Масонские ритуалы. Посвящение в масоны (1) (Ритуал первого градуса) Сценарий посвящения в масоны 6 букв

Ниже мы приводим тот же процесс инициации, или посвящения, но не в виде прозаического рассказа, как вначале, а в виде мистерии, или «церемониальной пьесы», как он совершается во втором и третьем разделах (действиях) ритуала первого градуса.

В этой ритуальной игре в вопросы и ответы вопрошающий (В.) – церемониймейстер (его «роль» дана курсивом), а отвечающий (О.) – бывший кандидат, а ныне член братства вольных каменщиков в степени Ученика (его слова даны обычным шрифтом).

В.: Где ты изначально готовился к посвящению в вольные каменщики?

О.: В своем сердце.

В.: Где затем?

О.: В специально отведенной комнате, соседней с ложей.

В.: Кто привел тебя к вольным каменщикам?

О.: Друг, впоследствии оказавшийся «братом».

В.: Расскажи, как тебя готовили.

О.: У меня отобрали металлические предметы, а потом мне завязали глаза, обнажили правую руку, левую сторону груди и левую ногу. Затем левую ногу обули в сандалию и накинули на шею шнур с петлей на конце.

В.: Почему у тебя отобрали металлические предметы?

О.: Чтобы я не внес в ложу чего-либо, предназначенного для нападения или защиты, и не потревожил ее гармонию.

В.: Вторая причина?

О.: Чтобы сделать меня «бедным». Поскольку я был принят в братство вольных каменщиков «бедным», лишенным всего, это будет напоминать мне о том, чтобы я помогал нуждающимся «братьям», зная, что они достойные люди, без всякого упоминания о своих положении или связях.

В.: Третья причина?

О.: Она восходит к библейским временам. Известно, что во время строительства храма царя Соломона за стенами не было слышно стука металла.

В.: Как могло случиться, что здание такого размера и такого величия, как храм Соломона, возводилось и было завершено без помощи металлических инструментов?

О.: Камни вырубали в каменоломнях, там же их обтесывали, разрубали, помечали и нумеровали. Деревья рубили и готовили к отправке в рощах Ливана, там же их обтесывали, помечали и тоже нумеровали. Затем их сплавляли в Яффу, а впоследствии доставляли в Иерусалим, где и устанавливали на место при помощи деревянных молотов и других деревянных инструментов, специально предназначенных для этой цели.

В.: Почему камень и дерево заготавливали так далеко от места строительства?

О.: Чтобы лучше показать величие строительного искусства в те дни, ибо, хотя все материалы заготовляли на огромном расстоянии от места строительства, все равно, когда их собрали вместе в Иерусалиме, каждый элемент соответствовал предназначенному ему месту с такой точностью, что все вместе взятое больше походило на произведение Великого Архитектора Вселенной, чем на дело рук человеческих.

В.: Почему тебе завязали глаза?

О.: Чтобы в случае, если бы я отказался пройти все испытания, предусмотренные ритуалом, меня могли бы вывести из ложи, не раскрыв ее вида и убранства.

В.: Вторая причина?

О.: Тот факт, что я был принят в братство вольных каменщиков во тьме, должен постоянно напоминать мне о том, что мое поведение и мое отношение к таинствам масонства должны соответствовать установленному закону, что я и постараюсь делать впредь.

В.: Третья причина?

О.: Чтобы мое сердце уверовало до того, как глазам будет позволено увидеть.

В.: Почему тебя обули в сандалию?

О.: Нашим ложам приуготовлено было стоять на святой земле, как об этом сказано в Писании, в том его месте, где Господь говорит с Моисеем из горящего куста.

В.: После надлежащей подготовки куда тебя препроводили?

О.: К двери ложи.

В.: И в каком виде ты ее нашел?

О.: Я нашел ее запертой и тщательно охраняемой.

В.: Кто ее охранял?

О.: Тот, кого позже мне представили как Привратника.

В.: Каковы его обязанности?

О.: Стоя с обнаженным мечом, удерживать снаружи вторгающихся и пытающихся проникнуть внутрь, а также проверять, должным ли образом подготовлены кандидаты.

В.: Будучи слеп, как ты узнал, что перед тобой дверь?

О.: Сначала из-за невозможности войти, а потом по позволению.

В.: Как ты получил позволение?

О.: Троекратным четким стуком.

В.: К чему открыл путь этот стук?

О.: К древнему и достойному побуждению: «Ищите, и обрящете, просите, и дано будет вам, стучите, и откроется вам».

В.: Как ты воспринял это побуждение в твоем положении?

О.: Разобравшись в своих мыслях, я попросил моего друга постучать. Он постучал, и двери франкмасонства раскрылись передо мной.

В.: Когда дверь открылась, кто вышел помочь тебе?

О.: Тот, кого мне впоследствии представили как Внутреннего Стража.

В.: Что он спросил у Привратника?

О.: «Кто здесь?».

В.: Что ответил привратник?

О.: «Это господин (имя), бедный кандидат, пребывающий во тьме, достойным образом рекомендованный и одобренный к принятию в открытой ложе; он пришел сюда по доброй воле и под свою ответственность, должным образом подготовленный и смиренно просящий о приобщении к таинствам и преимуществам, даруемым принадлежностью к франкмасонству».

О.: Ответа, ясно выраженного желания приобщиться этих таинств и преимуществ.

В.: И каков же был твой ответ?

О.: «С Божьей помощью, поскольку я свободен и добрых нравов».

О.: Он попросил меня подождать, пока он доложит обо мне Досточтимому Мастеру, который через некоторое время с радостью велел впустить меня.

В.: На что ты наткнулся, войдя?

О.: На острие некоего предмета, приставленное к моей левой, обнаженной стороне груди.

В.: Почему к левой, обнаженной стороне твоей груди было приставлено острие, когда ты вошел в ложу?

О.: Чтобы я осознал, что принимаю участие в действе серьезном и торжественном; а также чтобы удостовериться в моей естественности.

В.: Когда тебя ввели в ложу, с каким первым вопросом обратился к тебе Досточтимый Мастер?

О.: «Господин (имя), поскольку ни один человек не может стать вольным каменщиком, если он не свободен или не достиг зрелого возраста, я требую у тебя ответа, свободен ли ты и достиг ли возраста двадцати одного года». На этот вопрос я ответил утвердительно.

В.: Что тебя попросили сделать потом?

О.: Преклонить колени и принять благословение масонской молитвы.

В.:Я буду благодарен тебе, если ты сейчас повторишь ее.

О.: «О Ты, Всемогущий и Высший Правитель Вселенной, окажи вспомоществование свое сему собранию и дозволь этому кандидату в вольные каменщики, смиренно преклонившему сейчас пред Тобой колени, быть посвященным, с тем чтобы отдать жизнь свою служению Тебе и стать истинным, достойным братом всем нам. Одели его по достоинству Своей провидческой мудростью, которая в сочетании с таинствами королевского искусства каменщиков даст ему возможность в наивысшей мере раскрыть красоты высшей Божественности во славу и честь Твоего святого имени. Да будет так!».

В.: После произнесения этой молитвы как к тебе обратился Досточтимый Мастер?

О.: «Кому доверишься ты в любой опасности и беде?».

В.: Твой ответ?

О.: «Богу».

В.: Что сказал на это Досточтимый Мастер?

О.: «Как я рад, что вера твоя так тверда! Полагаясь на поддержку столь верную, поднимайся и смело следуй за своим проводником, вооружившись твердой, но смиренной уверенностью, ибо там, где на помощь призвано имя Господне, не может таиться никакой опасности».

В.: Как затем Досточтимый Мастер обратился к «братьям» ложи?

О.: «Братья севера, востока, юга и запада, оповещаю вас о том, что господин (имя) готов предстать перед вашими взорами и показать, что он должным образом приуготовлен к тому, чтобы стать вольным каменщиком».

О.: Будучи ни обнаженным, ни одетым, ни босым, ни обутым, но смиренно шествующим и останавливающимся по его указанию, я был взят им за правую руку и препровожден сперва на север, затем на восток, к Досточтимому Мастеру, затем на юг и, наконец, на запад, к Первому Стражу.

В.: Что требовалось от тебя во время продвижения по ложе?

О.: Пройти испытания у Второго и Первого Стражей, сходное с тем, которое имело место при входе в ложу.

В.: Почему тебя водили по ложе именно таким необычным путем?

О.: Это путешествие должно было образно представить состояние нищеты и отчаяния, которое господствовало над моим духом и на останках которого я должен был воспрянуть, если окажусь достоин, в один миг. Оно должно было произвести на меня такое впечатление, чтобы я отныне никогда уже не затворял бессердечно свой слух и слышал рыдания обездоленных, особенно своих братьев-масонов, и терпеливо выслушивал их сетования. Моя грудь должна полниться состраданием, сопровождаемым неземным облегчением после того, как я, насколько это мне позволят силы, удовлетворю все их нужды. Это путешествие должно было показать, что я действительно должным образом приуготовлен к тому, чтобы быть посвященным в братство вольных каменщиков.

В.: Кто может быть посвящен в братство вольных каменщиков?

О.: Только достигший зрелого возраста честный и свободный человек, человек неоспоримой справедливости и добрых нравов.

В.: Почему преимущества франкмасонства распространяются только на свободных людей?

О.: Потому, что ужасающие нравы рабства не должны осквернять истинных принципов свободы, на которых основывается наш орден.

В.: Почему только зрелого возраста?

О.: Всегда лучше полностью отвечать за самого себя, так же как и за все братство в целом.

В.: Почему только неоспоримой справедливости и добрых нравов?

О.: Потому, что в этом случае с помощью мудрой проповеди и личного примера мы сможем поднять и достойно нести тяжкий груз повиновения законам и правилам, принятым у франкмасонов.

В.: Будучи передан Первому Стражу, как ты шествовал дальше?

О.: Он представил меня Досточтимому Мастеру как кандидата, должным образом подготовленного к тому, чтобы быть посвященным в братство вольных каменщиков.

В.: Каков был ответ Досточтимого Мастера?

О.: «Брат Первый Страж, твое представление будет принято, но, для того чтобы это было так, я задам кандидату несколько вопросов, на которые, я уверен, он ответит со всей прямотой».

В.: Каков был первый из этих вопросов?

О.: «Можешь ли здесь и сейчас честью своей поклясться в том, что не принуждаем к посвящению каким-либо противным твоему намерению влиянием со стороны своих друзей и не находишься под влиянием каких-либо иных недостойных причин, а, наоборот, предлагаешь себя по доброй воле и собственному желанию кандидатом к посвящению в тайны и приобщению к преимуществам, даруемым франкмасонством?».

В.: Каков был второй из этих вопросов?

О.: «Отдаешь ли себе отчет в том, что преимуществами этими ты должен будешь пользоваться в той форме, которую предлагает мнение сообщества, и лишь из искреннего желания достижения знаний и более полного посвящения себя служению своим собратьям во человечестве?».

В.: Каков был третий из этих вопросов?

О.: «Клянешься ли своей честью в том, что, избегая, с одной стороны, страха, а с другой – поспешной опрометчивости, достойно пройдешь через церемонию посвящения и, если будешь принят, всегда будешь соразмерять свои поступки с древними обычаями и принятыми уставами нашего ордена?» На все эти вопросы я ответил утвердительно.

В.: Что затем повелел Досточтимый Мастер?

О.: Он повелел Первому Стражу сказать Младшему Эксперту, чтобы тот приказал мне подойти к престолу тремя надлежащими шагами.

В.: Из чего слагались эти три необычных шага?

О.: Из прямых линий и углов.

В.: Чему они учат нас с точки зрения нравственности?

О.: Прямой жизни и действиям под нужными углами.

В.: Когда тебя подвели к Досточтимому Мастеру, как он к тебе обратился?

О.: «Мои обязанности состоят в том, чтобы уведомить тебя, что масонство свободно по своей сути и что оно поэтому нуждается в полной свободе выбора каждого, кто ищет проникнуть в его таинства; оно основано на чистейших принципах уважения и добродетели; оно располагает великими и бесценными привилегиями, и с целью сохранить эти привилегии только для достойных их людей оно требует от этих людей принесения обетов верности. Однако позволь мне заверить, что в этих обетах не содержится ничего, что могло бы служить препятствием к выполнению тобой нравственных, религиозных или гражданских обязанностей. Желаешь ли ты в этом случае принять на себя твердые обязательства, основанные на принципах, которые я только что сообщил, сохранять в глубочайшем секрете таинства ордена?» На что я ответил утвердительно.

В.: Опиши обряд, в ходе которого ты был посвящен в вольные каменщики.

О.: Я преклонил левое, обнаженное колено, развернул правую ступню под прямым углом и, держа тело прямо, положил правую рука на Книгу Священного Закона; в левой же держал циркуль, острие которого было приставлено к левой, обнаженной стороне моей груди.

В.: Зачем к левой стороне твоей груди приставили острие циркуля?

О.: Затем, что циркуль есть символ мук моего тела, мысли о которых должны неизменно сопровождать меня на тот случай, если я когда-либо окажусь настолько неверен нашим законам, что отважусь открыть какие-либо из масонских таинств, сохранение коих было доверено мне тогда, на самом острие бытия.

В.: Будучи поставлен таким образом, что ты должен был сделать?

О.: Дать великое и торжественное обещание Ученика вольного каменщика.

В.: Если бы ты повторил его здесь, я был бы тебе весьма признателен.

О.: «Я (имя) перед лицом Великого Архитектора Вселенной и этой достойной, досточтимой и совершенной ложи вольных и принятых каменщиков, регулярно собираемой и должно управляемой, по собственному желанию и доброй воле здесь и сейчас торжественно обещаю и клянусь, что всегда и везде буду тщательно скрывать и оберегать таинства и секреты ордена вольных каменщиков, прямые либо косвенные, будь они сообщены мне при посвящении или в любое другое время в будущем, или же стали бы мне известны каким-либо иным способом, и никогда и никому не раскрою их, кроме тех случаев, когда они поверяются досточтимым и верным законам „братьям”, да и то после того, как они прошли соответствующее испытание и строгую проверку, или после того, как я получу от хорошо известного мне „брата” сведения о том, что „братья”, коим я собираюсь открыть наши тайны, заслуживают такого доверия, или же в том случае, если это происходит в помещении совершенной, регулярно собираемой и должным образом управляемой ложи древних и признанных каменщиков. Далее, я торжественно обещаю и клянусь, что не запишу, не продиктую, не вырежу, не отпечатаю, не выгравирую на меди эти тайны и не изображу их еще каким-либо иным способом, а также не послужу подстрекателем к этому или соучастником подобного дела, исполняемого кем-то другим, если в моих силах будет предотвратить это, – будь то на чем бы то ни было недвижимом или подвижном под небесами, где бы и когда бы какая-либо буква, рисунок или цифра, или мельчайший и почти неразличимый след какой-либо буквы, рисунка или цифры стал бы видим или понятен мне или кому-либо еще в мире, с тем чтобы наши таинства и глубоко запрятанные секреты не могли бы быть раскрыты вследствие того, что я оказался их недостоин. Эти обязательства я клянусь соблюдать непреклонно, не допуская даже мысленных разночтений или изменений по своей воле, полностью сознавая, что в случае нарушения какого-либо из них кара будет не менее ужасной, как если бы мне перерезали горло, вырвали с корнем язык мой из уст моих, а тело погребли в морском песке, в открытом море, на расстоянии кабельтова от берега, где прилив и отлив сменяют друг друга дважды в день; или же что может воспоследовать еще более действенная кара и я буду опозорен как вероломный изменник, которому чужды понятия нравственности и чести и который поэтому никогда не будет принят ни в одну другую регулярную ложу или любое другое сообщество людей, ценящих честь и добродетель выше внешних почестей вроде титулов и материального преуспевания. Итак, да будет Господь мне порукой, и да утвердит Он меня в этом великом и торжественном обещании Ученика вольного каменщика!».

В.: Когда ты принес это торжественное обещание, как к тебе обратился Досточтимый Мастер?

О.: «Только что произнесенные слова – это серьезное обещание, и залогом твоей верности в почитании его как торжественной клятвы станет печать твоих уст на Книге Священного Закона».

В.: Как он затем обратился к тебе?

О.: «Поскольку тебя долгое время держали во тьме, чего более всего желаешь ты в сердце своем?».

В.: И что ты ответил?

О.: «Света!» Каковой по велению досточтимого Мастера Младший Эксперт с радостью возвратил мне.

В.: Когда тебе возвратили благословение света творящего, на что затем обратили твое внимание?

О.: На три величайшие, хотя и символические светочи франкмасонства, именуемые Книгой Священного Закона, наугольником и циркулем.

В.: Каково их предназначение?

О.: Святое Писание служит для управления нашей верой, наугольник управляет нашими действиями, а циркуль нужен для того, чтобы удерживать нас в действенной связи со всем человечеством, и особенно с нашими братьями-масонами.

О.: Он дружески взял меня за правую руку и произнес: «Встань, новопосвященный брат наш вольный каменщик!».

В.: После того как тебя подняли с колен, что ты увидел?

О.: Три малых светоча.

В.: Где они были расположены?

О.: На востоке, юге и западе.

В.: Для чего?

О.: Чтобы обозначать небесный путь солнца, которое встает на востоке, достигает зенита на юге и садится на западе, тем самым освещая человеку, соответственно, путь на работу, место его работы и путь с работы.

В.: Почему свет не исходит с севера?

О.: Когда солнце пребывает на севере, оно находится за горизонтом, и ни один из его лучей не достигает нашего полушария.

В.: Что представляют из себя эти три малых светоча?

О.: Солнце, Луну и Досточтимого Мастера ложи.

В.: Почему?

О.: Солнце правит днем, Луна – ночью, а Досточтимый Мастер управляет ложей и ведет ее.

В.: Почему Досточтимый Мастер приравнивается к этим двум великим светилам?

О.: Поскольку благотворное влияние Солнца и Луны делает нас, людей, способными исполнять наши обязанности в общественной жизни, постольку и добрая забота и опека Досточтимого Мастера делает нас способными исполнять обязанности, налагаемые на нас ремеслом.

В.: После того как тебе объяснили смысл трех малых светочей, как к тебе обратился Досточтимый Мастер?

О.: «Брат (имя), своим кротким и искренним поведением, которое ты продемонстрировал сегодня, ты избежал двух великих опасностей, именуемых уколом и удавлением: когда тебя ввели в ложу, к твоей груди был приставлен этот кинжал, так что если бы ты попытался резко рвануться вперед, то стал бы сам для себя палачом, погибнув от укола, именно ты, а не „брат”, который держал кинжал и которому было приказано оставаться неподвижным; кроме того, на твоей шее была петля со скользящим узлом, которая сделала бы любую попытку повернуть назад неудачной и сопряженной с риском умереть от удушья. Но существует и третья опасность, которая будет ожидать тебя до последнего мгновения твоего земного существования, – она называется карой за нарушение клятвы; это опасность того, что горло твое будет перерезано, если ты окажешься столь недостойным, что посмеешь раскрыть таинства франкмасонства».

О.: «Теперь, когда ты принес торжественную клятву Ученика вольного каменщика, мне дозволено сообщить тебе, что в масонстве существует несколько градусов и в каждом есть свои особые таинства; они, разумеется, существуют не для того, чтобы устанавливать в братстве отношения неравноправия, а для того, чтобы быть возложенными на кандидатов в соответствии с их заслугами и возможностями. Я пока что доверю тебе тайны твоего градуса, то есть знаки, по которым мы узнаем друг друга и которые отличают нас от всего остального мира. Я должен известить тебя о том, что прямые линии и прямые углы – это истинные и верные признаки, по которым узнают франкмасона. Итак, тебе следует встать прямо, поставив ступни под прямым углом; таким образом твое тело станет символом твоего сознания, а ступни – символом верности твоих поступков».

В.: Что тебе было указано сделать затем?

О.: Шаг левой ногой, так чтобы правая пятка упиралась в ее изгиб. Это, как сообщил мне Досточтимый Мастер, первый ритуальный шаг масона. Стоя именно в этой позе, сообщают и познают таинства первого градуса.

В.: В чем состоят эти таинства?

О.: В знаке, пожатии и слове.

В.: После того как ты принес клятву и заслужил доверие, был ли ты облачен?

О.: Да. В совершенный запон вольного каменщика, который, как поведал мне Первый Страж, древнее Золотого Руна и римского орла, достойнее ордена Подвязки или какого-либо другого из существующих орденов, ибо он есть эмблема чистоты и звено моих братских уз. Он также наставил меня в том, каким образом носить и почитать его, и сообщил далее, что если я не опозорю его, то и он не опозорит меня.

О.: «Ты никогда не должен облачаться в этот запон и входить в помещение ложи, если в нем находится „брат”, с которым ты пребываешь в несогласии или к которому испытываешь вражду. В этом случае ты должен предложить ему примирение, чтобы вы мирно могли разрешить свои разногласия, после чего вы оба можете облачиться, войти в помещение ложи и работать там с той братской любовью и в той гармонии, которые во все времена должны отличать вольных каменщиков. Однако если ваши разногласия, к несчастью, приобретут такой характер, что не смогут быть улажены подобным образом, будет лучше, если ложу покинет один из вас или же вы оба вместе, дабы гармония ее не нарушалась вашим в ней присутствием».

В.: Куда тебя направили затем?

О.: В северо-восточный угол ложи.

В.: Объясни, почему, как тебе самому это объяснили.

О.: «При возведении всех – как светских, так и церковных – зданий существует обычай закладывать первый камень фундамента именно в северо-восточном углу; ты, новопосвященный в орден франкмасонов, тоже располагаешься в северо-восточном углу ложи, символизируя собой этот камень; и на этом фундаменте, заложенном сегодня, да возведешь ты здание, прекрасное во всем и несущее славу своему строителю. Всем своим видом ты ныне соответствуешь образу истинного и принятого масона, и я советую тебе всегда быть таким. Сейчас же я приступаю к проверке твоих нравственных принципов и призываю тебя упражняться в добродетели, той ее разновидности, которая, несомненно, должна считаться определяющей для сердца франкмасона, а именно – в милосердии. Нет необходимости описывать ее достоинства: ты, без сомнения, всегда знал и практиковал ее. Достаточно будет сказать, что милосердие господствует и практикуется и на небе, и на земле, и, как его брат, сострадание, благословляет того, кто делится им, равно как и того, кто испытывает его на себе. В таком сообществе, как наше, которое широко раскинуло свои ветви на все четыре стороны света, невозможно отрицать, что существует множество членов, облеченных высокими титулами и владеющих значительными состояниями; но, с другой стороны, так же невозможно отрицать и то, что среди тысяч вставших под наши знамена есть многие, кто под влиянием трагически сложившихся обстоятельств и бедствий, избежать которых человек зачастую просто не в силах, обречен на последний предел нищеты и отчаяния. Ради их пользы у нас заведен обычай пробуждать в каждом новопосвященном брате сострадание и взывать к его милосердию, коль скоро его жизненные обстоятельства делают это возможным; итак, все, что ты считаешь себя в силах и расположении пожертвовать на это дело, ты можешь обговорить с Младшим Экспертом. Все, что ты ни пожелаешь дать, будет благодарно принято и применено с благочестием».

В.: Что ты ответил на это?

О.: Я сказал, что был лишен всего, имевшего какую-либо ценность, заблаговременно, перед тем как меня ввели в ложу, иначе отдал бы многое и по доброй воле.

В.: Что сказал затем Досточтимый Мастер?

О.: «Поздравляю тебя с теми достойными одобрения чувствами, повинуясь коим, ты действовал, а равно и со способностью не удовлетворяться ими. Поверь, это испытание было устроено не для того, чтобы соревноваться с тобой в милосердии, – такие устремления далеки от наших принципов, – а по трем особым причинам».

В.: Какова первая из этих причин?

О.: Проверить мои нравственные принципы.

В.: Вторая причина?

О.: Убедить «братьев» в том, что при мне не было ни денег, ни каких-либо иных металлических вещей; ибо, если бы они были, церемонию следовало бы повторить сначала.

В.: Третья причина?

О.: Предостеречь мое сердце. Если когда-либо в будущем я встречу «брата» в отчаянном положении, «брата», который обратится ко мне с призывом о помощи, чтобы я вспомнил тот миг, когда был посвящен во тьме и в нищете в масоны, и с радостью воспользовался возможностью применить на практике ту добродетель, которую меня наставляли боготворить.

В.: Что тебе предложили затем?

О.: Рабочие инструменты Ученика вольного каменщика, к которым относятся двадцатичетырехдюймовый шаблон, простой молоток и резец.

В.: Каково их использование?

О.: Шаблон служит для измерения нашей работы, простой молоток – для отбивания лишних выступов и наростов на камне, а резец – для дальнейшего выравнивания и обработки камня ради его преобразования до того состояния, когда к работе над ним приступит более опытный каменщик.

В.: Коль скоро мы не оперативные масоны, а вольные и принятые, то есть умозрительные, каково применение этих инструментов в нашей нравственной работе?

О.: В этом смысле двадцатичетырехдюймовый шаблон соответствует двадцати четырем часам в сутках, частью проведенным в служении всемогущему Господу, частью – в труде и отдыхе, а частью – в служении «брату» и другу, если только это не в ущерб лично нам и нашим близким. Простой молоток соответствует власти совести, которая должна удерживать вовне все недостойные и суетные помыслы, могущие появиться у нас в какой-либо из перечисленных выше периодов времени, дабы все наши мысли были чисты и незапятнанны перед престолом благодати. Резец же указывает на преимущества образования, исключительно благодаря которому мы превращаемся в людей, соответствующих природе нашего исправного и совершенного сообщества.

В.: Как затем обратился к тебе Досточтимый Мастер?

О.: «Поскольку в конце собрания ты будешь обязан внести необходимую плату за посвящение, будет правильно, если ты узнаешь сейчас, какой властью мы действуем. Вот хартия о признании нашего сообщества Великой ложей Англии, которую ты волен изучить сейчас или потом, в любую минуту, когда пожелаешь. Вот „Книга конституций” и свод нашего внутреннего распорядка. Все это я настоятельно советую тебе хорошенько изучить, поскольку из одной книги ты почерпнешь сведения о своих обязанностях по отношению к ремеслу в целом, а из других – по отношению к своей ложе».

В.: Что тебе велели сделать потом?

О.: Удалиться, чтобы привести себя в порядок. Мне также сообщили, что по возвращении в ложу мое внимание будет обращено на поучения, посвященные достоинствам нашего сообщества, а также правам и обязанностям его членов.

Масонские ритуалы

Дата: 23.01.2013

Добропорядочный скептицизм, насмешки над духовностью, набирающий силу материализм, бывшие в ходу в парижских салонах, плохо стыковались с изначальной простотой масонских ритуалов. В результате церемонии усложнили и удлинили, ввели «испытания», длинные и торжественные клятвы. Людей неподготовленных это могло отвратить от масонства. Впоследствии во многих ложах испытания, входящие в обряд посвящения, даже приняли характер издевательств, своего рода «дедовщины». Например, «профану» ставили «масонскую печать» только что погашенной свечой или нагретым донышком стакана .

Вот как описывал обряд Олсуфьев: «Гран-метр велит предать приведенного для посвящения трем мытарствам, по повелению которого с обнаженными шпагами приняв под руки, трое круг всех предстоящих масонов и обведя два раза с возжен-ными свечами, с употреблением при том сильном ветре и воздухе огня, и потом, взведя на особливую к тому приготовленную гору, имея повеление от гран-метра, дабы оного скинуть с горы; по исполнении сему оный представляется пред фан-метра и присягает оному не инако, как Создателю нашему Христу с приложением к тому печати Соломоновой, которая кладется на левом плече и потом циркулем проколов грудь, стирает сам текущую кровь платком и, развязав глаза, повелевают у гран-метра целовать левую ногу три раза. По окончании же сего, доказывая, уверяют, что Храм Соломонов не инако есть, как святое таинство, и защитник оного силою своею есть гран-метр».

Французы давали полную волю своему воображению. «Иногда я изображал хирурга, — рассказывал в своих воспоминаниях принц Шарль Жозеф де Линь (1735—1814). — Колол посвящаемого своей зубочисткой и заставлял его пить горячую воду, как будто это его кровь. Однажды в одной из наших лож нечаянно убили одного несчастного, которого брат, оказавшись недостаточно силен, уронил, желая перевернуть через голову, но тот так потом и не оправился. Я же доводил до смерти только от страха пред всеми теми муками, которыми грозил. Я устраивал всеобщие исповеди и уверял в том, что у нас действительно творятся все те ужасы, в которых нас подозревают».

Разного рода обманщики надували простаков, устраивая им лжепосвящения. В 1737 году в Филадельфии аптекарь Эван Джонс вздумал в компании со своими приятелями разыграть своего ученика Дэниела Риза поклонника оккультизма, мечтавшего узнать тайну масонского ордена. Шутники представились Ризу масонами и предложили пройти посвящение. Тот сразу же согласился. Его привели с завязанными глазами в погреб, заставили пройти через разные циничные и фантастические обряды и объявили «посвященным в ученики». Через несколько дней настал черед «посвящения в мастера». Один из состоявших в сговоре нарядился «дьяволом» с рогами и хвостом. В руках он держал блюдо с зажженным спиртом («адским огнем»), но нечаянно опрокинул его на Риза. Юноша скончался от ожогов, Джонса и его соучастников судили за убийство. Великая ложа Пенсильвании в самом начале процесса заявила через местные газеты о непричастности к этому делу, однако в обществе быстро распространились противоположные слухи. Родители Франклина, жившие в это время в Массачусетсе, пришли в ужас оттого, что их сын попал в сети столь страшных людей. Бенджамин попытался их успокоить, написав в письме, что «масоны — самые безобидные люди, ни в принципах, ни в поступках которых нет ничего противного религии и добрым нравам».

Между тем ученик, «увидевший свет» в регулярной масонской ложе, через определенное время мог подняться на следующую ступень, пройдя посвящение в подмастерья (товарищи). Он тоже должен был провести некоторое время в «кабинете размышлений», после чего один из братьев являлся за ним, расстегивал ему ворот сорочки, велел надеть левый башмак, смяв его задник*, подводил к дверям ложи и обменивался стуком с привратником. Венерабль справлялся о согласии братьев на прием ученика в подмастерья; те поднимали руки и пять раз хлопали в ладоши. Венерабль через посредство привратника просил ученика назвать свое масонское имя, возраст и ответить, довольны ли им мастера. На это кандидат должен был ответить: «Как каменщику, мне три года, меня зовут Габаон, мастера мною довольны». Его подводили к алтарю и ставили между двух стражей. Отвечая на ритуальные вопросы, он должен был сообщить первому стражу пароль, условные знаки и прикосновения ученика, подтвердив тем самым, что прошел посвящение, а затем пройти испытание. Первый надзиратель пять раз обходил с ним Храм по кругу и после каждого «путешествия» один раз ударял молотком по ступеням Храма. Затем посвящаемый должен был пройтись «походкой подмастерья»: правой ногой на юг, приставляя к ней левую под прямым углом, левой на север, приставляя правую, потом правую на восток, приставляя левую сзади (ученик передвигался таким же образом, но строго по прямой). После этого он поднимался по семи ступеням Храма, наступая на третью, пятую и седьмую. Наконец он совершал один большой шаг «по пути Добродетели» к самому трону, где повторно давал обязательство хранить тайны ордена. Ему сообщали тайные знаки, слово и прикосновения.

Тайным знаком был жест правой руки, которую подносили к сердцу, а потом резко отстраняли, опуская вдоль тела, образовав угольник Тайным словом было «Боаз», паролем Schibboleth, что значило «сила в единстве». На иврите это слово означает «колос» и переводится также как «изобилие», «мир» или «брод». В «Книге Судей» оно использовалось как пароль в войне между гилеадитами (галаадитянами) и эфраимитами (ефремлянами): последние выговаривали «сибболет» вместо «шибболет» и тем самым выдавали себя. В ложах континентальной Европы пароли не имели большого значения, зато в английских ложах без знания паролей ученика и подмастерья нельзя было стать мастером. Условным прикосновением ученика было прикосновение ногтем большого пальца правой руки к трем суставам указательного пальца, подмастерья — к фалангам среднего пальца, мастера к верхней фаланге указательного пальца и мизинца; при этом нужно было произносить по буквам свое тайное слово. Впрочем, в разных системах и в разные эпохи они могли различаться. Венерабль произносил речь, в которой растолковывал новому подмастерью смысл только что совершенного обряда. Колонна Боаз (тайное слово, сообщенное ему) та, у которой подмастерья Храма Соломона получали плату и хранили свои инструменты. Они точили их на остроконечном кубическом камне (этот камень входил в убранство ложи во время обряда). Семь ступеней, на которые поднимался подмастерье, означали, что отныне он трудится внутри Храма.

При возведении в степень мастера всю ложу затягивали черными тканями, на стенах развешивали черепа, кости и надпись «Помни о смерти», на пол стелили черный ковер с нашитыми золотыми слезинками, а посреди ковра ставили открытый гроб. По правую сторону от жертвенника на искусственном земляном холме сверкала золотая ветвь акации. Все «братья» были одеты в черное, на голове у них были шляпы с опущенными полями. Обряд посвящения изображал смерть мастера Хирама, роль которого играл один из братьев. Перед обрядом его укладывали в гроб, ногами на восток, сложив ступни под прямым углом, его правая рука лежала на сердце, а левая вдоль тела; от пояса фартука и до ног он был прикрыт белым саваном. Фартук же натягивали до подбородка, а лицо покрывали тканью с пятнами крови. Все огни гасили, за исключением свечи из желтого воска на алтаре.

Кандидат входил в ложу босым, с обнаженными руками и грудью, без металлических предметов; в правой руке у него должен был быть небольшой угольник, а талию его поверх фартука подмастерья трижды опоясывала веревка. Сначала он должен был доказать, что не является одним из подмастерьев-убийц. Его осматривали, срывали с него фартук, после чего один из стражей сообщал венераблю, что одежды его белы, руки чисты, а фартук незапятнан. Венерабль, по обычаю, спрашивал согласия братьев на продолжение церемонии. Если оно было дано, обряд продолжался. У посвящаемого спрашивали пароль подмастерья, затем показывали тело в гробу и еще раз задавали вопрос, не входит ли он в число убийц. После отрицательного ответа посвящаемый отправлялся в первое «путешествие» по Храму под эскортом четырех вооруженных шпагами братьев (по двое с каждой стороны) и привратника, державшего его сзади за веревку, а лежавший в гробу тайком выбирался оттуда.

Начиналась серия ритуальных вопросов, в ходе которых посвящаемому сообщали пароль мастера «Тувал-каин» (это имя потомка Каина, мастера разных ремесел, в частности литейного). Кандидат должен был продемонстрировать шаги и знаки ученика и подмастерья, а потом его обучали шагам и знакам мастера. Его ставили на колени, приставив к каждой груди острие циркуля; правую руку он клал на Библию и клялся не разглашать секреты мастера вольных каменщиков, повиноваться приказам ложи, хранить все тайны «братьев», как свои собственные, если речь не идет об убийстве или предательстве, никогда не причинять им страданий и обид, служить им всем тем, что в его власти, не совращать их жен, дочерей или сестер под страхом того, что тело его рассекут надвое, нутро сожгут, а пепел развеют по ветру.

«Движение вольных каменщиков может восходить к языческим ритуалам, которые практиковали скандинавские викинги», — говорит Арвид Истад (Arvid Ystad). Он автор книги «Вольные каменщики в эпоху викингов», которая вышла этой весной.

Масонский орден обсуждать книгу официально отказался. Масонская газета взяла у Истада интервью, которое не было опубликовано, и сейчас они перестали анонсировать книгу в Frimurerbladet, что планировалось. По утверждениям отдела рекламы газеты, обоснование следующее: «Редакция и Масонская ложа приняли совместное решение о том, что не хотят размещать анонс данной книги».

«Нельзя сказать, что это неожиданная реакция, ведь моя теория подрывает фундаментальные основы Ложи», — говорит Арвид Истад, который сам является масоном 10 степени. Это высшая степень.

Это трудно проглотить

«Судя по всему, особенно трудно проглотить то, что их ритуалы могут восходить к языческим ритуалам, потому что в масонской Ложе есть ряд священников, занимающих высокие посты. Поэтому христианство не дает поставить на моей теории и книге штамп „Одобрено“. Но существует так много сходных черт между масонством и древнескандинавскими ритуалами, что это едва ли может быть случайностью», — полагает он.

Согласно двум наиболее известным теориям возникновения масонства, Ложа возникла в так называемых хижинах во время строительства соборов во времена средневековья, или же можно провести параллели между рыцарями-тамплиерами времен крестовых походов и современными масонами.

Истад полагает, что история могла быть совсем другой. Его исследование показывает, что происхождение ритуалов приема в три первые степени сегодняшнего масонства соответствует трем древненорвежским ритуалам посвящения богам Одину, Тору и Фрейе.

Клятва

«Мы вообще не комментируем наши ритуалы, поэтому мы и книгу не комментируем», — сказал Хельге Квигстад (Helge Qvigstad), отвечая на вопрос Dagbladet. В Норвежском масонском ордене он ответственен за контакты с прессой.

«В Масонском ордене нет единого мнения об изысканиях Истада, но самое важное для нас — то, что мы даем клятву не раскрывать наши ритуалы», — говорит он.

Эти ритуалы были ранее раскрыты в нескольких книгах, в частности, книге Рогера Карстена Осе (Roger Karsten Aase) «Тайны масонов — рассказанные изнутри».

— Это ничего не значит. Большинство не понимают значения ритуалов, пока сами через них не прошли, — говорит Квигстад.

— А что в таком случае бывает с теми, кто дал клятву, но, тем не менее, раскрыл ритуалы?

— Рогер Осе был из наших списков исключен. Что будет с Истадом, пока на высшем уровне не обсуждалось, — отвечает Ксигстад.

Понимал, что рискует

Арвид Истад пока не получал никаких сигналов о том, что масонская Ложа собирается предпринять по поводу его книги.

«То, что они вычеркнули Осе из своих списков, означает, что он был исключен. То, что они собираются обсуждать мою книгу на высшем уровне, не является для меня чем-то неожиданным», — говорит Истад.

Контекст

Языческие корни Пасхи

The Guardian 20.04.2014

Счастливые язычники

Gazeta Wyborcza 16.01.2014

Большое масонское собрание в Белграде

NoviMagazin 23.05.2012
«Хотя я и давал эту клятву, я чувствую, что мое исследование настолько важно для норвежского общества и для масонов всего мира, что просто не могу держать в себе эти находки. Моя совесть и мой долг — указать на эти давние культурные традиции, и это важнее, чем мое отношение к Ложе. Кроме того, наши убеждения и совесть выше заповедей и приказов Ложи», — добавляет он.

Истад обнаружил, что культ предков и посвящение богам, таким как Фрейя, Тор и Один в религии викингов занимали центральное место. Когда сын становился членом рода, ему на правую ногу надевали кожаный башмак.

«Когда у масонов принимают в первую степень, будущему вольному каменщику тоже надевают ботинок на босую правую ногу», — говорит Истад.

В эпоху викингов к костям предков относились как к чему-то священному. После того, как трупы сжигались, фрагменты костей хранились в гробу, и должен был быть проведен целый ряд ритуалов. Когда молодой человек посвящался Фрейе, его три раза обводили вокруг гроба, потом он три раза через него переступал. После чего подходил к стене за гробом, где заключал «священный брачный союз» с Фрейей. У стены он становился свободным, вольным каменщиком, и его обвязывали вокруг пояса бычьей шкурой.

«У масонов на полу лежит ковер, и при обряде посвящения сегодняшние масоны должны трижды обойти его и три раза переступить через символы на ковре», — говорит Истад.

«Даже то, что масоны дают клятву под угрозой кровавых наказаний, можно увязать с древнескандинавскими ритуалами. В то время были хорошо известны человеческие жертвоприношения».

Мормонский «храм» в Ла Хойе (США)

Известно, что 15 марта 1842 г. Джозеф Смит стал членом масонской ложи в Наву. В 1840 г. многие масонские ложи штата Иллинойс объединились в так называемую «великую ложу» с штаб-квартирой в Спрингфилде. Несколько руководящих мормонов, которые еще ранее стали «вольным каменщиками», обратились к тогдашнему ее гроссмейстеру Абрахаму Джонасу с просьбой санкционировать учреждение в Наву местной ложи. В октябре 1841 г. последовало разрешение устраивать местные собрания, а 15 марта 1842 г. гроссмейстер лично явился в Наву, чтобы торжественно открыть новую ложу в служебных помещениях Джозефа Смита. Тогда же Смит и Сидней Ригдон были приняты в масоны и возведены в первую степень, но уже в ближайшие дни возвысились до второй и третьей степеней. Шесть недель спустя, 4 мая 1842 г., Джозеф Смит посвятил группу ведущих мормонов (почти все они были масонами) в свой храмовый ритуал. Таковым было начало того, что сегодня известно как мормонский ритуал «наделения». Повторим, что в первую очередь в него были посвящены те мормоны, которые уже состояли в масонских ложах. Более того, для посвящения использовалось то же самое помещение, что и для масонских ритуалов. Мормонский историк Б.Х. Робертс пояснил, что комната, «в которой проходили эти священные церемонии», не только служила первым мормонским храмом (это было еще до сооружения мормонского храма в Наву), но также «была местом собраний франкмасонской ложи в Наву» (4).

Мормоны считают свои храмы непосредственным продолжением возрожденного иудейского храма в Иерусалиме. Что касается архитектурной формы и внутреннего устроения иудейского храма в сравнении с мормонскими храмами, отсутствие какой-либо преемственности очевидно даже весьма малосведущему человеку. Иерусалимский храм состоял из двора (притвора), собственно храма (святилища) и Святого Святых. Во дворе, то есть непосредственно перед храмом, находился алтарь, на котором приносились кровавые жертвы; в помещении храма (святилища), куда допускались только священники, был кадильный жертвенник, а в Святая Святых, где Соломон разместил Ковчег Завета и изображения херувимов, заходил лишь первосвященник и только раз в год для произнесения святого Имени Божия. Никаких тайных храмовых ритуалов у иудеев не было. Впрочем, начиная с эпох Возрождения и Просвещения, европейские оккультисты стали утверждать, что в храме совершались некие тайные магические обряды, которым, дескать, научил Соломона строитель храма Хирам Финикиец. Ритуалы эти якобы после разрушения храма не были забыты и передавались по цепи поколений особо посвященных, покуда некоторые из них не основали «Общество вольных каменщиков» (франкмасонов).

Таким образом, когда основатель мормонизма Джозеф Смит объявил о строительстве «истинного и восстановленного» храма, устройство которого, также как и совершаемые в нем обряды, были открыты ему непосредственно Богом, возвращающим к жизни Свой иерусалимский храм и назначающим мормонов стать Новым Израилем, он фактически не сказал ничего нового. Такие утверждения уже делались неоднократно. Резонно поставить вопрос: насколько Смит был самостоятелен в этом утверждении, либо насколько он почерпнул его у своих масонских предшественников. Целый ряд фактов указывает на то, что Смит не только вдохновлялся масонскими теориями, но и занимался плагиатом, позаимствовав как целый ряд идей, так и форму, и тексты масонских ритуалов.

Обычно мы представляем себе храм как помещение для богослужения. Внутри храмового здания находится единое архитектурное пространство, предназначенное для совместных обрядов верующих. Однако мормонские храмы совсем иные: внешне помпезные и массивные, по своему внутреннему устроению они скорее напоминают особняки или дворцы, состоящие из множества отдельных внутренних помещений, каждое из которых служит определенной цели (или целям). Единого внутреннего архитектурного пространства не существует. Есть комнаты, залы, коридоры, подсобки. Все они предназначены для проведения особых тайных ритуалов.

Джозеф Филдинг Смит — шестой президент «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» — провозгласил: «Никто не может быть возвышен в целестиальном (небесном. — А. Д.) царстве, если он не прошел храмовых ритуалов» (2). Мормонские храмы остаются закрытыми не только для людей, не принадлежащих к секте, но и для самих мормонов, «не заслуживших» этой привилегии. Для того, чтобы попасть в храм, мормон должен вести образцовый (с точки зрения мормонизма) образ жизни и получить рекомендацию, заверенную его «епископом» (главой общины) и президентом кола (округа). Согласно оценке специалистов, храмовые церемонии проходят около 10% мормонов (3). Таким образом, 90% от общей численности сектантов вообще не попадают внутрь главных ритуальных сооружений мормонизма, уготовляя себе лишь второстепенную роль в мормонском эсхатологическом плане. Тайные храмовые ритуалы остаются для них неведомыми.

«Счастливчики», удостоившиеся попадания в храм, проходят там обряды «наделения», «заместительного крещения для мертвых» и «запечатления». Изредка над высшими чинами мормонской секты совершается обряд «второго помазания». Мормоны, дающие клятву сохранять содержание обрядов в строгой тайне, разучивают различные знаки и пароли, при помощи которых они рассчитывают быть пропущенными в небесное царствие, где смогут начать свой путь к превращению в полноправных и суверенных богов, воцарящихся со своими гаремами на своих планетах или галактиках.

В убранстве мормонских храмов присутствуют и постоянно обыгрываются такие масонские символы, как квадрат, компас, пчелиный улей, астрологические знаки, циркуль, угольник, «всевидящее око» оккультизма (человеческий глаз в треугольнике) и перевернутая пентаграмма (пятиконечная звезда), использующаяся также и в сатанизме.
***

Одна из наиболее известных и заметных черт «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» (мормонов) — их храмы. Архитектурно вычурные, массивные и бросающиеся в глаза, они, несомненно являются достопримечательностями градов и весей. Всего (на конец 2000 г.) в мире существовало 56 мормонских храмов. Еще 52 строились или были запланированы(1).

Полная история масонства в одной книге Спаров Виктор

Посвящение в масоны (1) (Ритуал первого градуса)

Посвящение в масоны (1)

(Ритуал первого градуса)

Итак, мирянин, взыскующий «масонского света» и решивший вступить в ложу, становится масоном посредством ритуала инициации, или посвящения в первый градус. Прежде чем ему будет позволено вступить в храм, правое колено кандидата обнажается, левая нога – с надетой туфлей – обувается в сандалию, глаза завязываются платком, и в таком виде он оставляется на полчаса наедине со своими мыслями в «комнате для размышлений», которую охраняют изнутри и снаружи несколько «братьев», вооруженных мечами. Вместе с кандидатом остается лишь «брат», рекомендовавший его в ложу, однако разговаривать им запрещено.

В комнате господствуют черный цвет и эмблемы смерти: клепсидра, фонарь, кости скелета, кусок черствого хлеба и кувшин воды. Последние два символа заимствованы из Ветхого Завета, точнее – из Третьей книги Царств, где говорится о пророке Илии, который, прежде чем убежать от гнева Иезавели в пустыню и затем к горе Хориве, «лег и заснул под можжевеловым кустом; и вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь (и пей). И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды.

Он поел, и напился, и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь (и пей); ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» (19:5–8).

Таким образом, хлеб и вода в «комнате для размышлений» суть символическая пища мирянина до того, как он начнет «путь» инициации. Черствый хлеб в данном случае символизирует мотивы старения и немощи на лоне плодородной природы, а вода в сосуде суть бессмертная душа, заключенная в тело (сосуд), как этот символ трактуют пифагорейское и платоническое учения.

В комнате посвящаемого просят составить символическое завещание, в котором поименованы его обязанности. Речь прежде всего идет об обязанностях человека как личности и в отношении себя самого, и в отношении мира, ибо перед лицом посвящения непосвященный как бы умирает, а его завещание, будучи отражением сознания человека, готового к «новой жизни», является пропуском для входа в храм.

По обычаю, прежде чем войти, посвящаемый должен трижды постучать в дверь храма. Этот ритуально-символический жест в английских масонских «катехизисах» объясняется посредством следующего стиха из Евангелия от Матфея: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (7:7). Троекратный стук в данном случае символически намекает на Святую Троицу христиан, ибо еще в XVIII веке существовал обычай: освящая новый храм, христианский священник трижды обходил вокруг него, каждый раз стуча в закрытую дверь.

Одежда соискателя (еще один термин, который применяется в масонской практике в отношении инициируемого) должна быть в беспорядке, а одна нога – разута. Эта практика опять же восходит в Библии, к Книге Исхода, где Господь, взывая к Моисею из горящего куста, приказывает ему снять обувь, «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (3:5).

Беспорядок в одежде призван символизировать состояние замешательства непосвященного, который, входя в храм, как бы внутренне обескуражен, ибо не знает, что ему предстоит. Сама же одежда, которая служит человеку внешним покровом, символизирует «разложение» внешней оболочки в процессе символической смерти, которую принял кандидат в «комнате для размышлений».

У посвящаемого отбирают также все металлические предметы: пряжки, пуговицы, кольца, деньги, оружие, ключи и так далее, – которые на языке масонских символов означают «страсти, потрясающие мир». Это своего рода акт экспроприации, после которого кандидат оказывается «в состоянии бедности», которое должно напоминать ему о том, что одна из первейших его обязанностей – отдавать избыток тем, кто нуждается.

Момент инициации близок.

Досточтимый Мастер, ведущий церемонию, трижды стучит по столу деревянным молотком в Зале собраний и надевает шляпу, братья же остаются с непокрытыми головами. Затем Мастер осведомляется, должным ли образом подготовлен кандидат к посвящению, и в случае положительного ответа отдает распоряжение Стражам выйти из Зала собраний и привести соискателя.

В это время «братья» зажигают три свечи, расположенные в форме треугольника на полу в середине табеля. Царит полная тишина. Досточтимый Мастер с наугольником на груди и с Книгой Священного Закона, открытой на первой странице Евангелия от Иоанна, восседает на своем стуле (троне) в восточном углу зала.

Раздается тройной стук кандидата. Мастер отвечает на это тремя ударами молотка и вопрошает: «Кто там?» Второй Страж у дверей повторяет этот вопрос. На это следует ответ (если кандидат за отведенное ему время не успел заучить эти слова, их ему подсказывает сопровождающий): «Некий профан, который молит о том, чтобы разделить с вами часть благодати, излившейся на сию ложу Святого Иоанна, кою разделили с вами столь многие Ученики и Подмастерья до него». После этого двери раскрываются, Первый и Второй Стражи принимают соискателя – один справа, другой слева – и трижды обводят его вокруг табеля, лежащего на полу Зала собраний. Затем они подводят его к восточной части и ставят лицом к Мастеру, а в это время «братья», выстроившись в две шеренги по его бокам, создают беспорядочный шум, ударяя оружием (как правило, мечами, точнее – их имитацией) друг о друга.

После этого посвящаемый, обращаясь к Мастеру, просит дать ему света, ибо он слеп (вспомним, что глаза его закрыты повязкой). Мастер, прежде чем одарить его светом, объясняет новичку некоторые каноны масонского ремесла, а затем приглашает принести присягу на «кубке возлияний».

Сладкое и горькое питье, чередующееся в чаше, связано с источником Мнемозины (памяти) и водой из реки Леты (забвения). Мнемозина – греческая богиня памяти, с которой пифагорейцы и платоники связывали процесс познания самого себя, называя его «анамнез», то есть воспоминание о путешествии души во Вселенной. Лета – река, ведущая в Аид, поэтому ее вода – «летальная», мертвая, несущая гибель и смерть. В масонской символике сладкое и горькое питье являются также напоминанием о двух возможных путях, которые открыты перед непосвященным: путь просвещения, если он искренне отнесется к своему посвящению, и горечь «второй смерти» – смерти духовной, иначе говоря, несостоявшейся инициации, которая, в случае ее успешного проведения, призвана освободить человека от «первой смерти» – мирской жизни. Испить же горечь суждено тому, чьи губы совершат клятвопреступление, кто откажется от взятой на себя обязанности этического и духовного строительства своей личности, вменяемой в обязанность всякому, вступившему на масонский путь.

В сопровождении одного из «братьев» кандидат должен совершить три последних символических путешествия – «в воде, воздухе и огне». Первое путешествие, под землей, он уже совершил, когда находился в «комнате для размышлений». Его представляют собравшимся как человека «свободного и добрых обычаев». «Добрые обычаи» значат на языке масонских символов, что это человек честный и умеренный. А «свободный» он потому, что лишен предрассудков и сковывающих разум цепей фанатизма, ибо, как говорится в масонском катехизисе, «тот, кто не может пользоваться свободой, должен быть отторгнут от наших тайн как не умеющий управлять своим поведением и не способный выполнять взятые на себя обязанности».

Прохождение через четыре стихии: землю, воду, воздух и огонь, – которые являются основными элементами материи в физике Эмпедокла и Аристотеля, символизирует очищение. По представлениям Аристотеля, эти элементы составляют «подлунный» мир и в чистом виде выстроены по вертикали, начиная с элемента более тяжелого (земли) и кончая самым легким – огнем. Выше огня – эфир, который философ понимает как некую небесную субстанцию, обладающую совершенством кругового мира. Это же представление о четырех элементах, образующих материю, встречается и во многих других древних учениях, причем не только западноевропейских, но и восточных – древнекитайских и древнеиндийских.

В масонской ритуальной символике путешествия через четыре элемента призваны наглядно изобразить крестный путь человеческого духа, на котором дух сначала стал материей, а затем поднялся от земли к небу. Этот масонский путь тоже идет «по вертикали», о которой сказано выше, и подводит человека к словам Божьим «да будет Свет», то есть к воссоединению его с первичным актом Сотворения (Бытие, 1:3).

В ходе символических путешествий инициируемый наталкивается на «препятствия», которые постепенно «истончаются», подобно тому как истончается материя в Аристотелевой «вертикали». Все эти скитания вслепую в пространстве храма, шумы, лязг оружия, крики «братьев» и так далее призваны создавать у соискателя ощущение «перехода».

По завершении четвертого путешествия наступает тишина. В воцарившейся тишине Мастер, стоящий за своим стулом наверху лестницы, лицом к ее подножью, задает кандидату вопросы: «Действительно ли ты желаешь сделаться франкмасоном?» и «Сделан ли твой выбор по доброй воле и свободному волеизъявлению?» На эти вопросы тот отвечает: «Да». Затем Мастер командует: «Да узрит он свет!» С глаз кандидата снимается повязка, а «братья» поднимают мечи и направляют их острия ему в грудь. Мастер же в это время напоминает посвящаемому «золотое правило», или универсальную этическую заповедь, масонства: «Не делай другим того, чего не желаешь самому себе; твори для других добро, какого желал бы самому себе».

Затем кандидату приказывают тремя ритуальными шагами приблизиться к алтарю на востоке, и один из руководителей церемонии указывает, как ему встать. На алтаре лежат циркуль и наугольник. Один из помощников возглашает: «Ныне ты вступаешь в достопочтенное сообщество, куда более весомое и значительное, нежели ты представляешь. Оно не противостоит ни закону, ни религии, ни нравственности, в его действиях нет ничего, что противоречило бы присяге на верность монарху или государству. Об остальном тебе сообщит Досточтимый Мастер».

Как только оратор произносит эти слова, кандидат преклоняет перед алтарем правое, обнаженное колено. (Левая его нога, как помним, обута в сандалию или туфлю со срезанным задником, что делает ее похожей на сандалию.) Когда кандидат принимает нужное положение, Мастер обращается к нему с такими словами: «Обещаешь ли ты никогда не раскрывать ни устно, ни письменно, ни под каким-либо другим видом тайн франкмасонов, кроме тех случаев, когда говоришь о них с нашим братом в должным образом собравшейся и открытой ложе в присутствии Досточтимого Мастера?» На что кандидат отвечает: «Обещаю». Затем ему расстегивают жилет и рубашку и приставляют к левой, обнаженной стороне груди острие циркуля; он сам держит его левой рукой, а его правая в это время покоится на Евангелии.

«Я (имя) здесь и сейчас по доброй воле и без принуждения, торжественно, чистосердечно обещаю и клянусь перед лицом Господа Всемогущего и этого достопочтенного собрания, что буду всегда прятать и скрывать и никогда не раскрою тайн и таинств масонства и масонов, которые будут доверены мне сейчас или в любое другое время в будущем, кроме тех случаев, когда я говорю о них с верным и совершенным братом после соответствующего испытания или же в достопочтенной и совершенной ложе, если меня должным образом примут ее братья.

Далее, я торжественно обещаю и клянусь, что я не запишу эти тайны, не напечатаю их, не вырежу, не выгравирую и не послужу причиной их написания, напечатания, наметки, вырезания или гравировки на дереве или камне, считая при этом за выявление даже любой видимый след или признак следа буквы, который только может появиться где бы то ни было под движущимся или неподвижным небесным сводом в результате нарушения нашего закона.

Во всем этом я торжественно обязуюсь и клянусь, сохраняя твердое намерение поступать так же и впредь, без всякого сомнения, без мысленного противоречия или попыток уклониться в сторону от исполнения своего долга, сознавая, что кара за преступление этой клятвы будет не менее страшна, чем ежели бы язык мой с корнем был вырван из уст моих, сердце мое исторгнуто из груди, чтобы быть погребенным в донном песке на расстоянии кабельтова от берега, где прилив и отлив сменяют друг друга дважды в сутки, а тело мое – сожжено и пепел его развеян по лику земному, дабы и памяти обо мне не осталось среди франкмасонов. Итак, помоги мне, Господи, и удержи меня в верности этому торжественному обещанию Ученика вольного каменщика». (Целует Библию.)

Мастер, держа над ним пламенный меч, совершает обряд инвеституры – введения в масоны. Как только Мастер произнесет слова «Ты мой брат», посвящение считается состоявшимся и новый масон «украсит своим присутствием сии колонны».

Вслед за этим новому члену братства вручают запон (фартук), две пары белых перчаток и сообщают знак, пожатие и проходное слово Ученика. Фартук (у Ученика он лишен фигур и символического орнамента, а у масонов высших степеней снабжен богатейшей символикой) символизирует труд – «первейший долг и обязанность, высочайшее утешение человека». Одна пара перчаток предназначена для него (символ чистоты), а другая – для спутницы жизни, являющейся «совершеннейшей женщиной», то есть той, которую масон любит и уважает. В этом смысле символика перчаток связана со средневековыми рыцарями, которые, как известно, украшали свой шлем перчаткой «прекрасной дамы сердца».

Кроме того, вновь посвященного обучают ритуальным шагам, которыми он должен приближаться к Мастеру по табелю, лежащему на полу ложи. Там изображены самые различные символы, такие, например, как увязанный сноп, трон, окруженный звездами, прямая линия, символизирующая отвес каменщика, а также могила Хирама, первого Великого Мастера, который умер более трех тысяч лет назад. Все эти символы и аллегории объясняются Ученику подробнейшим образом и, по возможности, самым простым и понятным языком. И наконец в заключение он получает символическое наставление в мастерстве: брат-наставник по поручению Мастера подводит Ученика к неотесанному камню, где тот и приступает к работе.

На этом церемония посвящения завершается. Новый член братства должен теперь взять из специально для этих целей принесенного ведра с водой щетку и стереть изображение табеля на полу, если оно нанесено мелом или углем. Затем его выводят из Зала собраний и возвращают ему все вещи, которые были у него изъяты перед началом посвящения. После этого ему отводится место по правую руку от Досточтимого Мастера, которое он и должен занимать впредь.

Итак, человек, посвященный в масоны, имеет теперь право занять «место у колонн». «Братья» по этому поводу выражают ему свою радость, подняв вверх мечи, острия которых прежде были направлены в грудь соискателя, и поздравляют нового «брата» троекратным похлопыванием по плечу открытой ладонью.

В заключение скажем, что масон может, если он сам того пожелает, предать гласности факт своей принадлежности к ордену, однако называть имена других «братьев» по ложе ему не разрешается, если только он не получит на это особого разрешения. Причина этого распорядка в жизни масонства весьма проста и предельно ясно объяснена в масонском уставе, где сказано: «Вы должны соблюдать сдержанность в отношении лиц, которых увидели сегодня, и имен, которые входят в общину, ибо каждый человек имеет право сказать о себе только то, что он сам желает сказать, и не желает, чтобы за него говорили другие».

Из книги Магия на службе у государства автора Гросс Павел

Из книги Оккультный Сталин автора Первушин Антон Иванович

Кремлевские масоны Советская власть столь рьяно преследовала любые идеалистические учения и философии, что наводила посторонних наблюдателей на размышления: что-то здесь нечисто, очень уж похоже на то, как одни религиозные фанатики вырезают других.В среде

Из книги Сатанисты XX века автора Шабельская-Борк Елизавета Александровна

XI. Что такое масоны Вернувшись в гостиницу Бристоль, Ольга наскоро сменила амазонку на простое домашнее платье и, позвонив лакею, приказала принести «первый завтрак» к себе в номер.- Для двоих, - прибавила она. - Я жду профессора Гроссе одного или с отцом. Во всяком

Из книги Полная история масонства в одной книге автора Спаров Виктор

I. Масоны торжествуют Прошло три года.Наружно ничто не изменилось на прекрасной Мартинике и в роскошном городе Сен-Пьере.Так же нежил и ласкал мягкий тёплый воздух, так же ярко синел безбрежный океан вокруг счастливого острова, дивно сверкали алмазные звёзды в прозрачных

Из книги Том 2. Градусология автора Вронский Сергей Алексеевич

IV. Ритуал и посвящение Раз уж мы углубились в теоретический мир символизма, то при рассмотрении такой темы, как «Ритуал и посвящение», будет небесполезно дать вначале немного теории и здесь, попытавшись ответить на вопрос: что такое ритуал и для чего он, собственно, нужен?

Из книги Калиостро автора Яковлев Александр Алексеевич

Посвящение в масоны (2) Ниже мы приводим тот же процесс инициации, или посвящения, но не в виде прозаического рассказа, как вначале, а в виде мистерии, или «церемониальной пьесы», как он совершается во втором и третьем разделах (действиях) ритуала первого градуса. В этой

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Посвящение в Подмастерье (Ритуал второго градуса) Степень Подмастерья, согласно масонской иерархии, подтверждает правильность избранного пути и обязывает всякого, кто вступил на него, быть настойчивым и непреклонным. Подмастерье – степень активного начала. «Степень

Из книги Ступени посвящения автора Холл Мэнли Палмер

Посвящение в степень Мастера (Мистериальное действо третьего градуса) Ниже мы приводим, как и в случае с посвящением в масоны и присвоением степени Ученика, «мистериальную пьесу» третьего градуса, разыгрываемую при посвящении в степень Мастера. В.: Мастер ли ты? О.: Да,

Из книги Коса и камень. Зелот о Масонстве (сборник) автора Щукин Евгений

2.1. СПЕЦИФИКА 1-ГО ГРАДУСА 1-й градус – градус надежд и ожиданий. Планета в 1-м градусе раскрывает тайны, связанные с переходом на новый уровень и вступлением человека в новый цикл жизненного опыта и деятельности. Путь этот пока ещё непознанный, поэтому таинственный, так как

Из книги автора

2.2. СПЕЦИФИКА 15-ГО ГРАДУСА 15-й градус любого знака Зодиака – это градус Полпути (Середины пути). Человек находится на перекрёстке дорог, где он должен хотя бы на миг остановиться, задуматься, чтобы решить, что делать дальше, какой путь выбрать. Желание любого человека –

Из книги автора

2.3. СПЕЦИФИКА 30-го ГРАДУСА, ГРАДУСА АНАРЕТЫ Последний градус любого знака Зодиака в древности назывался градусом Анареты, градусом Судьбы, Разрушителя, Губителя и градусом Подведения итогов. Находясь в последнем градусе знака, любая планета приобретает не совсем

Из книги автора

Знаменитые масоны Элиас Эшмол (1617– 1692) Одним из виднейших деятелей раннего спекулятивного масонства, чьими стараниями оно и приобрело, по мнению многих исследователей, современные внешние формы и внутреннее содержание был Элиас Эшмол. В дневнике он указывает, что