшей клас. природе, напротив, они поставили его в самые затруднительные ситуации и принудили к маневрированию и половинчатости в мирных переговорах в Мюнстере. В этих условиях правивший Францией кардинал Мазарини не мог бы дальше продолжать Тридцатилетнюю войну и пошел на многочисл. уступки имперской и исп. дипломатии. Во владениях исп. Габсбургов произошли отпадение Португалии, нар. восстание в Каталонии, попытка установления республики в Неаполитанском королевстве (восстание Мазаньелло). Франц. пр-во делало сначала непоследовательные шаги для воен. поддержки этих направленных против его исп. противника движений, но затем воздержалось от этого, не желая оказаться в союзе с антидворянскими, нар. восстаниями.

Косвенное влияние нар. движения оказали и на Швецию. Она сначала не была склонна к заключению мира, рассчитывая на новые завоевания в Германии. Однако поступившие из Польши сведения о сношениях короля Владислава IV с запорожскими казаками и украинцами (в условиях назревавшего национально-освободительного восстания) в целях создания вооруженной силы, на к-рую король мог бы опираться помимо согласия сейма, породили в правящих кругах Швеции опасения внезапной династич. войны со стороны Польши. Это и принудило Швецию дать своей союзнице Франции согласие на прекращение войны.

Эта связь истории В. м. с одновременным подъемом разнообразных обществ. движений в Европе, широко известная современникам, в дальнейшей историографии была почти забыта. Только вышедшая в 1938 книга англ. историка Мерримена "Шесть одновременных революций" (R. В. Merriman, Six contemporaneous revolutions, 1938) снова привлекла к ней внимание. Англ. журнал "Past and Present" (1959, No 16, 1960, No 18) предпринял дискуссию с попыткой объяснить хронологич. совпадение и взаимосвязь разных социально-политич. движений в годы, близкие к В. м.; но статья Х. Р. Тревор-Ропера свидетельствует о методологич. слабости и поверхностности предлагаемых концепций.

В сов. историографии проблема связи хода Вестфальских переговоров и заключения В. м. с общеевроп. социально-политич. ситуацией сер. 17 в. рассматривается в работах Б. Ф. Поршнева (Поршнев Б. Ф., Английская республика, французская фронда и Вестфальский мир, в сб.: Ср. века, 1951, в. 3; его же, Швеция и Вестфальский мир, в кн.: Скандинавский сборник, ч. 2, Тарту, 1957).

Публ.: Meiern J. G. v., Acta pacis Westphalicae publica..., Tl 1-6, Hann., 1734-36; Instrumenta pacis Westphalicae. Die Westfälischen Friedensverträge 1648, Vollst. latein. Text bearb. V. К. Müller, Bern, 1949.

В. Ф. Поршнев. Москва.

Вестфальский мир 1648 г.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР 1648" в других словарях:

    Два мирных договора, подготовленные в Мюнстере и Оснабрюке (Вестфалия). Завершил Тридцатилетнюю войну 1618 48. Швеция получила устья почти всех судоходных рек Северной Германии, Франция часть Эльзаса, за германскими князьями были фактически… … Энциклопедический словарь

    Окончил европейскую Тридцатилетнюю войну 1618 1648 (См. Тридцатилетняя война 1618 48). Объединяет два мирных договора, заключённых 24 октября 1648 после длительных (с весны 1645) переговоров в городах Вестфалии Мюнстере и Оснабрюке:… … Большая советская энциклопедия

    1648 два мирных договора, подготовленные в Мюнстере и Оснабрюке (Вестфалия). Завершил Тридцатилетнюю войну 1618 48. Швеция получила устья почти всех судоходных рек Сев. Германии, Франция часть Эльзаса, за германскими князьями были фактически… … Большой Энциклопедический словарь

    1648 года, мирные договоры, завершившие Тридцатилетнюю войну (см. ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА) 1618 1648. Вестфальский мир объединяет два мирных договора, заключенных 24 октября 1648 в городах Вестфалии Мюнстере и Оснабюке. Заключению мира… … Энциклопедический словарь

    ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР - Вестфальский мир, договор, завершивший Тридцатилетнюю войну (1618 1648); заключен 24 окт. 1648 г. Состоит из 2 мирных соглашений: Мюнстерского (между Римско Германской империей и Францией) и Оснабрюкского договоров (между Римско Германской… … Православная энциклопедия

    Вестфальский мир - (Westphalia, Treaty of) (1648), два мирных договора, подписанные в Мюнстере и Оснаб рюке и положившие конец Тридцатилетней войне. По его условиям Габсбурги признали независимость Швейцарии и отделение Соединенных провинций Нидерландов от… … Всемирная история

    Тридцатилетняя война Пльзень – Ломница – Саблат – Вестерниц – Белая Гора – Вислох – Вимпфен – Хёхст – Флерюс – Штадтлон – Бреда – Дессау – Луттер – Штральзунд – Вольгаст – Франкфурт – Магдебург – … Википедия

    Вестфальский мир - – 14 окт. 1648 г.; им закончилась 30 летняя война, подтвержден аугсбургский мир и установлено полное равенство между лютеранской и реформатской церквами, упорядочены отношения между католиками и протестантами в Германии. По В. мирному… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Закончивший собой 30 летнюю войну (см. это сл.), заключен был в 1648 г. в Мюнстере и Оснабрюке, двух городах Вестфальской области, откуда он получил и свое название. Предварительные переговоры о мире начались еще в 1641 г. в Гамбурге; но здесь… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Вестфальский мир - ♦ (ENG Westphalia, Peace of) (1648) мирный договор, завершивший политические и религиозные конфликты Тридцатилетней войны в Центральной Европе (1618 1648). Он подтвердил религиозные соглашения Аугсбургс кого мира (1555), легальное признание… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Одно из важнейших событий 17 века - 30-летняя война 1618-1648 годов. В ней участвовали практически все европейские страны, она оставила после себя миллионные человеческие жертвы. Решающую точку в этой войне поставил договор под названием «Вестфальский мир». Итоги его имели важнейшее значение для всей дальнейшей европейской истории. Он был заключен 15 и 24 октября 1648 года после длительных переговоров, которые тянулись с 1644 года и не могли удовлетворить условия всех участников.

1648 года

Он объединил Мюнстерский и Оснабрюкский мирные договоры, заключенные в этом году в Вестфалии. В городе Мюнстере проводились переговоры с представителями католичества, а в Оснабрюке - с протестантской стороной. Иногда к Вестфальскому миру относят и договор, заключенный 30 января того же года Испанией и Соединенными провинциями Нидерландов, которым завершилась Восьмидесятилетняя война, поскольку борьбу между этими государствами исследователи считают и частью Тридцатилетней.

Что представляли собой объединенные договоры?

Оснабрюкский договор представлял собой соглашение, заключенное между Швецией и ее союзниками.

Мюнстерский же Римская империя подписала с Францией и теми странами, которые поддерживали ее (к ним относились Голландия, Венеция, Савойя, Венгрия). Именно эти два государства принимали такое активное участие в судьбе большой части Европы потому, что в третий и наиболее важный, переломный период Тридцатилетней войны они способствовали расшатыванию сил римлян, что способствовало их раздроблению в дальнейшем. Вестфальский мир главным образом обозначал положения, которые определяли территориальные изменения, политическое устройство и религиозные особенности в Священной Римской империи.

Итоги 30-летней войны

Чем же закончилось противостояние стран? По условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Нидерландов. Также, согласно этому документу, страны, победившие в Тридцатилетней войне - Франция и Швеция, назначались гарантами соблюдения мира. Эти могущественные державы контролировали действие подписанного договора, и без их согласия в нем не могли изменить ни одну статью. Таким образом, вся Европа была надежно защищена от каких-либо глобальных изменений, что могло повлечь за собой угрозу безопасности многих стран. А поскольку, благодаря германский император был бессилен, остальные сильные державы могли не бояться его влияния. Вестфальский мир способствовал значительным территориальным перекраиваниям, прежде всего в пользу держав-победительниц Франции и Швеции.

Одним из таких кардинальных изменений на карте было то, что по условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Республики Соединенных Провинций. Это государство, начав свою освободительную войну против католической Испании как мятеж, получило в 1648 году международное признание.

Что получили страны, победившие в войне?

По решению, принятому при подписании Вестфальского мира, империя выплачивала Швеции контрибуцию, составлявшую 5 миллионов талеров. Кроме того, ей отходили остров Рюген, Западная Померания и часть Восточной (вместе с Штеттином), город Висмар, епископство Верден и архиепископство Бремен (сам город Бремен туда не входил).

Швеции достались также устья многих судоходных рек в Северной Германии. Получив в свое распоряжение германские княжества, король Швеции имел возможность отправлять депутатов на имперский сейм.


Франции подписание Вестфальского мира дало возможность получить владения Габсбургов, находящиеся в Эльзасе, правда, без города Страсбурга, а также суверенитет над несколькими епископствами в Лотарингии. Новые владения после подписания договора и увеличившееся влияние страны помогли ей в дальнейшем занять позицию гегемона в Европе.

Германские княжества Мекленбург-Шверин, Брауншвейг-Люнебург и Бранденбург, которые поддержали победившие страны, также получили преимущества - они смогли расширить свои владения в результате присоединения секуляризованных епископств и монастырей. К Саксонии в результате действия этого договора была присоединена Лузация, а в состав Баварии вошел Верхний Пфальц. Курфюрст Брандегбургский также получил в свои владения обширные земли, на которых в дальнейшем сформировалась Пруссия.

Что принес этот мир германцам?

Условия Вестфальского мира были таковы, что германский император потерял значительное количество своих былых прав. При этом германские князья стали независимыми от римского правителя и смогли проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Например, они могли участвовать в принятии решений относительно развязывания войны и заключения мира, в их ведомстве было определение размера податей, во многом от них зависело принятие законов в Римской империи.

Удельные князья могли также заключать договоры с другими государствами. Единственное, что им было недоступно, - заключение союзов с другими державами против правителя Римской империи. Если говорить современным языком, после подписания этого договора удельные германские князья становились субъектами международного права и могли принимать активное участие в политической жизни Европы. Усиление их позиций способствовало формированию федеративного устройства современной Германии.

Религиозная жизнь после 1648 года

Что касается религиозной сферы, в результате Вестфальского мира в Германии были уравнены в правах католики, кальвинисты и лютеране, а также узаконена которая была проведена в 20-х годах XVII века. Отныне курфюрсты не могли определять за своих подданных их религиозную принадлежность. Кроме того, по условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Голландии. Напомним, что освободительное движение в этой стране началось с выступления против католической Испании. По сути, этот договор узаконил политическую раздробленность Германии, окончив на этом имперскую историю этой державы.

Тем самым Вестфальский мир значительно усилил мощь Франции, избавив ее от главного соперника, Испании, претендовавшего на первую роль среди всех европейских государств.

Еще одна важнейшая функция этого договора, о которой говорят историки: он являлся основой для всех последующих европейских соглашений вплоть до XVIII в., когда состоялась Французская По условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Северных Нидерландов. Также международное правовое признание получил Швейцарский союз.

Значение Вестфальского мира

Таким образом, этот договор называют событием, положившим начало современному мировому порядку, который предусматривает наличие в мире национальных государств и действие определенных принципов международного права. Принцип политического равновесия, вероятно, сложился именно в результате появления положений Вестфальского мира. Традиция решения сложных территориальных, правовых, религиозных проблем в отношениях двух и более государств при помощи вмешательства других сильных и влиятельных европейских держав появилась именно с тех пор.

Значение 30-летней войны для формирования нынешней правовой системы

Понятие «вестфальская система», которое относится к области мирового права и появилось после 1648 года, обозначает обеспечение суверенитета любого государства на его законной территории. Вплоть до XIX столетия нормы договора и условия Вестфальского мира во многом определяли законы

После появления соглашения особенно укрепились права реформированного христианства с традиционным римо-католическим христианством, что важно с точки зрения культурологии. Правда, многие ученые находят определенные недостатки в положениях, по которым после подписания договора должны были жить жители Германии. Так, они вынуждены были исповедовать религию, выбранную правителем, то есть по сути свободы вероисповедания еще не было. Но, несмотря на все недостатки, Вестфальский мир действительно был первой (и удачной) попыткой создать систему международного права.

Ряд мирных договоров, заключенных в период с мая по октябрь 1648 г. в епископствах Мюнстер и Оснабрюке в Вестфалии, фактически положивших конец европейским религиозным войнам.

Вестфальский мир официально завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648) – продолжительную борьбу за религиозную и политическую власть, затронувшую в той или иной степени практически все европейские страны. Тридцатилетняя война была религиозным конфликтом, обострением противостояния между католиками и протестантами, начавшегося с Реформации XVI века. Это была борьба за доминирование в Европе; Франция и Швеция выступали против Императора Священной Римской империи, принадлежавшего дому Габсбургов. Наконец, это был конфликт между Императором и крупными немецкими княжествами, которые стремились к обретению независимости.

Вестфальский мир также привел к окончанию Восьмидесятилетней войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландской республикой, а Испания официально признала независимость Нидерландской Республики.

Процесс переговоров был длительным и сложным. Обсуждение условий Вестфальского мира проходило в двух разных городах – между императором Священной Римской империей с католическими странами и Францией в епископстве Мюнстер, а с протестантскими странами и Швецией в епископстве Оснабрюк, поскольку ни католики, ни протестанты не желали проводить встречи на «чужой» территории. В общей сложности съехалось 109 делегаций, представлявших интересы всех государств, вовлеченных в войну.

Вестфальский мирный договор.

В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:

  • Мюнстерский мир – заключен между Нидерландской Республикой и Королевством Испании 30 января 1648 года и ратифицирован в Мюнстере 15 мая 1648 года; и
  • два взаимосвязанных соглашения, заключенных 24 октября 1648 года и ратифицированных в период с ноября 1648 года по январь 1649 года:
    • Мюнстерский мирный договор между Священной Римской Империей и Францией и ее союзниками;
    • Оснабрюкский мирный договор между Священной Римской империей и Швецией и ее союзниками.

В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.

Итоги Вестфальского мира.

Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед. Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир. Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.

Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.

Религиозные вопросы.

Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.

Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями. Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий». Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.

Территориальные договоренности.

Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.

  • Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, Макленбургский город Висмар, Бременское архиепископство и Ферденское епископство. Эти приобретения дали Швеции контроль над Балтийским морем и устьями рек Одер, Эльба и Везер.
  • Франция получила суверенитет над графством Эльзас и подтвердила свои права на три епископства Мец, Туль и Верден, которые она захватила столетием раньше. Таким образом, Франция упрочила свою границу к западу от реки Рейн.
  • Бранденбург получил Восточную Померанию и несколько небольших епископств и монастырей.
  • Пфальц был разделен между протестантами и католиками на Верхний и Нижний Пфальц:
    • Верхний Пфальц остался за Баварией;
    • Нижний Пфальц, вместе с вновь созданным восьмым курфюршеством, был возвращен Карлу I Людвигу, сыну Фридриха V Пфальцского.

Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.

Всеобщая амнистия.

В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.

Соглашения о конституции Священной Римской империи.

Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.

Вестфальский мирный договор изменили процедуру голосования Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств. Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании. В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.

Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения». Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию. Это означало признание индивидуальной князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.

С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.

Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.

Значение Вестфальского мира в истории международного права.

Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.

Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения. Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет. Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века. Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.

К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи государственного суверенитета. Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными». Вместо этого в договорах использовалось выражение ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.

Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств. Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом - можно даже сказать, что довольно скромным шагом - в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.