Основная образовательная программа дошкольного образования. Школьный гид Примерная основная образовательная программа дошкольного образования развитие

Анализ Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПООП)

ПООП дошкольного образования (далее Программа) разработана

    с учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и наметившихся рисков для полноценного развития и безопасности детей;

    в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС, Стандарт).

Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения. Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.

Рамочный характер примерной Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа Организации. Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования.

Данная Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.

Согласно историко-эволюционному, культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности.

На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.

Такая среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними),

а также такими видами активности ребенка , как:

восприятие художественной литературы и фольклора,

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Задачи:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Принципы и подходы к формированию Программы.

1. Поддержка разнообразия детства .

2. Сохранение уникальности и самоценности детства

3. Позитивная социализация ребенка

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых , признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений .

6. Сотрудничество Организации с семьей.

7. Сетевое взаимодействие с организациями

8. Индивидуализация дошкольного образования

9. Возрастная адекватность образования.

10. Развивающее вариативное образование.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

Планируемые результаты.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

    младенческий (первое и второе полугодия жизни),

    ранний (от 1 года до 3 лет)

    и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

Система мониторинга динамики развития детей, динамики их
образовательных достижений через:

педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

карты развития ребенка;

различные шкалы индивидуального развития.

Программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

В соответствии с положениями Стандарта и принципами Программы Организации предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива Организации и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать принципам Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения Организации.

Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности могут служить такие формы как : образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и

общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов.

Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Работа строится в режиме диалога, основанного на уважении, сопереживании и искренности.

Планирование образовательной деятельности.

Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам Организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников Организации.

Недопустимо требовать от Организаций, реализующих Программу, календарных учебных графиков (жестко привязанных к годовому и другому типу планирования) и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержательных компонентов Программы.

Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на, формирование развивающей предметно-пространственной среды.

Планирование деятельности Организации должно быть направлено на совершенствование ее деятельности и учитывать результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы Организации.

Режим дня и распорядок.

Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня , устанавливаемых с учетом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в т. ч. программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно - эпидемиологических требований.

Старший воспитатель И.В. Ануфриева,

МДОУ «Детский сад «Колокольчик»

р.п. Духовницкое Саратовской области

ФГОС ДО определяет инвариантные цели и ориентиры при разработке ООП ДО, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.

Программа - документ, с учетом которого ДОО самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП детского сада.

Содержит:

Введение

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка (цели, задачи, принципы)

1.2 Планируемые результаты (целевые ориентиры)

2.1 Общие положения (обзор раздела)

2.2.Описание образовательной деятельности в пяти образовательных областях (с 2 месяцев)

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3. Кадровые условия реализации Программы

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы

3.5. Финансовые условия реализации Программы

3.6. Планирование образовательной деятельности

3.7. Режим дня и распорядок

3.8. Перспективы работы по совершенствованию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию ресурсов

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов

3.10. Перечень литературных источников

Введение

Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Далее описаны культурно-исторические особенности современного общества, риски для полноценного развития и безопасности детей. Программа опирается на историко- эволюционный и культурно-деятельностный подходы, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.



Ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми.

На основе Программы конструируется мотивирующая образовательная среда. Это система условий развития детей:

Пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства, гибкость планирования);

Социальные (формы сотрудничества участников образовательных отношений);

Условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности);

Материально-технические.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Социально-коммуникативной,

Познавательной,

Речевой

Художественно-эстетической,

Физической

Программа определяет реализацию содержания образовательных областей в различных видах деятельности :

– игровая,

– коммуникативная,

– познавательно-исследовательская,

и в видах активности ребенка:

– восприятие художественной литературы и фольклора,

– самообслуживание и бытовой труд,

– конструирование из разного материала,

– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

– двигательная.

Организационный раздел Программы содержит описание:

– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,

– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

– способов и направлений поддержки детской инициативы,

– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,

– особенностей распорядка дня

Культурные практики это процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности, приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде.

Программа содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей (в разделе 3.10. «Перечень литературных источников» имеются ссылки на соответствующие пособия). Система оценивания качества реализации программы направлена на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.

Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.

Система мониторинга динамики развития детей, их образовательных достижений основана на методе наблюдения:

– педагогические наблюдения, педагогическая диагностика, оценка эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– детские портфолио;

– карты развития ребенка;

– различные шкалы индивидуального развития.

Организация самостоятельно выбирает инструментарий педагогической и психологической диагностики.

Оценка качества образования

Уровни оценки качества:

Диагностика развития ребенка с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;

Внутренняя оценка, самооценка Организации;

Внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

Формы образовательной деятельности:

Образовательные предложения для целой группы (занятия);

Различные виды игр (свободная игра, игра-исследование, ролевая, подвижная, народная и др.);

Взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой;

Проекты различной направленности, прежде всего исследовательские;

Праздники, социальные акции и т.п.;

Использование образовательного потенциала режимных моментов.

Организация сама формирует штатное расписание, исходя из особенностей реализуемых ООП.

Согласно ст. 13 п. 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Организация вправе реализовывать Программу как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации. В реализации Программы может быть задействован кадровый состав других организаций, участвующих в сетевом взаимодействии с Организацией.

При организации инклюзивного образования может быть предусмотрено дополнительное кадровое обеспечение.

Организация должна создать условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т. ч. их дополнительного профессионального образования.

Организация самостоятельно подбирает средства обучения, оборудование, материалы.

Программа предусматривает необходимость в специальном оснащении и оборудовании для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

Программой предусмотрено использование обновляемых образовательных ресурсов: расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. сети Интернет

Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса, оставляя педагогам Организации пространство для гибкого планирования, исходя из особенностей реализуемой ООП.

Недопустимо требовать от ДОО календарных учебных графиков, жестко привязанных к годовому и другому типу планирования и привязанных к календарю рабочих программ. Примеры гибких учебных планов Организации представлены в ПООП. Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня.

Разрабатывая ООП, Организации смогут выбрать и использовать в своей работе образовательные программы, представленные на сайте ФИРО: http://www.firo.ru/ («Березка», «Вдохновение», «Детский сад – Дом радости», «Детский сад по системе Монтессори», «Детство», «Диалог» и др. (всего 22 ПООП)).

Примерная основная образовательная программа разработана согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт). С учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и наметившихся рисков для полноценного развития и безопасности детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Выполнила: Яушева Татьяна Геннадьевна

Примерная основная образовательная программа разработана согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации ») и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт). С учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и наметившихся рисков для полноценного развития и безопасности детей.

Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения. Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой. Рамочный характер примерной Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа Организации. Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования.

Рамочный характер примерной Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа Организации.

Данная Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно- деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества. Согласно историко-эволюционному, культурно- деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей. Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности.

На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда. Такая среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как: – игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры), – коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми), – познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как: – восприятие художественной литературы и фольклора, – самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), – конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, – изобразительная (рисование, лепка, аппликация), – музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), – двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Задачи Программы: – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; – обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; – формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; – обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Принципы и подходы к формированию Программы 1. Поддержка разнообразия детства. 2. Сохранение уникальности и самоценности детства 3. Позитивная социализация ребенка 4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей 5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

Принципы Программы 6. Сотрудничество Организации с семьей. 7. Сетевое взаимодействие с организациями 8. Индивидуализация дошкольного образования 9. Возрастная адекватность образования. 10. Развивающее вариативное образование. 11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей 12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы

Планируемые результаты Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

Система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности; карты развития ребенка; различные шкалы индивидуального развития. Программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

В соответствии с положениями Стандарта и принципами Программы Организации предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива Организации и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать принципам Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения Организации.

Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности могут служить такие формы как: образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.

Познавательное развитие Задачи в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;. Формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие Задачи в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Овладение речью как средством общения. Обогащение активного словаря. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Физическое развитие Задачи в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, направленной на развитие координации и гибкости; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; связанных с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в стороны). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Художественно-эстетическое развитие Задачи в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусства. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. Работа строится в режиме диалога, основанного на уважении, сопереживании и искренности.

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Задачами деятельности образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, по выполнению образовательной программы в группах компенсирующей и комбинированной направленности являются: развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья; коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей)и педагогического коллектива; формирование у детей общей культуры.

В адаптированной образовательной программе определяется специфическое для ребенка с ОВЗ соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства, содержание работы тьютора. Адаптированная образовательная программа обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка. В ее структуру, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с ОВЗ и т. д.

Планирование образовательной деятельности Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам Организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников Организации.

Недопустимо требовать от Организаций, реализующих Программу, календарных учебных графиков (жестко привязанных к годовому и другому типу планирования) и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержательных компонентов Программы. Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на, формирование развивающей предметно-пространственной среды. Планирование деятельности Организации должно быть направлено на совершенствование ее деятельности и учитывать результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы Организации.

Режим дня и распорядок Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня, устанавливаемых с учетом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в т. ч. программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно- эпидемиологических требований.


Боякова Е.В.,
канд. пед. наук, старший научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, Москва

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее — Примерная программа) одобрена решением федерального учебно-методического объединения 20 мая 2015 г. и размещена в Реестре примерных основных образовательных программ. ФГОС ДО, следуя Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», предписывал создание нескольких примерных программ. Это повлекло за собой переработку существующих комплексных программ, созданных разными авторскими коллективами. И практики, и разработчики ФГОС ДО, и авторы программ осознавали важность сохранения ценного и уникального опыта вариативности организации и содержания дошкольного образования, накопленного за предыдущие 20 лет.

В общеобразовательной школе складывалась несколько иная ситуация. В ней на основе одной примерной программы существовали программы разных авторов по всем учебным предметам. Основным их воплощением стали учебники. Приведем пример с начальной школой: в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к применению при обучении по образовательным программам начального общего образования в 2014/15 уч. г., к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы по математике допускались 11 завершенных предметных линий (11 авторских учебников для 1—4-х классов). По русскому языку — 13, по музыке — 8. Именно за счет учебников поддерживается вариативность образования.

Основной посыл к регламентации содержания образования появился с первыми государственными программами . До 1990-х гг. роль стандартов выполняла программа воспитания и обучения, в которой прописывалось всё: цели, задачи, образовательная нагрузка на неделю, задачи по кварталам, репертуар и перечень литературы.

В 1990-е гг. предпринималась попытка создания стандартов. Их назвали Временные требования. Их разработка была связана, в первую очередь, с появлением нескольких вариативных программ вместо одной единственной. И, во-вторых, с намерениями вступления в Болонский процесс. За 20 лет детские сады приобрели бесценный опыт свободного педагогического творчества и работы в полипрограммной среде. Развивались новые формы дошкольного образования. Например, разработан и внедрен опыт вариативной организации дошкольных групп: группы кратковременного пребывания, центр игровой поддержки, консультационный пункт, семейный детский сад, группы ранней помощи и др.

В 2013 г. принят стандарт дошкольного образования, который теперь определяет требования к организации, содержанию и качеству работы детского сада.

Примерная программа как документ вызывает многочисленные вопросы у педагогов. Попробуем ответить на некоторые их них.

Что такое примерная программа?

В пункте 10, ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что примерная основная образовательная программа — это учебно-методическая документация, определяющая «рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат ока-зания государственных услуг по реализации образовательной программы».

На основании каких документов разрабатывается примерная программа дошкольного образования?

Примерная программа разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Где найти утвержденную примерную программу?

Одобренные примерные программы обнародуются Минобрнауки России на сайте «Реестр примерных основных образовательный программ» (http://fgosreestr.ru). Реестр примерных программ является общедоступной государственной информационной системой.

Из каких частей (компонентов) состоит примерная основная образовательная программа дошкольного образования?

Примерная основная образовательная программа имеет сложную структуру, описывающую все составляющие образовательного процесса .

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка. Разъясняет цели, задачи примерной программы, принципы и подходы к ее формированию.
1.2. Планируемые результаты в виде целевых ориентиров (младенческий, ранний и дошкольный возраст).
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1. Общие положения.
2.2. Описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие) в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников (в виде целей и задач сотрудничества с родителями или законными представителями).
2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с деть-ми с ОВЗ (основные задачи и установки составления адаптированной образовательной программы).
3. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
3.3. Кадровые условия.
3.4. Материально-техническое обеспечение.
3.5. Финансовые условия.
3.6. Планирование образовательной деятельности.
3.7. Режим и распорядок дня.
3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания примерной программы.
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
3.10. Литература .

Следуя специфике дошкольного образования, в примерной программе отсутствуют примерный учебный план, примерный календарный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Структура Примерной программы отличается от требований к структуре основной образовательной программы, декларируемых стандартом. ДОО должны принимать во внимание ее рекомендации. Основным же документом, регламентирующим структуру основной образовательной программы, служит образовательный стандарт.

Что такое развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Примерной программе?

«Оценивание качества, т.е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Организацией, заданным требованиям Стандарта и Программы* в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в процессе образовательной деятельности.

Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых Организаций, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление Организацией и т.д.

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности Организации на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» .

В Примерной программе, вслед за стандартом, подчеркивается, что достижение целевых ориентиров не может оцениваться, не служит критерием уровня развития детей, не может являться основанием оценки качества образования в конкретной ДОО.

Как же отслеживать качество?

Примерной программой пре-дусмотрена система мониторинга динамики развития детей, их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и педагогической диагностики. Оцениваются не дети, а действия педагога. Эффективность педагогической деятельности устанавливается для ее корректировки с целью создания оптимальных условий для развития всех воспитанников.

Приводятся примеры возможного способа регистрации наблюдений и педагогической диагностики: фиксация достижений детей в портфолио, карте развития ребенка, шкалах индивидуального развития.

Дошкольной организации предоставляется право «самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики» .

В Примерной программе заложены три уровня оценки качества образовательной деятельности: диагностика ребенка (для корректировки педагогических воздействий и планирования индивидуальной работы), внутренняя (в том числе самооценка ДОО), внешняя (в том числе профессиональная и общественная независимая экспертиза).

В Примерной программе подробно прописаны задачи оценки качества, решаемые в ДОО, критерии (психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы, уровень образовательного процесса и др.) и участники реализации системы оценки качества (педагоги, администрация ДОО, родители и др.) .

На что ориентирована система оценивания качества образования на уровне дошкольной организации?

В первую очередь, на оценку условий реализации основной образовательной программы по пяти образовательным областям. Система оценки качества должна обеспечивать открытость, учитывать предпочтения семей воспитанников и их удовлетворенность дошкольным образованием, иметь единые критерии и условия для самоанализа и внешней экспертной оценки. Деятельность организации не может оцениваться на основе данных об индивидуальном развитии ее воспитанников. В Примерной программе подчеркивается, что исключается унификация. Система оценки качества дошкольного образования должна поддерживать «вариативность программ, форм и методов дошкольного образования» .

Что такое рамочный характер Примерной программы?

Примерная программа представляет модули, из которых каж-дая дошкольная образовательная организация составляет свою основную образовательную программу. Основная программа разрабатывается самостоятельно с учетом специфики каждого детского сада.

Может ли организация составить основную программу без использования комплексной программы?

В пункте 6 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» записано: «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования» . Такое же требование прописано в п. 2.5 ФГОС ДО . В комментариях к стандарту (письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249) уточнено, что термин «с учетом» означает право, а не обязанность .

Таким образом, обязательным является следование образовательному стандарту. Примерная программа выступает моделью разработки и применения целей, содержания, условий и результатов, указанных в стандарте. Образовательная организация может составить свою программу на основе ФГОС ДО и с учетом примерной программы. Однако этот процесс очень трудоемкий и предполагает наличие не только практических педагогических умений, но и владение навыками ведения научной работы, написания документов. Для ДОО удобнее и привычнее использовать комплексные программы. Они, как правило, составляются авторскими коллективами, где каждый разрабатывает ту образовательную область (или ее часть), которой он посвятил многие годы своей педагогической и научной деятельности. Они создаются в помощь педагогам. В качественных современных программах всегда заложена возможность педагогического творчества.

Реализовать свои творческие возможности в полной мере педагоги могут в части основной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Здесь можно использовать как уже существующие парциальные программы по всем линиям развития, так и разработанные в образовательной организации.

Что необходимо учитывать при составлении основной образовательной программы?

В первую очередь — особенности конкретного детского сада. Ведь каждая образовательная программа уникальна, как уникален каждый детский сад. Программа должна учитывать условия, уже созданные в ДОО, тот опыт, который хорошо себя зарекомендовал и принес положительные результаты работы. Важно осознать и сформулировать цели, которых хочет достичь педагогический коллектив в будущем с опорой на имеющийся опыт, сложившиеся традиции, кадровый потенциал и возможности педагогов.

При составлении раздела, описывающего материальные условия, необходимо проанализировать те, что есть на сегодняшний день, и возможности развития материальной базы, которые реально реализовать при кратко- и долгосрочном планировании.

Для повышения качества образования учитываются условия социального окружения. Безу-словно, возможности больших городов и поселков различаются. В городе значительно лучше развита инфраструктура, но мобильность детей во время нахождения в детском саду ниже. Существуют ограничения на вывоз организованных групп. Поэтому выездная часть культурно-досуговой деятельности переносится в семью. В небольших городах инфраструктура скромнее, но есть возможности выходить за пределы ДОО организованной детской группой.

Образовательная программа составляется с учетом мнения родителей. И их контингент, готовность участвовать в работе детского сада, потребности должны учитываться. Кому-то важно, чтобы ДОО была рядом с домом и ребенка научили читать. Другому хочется, чтобы ребенок занимался в детском саду искусством, музыкой, театром, получал как можно больше разнообразных впечатлений. Такой детский сад должен развивать спектр дополнительных образовательных услуг, комплектовать парциальные программы в части, реализуемой организацией, с учетом пожеланий родителей. При составлении образовательной программы рекомендуется учитывать региональную и национальную специфику, имеющийся опыт инновационной работы организации.

Разработчики примерной программы предлагают учитывать размер образовательной организации. Хотя этот параметр в большей степени скажется на размерах государственного задания и материальном обеспечении образовательного процесса.

При содержательном наполнении программы, выборе направлений, предоставляемых в рамках 40%, формируемых ДОО по своему усмотрению, надо учитывать интересы всех участников образовательного процесса: детей, родителей; не забывать интересов педагогов. Если воспитатель увлекается экологией, не стоит навязывать ему углубленную работу по развитию математических способностей. Пусть он занимается математическим развитием детей на достаточном, но не повышенном уровне. Если музыкальный руководитель не работает углубленно с фольклором или не является последователем системы К. Орфа, а руководителю организации хочется, чтобы все обязательно играли на блок-флейте, получить высокие результаты педагогической работы по навязанной программе будет невозможно. Менять педагога под программу — не лучший выход. Нельзя забывать, что его личность имеет огромное значение. Передачу знаний и опыта от мастера к ученику «глаза в глаза» нельзя снимать со счетов.

Примерная программа служит моделью образовательного процесса. Основная программа каждого детского сада конструируется с использованием материалов вариативных программ дошкольного образования. В п. 1.1.1 примерной программы сказано, что детские сады при разработке основной образовательной программы «смогут выбрать и использовать в своей работе образовательные программы, ... а также подобрать необходимые для ее конструирования и реализации методические и научно-практические материалы, соответствующие Стандарту» .

Как выбрать комплексную и парциальные программы?

Нужно руководствоваться теми же принципами, что и при составлении основной образовательной программы. Все авторы комплексных программ понимают, что если их творческий продукт не будет соответствовать ФГОС ДО и Примерной программе, по ней никто работать не будет. Поэтому можно выбирать любую. Если она еще и прошла независимую профессиональную экспертизу, такой программе можно доверять. Важно, чтобы выбранная программа соответствовала возможностям дошкольной организации, поставленным целям и задачам.

К сожалению, еще сохранилась традиция навязывания программ вышестоящими органами образования. Детским садам говорят, что они должны работать по «такой-то» программе, поскольку она лучшая. Эти действия не соответствует ни требованиям времени, ни законодательству. От того, насколько педагогический коллектив готов реализовывать ту или иную комплексную программу, зависят качество педагогического труда и достижения образовательной организации. Унификация содержания образования облегчает образовательный аудит, но не улучшает качество.

В методических рекомендациях к Примерной программе приводится иной алгоритм ее применения и выбора комплексных и парциальных программ. Предлагается исходить из принципа, по которому обычно формулируются задачи годового плана. В конце учебного года анализируются результаты, находятся уязвимости и формулируются задачи будущего учебного года, которые помогут улучшить результаты.

Основная образовательная программа — документ, который не составляется заново ежегодно, а только корректируется. Поэтому она не должна ставить мелких задач, которые формулируются и решаются с помощью годового плана. Если есть недостатки в работе по каким-то направлениям, нужно направить педагогов на курсы повышения квалификации, пригласить в детский сад специалистов, которые помогут качественно преодолеть пробелы, организовать обмен опытом педагогов-наставников с испытывающими трудности коллегами, провести семинары-практикумы и др.

Могут ли разные группы детского сада работать по разным комплексным программам?

Согласно п. 2.2 ФГОС ДО, «структурные подразделения одной Организации (далее — Группы) могут реализовывать разные Программы» . (В данном случае имеются в виду основные программы.)

Если организация имеет кадровый и материальный потенциал для работы по разным комплексным программам, нормативные документы это позволяют. Сложность заключается в том, что придется составлять несколько основных образовательных программ или разрабатывать разделы основной программы с учетом каждой комплексной программы. Такой подход усложняет организацию воспитательно-образовательного процесса, методическую работу и увеличивает количество оформляемых документов.

Если в детском саду есть коррекционные группы, группы кратковременного пребывания и др., для них в обязательном порядке пишется своя основная образовательная программа.

Как планировать образовательную работу ДОО?

Примерная программа оставляет за педагогами и образовательной организацией право гибкого планирования. Каждый детский сад составляет план работы на базе основной образовательной программы и в соответствии с наличными материально-техническими условиями, возможностями и потребностями детей, педагогов и родителей.

Планирование должно опираться на результаты экспертизы качества (внутренней и внешней). Важно создать условия для развития каждого ребенка.

Составители примерной программы в п. 3.6 подчеркивают: «Недопустимо требовать от Организаций, реализующих Программу, календарных учебных графиков (жестко привязанных к годовому и другому типу планирования) и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержательных компонентов Программы» .

Такие рекомендации можно найти, например, в журнале «Управление ДОУ» (№ 3, 4, 5 за 2015 г.). Несколько номеров посвящено содержанию работы по образовательным областям: социально-коммуникативное (№ 1/2015), речевое (№ 7/2015), художественно-эстетическое (№ 8/2014), физическое развитие (№ 1/2016). Глубокая проработка разных аспектов воспитательно-образовательной работы детского сада в соответствии со ФГОС ДО и современными тенденциями развития отрасли присутствует в тематических номерах журналов «Управление ДОУ» и «Методист ДОУ», в приложениях к журналу. Интересные материалы с опытом работы приходят из регионов. Региональные номера — уникальное явление, воплощение вариативности, учета региональных и национальных особенностей, копилка, которая открыта для всех.

Какой распорядок и режим дня устанавливает Примерная программа?

В Примерной программе рекомендуется составлять распорядок и режим дня исходя из санитарно-гигиенических требований, потребностей участников образовательных отношений, используемых авторских программ, основной образовательной программы организации.

Каждая организация устанавливает режим дня и распорядок работы самостоятельно. Еще раз обратим внимание на то, что в первую очередь необходимо учитывать санитарные нормы, так как сохранение здоровья детей — задача первостепенной важности. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки для детей от 1 года до 7 лет указан в п. 11.9—11.13 -СанПин 2.4.1.3049-13 (см. таблицу).

Должна ли ДОО включать в основную образовательную программу литературу, которая дается в Примерной программе?

Разработчики Примерной про-граммы привели список той литературы, на основе идей которой разрабатывалась программа. В основной образовательной программе каждый детский сад указывает свой список в соответствии с выбранной комплексной программой и программами, используемыми в части, формируемой им самостоятельно. Этот список должен быть предельно конкретным. Он составляется не для проверяющих, а для повседневной работы педагогов ДОО. В соответствии с лицензионными требованиями «возраст» основной литературы в гуманитарных отраслях, к которым относится дошкольное образование, — не старше 5 лет с даты последнего издания. Дополнительной любой год выпуска. В перечень дополнительной литературы целесообразно включать статьи из журналов. Например, из журнала «Методист ДОУ», пользующегося популярностью у педагогов за его практическую направленность и жизненность публикуемых материалов.

В советское время все педагоги подписывались на газеты и единственный профессиональный журнал. Сегодня подписка на журналы — уникальная возможность постоянного повышения квалификации. Профессия педагога обязывает учиться всю жизнь. Нужно всегда быть в курсе новых технологий, держать руку на пульсе.

Ежемесячно читать профессиональный журнал, знакомиться с чем-то новым — это характеристика профессионального и культурного уровня. Сведения из Интернета еще очень долго не заменят печатные издания. Как написал Умберто Эко: «Не надейтесь избавиться от книг». Во-первых, электронные научно-практические журналы по педагогике и психологии у нас не очень широко распространены. Наиболее доступна электронная версия печатного издания. Во-вторых, печатный вариант журнала или книги удобнее использовать в работе. Хотя бы потому, что далеко не все рабочие места педагогов и руководителей ДОО укомплектованы компьютером (тем более планшетом) с бесплатным подсоединением к «всемирной паутине». В-третьих, «конспектики» и другие разработки, почерпнутые с общедоступных интернет-сайтов, не проходят экспертной оценки, а значит, не могут гарантировать качество.

Соответствуют ли статьи журналов «Управление ДОУ» и «Методист ДОУ» ФГОС ДО?

Введению ФГОС ДО в практику работы дошкольных организаций журналы посвятили несколько специальных выпусков. В каждом номере «Управления ДОУ» публикуются статьи, относящиеся непосредственно к работе по ФГОС ДО. Каждая поступающая на рассмотрение статья анализируется с точки зрения актуальности, научной обоснованности, соответствия ее содержания требованиям нормативных правовых документов. Только после этого принимается решение о допуске материала к печати. Поэтому на поставленный вопрос о соответствии статей в указанных журналах ФГОС ДО можно дать утвердительный ответ.

Задаваясь вопросом о соответствии статей ФГОС ДО, необходимо понимать специфику научно-практического журнала вообще и этапы прохождения научного знания в целом. Самое новое научное знание, как правило, докладывается на научно-практических конференциях и публикуется в их тезисах. После научной проверки всех полученных результатов и формулировки выводов материал исследования публикуется в научных статьях. При накоплении значительного научного опыта, его обобщении и методологическом осмыслении он попадает в научную монографию. Проверенное научное знание составляет основу учебников для вузов. И только те сведения, которые прошли многолетние испытания и не вызывают дискуссий, попадают в школьные учебники. Пошаговые методические разработки публикуются в методических рекомендациях и пособиях.

Из этой цепочки видно, что содержание журнала прежде всего направлено на трансляцию нового знания. Хороший журнал обеспечивает зону ближайшего развития педагога или даже горизонты профессионального развития. Читать то, о чем всем известно, не интересно. Педагогический журнал должен распространять передовой опыт. На этот принцип ориентируется редакция журналов «Управление ДОУ» и «Методист ДОУ».

Какими нормативными правовыми и нормативно-методическими документами регулируется работа ДОО по Примерной программе?

Перечень документов приведен в п. 3.9 Примерной программы . Список можно дополнить следующими источниками:

— Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена 20.05.2015);
— Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации , можно использовать иные сборники документов .

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) – это обязательный документ, который должен быть в каждом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым каждым образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа дошкольного образования является одним из основных нормативных документов дошкольного образовательного учреждения, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей). Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ, в котором каждое учреждения определяет цели образовательной деятельности, её содержание, применяемые методики и технологии, формы организации воспитательно-образовательного процесса. Назначение ООП ДО определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, составленный на основе одной из примерных основных образовательных программ и учитывающий логику развития самого образовательного учреждения, его возможности, образовательные запросы основных социальных заказчиков -родителей (законных представителей).

Программа должна быть направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие.

Пункт 2.7. стандарта – говорит о том, что содержание программы реализуется в различных ведущих видах деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность)

Программа содержит основные 3 раздела:

Целевой раздел (пояснительная записка, цели и задачи, планируемые результаты реализации программы)

Организационный раздел – материально-техническое обеспечение, методические материалы, распорядок дня, праздники, события и т.д.

Очень важно, чтобы в разработке основной образовательной программы принимали участие все педагогические работники ДОО, поскольку работать по этой программе должны будут также все педагоги ДОО. И чтобы воспитатели и педагоги понимали, что от них «хотят» и какое содержание собрано в образовательной программе, они должны непременно стать и разработчиками ООП ДО.

Годовой план

План работы на учебный год (годовой план) является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система конкретных мероприятий для решения задач в конкретном учебном году, методику их реализации, состав исполнителей и т.д. Годовой план работы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением. Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.

В годовом плане работы ДОО определены:

 конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе,

 система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте,

 формирование опыта работы педагогов,

 внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования.

Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.

Основные задачи планирования заключаются в следующем:

 в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;

 в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

 в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;

 в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.

Основные разделы годового плана работы ДОО

1. Анализ работы за прошедший учебный год.

2. Задачи на предстоящий учебный год

3. Система работы с кадрами:

 обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);

 подготовка к аттестации и аттестация;

 посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;

 самообразование педагогов.

4. Организационно-педагогическая работа

 Работа творческих групп.

 Подготовка и проведение педагогических советов.

 Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта (мастер-классы, открытые просмотры и т.п.)

 Участие в конкурсах и смотрах.

5. Система внутреннего мониторинга.

Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля за образовательным процессом (оперативный, тематический, ДРК и др.).

6. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.

В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.). Совместное творчество детей, родителей и педагогов. Создание банка данных о семьях воспитанников. Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.

7. Административно-хозяйственная работа. Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОО: ремонт, оснащение и пополнение предметных сред и др.

Перспективные и календарные планы педагогических работников