Применение срока давности по налогам физических лиц. Что сказано в Налоговом Кодексе

Законодательство возлагает на предпринимателей, юрлиц, граждан обязательство по уплате налогов. Эти платежи поступают в бюджеты разных уровней. Средства направляются затем на содержание аппарата управления, армии, поддержание малоимущих категорий граждан, на развитие проектов и так далее. Налоги, таким образом, представляют собой основной источник бюджетного дохода. Контроль над полнотой и своевременностью отчислений осуществляют уполномоченные госорганы. Как правило, они не напоминают о необходимости внести платеж, обязанные субъекты в большинстве случаев должны делать это самостоятельно. Если субъект вовремя не осуществит отчисления, образуется задолженность по налогам.

Срок давности

Как правовое понятие эта категория используется в процессуальных кодексах. В ГПК и УПК, в частности, установлены периоды, в течение которых субъект может или подать заявление с требованиями, или обжаловать то или другое постановление. Имеют ли налоги срок давности? На практике требование от контролирующего органа может поступить в судебную инстанцию через несколько лет после того, как субъект не выполнил обязательство. Кроме самой суммы отчисления, ФНС может вменить штраф.

Срок давности по налогам физических лиц

В первую очередь необходимо отметить, что каких-либо общих правил или единого положения для обязанных субъектов, при которых они освобождались бы от необходимости совершить бюджетное отчисление в случае пропуска установленных законом периодов, не существует. Тем не менее, законодательство определяет ряд случаев, когда контрольный орган ограничен в своих действиях временными рамками. Какой срок давности налога предусмотрен в НК? В законодательстве определено две категории отчислений, принудительное удержание которых ограничено во времени. Так, существует срок давности транспортного налога. Он предусматривается в ч. 3 ст. 363 НК. Налог на имущество - второй платеж, принудительное удержание которого также ограничено во времени. В отношении этого платежа действует ФЗ №2003-1.

Ч. 3 ст. 363 НК

В соответствии с положениями статьи срок взыскания составляет 3 года. Служащие контрольного органа при наличии у субъекта непогашенного обязательства вправе обратиться в судебную инстанцию. Они могут это сделать через три года и один день. Однако в этом случае в заявлении суд обязан отказать. Основание - истечение срока давности.

ФЗ №2003-1

Налог на имущество может принудительно удерживаться также не позднее трех лет с момента образования непогашенного обязательства. Такое правило устанавливает ст. 10 указанного закона. В данном случае действует следующий порядок. Если субъект не был привлечен к принудительному погашению обязательства в течение 5-10 лет, то контрольные органы могут удержать сумму отчисления только за последние три года. В целом, процедуру взимания средств ограничивает общий срок исковой давности. По налогам в отдельных случаях следует обращаться к разъяснениям Минфина.

Пени

Многих плательщиков интересует не только срок давности по налогам физических лиц. Для них достаточно актуальной является проблема принудительного удержания пеней и недоимок. В самом НК отсутствуют положения, по которым предусматриваются те или иные временные рамки для взимания таких сумм или штрафов, вмененных ФНС. Однако на практике судебные инстанции зачастую применяют нормы ГК, а также придерживаются пояснений, данных ВАС.

Индивидуальные предприниматели

В рамках правоприменительной практики при разрешении вопросов о соблюдении или несоблюдении временных ограничений рассматривается в числе прочего и срок давности по налогам физических лиц (ПБЮЛ), и периоды, определенные для проведения возможной ревизии в ходе выездных проверок. Кроме того, во внимание принимаются периоды, установленные для привлечения субъекта к ответственности за нарушения НК. Все эти временные ограничения укладываются в рассмотренный выше срок давности по налогам физических лиц - в 3 года.

Важный момент

Как выше было сказано, судебная инстанция может отказать контрольным органам в их требовании. Однако такое возможно только в том случае, если субъект направит ходатайство с указанием, что срок давности уплаты налогов уже прошел. Если же это заявлено не будет, судебная инстанция вправе рассмотреть и даже удовлетворить требования ФНС. Безусловно, лицо может обжаловать решение. В этом случае будут действовать положения ГПК.

Пресекательные периоды

В НК не установлены какие-либо правила относительно других видов обязательных отчислений. Не предусматривается общий порядок, в соответствии с которым могло бы производиться списание налогов за тот или другой период. При нарушении прав контрольный орган обращается в суд для их восстановления. Уполномоченная инстанция руководствуется положениями законодательства и понятиями временных ограничений.

И если в НК установлены сроки давности хотя бы для двух налогов, то в ГПК таких положений конкретно по этому виду требований не предусмотрено. Как в таком случае действуют судебные инстанции? Допустим, ФНС предъявляет требование принудительно удержать с субъекта земельный налог. Срок давности здесь отсутствует. Однако есть пресекательный период. Он отличается от давностного тем, что начинается не с момента появления обязанности совершить отчисление, а с даты направления требования об уплате вмененной суммы. Для юрлиц такой период имеет продолжительность 2 года, для граждан - 6 мес.

Противоречия НК

Понятие срока давности по взиманию платежа очень запутано законодателем. Тем не менее, существуют разъяснения, которые сделаны в пользу плательщиков. Само по себе понятие срока давности введено в правоприменительную практику достаточно давно. При пропуске определенного периода кредитор (государство в том числе) теряет возможность принудительно удержать ту или иную сумму. В законодательстве установлен срок давности для случаев совершения налогового правонарушения. К ним, в числе прочего, следует относить и недоимку. Такой период предусматривается в ст. 113 НК. В ней сказано, что субъект не может привлекаться к ответственности за налоговое правонарушение, если с даты его совершения или с дня, следующего после окончания отчетного (налогового) периода, на протяжении которого оно имело место, прошло 3 года. Общие временные рамки, установленные ГК, также равны трем годам. На первый взгляд, все ясно. Однако не так все в законодательстве прозрачно на самом деле.

Существует, в частности, в НК статья 48. В ней указано, что заявление в суд о требовании принудительно удержать непогашенную сумму обязательного платежа в бюджет за счет имущества плательщика - гражданина либо его налогового агента - может подаваться контрольным органом (ФНС либо таможенной службой) не позднее полугода после окончания периода исполнения предусмотренной в законе обязанности. Таким образом, можно сделать вполне логичный вывод, что ст. 48 НК действует в пользу субъекта. По смыслу нормы трехлетний период сокращается до 6 мес. Но в НК существует ст. 70. В соответствии с ней требование о выплате налога, которое выставляется лицу по решению контрольного органа после проведения проверки, должно направляться субъекту в десятидневный срок с даты вынесения постановления. Это положение можно трактовать как необоснованное увеличение продолжительности периода практически до бесконечности.

Обуславливается это положениями ст. 89 НК. В соответствии с ней выездная проверка, которая выполняется вышестоящим подразделением ФНС в рамках контроля деятельности нижестоящей структурной единицы, осуществлявшей первоначальную процедуру надзора, может осуществляться вне зависимости от времени проведения предыдущей (первоначальной). Соответственно, решение может быть принято когда угодно. А от даты его вынесения уже зависит фактическое исчисление давностного срока. При этом ранее существовала ст. 24, которая была отменена ввиду появления "более прогрессивной" части НК. В ней четко указывалась продолжительность срока давности по претензиям в отношении физлиц по принудительному удержанию налогов с них. Она составляла 3 года.

Разъяснения ВАС

Президиум Суда в постановлении № 3803/01 фактически подтвердил наличие права налоговой службы на удержание недоимки относительно подоходного налога за пределами установленного в ст. 113 трехлетнего срока. Указанный документ был вынесен по конкретному делу. В нем, в частности, указано, что в соответствии с актом проверки ФНС принято решение о доначислении субъекту подоходного налога, вменении штрафа и пеней. Кассационный суд, отменяя постановления первой и апелляционной инстанций, указал необоснованность применения индивидуальным предпринимателем льготы. В соответствии с этим требования были удовлетворены и в части удержания недоимки, и по вмененному штрафу за ее допущение. Но вынося решение, кассационный суд не принял во внимание, что налоговая инспекция пропустила срок давности, в пределах которого плательщика можно привлечь к ответственности.

По ст. 113 НК субъект не может подвергаться наказанию за правонарушение, если прошло три года. Таким образом, ВАС в своем постановлении признает, что срок давности распространяется только на штраф, а на недоимку не действует. Спустя примерно год после вынесения этого акта Суд высказал несколько другое мнение по данному вопросу. В настоящее время, таким образом, срок давности по недоимке составляет 9 мес. + время исполнения требования. Исчисление этого периода начинается с даты, определенной для отчисления обязательного платежа по закону.

Информационное письмо Президиума ВАС

Этот документ разъясняет один из случаев судебной практики. Налоговая служба обратилась в арбитражный суд с требованием о принудительном удержании с индивидуального предпринимателя недоимки по ЕНВД за март 1999 г., а также пеней, возникших вследствие просрочки погашения этого обязательства. В удовлетворении заявления контрольного органа было отказано. Суд мотивировал вынесенное постановление тем, что был пропущен пресекательный срок, определенный в п. 3 ст. 48 НК, в рамках которого допускается подать претензию. Вместе с этим инстанция указала, что установленный в ст. 70 НК трехмесячный период направления требования о необходимости погасить обязательство перед бюджетом закончился 30.05.1999 г. Сама сумма должна была быть отчислена не позже 28.02.1999 г. Требование же фактически было отправлено плательщику через год - 05.05.2000 г. А срок добровольного погашения обязательства в нем устанавливался на 15.05.2000 г.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК шестимесячный период, предусмотренный для обращения контрольным органом в судебную инстанцию с заявлением о принудительном взимании недоимки, который является пресекательным, начинается с даты окончания установленного для исполнения бюджетного обязательства временного промежутка. Пропуск налоговой службой срока, в который она могла направить требование о выплате вмененной плательщику по закону суммы, не предполагает изменения правил исчисления указанного выше срока. В связи с этим период для обращения контрольного органа в суд начинается с 10.06.1999 г., то есть через 10 дней с даты окончания предусмотренного в ст. 70 НК периода. В связи с тем, что исковое заявление было предъявлено 27.09.2000 г., то есть за рамками пресекательного срока, установленного в п. 3 ст. 48 НК, оно не подлежит удовлетворению.

Исполнение обязательства перед бюджетом

В законодательстве установлено, что лица, признающиеся налогоплательщиками, должны осуществлять отчисления, предусмотренные в НК. Обязательства перед бюджетом будут считаться исполненными с момента предъявления поручения в банк на совершение соответствующей операции при наличии достаточного объема средств на счету субъекта. Если лицо имеет непогашенные платежи и не обладает достаточным количеством финансов для удовлетворения предъявленных требований, налог будет признан невыплаченным. Обязательства будут также считаться непогашенными в случае отзыва поручения из банка. Если выплату должен осуществлять налоговый агент, то требование законодательства признается исполненным с момента удержания им установленной суммы из дохода. Невыполнение обязательства перед бюджетом выступает в качестве основания для применения принудительных мер по взиманию недоимки.

Действия контрольных органов

Принудительное взыскание осуществляется в соответствии с решением ФНС. Процедура предполагает направление в банковскую организацию инкассового поручения на списание средств со счета плательщика или агента. Данное распоряжение должно быть выполнено не позже 1 операционного дня, который следует за датой его получения (для рублевых р/с). В случае отсутствия либо недостаточного объема средств на счету плательщика исполнение требования ФНС осуществляется по мере поступления денег. Если у контрольного органа нет информации о р/с субъекта, он вправе взыскать сумму за счет имущества обязанного лица. Принудительное взимание недоимки осуществляется по решению руководителя подразделения ФНС. На протяжении трехдневного срока с даты его вынесения судебному приставу отправляется постановление. Период его исполнения - 2 месяца. Требования удовлетворяются последовательно по отношению к:

  1. Наличным средствам.
  2. Имуществу, не участвующему в производстве товаров.
  3. Готовой продукции.
  4. Материалам и сырью, используемым непосредственно в производстве, станкам, зданиям, оборудованию, сооружениям и проч.
  5. Имуществу, которое передается в соответствии с договором в распоряжение, пользование, владение иным лицам без получения ими права собственности.
  6. Другим материальным ценностям.

Зачастую, налогоплательщики получают требования налоговых органов об уплате задолженности по налогам за давно прошедшие периоды. Насколько такие требования соответствуют закону и существует ли срок давности по налогам, т.е. срок, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность принудительного взыскания долга через суд .

Распространяется ли общий срок исковой давности, а именно 3 года, на налоговые правоотношения?

Нет, общий срок давности (три года), установленный ст. 196 Гражданского кодекса для гражданских правоотношений, на налоговые правоотношения не распространяется, об этом прямо сказано в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, а именно – нормы гражданского законодательства к налоговым правоотношениям не применимы.

Что предусмотрено в самом налоговом законодательстве относительно срока давности по налогам?


Прямой нормы, аналогичной ст. 196 Гражданского кодекса, которая бы устанавливала срок исковой давности, после истечения которого, налоговый орган уже не вправе принудительно взыскать налоговый долг с налогоплательщика через суд, Налоговый кодекс не содержит. В тоже время, срок давности для возврата излишне взысканных налогов (пеней, штрафов) для налогоплательщиков в НК РФ установлен, он составляет три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о взыскании с него излишних платежей (абз. 2 п. 3, абз. 1 п. 9 ст. 79 НК РФ ).

Являются ли налоговые долги бессрочными и может ли налоговый взыскать недоимку, например, спустя 10 лет с момента ее образования?

Налоговая обязанность налогоплательщика согласно действующего НК РФ действительно является бессрочной, однако в кодексе закреплены определенные сроки для принудительного взыскания налоговыми органами задолженности с налогоплательщиков, при пропуске которых, задолженность должна быть признана безнадежной ко взысканию, и списана по этому основанию.
Кроме того, в отношении имущественных налогов граждан (транспортный налог, налог на имущество физлиц), исчисление которых возложено на налоговые органы, в ст. 52 Налогового кодекса установлено специальное правило – Налоговый орган имеет право исчислить указанные налоги не более, чем за три налоговых периода (года), предшествующих календарному году направления налогового уведомления налогоплательщику-гражданину. Указанное правило не является конечно «сроком давности» в прямом его понимании, но ограничивает налоговые органы в сроках исчисления таких налогов.
Поясним сказанное на примере, при направлении гражданину в 2016 году уведомления об уплате транспортного налога, налоговый орган сможет включить туда суммы транспортного налога только за 2015, 2014, 2013 годы, долги за более ранние периоды в такое уведомление попасть не должны, при условии, что ранее 2016 года гражданин не получал налоговых уведомлений за указанные периоды.
Таким образом, отвечая на вопрос о бессрочности долгов налогоплательщика и возможности взыскания долга по истечению длительного периода времени, можно сделать следующий вывод – обязанность налогоплательщика уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности, но ограничена установленными в НК РФ сроками взыскания налога в судебном порядке, а также – правилами исчисления налогов в отношении имущественных налогов граждан-налогоплательщиков.

Следовательно, чтобы ответить на вопрос законно ли налоговая инспекция требует с налогоплательщика задолженность за давно прошедший период и сможет ли взыскать ее с налогоплательщика, необходимо установить : 1. Не нарушил ли налоговый орган правила исчисления налогов (если это имущественные налоги физлиц); 2. не пропустила ли инспекция сроки, установленные НК РФ для принудительного взыскания недоимки.

Как определить момент начала течения сроков на взыскание налоговым органом задолженности?


Началом отсчета сроков на взыскание налогового долга является момент выявления налоговым органом задолженности налогоплательщика. С момента выявления налоговой задолженности, начинает течь срок на взыскание долга и начинается собственно процедура взыскания.
Если недоимка была установлена налоговыми органами в результате проведения налоговой проверки (камеральной, выездной, повторной), моментом выявления и началом отсчета сроков на ее взыскание – будет день вступления в силу решения по результатам такой проверки.
Если сумма налога к уплате была указана в налоговой декларации самим налогоплательщиком или рассчитана налоговым органом в налоговом уведомлении , но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет , под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (по декларации, по уведомлению), а в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления. С указанного момента потекут и установленные сроки на взыскание недоимки с налогоплательщика.

Сколько времени с момента выявления налогового долга установлено НК РФ на процедуру взыскания налоговой недоимки?


В НК РФ установлен срок для взыскания налога в судебном порядке, который определяется исходя из совокупности сроков, а именно:
– срока на направление требования об уплате недоимк и налогоплательщику;
срока на добровольное исполнение требования;
– срока для обращения налоговых органов в суд.
В общей сложности с момента выявления недоимки до подачи заявления в суд о ее взыскании за счет денежных средств налогоплательщика у налоговиков есть примерно девять месяцев, а если взыскание недоимки производится за счет имущества налогоплательщика (в случае для граждан, к имуществу относятся и денежные средства тоже), максимальный срок для судебного взыскания – составляет два года с со дня истечения срока для добровольного исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога. Кроме того, следует учитывать, что срок для взыскания в суде долгов по имущественным долгам граждан зависит от суммы налогового долга.
При нарушении сроков для взыскания недоимки и отказе суда в их восстановлении, инспекция утрачивает возможность взыскать с налогоплательщика задолженность, а недоимка должна быть признана безнадежной к взысканию на основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ.

Share This

Связанные статьи

Нередко встречаются ситуации, когда представители налоговых служб лично либо посредством суда предъявляют гражданам требования по уплате недоимки по налогам за предыдущее время. При этом предметом спора может становиться не только последняя образовавшаяся задолженность, но и долги, появившиеся 5-10 лет назад и даже ранее.

Имеют ли подобные требования юридическую подоплеку? Является ли «бессрочной» налоговая недоимка или же есть свои ограничения и в отношении действий налоговых служб? С информацией по этому поводу вам предлагается ознакомиться далее.

Возражение на исковое заявление о взыскании налога. Образец скачать

В соответствии с актуальными законодательными положениями, длительность исковой давности равна 3 годам. Одни из последних поправок, принятых в отношении гражданского законодательства, ограничили возможность использования этого правила. Теперь длительность исковой давности может составлять максимум 10 лет с момента нарушения права, обеспечивающегос я рассматриваемым сроком.

То есть, на основании вышеописанной поправки, во внимание принимается не только время, прошедшее со дня осведомления гражданином или иным лицом, в том числе и налоговой инстанцией, в нарушении его законных интересов, но и срок, минувший с момента совершения данного нарушения.

На практике же в отношении налогообложения физических лиц исковая давность не имеет четкого и единого определения. Рассматриваемая ситуация затрагивается сразу несколькими статьями кодексов, во многом противоречащими друг другу.

Слово закона в отношении срока давности по налогам

Понятие срока давности разработано достаточно давно и используется для урегулирования самых разнообразных споров. После завершения срока давности за любым заинтересованным лицом, к примеру, налоговой службой, больше не сохраняется права наложения взысканий на ответчика, к примеру, плательщика налогов.

В целом давность по рассматриваемому делу определена положениями 113-й ст. действующего НК. В соответствии с ней, основания для привлечения гражданина к законной ответственности за содеянное налоговое правонарушения исчезают спустя 3 года с момента совершения налогоплательщик ом этого нарушения, либо же через 3 года со дня, идущего за датой завершения налогового периода, в рамках которого гражданин нарушил закон. В гражданском законодательстве также идет речь о 3-летнем сроке давности.

При более же детальном изучении положений НК, всплывает ряд интересных нюансов. Так, положения его 48-й ст. уже противоречат пунктам рассмотренной ранее статьи. В соответствии с 48-й ст. НК, налоговый орган располагает правом подачи искового заявления в суд с требованием взыскания задолженности по налогообложению за счет собственности нарушителя на протяжении 6 месяцев с момента завершения срока, на протяжении которого гражданин должен был исполнить требования об уплате налога.

С одной стороны, 48-я статья дет больше свободы физическому лицу, сокращая длительность давности до 6 месяцев, вместо упомянутых ранее 3 лет. Но, изучив статью под номером 70 в Налоговом Кодексе, становится понятно, что все далеко не так просто. Так, налоговый орган имеет 10 рабочих дней на отправку налогоплательщик у уведомления с требованием уплатить налог в случае выявления правонарушения в ходе налоговой проверки. Отсчет ведется с момента постановления соответствующего решения.

Статья 48. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

Приведенное выше обстоятельство можно расценивать как инструмент, позволяющий налоговой службе увеличивать срок давности настолько, насколько ей будет угодно. Ввиду 89-й ст. НК, срок, спустя который может проводиться выездная или любая другая предусмотренная проверка, направленная на контроль деятельности налогового органа, не имеет никакой связи с предыдущей датой такой проверки. То есть если факт нарушения будет обнаружен в ходе выездной проверки, фактическое исчисление срока давности начнет отсчитываться с момента вынесения соответствующего постановления.

Таблица. Статьи по делу

Таким образом, четких положений в отношении срока давности по налогообложению физических лиц в законодательных нормах нет, т.к. суть многих статей Налогового Кодекса расходится друг с другом. В целом же за любым гражданином, считающим, что в его отношении были безосновательно применены налоговые взыскания, сохраняется право обращения в суд с требованием отмены соответствующего постановления. Дело будет рассмотрено с учетом индивидуальных особенностей конкретной ситуации, и если налогоплательщик прав, суд примет его сторону и восстановит справедливость.

Видео – Срок исковой давности

Видео – Давность взыскания налогов

В данной статье рассказывается о том, что такое исковой срок давности по уплате налогов? Кто обязан оплачивать налоги? Какие последствия могут возникнуть в случае длительного уклонения от уплаты?

Что такое срок давности по налогам физических лиц?

Ситуация, когда фискальный орган отправляет уведомления физическим лицам с требованием погасить долги по уплате налогов – не редкость. Предметом открытого спора становятся долги различной давности. Когда долга остается неоплаченным в течение пяти лет и неожиданно поступает требование на его оплату, у граждан возникает вопрос, являются ли выставленные требования законодательными и какой существует срок исковой давности по оплате налогов.

Для разбирательства в актуальном вопросе, необходимо ввести понятие срока давности искового требования по уплате налогов физическими лицами. Законодательство в данном вопросе имеет несколько нюансов, которые должен знать каждый гражданин, защищая собственные права и интересы.

Налог – обязательный финансовый платеж, надлежащий к исполнению физическими и юридическими лицами согласно действующему законодательству на территории РФ. Оплата производится в федеральное и региональное ведомства.

Налоговая система неоднозначна и имеет несколько разновидностей. Каждый налог имеет индивидуальное исчисление, размер, надлежащий к оплате и срок давности. Говоря о сроке давности – это фиксированный промежуток времени, обеспечивающий право фискальному органу потребовать оплату просроченных налогов или размер недоплаты. В налоговой сфере, срок давности означает период, разрешающий предъявлять требования физическим и юридическим лицам об оплате образовавшейся задолженности.

В налоговом законодательстве отсутствует понятие исковой давности, но при обращении в суд для разбирательства и требования возместить задолженность по оплате налогов, фискальный орган может получить отказ. Ситуация индивидуально и зависит от каждого частного случая. У налогоплательщика могут возникнуть непредвиденные стесненные обстоятельства, не разрешающие исполнять обязательства. Для определения в течение, какого срока фискальный орган имеет право потребовать возмещение налоговой задолженности, устанавливается понятие срока исковой давности.

Срок исковой давности выступает защитным механизмом физического или юридического лица в качестве плательщика от самоуправства фискального органа и налоговой службы. Введенный термин помогает упростить процедуры взыскания и разрешение спорной ситуации.

Категории плательщиков (Физические лица, Юридические лица, ИП)

Российским законодательством предусмотрено три категории плательщиков, обязанных производить уплату налогов:

  • Физическое лицо или гражданин РФ
  • Компании малого, среднего и большого бизнеса, выступающие в качестве юридического лица
  • ИП (индивидуальный предприниматель)

Сколько он составляет, его нюансы

Обращаясь к гражданскому праву, закрепленному целым сводом законов. Обращаясь к статьям 195 и 196, понятие срока исковой давности об уплате налогов существует. В большинстве случаев установлен срок давности три года. Но и здесь существует издержка. Подобное условие не распространяется на нарушения, связанные с оплатой налогов. Обращаясь к 113 статье, налоговый кодекс гласит об исковом сроке давности не более трех лет. Фискальный орган имеет полное право привлечь к взысканию должника в течение трех лет.

Опираясь на выше перечисленные законы, по окончанию трехлетнего срока, налоговая служба теряет право требования.

Обращаясь к оплате налогов в федеральную и государственную казну, действующее законодательство не предусматривает искового срока давности. Требования об оплате являются бессрочными и в любом случае должны быть выполнены налогоплательщиками. Существует четко прописанные сроки исковой давности, относящиеся к двум типам налогообложения:

  • Налог на имущество физического лица
  • Транспортный налог
  • Фискальный орган имеет право требовать оплаты задолженности по вышеперечисленным видам налогов в течение трех лет с момента образования неуплаты.

Говоря о 363 статье, предписанной налоговым кодексом, неуплата транспортного сбор имеет срок исковой давности, составляющий три года. По истечению трех лет, фискальный орган не имеет право требовать уплаты с физического лица. Уповать на снисхождение налогового органа злостным неплательщикам не приходится. Согласно статистическим данным, фискальный орган принимается за делопроизводство в точно установленные сроки и действует в рамках федеральной системы законов.

Согласно 48 статье, предусмотренной налоговым кодексом, фискальный орган в случае большой суммы неуплаты налогов имеет право задействовать имущество физического или юридического лица в счет оплаты. Если долг по неоплате налогов составляет менее 3 000 рублей, налоговая служба не имеет право обращаться с исковым заявлением в суд.

Исковой срок давности по взысканию оплаты налогов в течение трех лет имеет задолженность по НДФЛ. В результате фискальная служба имеет право потребовать погашения задолженности исключительно за трехлетний период в рамках действующего законодательства. При передаче дела для судебного разбирательства, в исковом заявлении указывается сумма к погашению с учетом пенни и положенных штрафных санкций.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос об уплате задолженности по земельному налогу. Первая сложность заключается в урегулировании прав владения земельным участком. Оно производится посредством земельного права и налоговой службы.

Согласно действующему законодательству, фискальный орган имеет все основания потребовать оплату задолженности по земельному налогу в течение трех лет. В случае возникновения спорного вопроса и судебного заседания, важно проследить за тем, чтобы вся документация была в порядке. В случае нарушения сроков регистрации земельного участка в собственность, суд может обязать должника выплатить большую сумму, поскольку истинные сроки сдвигаются, и в трехлетний срок попадает к уплате большая сумма денег.

Что грозит на неуплату налогов?

В зависимости от категории неплательщиков, существуют различные последствия, если физическое или юридическое лицо не выполняет своих обязательств по уплате налогов. Каждую группу необходимо рассмотреть отдельно.

Неуплата налогов индивидуальными предпринимателями

Говоря об административной ответственности за неуплату налогов, существует несколько вариантов штрафных санкций. В случае указания ложных сведений в декларации, индивидуальный предприниматель обязан оплатить штрафные санкции в размере до 5 МРОТ (минимальная оплата труда). Если ситуация повторяется в течение следующего года, то штраф вырастает до 12 минимальных оплат.

Неуплата налогов юридическими лицами

В случае предоставления ложной информации в декларации, сокрытии истинных доходов и прочей важной информации. Организация обязана оплатить штраф в размере от 100 до 300 000 рублей. Альтернативным вариантом может стать уголовная ответственность должностных лиц компании. Во втором случае при совершении группового нарушения должностных лиц, размер штрафа увеличивается до 500 000 рублей. Альтернативный вариант решения спорный ситуации – арест группы должностных лиц, либо размер дохода за последние три года деятельности компании.

Неуплата налогов физическим лицам

Уголовная ответственность применяется только в случае неоплаты общей суммы по налоговым обязательствам в размере 9 000 000 рублей.

Если размер задолженности не относится к крупному размеру, то применяется мера в качестве начисления дополнительных пенни. 20% начисляется в случае первой просрочки по уплате налога, а в случае повторного нарушения, ставка увеличивается до 40%.

Говоря о неуплате налогов, существует отдельный автоматизированный реестр, который может создать множество проблем должникам. В первую очередь это преследование и бесконечные требования о погашении задолженности фискальным органом. В случае длительной неоплаты возникают судебные разбирательства, если срок исковой давности не превышает трех лет. Стоит помнить о том, что в случае действующих неуплат по налоговым обязательствам, может налагаться запрет на выезд заграницу, о чем часто физические лица узнают при прохождении таможни или паспортного контроля.

Задолженность по уплате налогов в любом случае придется погашать. В противном случае, фискальный орган в установленные законодательством сроки, самостоятельно инициирует разбирательство по данному вопросу.

Вконтакте

Не секрет, что далеко не всегда граждане РФ уплачивают свои налоги в установленный фискальным уведомлением срок. Затягивание с оплатой налогового сбора в течение длительного периода грозит длительными судебными тяжбами с органами фискальных служб. В связи с этим, для многих наших читателей актуален вопрос сроков, в которые ИФНС вправе взыскать с физлица все средства со штрафными санкциями, и когда для них может начаться период исковой давности по неуплаченным налогам.

Период подачи и оплаты требований

Несмотря на то, что подача налоговых деклараций касается преимущественно деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, Статья 228 РФ регламентирует особенности взыскания платежей с физлиц в декларационном порядке. Согласно перечню отдельных видов доходов, указанных в Статье 228 (сдачи в аренду недвижимости, продажи имущества, лотерейные выигрыши и прочие виды вознаграждений от трудовой деятельности), граждане обязаны зафиксировать эти данные в своей ежегодной декларации и оплатить НДФЛ в регламентированном порядке.

В этом вопросе Налоговый кодекс РФ дает четкие предписания касательно конечных сроков подачи декларационных данных в региональное ведомство фискальных служб, а также оплаты НДФЛ.

30 апреля – установленный законодательством максимально поздний срок подачи гражданами декларации по доходам за предшествующий (отчетный) год. В некоторых случаях срок изменяется: если поступление доходов (согласно Ст. 228 НК РФ) прекращается до конца декабря, то есть года по календарю, физлицо обязуется предоставить налоговую декларацию через 5 дней после окончания поступления средств.

Изменяется срок подачи сведений о доходах и в том случае, если иностранный гражданин прекратил свою деятельность и покинул территорию РФ. Закон предписывает оформить декларацию не позднее, чем за 30 дней перед выездом из страны.

Что касается сроков, за которые физлица обязуются произвести все налоговые платежи за отчетный год, то на законодательном уровне он зафиксирован конечной датой – 15 июля. Если же по декларации начисляются дополнительные налоговые платежи, их нужно оплатить в 15-дневный срок с момента, когда был подан отчет.

Любая просрочка по налоговым платежам, как известно, грозит дополнительным начислением пени и штрафных .

Сроки давности по налогам физических лиц в порядке взыскания через суд

Не только недобросовестное отношение граждан к уплате налогов в срок, но и технические сбои в порядке извещений граждан фискальными службами приводят к тому, что налоги не уплачиваются, пеня растет, а инспекции готовит судебные иски. В течение которого времени налоговики вправе взыскать с граждан средства в судебном порядке? Ст.196 Гражданского кодекса РФ определяет общий срок исковой давности 3-мя годами. Вместе с тем, Ст.199 Налогового кодекса РФ дает право обращаться в судебные органы с претензией о взыскании независимо от сроков давности.

Надо сказать, в судебной практике встречаются различные исходы конфликта интересов, но общую тенденцию можно очертить следующими чертами, опирающимися на законодательные основания:

если со дня просрочки налогового платежа прошло больше, чем 3 года, гражданина могут не привлекать к ответственности (ст.113 НК РФ), если он имеет «белую» налоговую историю и может доказать, что уплата долга не производилась по умышленным мотивам. В противном же случае на злостных неплательщиков срок давности распространяться не будут.

Как исключение, суд может принять аргументы ответчика, если ранее судебные заседания проходили без его непосредственного участия.

Важно! Если общая сумма налогового долга – менее 3 000 рублей, фискальные службы имеют еще 6 законных месяцев для того, чтобы подать иск и взыскать все средства.

Срок давности по транспортному налогу для физических лиц

В соответствии с налоговым законодательством, владельцы автомобилей должны регулярно оплачивать налоги, однако истечение срока давности платежного уведомления также может стать поводом для списания старых налогов. О каких сроках давности идет речь?

По аналогии, с исковой давностью по взысканию налогов с физлиц (Ст. 113 НК РФ), уведомления фискальных служб о необходимости оплатить транспортный налог, могут быть актуальны только для долгов за последние 3 года. Иными словами, высока вероятность того, что суд в 2017 году отклонит налоговый иск к гражданину, имеющему налоговую задолженность в начале 2014 года при доказательстве последним того, что данные действия не были умышлены.

В то же время, обращаться в суд с требованием взыскать все средства налоговики вправе уже через 6 месяцев после просрочки платежа.

Пресекательный срок давности

Для многих граждан понятия «срок исковой давности» и «пресекательный срок» являются тождественными в своей реализации, и это – большое заблуждение.

В отличие от срока давности, и в соответствии с Гражданским кодексом, пресекательный сроком является зафиксированный временной период для реализации возможности защиты прав и интересов одной из сторон. По факту, пресекательный срок является ограничителем для совершения данных действий в будущем. В налоговых взаимоотношениях и спорах данный термин применяется для определения конкретных временных рамок, в которых налоговиками могут проводиться взыскательные действия, (и, которые будут неправомерны по его окончанию в будущем), например, обращаться с иском в арбитражный суд через 6 месяцев после просрочки физлицом обязательного платежа.

Действия при переплате налога

В противоположность долговым ситуациям с налогами физлиц – вариант переплаты обязательных платежей, который также имеет место в налоговых взаимоотношениях. Согласно Ст. 78 НК РФ, плательщик (юридическое лицо) имеет право оформить возврат при подаче заявления в представительство фискальных служб по месту нахождения. После рассмотрение запроса инспекцией (в период от 10 до 30 дней) выносится решение перенести сумму переплаты на будущий платеж, или же вернуть на счет в банке (при отсутствии задолженностей по другим платежам).

Что касается переплат физического лица, возмещение «лишней» суммы происходит на основании письменного заявления по форме 3-НДФЛ, представленной в местные фискальные органы, и может быть реализовано исключительно в форме возврата.