Шварц терапия субличностей. Черников А.В. Системная семейная терапия. Интегративная модель диагностики. Что такое субтильность

библиотека

психологии и психотерапии

независимая

Александр Черников

Системная семейная терапия

Интегративная модель диагностики

Москва Независимая фирма «Класс» 2001

УДК 615.851 ББК 53.57

Черников А.В.

Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. -

Изд. 3"е, испр. и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. - 208 с. - (Библиотека психологии и психотерапии,

ISBN 5*86375*042*1

Системная семейная терапия помогает понять отдельного человека в контексте его социальных связей. Эта книга ставит и решает особую задачу - помочь специалисту выработать целостное представление о семье как о группе взаимозависимых индивидов - семейной системе. Эффективная терапия невозможна без развитой диагностики проблем семьи и типовых те" рапевтических ситуаций. Описываемая в книге интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагно" стики призвана ускорить процесс оценки семейной системы и выдвижения терапевтических гипотез. Она обеспечивает те" рапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдвинуть обоснован" ные гипотезы и наметить план терапии.

Автор отвечает на вопрос о том, как связать воедино представления о многопоколенном семейном наследии, задачах разви" тия жизненного цикла, распределении власти в семье, особенностях взаимодействия ее членов и условной пользе, извлека" емой семьей из своих проблем. Отдельная глава посвящена проблемам обучения специалистов (психологов, врачей, соци" альных работников) - всех тех, кто призван оказывать помощь семье.

Книга является прекрасным пособием для всех, кто хотел бы изучить устройство семьи с позиции современной семейной терапии.

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

ISBN 5"86375"042"1

© 2001 А.В. Черников

© 2001 Независимая фирма “Класс”, издание, оформление

© 2001 Е.А. Кошмина, дизайн обложки

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск про" изведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

www.kroll.igisp.ru

Купи книгу “У КРОЛЯ”

ВВЕДЕНИЕ

В начале 1960"х годов семейная терапия выделилась в самостоятельную область психотерапевтической практики. Ее становление связано с разви" тием теории коммуникаций и применением теории систем к объяснению проблем человеческого поведения. Постепенно все большую популярность стал приобретать подход к семье как к единице психологического воздей" ствия. В связи с этим идентифицированный пациент (т.е. тот, по поводу которого семья обратилась в консультацию) рассматривается не как меди" цинский больной, а скорее как элемент дисфункциональной семейной сис" темы. Семейная терапия предполагает возможность терапевтической помо" щи ребенку или взрослому пациенту через его семью, в которой он забо" лел или получил разного рода отклонения. Соответственно, в фокусе рабо" ты оказываются не интрапсихические проблемы членов семьи, а паттерны взаимодействий, устройство и процессы самой семьи. Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функцио" нальной семейной организации, которая обеспечит максимальный рост по" тенциальных возможностей каждого члена семьи.

Несмотря на сорокалетнюю историю, семейная терапия остается сравни" тельно молодой областью психотерапевтической практики и продолжает динамично развиваться. Это особенно актуально для нашей страны, в кото" рой психологическая помощь семье находится в стадии становления. Кро" ме того, очевидно, что не весь опыт западных специалистов, помогающих семье, может быть без изменений перенесен на российскую почву. Россий" ские семьи имеют свою национальную специфику. Все это делает методо" логические исследования в области системной семейной терапии в нашей стране особенно актуальными.

Одной из ключевых стадий в семейной терапии является стадия эссесмента (оценивания) семейной системы. Когда психотерапевт начинает работать с семьей, на него обрушивается море информации из прошлого и настоящего семьи, сказанного и недосказанного, вербальных и невербальных реакций членов семьи на терапевта и друг на друга. Кроме того, количество инфор" мации возрастает по экспоненте с добавлением на консультации каждого нового человека. Члены семьи пытаются привлечь терапевта на свою сто" рону, навязать ему свой взгляд на ситуацию в семье и ее проблемы.

6 Диагностика в системной семейной терапии

Приходя на психотерапию, семья закономерно коммуницирует с терапев" том парадоксальным образом: ожидая изменений и одновременно желая чтобы все в семье оставалось по"прежнему. Одной из важных причин не" осознаваемого или малоосознаваемого утаивания информации пациентами является преимущество, которое они тем самым получают при общении с терапевтом, приобретая над ним контроль и предотвращая перемены, кото" рых опасаются. Так же как индивидуальный клиент не знает, что он бес" сознательно “знает” о причинах своих трудностей, так и члены семьи не знают, что им “известна” та информация, которая необходима терапевту.

Чтобы упорядочить этот хаос, обеспечить себе возможность “профессио" нального выживания” и продуктивного взаимодействия с семьей, терапевт должен решить в начале терапии по крайней мере две задачи:

l во"первых, определить для себя, что ему важно знать о семье, т.е. какая информация является релевантной именно для семей" ной терапии,

l во"вторых, каким образом организовать процесс взаимодействия с семьей, чтобы эту информацию получать.

Собрав нужные ему сведения о семье, терапевт может выдвигать гипотезы о ее функционировании и разрабатывать на их основе стратегию терапев" тической помощи.

Таким образом, эффективная терапия невозможна без развитой диагности" ки проблем семьи и типовых терапевтических ситуаций. Описываемая в этой книге интегративная модель системной семейной психотерапевтичес" кой диагностики призвана сделать процесс оценки семейной системы бо" лее быстрым и является эвристичным средством выдвижения терапевти" ческих гипотез. Ее цель - обеспечить терапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдви" нуть обоснованные гипотезы и наметить план терапии.

Предлагаемая модель была создана на основе анализа западных направле" ний семейной терапии и рефлексии психотерапевтической работы автора с семьями, проживающими в Москве и обратившимися за помощью в психо" логическую консультацию.

Интегративная модель строится на методологическом анализе современ" ных ракурсов рассмотрения семейных систем, является “группо"центриро" ванной” диагностикой и рассматривает прежде всего проблемы организа" ции и функционирования семейной системы. В связи с этим меняется ак" цент анализа семейных проблем, и фокус внимания терапевта смещается с индивидуальных характеристик членов семьи на параметры семейной группы. Проблемы личности в данной модели рассматриваются в связи с дисфункциями семейной системы.

Введение 7

Глава 1 задает необходимый контекст и позволяет соотнести интегратив" ную модель с другими теоретическими подходами.

Сама интегративная модель коротко представлена в параграфе 2.0. Пара" графы 2.1 - 2.5 посвящены описанию отдельных параметров интегратив" ной модели. В каждом из них структурируются и получают дальнейшее развитие идеи системно"ориентированной семейной терапии, уточняются основные понятия, выделяются диагностируемые категории, классифици" руются типичные дисфункции и наиболее распространенные проблемы, приводятся способы интерпретации данных. В настоящей работе обосно" вывается экологический взгляд на проблемное поведение, выполняющее важные функции в семейной системе. Чтобы помочь семье избавиться от проблемы, важно понять, какие опасности для членов семьи несет потеря симптомов. Определению смысла и функций симптоматического поведения в семейной системе посвящен параграф 2.5.

Предлагаемая диагностическая модель может применяться в различных ис" следованиях семьи, однако ее разработка была нацелена прежде всего на решение терапевтических задач. Поэтому модель сфокусирована на опре" делении того, что должно быть изменено в системе, чтобы проблемы чле" нов семьи благополучно решались. В связи с этим на основе интегратив" ной модели суммируются цели терапии (параграф 2.6).

В главе 3 исследуются средства получения информации, соответствующей основным параметрам модели. Подбираются и модифицируются диагности" ческие методики и техники интервью, для того чтобы обеспечить терапев" та, использующего интегративную диагностическую модель, необходимым инструментарием.

Глава 4 иллюстрирует особенности применения интегративной диагности" ческой модели в психотерапевтической практике на примере ряда случаев из практики автора.

Широко известно, что научиться оказывать психологическую помощь семь" ям невозможно без специального обучения. Перед начинающим терапев" том предстает безбрежное море семейной феноменологии, частных объяс" нительных концепций, фрагментарных теорий и отдельных терапевтичес" ких техник. Интегративная модель позволяет эффективнее строить обуче" ние специалистов, так как приводит многообразие семейной проблематики к общим методологическим основам и легко усваивается студентами. Глава 5 посвящена разработке обучающей тренинговой программы и содержит анализ принципов, этапов, особенностей и специально разработанных уп" ражнений тренинга по освоению интегративной модели.

МЕСТО ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ В РЯДУ ДРУГИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Решая проблемы терапевтической диагностики, мы всегда формулируем наши наблюдения и результаты тестирования в терминах той или иной те" рапевтической школы. Диагностика представляет собой распознавание в наблюдаемом типичных признаков, знакомых по теоретическим моделям и из опыта, и нахождение уникальных особенностей того, с чем мы сталки" ваемся в данном случае. Целью данной главы является определение места интегративной модели в ряду других психотерапевтических школ и теоре" тических подходов к описанию психологических проблем и симптомов.

В первом параграфе рассматриваются классификации современных на" правлений семейной терапии и анализируются теоретические основы этих подходов. Разрабатываемая в настоящем исследовании диагностическая модель представляет собой дальнейшую попытку интеграции системно" ориентированных направлений в области семейной терапии.

Параграф 1.2 посвящен теории систем, которая обеспечивает не только практический, но и философский фундамент интегративной модели. Тео" рия систем вытекает из “организмического” взгляда на мир как на боль" шую организацию, где все процессы и части взаимосвязаны и целое приоб" ретает новое качество по сравнению с суммой отдельных частей.

Системная модель Оудсхоорна (параграф 1.3) задает сетку координат, по" зволяющую очертить область применения интегративной модели.

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

Классификация различных подходов в семейной терапии представляет со" бой не простую задачу, так как они являются открытыми и гибкими и по" этому постоянно эволюционируют. Происходит постоянный обмен поняти"

ями и техниками среди теоретически различных групп. Школы семейной терапии редко соблюдают “чистоту рядов”, в результате наблюдается зна" чительный эклектизм. “Возникает вопрос: происходят ли школы семейной терапии от общей и постоянной теоретической основы или являются ско" рее рагу из техник и частичных теорий?” .

Александер (1963) в одной из ранних попыток описать поле семейной те" рапии, рассматривая практики привлечения семей в агентствах психичес" кого здоровья США, анализирует три типичных варианта. Первым является “сотрудничество” в лечении, используемое детскими клиниками, в которых один или более членов семьи идентифицированного пациента привлека" ются к терапии, обычно с другими терапевтами. Как правило, осмотр ре" бенка (основного клиента) проводится психиатром, а с матерью встречает" ся социальный работник. Второй практикой является “сопутствующее ле" чение”, используемое в супружеском консультировании. Здесь тот же са" мый терапевт встречается с мужем и женой индивидуально, изредка про" водит совместные встречи или совсем обходится без них. Третьей является “совместная терапия”, в которой терапевт регулярно встречается с полной семьей или с релевантными подсистемами. На третьей практике, отражаю" щей современный подход к семейной терапии, мы и будем фокусироваться в нашей работе.

В настоящее время семейная терапия представляет собой достаточно гиб" кий подход и может включать в себя индивидуальные встречи с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами (супружеской, дет" ско"родительской диадой, триадой “родители и проблемный ребенок”, под" системой сиблингов и т.д.), нуклеарной семьей или с многопоколенной, распространенной семьей, делая при этом акцент на совместные встречи и планируя создание условий для изменения во всей семейной системе.

Что касается теоретических ориентаций, то среди множества концепций борьба и взаимопроникновение идет в основном между двумя полюсами: психодинамикой и теорией систем. Одной из известных ранних классифи" каций школ семейной терапии является исследование Комитета по семье группы прогресса в психиатрии, предпринятое в 1965-1966 гг. в США . Их доклад определил три теоретические позиции:

А М Z

Терапевты, разделяющие позицию А, являются психодинамически ориенти"

рованными индивидуальными терапевтами и рассматривают семейную те"

рапию как один из методов в их терапевтическом репертуаре. Они будут

10 Диагностика в системной семейной терапии

иногда встречаться с семьями, оставаясь сфокусированными на индивиду" альном пациенте. Семья рассматривается как стресс"фактор, с которым их пациент должен справиться. Ожидается, что терапевт будет склонен под" черкивать сбор исторической информации, диагноз, выражение аффекта и инсайт.

Терапевты, разделяющие позицию Z, придерживаются исключительно сис" темной семейной ориентации. Они рассматривают семейную терапию не как метод, но как фундаментально новый подход к проблеме психического здоровья. Вся терапевтическая деятельность рассматривается ими с точки зрения влияния на семью в целом. Для терапевта важно осознавать прича" стность всей семьи и последовательность их действий. Вместо отношения к индивиду в ситуации стресса как к пациенту, терапевт Z"ориентации рас" сматривает его как “носителя симптома”, отражающего дисфункцию семей" ной системы. Терапевты Z"ориентации антиисторичны, сфокусированы на настоящих взаимодействиях. Они склонны избегать диагноза, основанного на индивидуальной нозологии. Выражение аффекта не признается необхо" димым. Вместо того чтобы поощрять членов семьи открывать свои непри" ятные чувства друг к другу, такой терапевт будет стремиться к разреше" нию проблем во взаимоотношениях, которые продуцируют эти неприятные чувства.

Терапевты М"ориентации находятся посередине - они склонны смешивать психодинамические и семейные системные понятия.

В докладе отмечается, что “полная интеграция этих двух системных уров" ней является долговременной задачей” .

Однако некоторые сторонники системной теории выступили скорее за сме" ну одной теории другой, чем за добавление системной теории к психоди" намической. Зук (1971) описывает интенсификацию этой идеологической борьбы в 1964-1970 гг. Он причисляет Уэйна, Бошормени"Надя и Фрамо к представителям психодинамического направления, а Хейли, Джексона и са" мого себя - к системному.

Отметим, что в других попытках классификации семейной терапии шкала ориентации “индивид - система” продолжает оставаться наиболее важной.

Левант (1980) отмечает, что за годы, прошедшие с начала движения семей" ной терапии, процесс конструирования теории происходил в ответ на изо" билие новых данных и опыта, которые появились в результате работы с целыми семьями. Сравнивая состояние дел с серединой шестидесятых, он признает, что предсказанное GAP смешение психодинамических и систем" ных понятий произошло в существенной степени. Используя для клас"

3-е изд., испр. и доп. — М.: Класс, 2001. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 97).Системная семейная терапия помогает понять отдельного человека в контексте его социальных связей. Эта книга ставит и решает особую задачу — помочь специалисту выработать целостное представление о семье как о группе взаимозависимых индивидов — семейной системе. Эффективная терапия невозможна без развитой диагностики проблем семьи и типовых терапевтических ситуаций. Описываемая в книге интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики призвана ускорить процесс оценки семейной системы и выдвижения терапевтических гипотез. Она обеспечивает терапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдвинуть обоснованные гипотезы и наметить план терапии.Автор отвечает на вопрос о том, как связать воедино представления о многопоколенном семей-ном наследии, задачах развития жизненного цикла, распределении власти в семье, особенностях взаимодействия ее членов и условной пользе, извлекаемой семьей из своих проблем. Отдельная глава посвящена проблемам обучения специалистов (психологов, врачей, социальных работников) — всех тех, кто призван оказывать помощь семье.Книга является прекрасным пособием для всех, кто хотел бы изучить устройство семьи с позиции современной семейной терапии.Введение.
Место интерактивной модели в ряду других теоретических подходов
Классификация основных направлений семейной терапии.
Общая теория систем как концептуальная основа семейной терапии.
Системная модель Оудсхоорна для выдвижения терапевтических гипотез.
Основные параметры интерактивной модели и диагностируемые проблемы
Краткое описание интегративной модели системной
семейной терапевтической диагностики.
Структура семьи.
Основные понятия.
Модель Олсона.
Треугольник как единица оценки семейной
системы.
Некоторые типы дисфункциональных семейных
структур.
Семья как маневрирующая система.
Семья как коммуникативная система.
Проблемы коммуникации.
Циркулярность семейных взаимодействий.
Проблемы жизненного цикла семьи.
Семейная история.
Функции симптоматического поведения в семейной системе.
Цели семейной терапии, основанной на интегративной модели.
Сбор информации на основе интегративной модели. Диагностические методики и техники интервьюирования семьи.
Методы изучения семейной истории.
Интервью по генограмме.
Прослеживание последовательностей взаимодействий.
Циркулярное интервью. Акцент на различиях.
Изучение структуры семьи. Системный семейный тест Геринга. Анкета Семейные роли
Оценочное интервью как диагностико терапевтический эксперимент.
Применение интегративной модели в практике семейной терапии
Семья А - К проблеме поиска пациента в семье.
Семья Б - Скрытые пружины супружеского выбора.
Семья В - Кризисная терапия поступления ребенка в школу.
Семья Г - Ступор в учебе.
Семья Д - Домашнее воровство.
Подготовка специалистов в семейной терапии на основе интегративной модели.
Цели обучающей программы.
Процедурно"организационные аспекты.
Основные виды обучения и этапы тренинговой программы.
Примерная программа трехдневного тренинга.
Особенности обучающей программы.
Заключение
Литература

Приложения
Приложение 1 Генограмма семьи. Основные обозначения.
Приложение 2 Внешний вид системного семейного теста Геринга (FAST).
Приложение 3 Типы структур супружеской и детской подсистем, а также всей семьи в целом.
Приложение 4 Вопросы для интервью после проведения системного семейного теста Геринга.
Приложение 5 Анкета Семейные роли.
Приложение 6 Карта структурирования информации о семейной системе, выдвижения гипотез и планирования терапии.

Системная семейная терапия субличностей - описание и краткое содержание, автор Шварц Ричард, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки сайт

В своей книге «Системная семейная терапия субличностей» Ричард Шварц представляет особое направление в семейной терапии, и настоящая книга является введением в эту удивительную модель терапии. Разрабатываемая Ричардом Шварцем и его коллегами на протяжении 20 лет, она насчитывает многочисленных последователей.

Автор раскрывает процесс создания своего метода, причины и логику его возникновения, щедро делится идеями о преодолении тупиков в психотерапии. Он демонстрирует в деталях, шаг за шагом, как терапевт может помочь людям, супружеским парам и семьям получить доступ к ресурсам, почувствовать себя более интегрированными, уверенными и живыми.

Еще одним несомненным достоинством книги является то, что она дает возможность познакомиться не только с передовым методом терапии, но и глубоко проникнуть в мир пищевых зависимостей и на примере булимии увидеть влияние на это расстройство социальных идей о человеческом теле и лучше понять законы функционирования семей этих клиентов.

Книга написана простым языком, в ней нет сложной терминологии, поэтому обещает легкое и увлекательное чтение и будет интересна как специалистам, так и широкому кругу читателей.

www.koob.ru


Александр Черников

Системная

семейная терапия

Интегративная модель диагностики
Москва

Независимая фирма «Класс»

УДК 615.851

ББК 53.57

Ч 89
Черников А.В.

Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. - 208 с. - (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 97).
ISBN 5-86375-042-1

Системная семейная терапия помогает понять отдельного человека в контексте его социальных связей. Эта книга ставит и решает особую задачу - помочь специалисту выработать целостное представление о семье как о группе взаимозависимых индивидов - семейной системе. Эффективная терапия невозможна без развитой диагностики проблем семьи и типовых терапевтических ситуаций. Описываемая в книге интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагно­стики призвана ускорить процесс оценки семейной системы и выдвижения терапевтических гипотез. Она обеспечивает терапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдвинуть обоснованные гипотезы и наметить план терапии.

Автор отвечает на вопрос о том, как связать воедино представления о многопоколенном семейном наследии, задачах развития жизненного цикла, распределении власти в семье, особенностях взаимодействия ее членов и условной пользе, извлека­емой семьей из своих проблем. Отдельная глава посвящена проблемам обучения специалистов (психологов, врачей, социальных работников) - всех тех, кто призван оказывать помощь семье.

Книга является прекрасным пособием для всех, кто хотел бы изучить устройство семьи с позиции современной семейной терапии.
^ Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова
ISBN 5-86375-042-1
© 2001 А.В. Черников

© 2001 Независимая фирма “Класс”, издание, оформление

© 2001 Е.А. Кошмина, дизайн обложки
Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

www.kroll.igisp.ru

Купи книгу “У КРОЛЯ”

ВВЕДЕНИЕ

В начале 1960-х годов семейная терапия выделилась в самостоятельную область психотерапевтической практики. Ее становление связано с развитием теории коммуникаций и применением теории систем к объяснению проблем человеческого поведения. Постепенно все большую популярность стал приобретать подход к семье как к единице психологического воздействия. В связи с этим идентифицированный пациент (т.е. тот, по поводу которого семья обратилась в консультацию) рассматривается не как медицинский больной, а скорее как элемент дисфункциональной семейной системы. Семейная терапия предполагает возможность терапевтической помощи ребенку или взрослому пациенту через его семью, в которой он заболел или получил разного рода отклонения. Соответственно, в фокусе работы оказываются не интрапсихические проблемы членов семьи, а паттерны взаимодействий, устройство и процессы самой семьи. Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечит максимальный рост потенциальных возможностей каждого члена семьи.

Несмотря на сорокалетнюю историю, семейная терапия остается сравнительно молодой областью психотерапевтической практики и продолжает динамично развиваться. Это особенно актуально для нашей страны, в которой психологическая помощь семье находится в стадии становления. Кроме того, очевидно, что не весь опыт западных специалистов, помогающих семье, может быть без изменений перенесен на российскую почву. Российские семьи имеют свою национальную специфику. Все это делает методологические исследования в области системной семейной терапии в нашей стране особенно актуальными.

Одной из ключевых стадий в семейной терапии является стадия эссесмента (оценивания) семейной системы. Когда психотерапевт начинает работать с семьей, на него обрушивается море информации из прошлого и настоящего семьи, сказанного и недосказанного, вербальных и невербальных реакций членов семьи на терапевта и друг на друга. Кроме того, количество информации возрастает по экспоненте с добавлением на консультации каждого нового человека. Члены семьи пытаются привлечь терапевта на свою сторону, навязать ему свой взгляд на ситуацию в семье и ее проблемы.

Приходя на психотерапию, семья закономерно коммуницирует с терапевтом парадоксальным образом: ожидая изменений и одновременно желая чтобы все в семье оставалось по-прежнему. Одной из важных причин не­осознаваемого или малоосознаваемого утаивания информации пациентами является преимущество, которое они тем самым получают при общении с терапевтом, приобретая над ним контроль и предотвращая перемены, которых опасаются. Так же как индивидуальный клиент не знает, что он бессознательно “знает” о причинах своих трудностей, так и члены семьи не знают, что им “известна” та информация, которая необходима терапевту.

Чтобы упорядочить этот хаос, обеспечить себе возможность “профессионального выживания” и продуктивного взаимодействия с семьей, терапевт должен решить в начале терапии по крайней мере две задачи:

l во-первых, определить для себя, что ему важно знать о семье, т.е. какая информация является релевантной именно для семейной терапии,

l во-вторых, каким образом организовать процесс взаимодействия с семьей, чтобы эту информацию получать.

Собрав нужные ему сведения о семье, терапевт может выдвигать гипотезы о ее функционировании и разрабатывать на их основе стратегию терапевтической помощи.

Таким образом, эффективная терапия невозможна без развитой диагностики проблем семьи и типовых терапевтических ситуаций. Описываемая в этой книге интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики призвана сделать процесс оценки семейной системы более быстрым и является эвристичным средством выдвижения терапевтических гипотез. Ее цель - обеспечить терапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдвинуть обоснованные гипотезы и наметить план терапии.

Предлагаемая модель была создана на основе анализа западных направлений семейной терапии и рефлексии психотерапевтической работы автора с семьями, проживающими в Москве и обратившимися за помощью в психологическую консультацию.

Интегративная модель строится на методологическом анализе современных ракурсов рассмотрения семейных систем, является “группо-центрированной” диагностикой и рассматривает прежде всего проблемы организации и функционирования семейной системы. В связи с этим меняется акцент анализа семейных проблем, и фокус внимания терапевта смещается с индивидуальных характеристик членов семьи на параметры семейной группы. Проблемы личности в данной модели рассматриваются в связи с дисфункциями семейной системы.

Глава 1 задает необходимый контекст и позволяет соотнести интегративную модель с другими теоретическими подходами.

Сама интегративная модель коротко представлена в параграфе 2.0. Параграфы 2.1 - 2.5 посвящены описанию отдельных параметров интегративной модели. В каждом из них структурируются и получают дальнейшее развитие идеи системно-ориентированной семейной терапии, уточняются основные понятия, выделяются диагностируемые категории, классифицируются типичные дисфункции и наиболее распространенные проблемы, приводятся способы интерпретации данных. В настоящей работе обосновывается экологический взгляд на проблемное поведение, выполняющее важные функции в семейной системе. Чтобы помочь семье избавиться от проблемы, важно понять, какие опасности для членов семьи несет потеря симптомов. Определению смысла и функций симптоматического поведения в семейной системе посвящен параграф 2.5.

Предлагаемая диагностическая модель может применяться в различных исследованиях семьи, однако ее разработка была нацелена прежде всего на решение терапевтических задач. Поэтому модель сфокусирована на определении того, что должно быть изменено в системе, чтобы проблемы членов семьи благополучно решались. В связи с этим на основе интегративной модели суммируются цели терапии (параграф 2.6).

В главе 3 исследуются средства получения информации, соответствующей основным параметрам модели. Подбираются и модифицируются диагностические методики и техники интервью, для того чтобы обеспечить терапевта, использующего интегративную диагностическую модель, необходимым инструментарием.

Глава 4 иллюстрирует особенности применения интегративной диагностической модели в психотерапевтической практике на примере ряда случаев из практики автора.

Широко известно, что научиться оказывать психологическую помощь семьям невозможно без специального обучения. Перед начинающим терапевтом предстает безбрежное море семейной феноменологии, частных объяснительных концепций, фрагментарных теорий и отдельных терапевтических техник. Интегративная модель позволяет эффективнее строить обучение специалистов, так как приводит многообразие семейной проблематики к общим методологическим основам и легко усваивается студентами. Глава 5 посвящена разработке обучающей тренинговой программы и содержит анализ принципов, этапов, особенностей и специально разработанных упражнений тренинга по освоению интегративной модели.

Глава 1

^ МЕСТО ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ

В РЯДУ ДРУГИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Решая проблемы терапевтической диагностики, мы всегда формулируем наши наблюдения и результаты тестирования в терминах той или иной терапевтической школы. Диагностика представляет собой распознавание в наблюдаемом типичных признаков, знакомых по теоретическим моделям и из опыта, и нахождение уникальных особенностей того, с чем мы сталкиваемся в данном случае. Целью данной главы является определение места интегративной модели в ряду других психотерапевтических школ и теоретических подходов к описанию психологических проблем и симптомов.

В первом параграфе рассматриваются классификации современных направлений семейной терапии и анализируются теоретические основы этих подходов. Разрабатываемая в настоящем исследовании диагностическая модель представляет собой дальнейшую попытку интеграции системно-ориентированных направлений в области семейной терапии.

Параграф 1.2 посвящен теории систем, которая обеспечивает не только практический, но и философский фундамент интегративной модели. Теория систем вытекает из “организмического” взгляда на мир как на большую организацию, где все процессы и части взаимосвязаны и целое приобретает новое качество по сравнению с суммой отдельных частей.

Системная модель Оудсхоорна (параграф 1.3) задает сетку координат, позволяющую очертить область применения интегративной модели.

1.1. Классификация основных направлений

семейной терапии

Классификация различных подходов в семейной терапии представляет собой не простую задачу, так как они являются открытыми и гибкими и поэтому постоянно эволюционируют. Происходит постоянный обмен понятиями и техниками среди теоретически различных групп. Школы семейной терапии редко соблюдают “чистоту рядов”, в результате наблюдается значительный эклектизм. “Возникает вопрос: происходят ли школы семейной терапии от общей и постоянной теоретической основы или являются скорее рагу из техник и частичных теорий?” .

Александер (1963) в одной из ранних попыток описать поле семейной терапии, рассматривая практики привлечения семей в агентствах психического здоровья США, анализирует три типичных варианта. Первым является “сотрудничество” в лечении, используемое детскими клиниками, в которых один или более членов семьи идентифицированного пациента привлекаются к терапии, обычно с другими терапевтами. Как правило, осмотр ребенка (основного клиента) проводится психиатром, а с матерью встречается социальный работник. Второй практикой является “сопутствующее лечение”, используемое в супружеском консультировании. Здесь тот же самый терапевт встречается с мужем и женой индивидуально, изредка проводит совместные встречи или совсем обходится без них. Третьей является “совместная терапия”, в которой терапевт регулярно встречается с полной семьей или с релевантными подсистемами. На третьей практике, отражающей современный подход к семейной терапии, мы и будем фокусироваться в нашей работе.

В настоящее время семейная терапия представляет собой достаточно гибкий подход и может включать в себя индивидуальные встречи с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами (супружеской, дет­ско-родительской диадой, триадой “родители и проблемный ребенок”, подсистемой сиблингов и т.д.), нуклеарной семьей или с многопоколенной, распространенной семьей, делая при этом акцент на совместные встречи и планируя создание условий для изменения во всей семейной системе.

Что касается теоретических ориентаций, то среди множества концепций борьба и взаимопроникновение идет в основном между двумя полюсами: психодинамикой и теорией систем. Одной из известных ранних классификаций школ семейной терапии является исследование Комитета по семье группы прогресса в психиатрии, предпринятое в 1965-1966 гг. в США . Их доклад определил три теоретические позиции:

Психоаналитическая теория Теория систем

(индивидуальная ориентация) (межличностная ориентация)

Терапевты, разделяющие позицию А, являются психодинамически ориентированными индивидуальными терапевтами и рассматривают семейную терапию как один из методов в их терапевтическом репертуаре. Они будут иногда встречаться с семьями, оставаясь сфокусированными на индивидуальном пациенте. Семья рассматривается как стресс-фактор, с которым их пациент должен справиться. Ожидается, что терапевт будет склонен подчеркивать сбор исторической информации, диагноз, выражение аффекта и инсайт.

Терапевты, разделяющие позицию Z, придерживаются исключительно системной семейной ориентации. Они рассматривают семейную терапию не как метод, но как фундаментально новый подход к проблеме психического здоровья. Вся терапевтическая деятельность рассматривается ими с точки зрения влияния на семью в целом. Для терапевта важно осознавать причастность всей семьи и последовательность их действий. Вместо отношения к индивиду в ситуации стресса как к пациенту, терапевт Z-ориентации рассматривает его как “носителя симптома”, отражающего дисфункцию семейной системы. Терапевты Z-ориентации антиисторичны, сфокусированы на настоящих взаимодействиях. Они склонны избегать диагноза, основанного на индивидуальной нозологии. Выражение аффекта не признается необходимым. Вместо того чтобы поощрять членов семьи открывать свои неприятные чувства друг к другу, такой терапевт будет стремиться к разрешению проблем во взаимоотношениях, которые продуцируют эти неприятные чувства.

Терапевты М-ориентации находятся посередине - они склонны смешивать психодинамические и семейные системные понятия.

В докладе отмечается, что “полная интеграция этих двух системных уровней является долговременной задачей” .

Однако некоторые сторонники системной теории выступили скорее за смену одной теории другой, чем за добавление системной теории к психодинамической. Зук (1971) описывает интенсификацию этой идеологической борьбы в 1964-1970 гг. Он причисляет Уэйна, Бошормени-Надя и Фрамо к представителям психодинамического направления, а Хейли, Джексона и самого себя - к системному.

Отметим, что в других попытках классификации семейной терапии шкала ориентации “индивид - система” продолжает оставаться наиболее важной.

Левант (1980) отмечает, что за годы, прошедшие с начала движения семейной терапии, процесс конструирования теории происходил в ответ на изобилие новых данных и опыта, которые появились в результате работы с целыми семьями. Сравнивая состояние дел с серединой шестидесятых, он признает, что предсказанное GAP смешение психодинамических и системных понятий произошло в существенной степени. Используя для клас­сификации метод факторного анализа, он выделил фактор первого порядка, касающийся временной перспективы в работе с семьей (ориентация на прошлое или на настоящее семьи), и фактор второго порядка, имеющий
отношение только к подгруппе, ориентированной на настоящее (антиисторический). Фактор второго порядка касается того, сфокусирована ли те­рапия на изменении структуры/процесса семьи как социальной организации или на обеспечении интенсивного аффективного опыта для членов семьи. Таким образом, Левант разбивает все школы семейной терапии на три кластера:

l подходы, ориентированные на семейную историю;

l подходы, ориентированные на структуру или процесс семьи;

l подходы, ориентированные на переживание.

^ Историческая парадигма включает в себя психодинамическую (Уэйн, Лидс, Аккерман, Фрамо, Фридман, Сирлз, Пол, Билс и Эпштейн); многопоколенную (Боуэн) и межпоколенную (Бошормени-Надь, Спарк) школы семейной терапии. Эти подходы рассматривают личность внутри системы. Интегрируя системные понятия, анализ может включать элементы межперсонального взаимодействия и проблему передачи паттернов через поколения. Широко используются психодинамические категории. В целом, подход к терапии в этих школах акцентирует освобождение индивидуальностей от их чрезмерной вовлеченности в отношения с предыдущими поколениями. Это происходит благодаря процессу открытия этих привязанностей, достижению инсайта об их несообразностях и постепенному освобождению от них. Роль терапевта состоит в облегчении этого процесса: либо путем интерпретации, связывающей отношения в родительской семье с теперешними взаимодействиями с детьми и партнером по браку, либо путем инструктирования (Боуэн) клиентов о том, как им формировать наиболее приемлемые и ориентированные на настоящее взрослые отношения с членами их родительской семьи. Разрабатывая идеи системной семейной терапии с одним членом семьи, Боуэн категорически настаивал, что интенсивные эмоциональные проблемы не могут быть решены внутри ядерной семьи, и отстаивал возможность даже игнорировать текущий кризис, чтобы сосредоточиться на терапевтической работе с родительскими семьями одного или обоих супругов.

^ Парадигма “структура/процесс” включает в себя коммуникативную (Джексон, Хейли, Вацлавик, Уикленд); проблемно-разрешающую или стратегическую (Хейли); краткосрочную, сфокусированную на проблеме (Вацлавик, Уикленд, Фиш); триадическую (Зук); структурную (Минухин) и поведенческую (Паттерсон) школы семейной терапии. Сюда же Левант (1980) относит работу таких терапевтов, как В. Сатир, M. Сельвини-Палаззоли, Л. Хофманн и П. Пэпп.

Данные школы делают акцент на текущих паттернах взаимодействия в семье и взаимоотношении этих паттернов с симптомами или представленными проблемами идентифицированного пациента. Среди них существуют некоторые варианты: рассматривать ли паттерны взаимодействия через структуру семьи (Минухин) или с точки зрения семейного процесса (В. Сатир); ставить ли главной целью изменение структуры или облегчение симптома; ориентироваться в большей степени на теорию систем или на теорию обучения и др. Но как группа они резко отличаются от исторических подходов тем, что отстраняются от сбора истории, открытия неосознаваемого, интерпретации и инсайта (как нерелевантных терапевтическому процессу) и фокусируются на системном уровне с незначительным рассмотрением психологии индивидуальности или полным отказом от нее. Кроме того, они резко контрастируют с подходами, ориентированными на переживание, в оценивании важности аффекта в терапевтическом процессе. Этот подход к терапии вовлекает реорганизацию семейной системы для устранения дисфункциональных элементов, которые поддерживают симптом. Терапевт в данном случае играет роль эксперта. Его задачей является диагностирование дисфункциональных элементов системы и планирование серии вмешательств, которые предложат семье альтернативы. При этом часто используются парадоксальные директивы.

Интересно сравнить эти две терапевтические парадигмы (историческую и структуру/процесс) по количеству времени, необходимому для работы с семьей. Исторические подходы являются долговременными, поэтому только очень мотивированные семьи и индивиды в состоянии пройти весь процесс. С другой стороны, терапевты парадигмы структура/процесс могут достигать драматических результатов в облегчении симптомов за очень короткое время. Приведем для сравнения два высказывания представителей обоих подходов:

“Существуют центры в стране, которые встречаются с семьей только в течение нескольких месяцев, предлагая программы по семейной терапии, которые не идут дальше того, что мы рассматриваем как предварительную фазу лечения” (Framo, 1965).

“Семейная трансформация не является простой интервенцией, она требует постоянных усилий в направлении терапевтической цели. Но многие терапевты проводят годы, бродя без цели в средних фазах терапии, так как они недостаточно понимают направление, которое карта семьи делает ясным” (Minuchin, 1974).

^ Подходы, ориентированные на переживание, включают в себя гештальт­и­ст­скую (Кемплер, Рабин, Хетчер, Каплан и Каплан); эмпирическую (Витакер, Мэлон, Уоркентин, Непье, Фербер) и клиент-центрированную (Ван дер Вин, Левант) школы семейной терапии. Эти направления больше заинтересованы в повышении качества жизни индивидуальностей в семье, чем в преодолении симптомов или изменении семейной системы. Они принципиально основываются на экзистенциально-феноменологических теоретических концепциях. Подход к терапии в этих школах основан на попытке интенсифицировать аффективный опыт для личностного роста и самоактуализации членов семьи. Роль терапевта состоит в фасилитации, отражении семейного взаимодействия и присоединении к семейному процессу так же, как к подлинной не защищающейся личности. Некоторые клиенты, приходящие на терапию, намерены получить опыт собственного личностного роста, зная, что это стимулирует семью сделать то же самое.

Современные опросы показывают [Бейкер, 1990], что более 70% семейных терапевтов США относят себя к системному направлению семейной терапии, использующему парадигму структура/процесс, находя свое место среди школ второго кластера.

Ясно, что подобное деление в определенной мере является упрощенным и не затрагивает всех аспектов сложного и противоречивого движения семейной терапии. Возьмем, к примеру, Вирджинию Сатир, которую автор классификации, в целом справедливо, причисляет ко второму кластеру. Действительно, В. Сатир участвовала вместе с Джексоном, Хейли, Вацлавиком и Уиклендом в работе Института психических исследований в Пало Альто (Калифорния). Этот институт, как и коммуникативный подход к семейной терапии, вырос из исследовательского проекта коммуникаций Грегори Бейтсона. Однако в своей работе В. Сатир использует смесь коммуникативного, системного и гуманистического подходов. И, следовательно, многие аспекты ее работы можно описать в терминах направлений третьего кластера. Кроме того, В. Сатир часто стремится дополнить картину взаимоотношений “здесь и теперь” историческим анализом семьи. Посвящая несколько встреч реконструкции семейной истории, она как бы исподволь подготавливает семью к феерическому и очень динамичному этапу работы с актуальными проблемами. Этот этап можно уподобить мощному взрыву, цель которого - расшатать привычные стереотипы семейных взаимоотношений, подвергнуть всех членов семьи без исключения потрясающим переживаниям, заставив их глубоко пережить чувство близости друг с другом. По мнению В. Сатир, такой импульс выталкивает семейную систему из болота, приводя к конструктивным изменениям.

Резюмируя, можно сказать, что, несмотря на все проблемы, связанные с неизбежными упрощениями любой классификации, подобные деления терапевтического поля могут служить отправной точкой для создания интегративных диагностических и терапевтических моделей.

Главное – ладить с самим собой

Многие выдающиеся умы в поисках определения счастья приходили к выводу, что его основа – в гармонии с самим собой, в ощущении верно идущего процесса самоорганизации при реализации заложенного природой потенциала.

Однако каждому из нас известно состояние неопределенности, невозможности сделать выбор или состояние внутренней дисгармонии - когда оба решения кажутся важными, и ни одно нельзя упустить, или наоборот ни одно из решений не подходит. Порадовать себя новой покупкой или сэкономить деньги? Удовлетворить свое вечернее желание съесть что-нибудь сладкое или воздержаться и позаботиться о фигуре? Или даже более серьезные вопросы: оставаться в несчастливом браке, но сохранить полную семью для детей или развестись, следуя за своим желанием, но в качестве последствия встретиться с детскими эмоциями в связи с переживанием ими развода?

Случается и так, что приняв решение, мы продолжаем сомневаться, правильно ли мы сделали. Можно одновременно думать о том, какой я смелый/смелая и винить себя за возможные последствия принятого решения или не решится на поступок и критиковать себя за робость. Словно одна часть нас поддерживает и гордится, а другая винит и сомневается в принятом решении.

Так, ко мне на прием за психологической помощью обратился 20-ти летний (назовем его) Иван. Он описывал сложности, которые заключались в том, что ему было тяжело озвучить свои истинные мысли. Например, его подруга позволила себе неприятные высказывания в его адрес при общих знакомых. Ему было легче отшутиться, чем сообщить ей о том, как на самом деле ему неприятно слышать ее слова, да еще и при всех. А после таких ситуаций он корил себя за неуверенность и отсутствие смелости, за то, что не смог «здесь-и-сейчас» быть настоящим и сказать правду. В обыденной жизни Иван тратил много сил на поддержание бесконфликтного общения. Любой его знакомый оценил бы его как позитивного и веселого человека. Однако, сам Ваня, оставаясь наедине с собой, был грустен и одинок.

Поход к психологу создал для Ивана пространство, где можно было быть собой и говорить, что думаешь. Хотя на это понадобилось время и работа на доверие. Когда мой контакт с Ваней состоялся, он стал делиться подробностями своих переживаний. Я предложила для удобства перейти на язык субличностей, клиенту эта идея понравилась…

Что такое субтильность?

Психолог Ричард Шварц, работая с людьми с пищевыми расстройствами, заметил, что перед приступом объедания, в головах клиентов звучат несколько внутренних голосов, словно внутри находится несколько личностей. Будучи учеником создателя структурного подхода к терапии семьи Сальвадора Минухина и, опираясь на идею множественности психики, Ричард Шварц создал терапевтический подход, который получил название системная семейная терапия субличностей.

Субличности – это внутренние части нас. Они появляются в различные моменты нашей жизни в сложных, порой травматичных ситуациях. Чтобы справится с подобной ситуацией, психика придумывает новый алгоритм действий (или часть=субличность, которая отвечает за этот алгоритм), который становится в ряд других способов из нашего арсенала реакций. При оптимальной картине человек способен управлять такими частями. Но если у человека есть опыт, когда он не справился ситуацией, субличности перестают ему доверять и начинают жить своей бесконтрольной жизнью, появляясь там, где человек их видеть бы не хотел. Эти субличности стремятся по-прежнему выполнить ту функцию, для которой были созданы – продемонстрировать совладающую реакцию.

….Итак, я стала спрашивать, что происходило с Ваней, в тот самый момент, когда подруга язвила в его адрес при общих знакомых. Оказалось, что он здорово разозлился, но сдерживал злость при себе. Переводя на язык субличностей, одна ванина часть была в гневе на подругу, а другая часть стояла на страже этого гнева и отвечала за то, чтобы злость не вырвалась наружу, и никто ее не увидел. Вспомним, что придя домой, Иван ругал себя. Таким образом, была третья часть, критикующая…

Оказывается, у каждого человека таких субличностей может насчитываться около сотни – это цифра принятой нормы.

…Я спросила Ивана, какая часть приносит ему наибольший дискомфорт, с кем бы он хотел разобраться для начала. Мишенью стала сдерживающая часть.

Чего же хотела эта часть для Вани? Выяснилось, что она реализовывала задачу адаптации. Основные ее намерения заключались в отсутствии конфликтов с окружающими. Очень важно было ни с кем не ссориться, иначе… Здесь самый важный момент: чего же боялась эта часть? Она боялась одиночества Вани и отвержения его приятелями как реакции на высказывание им своего мнения. Эта часть помнит, как одиноко было Ване в школе, когда он позволял выходить злости наружу, конфликтовал с одноклассниками и в результате был отвергнут большей частью класса. Тогда он чувствовал себя «белой вороной», и это был тяжелый период его жизни. Сдерживающая часть не могла позволить ему снова прикоснуться к этим тяжелым чувствам, поэтому принимала решение о поведении Вани вместо него – сдерживаться и молчать!

Обнаружить заботу в действиях сдерживающей части было для Ивана удивительным! Он увидел ситуацию с другой стороны: эта не трусливая часть, это защищающая, предвосхищающая часть. Оставалось передоговориться с ней, чтобы функции защиты от одиночества он взял на себя. Чтобы он сам смог оценивать угрозу ситуации и выбирать адекватное ей поведение.

Надо сказать, что действовать по-новому, по-иному всегда сложно: хотя бы потому, что менее безопасно: результат непредсказуем. Но действия «по-другому» приводят к новому результату. Ваня осмелился сказать подруге, что он чувствовал в той ситуации. Подруга практически не смягчилась, однако это был прецендент, когда Иван сообщил ей о том, как он себя чувствовал и что думал на самом деле. Внутренний критик, видя новое смелое поведение Вани, утих.

В процессе терапевтической работы ядру личности возвращается авторитет, а субличностям предлагается новая сфера ответственности.

Шварц рассматривает субличности как части внутренней семейной системы, предположив, что они подчиняются законам семейного функционирования. Такое понимание открывало особенный взгляд на способы и цели терапевтического вмешательства. Благодаря такому видению в руках психолога оказываются как карта терапевтического процесса с конечной точкой, так и прикладные инструменты достижения этой точки.

В результате прохождения системной семейной терапии субличностей человек научается слышать себя дифференцированно от влияния реактивных частей личности, что облегчает принятие решений и обеспечивает внутренний комфорт и так желанную гармонию.