Темы планов по разделу «Человек»
1.Человек и его природа. / Биологическое, психическое и социальное в человеке.
1. 2. Личность в системе общественных отношений.
2. 3. Социализация индивида.
3. 4. Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности.
4. 5. Духовная деятельность и ее специфика .
5. 6. Роль познавательной деятельности.
6. 7. Межличностные отношения и взаимодействия.
7. 8. Общение и его роль в развитии личности.
8. 9. Игра и ее роль в формировании человеческой личности.
9. 10. Личность в современном обществе.
10. 11. Трудовая деятельность.
С8.2.1.
«Человек и его природа. / Биологическое, психическое и социальное в человеке» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) Сущность человеческой природы. / Биопсихосоциальная природа человека. / Человек – продукт творения природы и общества. 2) Проявления человеческой природы: а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип); б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности и т.д.); в) социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт). 3) Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека: а) флегматик; б) холерик; в) сангвиник; г) меланхолик. 4) Сложность человеческой сущности: а) человек как индивид; б) человек как индивидуальность; в) человек как личность. 5) Природные задатки – основа формирования способностей. |
С8.2.2.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Личность в системе общественных отношений»
1) Понятие о личности. / Личность – субъект и объект общественных отношений./ Личность – совокупность социально значимых качеств. 2) Важнейшие свойства личности: а) знания о мире, обществе, себе; б) познавательные и практические умения; в) социальный опыт; г) моральные ценности и идеалы; д) иные социально значимые качества. 3) Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий: а) первичная социализация (семья, малый социум, дошкольное образование); б) вторичная социализация (школа, профессиональная деятельность и пр.). 4) Модели взаимодействия личности и общества: а) конструктивная; б) деструктивная. 5) Специфика становления и формирования личностных качеств в современную эпоху: а) толерантность; б) инновационность; в) креативность; г) инициативность; д) гуманистичность. 6) Личность и общество, взаимосвязь и взаимозависимость. |
С8.2.3.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация индивида»
1) Сущность процесса социализации. / Социализация – процесс формирования личностных качеств. / Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий 2) Функции социализации: а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе; б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом; в) усвоение моральных ценностей и идеалов; г) освоение практических умений и навыков. 3) Уровни (этапы) социализации): а) первичная социализация; б) вторичная социализация. 4) Институты (агенты) социализации: а) семья; б) ближайшее окружение; в) система образования; д) профессиональная деятельность. 5) Специфика процесса социализации в современную эпоху. |
С8.2.4.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности»
1) Понятие о деятельности. / Деятельность – форма активности человека. 2) Отличительные признаки деятельности человека (отличия деятельности человека от активности животных): а) целенаправленность; б) осознанность; в) представление идеальной модели результата; г) преобразовательный, творческий характер. 3) Основные виды деятельности человека: а) игровая; б) учебная; в) трудовая. 4) Деятельность духовная и практическая и ее проявления в обществе. а) духовная деятельность (исследовательская, прогностическая, познавательная, ценностно-ориентировочная); б) практическая деятельность (материально-производственная, социально-преобразовательная). 5) Деятельность и общение. 6) Деятельность и творчество. 7) Роль деятельности в преобразовании природных задатков человека в способности. |
С8.2.5.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Духовная деятельность и ее специфика» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) Понятие о духовной деятельности. / Деятельность материальная и духовная. / Духовная деятельность – производство духовных благ. 2) Специфика субъектов и объектов духовной деятельности. 3) Основные цели духовной деятельности: а) формирование общественного сознания; б) формирование ценностей и идеалов человека и общества; в) удовлетворение идеальных потребностей общества; г) производство духовных благ. 4) Формы духовной деятельности: а) прогностическая; б) познавательная; в) ценностно-ориентировочная. 5) Роль духовной деятельности в современном мире. |
С8.2.6.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль познавательной деятельности»
1) Понятие о познавательной деятельности./ Познавательная деятельность – деятельность, нацеленная на постижение знаний. 2) Объекты познавательной деятельности: а) окружающий мир, природа; б) общество; в) человек. 3) Формы познания: а) чувственное познание б) рациональное познание 4) Познавательная деятельность – путь личностного самосовершенствования и саморазвития |
С8.2.7.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Межличностные отношения и взаимодействия» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) Понятие о межличностных отношениях. 2) Отличительные черты межличностных отношений: а) эмоционально окрашенный характер; б) непосредственный характер взаимодействия, коммуникации; в) осуществление внутри узкого круга людей. 3) Основные сферы межличностных отношений: а) отношения в семье; б) отношения среди коллег; в) отношения в дружеской компании. 4) Специфика межличностного конфликта. 5) Условия эффективности межличностного взаимодействия: а) принятие иного мнения как должного; б) готовность к диалогу и взаимопониманию; в) осуществление совместной деятельности; г) общность целей и интересов. 6) Соперничество и сотрудничество в межличностных отношениях. |
С8.2.8.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общение и его роль в развитии личности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) Общение как особый вид человеческой деятельности./ Общение – деятельность, осуществляемая при наличии партнера. 2) Основные функции общения: а) коммуникативная (обмен информацией); б) перцептивная (принятие друг друга); в) интерактивная (взаимодействие друг с другом). 3) Коммуникабельность (общительность) как свойство личности. 4) Условия конструктивного общения: а) готовность к сотрудничеству, компромиссу; б) принятие иной точки зрения при отстаивании своей; в) уважительное отношение к партнеру. 5) Общение в игре, труде, учении. 6) Специфика общения в сетевом сообществе: а) интенсивность коммуникаций; б) виртуальное общение; в) обилие и разнообразие информационных потоков. 7) Общение в формировании личности современного типа. |
С8.2.9.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Игра и ее роль в формировании человеческой личности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) Игра как особый вид человеческой деятельности./ Игра – деятельность, связанная с проявлением творческих, креативных способностей человека. 2) Основные свойства игры: а) творческий характер; б) наличие воображаемой обстановки; в) освоение новых социальных ролей; г) наличие определенных правил. 3) Классификация игр: а) ролевые (дочки-матери, ковбои и индейцы); б) ситуативные (полет на луну, нахождение на необитаемом острове); в) деловые (разрешение проблемной ситуации на фирме); г) спортивные и т.д.. 4) Специфика игр в детском и во взрослом возрасте. 5) Игра – необходимое условие развитие творческих способностей и общительности. |
С8.2.10.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Личность в современном обществе» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) Личность – субъект и продукт общественных отношений и деятельности. 2) Свойства личности: а) универсальные (вневременные, характерные для людей разных исторических эпох); б) конкретно-исторические (формируемые в зависимости от исторических условий). 3) Специфические качества личности современного типа: а) готовность к инновациям; б) адаптивность к быстроизменяющемуся миру; в) креативность; г) открытость, толерантное восприятие нового; д) инициативность и самодеятельность; е) умение жить и взаимодействовать в поликультурном обществе. 4) Основные факторы воздействия на личность в современном обществе: а) система средств массовой коммуникации; б) возросшие информационные потоки; в) изменившийся характер образования и труда; г) интенсификация общения в сетевом сообществе. 5) Интеллектуальное развитие – важное условие эффективности личности в современную эпоху. |
С8.2.11.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Трудовая деятельность» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) Труд – деятельность по преобразованию веществ природы. 2) Признаки трудовой деятельности: а) практический характер (удовлетворение материальных потребностей); б) преобразовательный характер (преобразование сил и веществ природы); в) творческий характер (создание нового, не имеющего аналогов). 3) Основные виды труда: а) физический и умственный; б) простой и сложный. 4) Специфика трудовой деятельности в современном обществе: а) сложный характер труда; б) наукоемкость, интеллектуальность труда; в) технологичность труда, сокращение сферы простого физического труда. 5) Роль труда в становлении личности и формировании коллектива: а) развитие коммуникативных умений; б) развитие мышления и креативности; в) формирование умения действовать нестандартно; г) формирование умения сотрудничать в достижении совместной цели; д) становление сплоченного и эффективного коллектива. 6) Труд – основа благосостояния общества. |
Филогенез изобретательского мышления.
Рубин М.С., Рубина Н.В.
2013 г.
Цель статьи: показать филогенез формирования и развития изобретательского мышления, его особенности и отличия от близких к нему понятий (мышление, творчество, креативность и др.), связь формирования изобретательского мышления с инструментами ТРИЗ.
1. Модель изобретательского мышления.
Изобретательское мышление мы будем описывать в виде трех взаимодействующих между собой составляющих: анализ существующей системы, синтез новой системы и оценка предлагаемого решения. Ключевым для изобретательского мышления является выявление и разрешение противоречия требований.
2. Филогенез развития изобретательского мышления.
Можно выделить четыре стадии формирования и развития изобретательского мышления в процессе эволюции:
Животный мир, в котором адаптационные и поведенческие механизмы строятся на основе рефлексов и инстинктов;
Первобытные люди, у которых имеется мышление, основанное на второй сигнальной системе, но еще только формируются зачатки культуры и цивилизации;
Формирование культурных цивилизаций и изобретательского мышления как ее составляющей;
Развитие изобретательского мышления, повышение уровня качеств изобретательского мышления.
Развитие изобретательского мышления непосредственно связано с формированием плодотворного типа личности в соответствии с классификацией Э.Фромма.
В процессе развития для формирования изобретательского мышления потребовалось:
Формирование у людей модельного, абстрактного мышления (вторая сигнальная система);
Умение удерживать в едином образе разные, противоречащие в чем-то друг другу, модели;
Умение изменять модели представлений таким образом, чтобы эти противоречия разрешались.
Возникновение противоречащих друг другу моделей приводит к психологическому напряжению. При его разрешении напряженность исчезает и человек получает удовлетворение от решенной задачи.
Этап | Свойство | Форма проявления | Примеры |
1 этап | Раздражимость | Тропизмы, кинезы | Простейшие |
2 этап | Чувствительность | Сенсорная реакция таксисы | Кишечно-полостные, моллюски |
3 этап | Безусловные рефлексы | Инстинктивное поведение Сенсорные способности | Круглые черви, низшие насекомые |
4 этап | Условные рефлексы | Обучаемость, Манипулирование | Кольчатые черви, общественные насекомые |
5 этап | Высшая нервная деятельность | Восприятие, первая сигнальная система, память | Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся |
6 этап | Рассудочная деятельность | Общение, социальное поведение | Птицы, млекопитающие |
7 этап | Наглядно-действенное мышление | Ассимиляция и аккомодация | Высшие приматы, |
8 этап | Образное мышление | Целостность восприятия, воображение, вторая сигнальная система | Питекантропы, неандертальцы |
9 этап | Индуктивное мышление | Построение аналогий, моделирование, игра | Первобытные племена |
10 этап | Дедуктивное мышление | Выявление закономерностей | Ранние общества земледельцев |
11 этап | Абстрактно-логическое, конвергентное мышление | Абстрагирование, построение схем процессов | Шумеры, Вавилоняне, |
12 этап | Дивергентное мышление | Творчество, диалектичность мышления | Древний Египет |
13 этап | Изобретательское мышление | Системность, модельность, критичность прогностичность, мышления | Древний Китай, Античность. Новое время |
3. Социальная природа изобретательского мышления.
Изобретательское мышление, как и мышление в целом, имеет социальную природу. Оно формируется и развивается, как, в частности, и вторая сигнальная система человека, исключительно как часть общества, как инструмент взаимодействия людей друг с другом. Таким образом, изобретательское мышление формируется под воздействием тех социальных полей взаимодействия (культурной среды), которые имеются в данном месте и в данный момент. И наоборот: изобретательское мышление личности влияет на культуру в целом. Таким образом, изобретательское мышление является формой взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой.
4. Оценки в изобретательском мышлении и их свойства.
Особенностью мышления человека является его способность к оценке любого материального или нематериального объекта. Условно (без учета уровня) можно считать, что оценка может быть трех типов: положительная, нейтральная или отрицательная. Оценки формируются под влиянием социальной среды. Оценки выстраиваются на основе причинно-следственных цепочек или на основе индукции (перенос оценки одного субъекта на оценку другого субъекта). Оценки имеют составляющие элементы, имеют свойство интегрироваться, свойство инерции, могут приводить к возникновению противоречий и конфликтов. В статье будут сформулированы рекомендации к формированию оценок при развитии изобретательского мышления.
5. Изобретательское мышление и творчество.
Согласно моему наблюдению за мышлением человека и сопоставлением того, что я вижу и понимаю с исследованиями и теоретическими заключениями известных психологов, я пришел к выводу, согласно которому считаю мышление человека исключительно адаптационной реакцией на окружающую его действительность. При этом я опускаю такую часть как фантазии, это уже другая тема, в которой тоже много своих нюансов. Две основные гипотезы о природе мышления человека, одна из которых подразумевает ее природное происхождение, а вторая жизненный процесс, имеют право на существование. Только вот они формируют наше с вами мышление в разных пропорциях, где подавляющую роль играет все же жизненный процесс, окружающие факторы, события и прочее. Другими словами, все, что нас с вами окружает, является материалом для формирования нашего мышления. Допустим, мы с вами можем сказать, что от природы человек устроен таким образом, что его тянет к познанию нового, но по факту, такое познание формируется исключительно социальной средой, в которой живет человек.
Скажем первые астрономы, могли появиться только тогда, когда у них появилось достаточно времени для занятия наукой, благодаря разделению труда. В наши же дни, мы видим деградацию отдельных личностей, и даже целых групп, у которых нет никакого интереса ни к познанию, ни к другим видам интеллектуальной деятельности. Если мышление способно рождать в нашей голове образы, не существующие в природе, те же фантазии прекрасно это делают, то производной для такого мышления, опять-таки является окружающая действительность. Раньше люди по определению не могли мечтать так, как сегодня можем мечтать мы, у них просто не было для этого данных, которыми мы с вами располагаем. К тому же, мною лично было замечено, что чем человек образованнее, тем более богаты его фантазии, и тем более сложная его структура мышления. Познание человеком самого себя, исходя из его внутренних качеств и скрытых ресурсов, тема достаточно неопределенная. Я как психолог работаю только с проверенными фактами, опуская эзотерическую часть, в которой хоть и много интересных фактов, но все они требуют по большей части веры с нашей стороны, что по моему убеждению не является серьезным подходом к поставленным перед человеком вопросам.
Мы не должны с вами верить, мы должны с вами знать и видеть отчетливо, как на самом деле работает наше мышление, ведь именно оно формирует вокруг нас ту действительность, в которой мы с вами живем. Когда я приходил к своему заключению о том, что наше мышление, это продукт окружающей нас действительности и в частности реакции на нее, я исходил, прежде всего, из способности человека подстраиваться под окружение. Гибкость мышления, на мой взгляд, и есть тем самым доказательством того, что мы мыслим исходя из наших потребностей, и условиями окружающей действительности. Все наши качества, будь то мышление, инстинкты, интуиция и прочее, все они предназначены для нашего выживания, прежде всего. И так же как психика человека формируется в основном благодаря воспитанию и благодаря тем условиям, что окружают человека, так же и его мышление, формируется в основном благодаря нашим органам чувств, которые собирают информацию из окружающего мира. Любые образы в нашей голове, имеют определение, которое берется из окружающего мира.
Дайте слепому человеку в руку яблоко, и спросите его о том, что он держит, если до этого момента он не держал в руке яблока, как же он сможет дать ему определение, его мозг обработает только ощущения, но у него нет определения для него. Это можно проделать и со зрячим человеком, который также не имеет представления о яблоке, и он тоже не даст вам верного ответа, либо просто подставит иное слово. Или взять в качестве примера подражательство, когда человек просто не имея представления о том, как ему следует поступить, просто копирует действия другого, причем это происходит чаще, чем мы можем себе это представить. А подражает человек только по необходимости, чувствуя потребность в этом, и считая, что так будет лучше для его выживания. Какой же в таком случае мыслительный процесс происходит в его голове, кроме как обработкой полученных данных и заключений на их основе, его ничем иным не назовешь. Любая мысль, имеет свою логику, равно как и мышление в целом логично, причем любое мышление. В психологии логика, не имеющая опоры, называется схемой, именно такая схема и выстраивается в нашей голове во время мышления.
Некоторые причисляют эту схему к внутренней речи, которая ее формирует, но это точка зрения тех, кто склоняется к теории о природном происхождении мышления человека. Я же вижу логику в любом мыслительном процессе, любая мысль, по моему мнению, имеет свое логическое заключение, но поскольку мышление формируется на основании внешних данных, интерпретация которых порою может быть ошибочной, то и схема выстраиваемая в голове человека, согласно его логике, может быть ни чем иным, как адекватной обработкой внешних данных. Но это только в том случае, если мы не рассматриваем с вами всякого рода психические отклонения, а просто поставим в пример человека, который ошибается. Это как математическая задача, которая для правильного, решения, требует соответственно правильного составления. Но если в составлении задачи, будет допущена ошибка, то и решение ее будет соответствующим. А теперь посмотрите, какие задачи перед нами ставит жизнь, логичны ли они, и какие задачи перед нами ставят окружающие нас люди? Любой человек в вашей жизни, имеет то же самое базовое мышление, согласно которому он пытается выжить в этом мире.
Его мышление будет формироваться согласно той позиции, что занимает он, ваше соответственно вашей позиции. И чем больше разница в ваших позициях, тем больше разницы будет в образе мышления двух людей, живущих фактически в разных мирах. Информированность, личный опыт, условия, все это может сформировать образ мышления, который будет продуктом адаптации к внешним условиям, окружающим человека, а обрабатываемым при этом материалом, будут те знания, которыми располагает человек. А поскольку условия у людей как правило разные, набор знаний тоже, и в целом картина мира выглядит не для всех одинаково, мы и имеем совершенно противоположные точки зрения у разных людей, отсутствие логики в мышлении, в то время как она просто отлична, и в целом разные образы мышления. А как вы сами, возможно знаете, гибкость мышления можно натренировать, и лучше всего делать это в тех условиях, которые просто вынуждают человека крутиться. Вот таким вот я вижу процесс формирования мышления человека, и видимо моя точка зрения, мои логические выводы, тоже адаптированы под те условия, в которых я живу, и те данные, которыми я располагаю, также как у любого из вас.
Природа мышления
Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.
Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно - умозаключением - раскрыть то, что непосредственно - в восприятии - не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.
Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятии - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.
Раскрытие отношений, связей между этими предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь, которым мышление идет ко все более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность; и отношения отражаются не только в мышлении.
В действительности уже в восприятии дана не простая сумма или агрегат изолированных элементов; уже в восприятии различные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем познании действительности. Мы воспринимаем обычно вещи в определенных ситуациях, в которых они даны в тех или иных соотношениях с другими вещами, - пространственных, временных и т. д. Вещи воспринимаются как равные или неравные, большие или меньшие, как определенным образом расположенные, т. е. находящиеся в тех или иных отношениях порядка или последовательности, как предшествующие или последующие и т. д. Помимо того, и внутри каждой вещи различные свойства воспринимаются нами опять-таки не как совокупность изолированных, между собой не связанных качеств, а в определенных, характерных для вещи соотношениях, сочетаниях, связях. Но в восприятии вещи и явления, их свойства даны сплошь и рядом в случайных, единичных, несущественных определениях, во внешнем соединении свойств, которые "соединены, но не связаны". Для химического элемента не существенна может быть та окраска, которая ему придана: химические реакции или соединения, в которые он войдет, от нее не зависят. Для общественной сущности капиталиста не существен тот внешний облик, в котором он как единичный человек предстал тому или иному рабочему, - черты его лица или фигура. Существенные и несущественные свойства, случайные и необходимые связи или связи по смежности в данной частной ситуации, т. е. простые совпадения и реальные зависимости, выступают в восприятии в нерасчлененном синкретическом единстве. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации.
Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к необходимому, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. Но то, что существенно связано, необходимо окажется общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств; раскрывая существенные связи, мышление поэтому обобщает.
Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности.
Переходя от случайных к существенным общим связям, мышление раскрывает закономерности или законы действительности. В восприятии я могу лишь констатировать, что в данном частном случае данное единичное явление протекало так-то, но лишь в результате мыслительной операции я могу прийти к тому выводу, что такова общая закономерность. Раскрытие закономерности свойств и тех отношений, которые выступают в восприятии, требует мыслительной деятельности. Раскрывая все более глубокие закономерности явлений, мышление познает все более и более существенные свойства, все более глубокую сущность объективного мира. Адекватное познание бытия, которое всегда находится в процессе становления, изменения, развития, отмирания старого, отживающего, и развития нового, нарождающегося, дает лишь мышление, которое отражает бытие в его многосторонних связях и опосредованиях, в закономерностях его движимого внутренними противоречиями развития, - диалектическое мышление.
Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано с действием . Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления . Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием , мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.
Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В теоретическом мышлении связь с практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется. Практика остается основой и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому единичному случаю практики. Пока, решая задачу, мы оперируем только наглядным единичным содержанием, данным нам в непосредственном созерцании, мы разрешаем задачу лишь для данного единичного случая. В каждом следующем случае приходится решать задачу снова, и снова это решение только этой частной задачи. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное решение задачи радикально изменяет положение. Задача, получившая такое обобщенное решение, решена не только практически - для данного частного случая, но и теоретически - для всех принципиально однородных случаев. Решение, полученное на единичном случае, выходит за его пределы и получает обобщенное значение; оно становится теорией или составной частью теории. Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования . Оно поднимается на тот уровень, когда возможной становится теория, опережающая практику и служащая руководством к действию. Так прокладывается диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике", - пишет Ленин. 116 Развиваясь на основе действия, мышление и служит в конечном счете для организации действия и руководства им.
Будучи связано с деятельностью, теоретическое мышление само процесс, переход от единичного к общему и от общего к единичному, от явления к сущности и от сущности к явлению. Реальное мышление - это движение мысли . Оно может быть правильно понято лишь в единстве деятельности и ее продукта, процесса и его содержания, мышления и мысли.
Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.
Полноценное диалектическое понятие берет явление во внутренней взаимосвязи всех его сторон, в единстве внутренних противоречий, в его конкретной жизни и развитии. В "смене" взаимозависимости всех понятий, в тожестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий мышление все глубже проникает в конкретную жизнь действительности, в ее движимое внутренними противоречиями развитие. И именно понятие, а не слово, как этого хотят формалисты, превращающие речевой знак в творца, в "демиурга" мышления, 117 и не общее представление, как этого хотят эмпиристы, сводящие логическое к наглядно-чувственному, - именно понятие является специфическим содержанием мышления.
Вскрывая связи и отношения, исходя от явления к обобщенному познанию их сущности, понятие приобретает абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия сплошь и рядом нельзя себе наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Его объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы непосредственной наглядности. Формой существования понятия является слово.
Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческим процессом, подчиненным историческим закономерностям.
Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик5. Природа СЧВ. Одной из основных работ о психоаналитическом подходе к проблеме телепатии является глава XXX "Вводных лекций по психоанализу" Фрейда (Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis), под названием "Сновидения и оккультизм" (см. русский перевод: Фрейд 3. Введение в психоанализ:
Из книги Ум человека автора Торсунов Олег Геннадьевич Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл АрнольдПрирода света Чтобы полнее понять, что нас ведет и направляет, давайте подумаем о свойствах «параллельных миров», как они проявляются в мире, описываемом квантовой механикой. Неплохим отправным пунктом могут быть свойства света. Возможно, вы знаете, что в физике, свет
Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих
Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам ХарольдПрирода нормы Возвращаясь к вопросу, с которого мы начали, а именно к природе нормы, мы вплотную подошли к ее отождествлению с высшей степенью совершенства, на которую мы способны. Но этот идеал не является недостижимой целью, которая маячит где - то далеко впереди;
Из книги Забытый язык автора Фромм Эрих Зелигманн Из книги Исцеляющая сила эмоций автора Падус Эмрика Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн Из книги Последний ребенок в лесу автора Лоув РичардБог и мать-природа Ближайшие десятилетия станут поворотным временем для западного образа мысли и веры. Для учащихся общий рост внимания к вопросам духовности может означать усиленное и обновленное ощущение благоговения перед тайнами природы и загадками науки. Для
Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая ЕвгенияПрирода и погода С солнцем вроде «разобрались», но и другие погодные явления словно объявили войну женской красоте. Вспомни о ветре и морозах, от которых шелушится кожа и синеют носы. И женщина снова и снова вынуждена придумывать, как же защитить свою кожу, такую нежную и
Из книги Любить без условий, растить без усилий автора Некрасовы Заряна и НинаПрирода запретов Вообще-то слово «нет» как и частичка «не» очень коварны, они обладают одним странным свойством. Эти слова или пролетают мимо ушей, или, наоборот, ребёнок воспринимает наше «не» как прямой приказ – и НЕ делает того, о чём просит взрослый.Например, посылаете
Из книги Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс РобертI. Природа убеждения Мозг, как в сущности и любая биологическая и социальная система, имеет многоуровневую организацию и несколько уровней обработки информации, в результате которых мы способны выходить на различные уровни мышления и бытия. Стараясь создать модель для
Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями
Из книги Психология интеллекта автора Пиаже ЖанГлава 2. «Психология мышления» и психологическая природа логических операций Возможность психологического объяснения интеллекта зависит от того, как мы будем интерпретировать логические операции: будем ли мы понимать их как отражение уже готовой реальности или как
Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей ЛеонидовичПрирода игры Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.Различные
Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс КейтОрганическая связь мышления с речью и языком одновременно и формирует и вскрывает общественно-историческую, культурно обусловленную, т.е. социальную природу мышления. Социальная природа мышления проявляется в том, что люди, усваивая язык, овладевая речью, непроизвольно усваивают и базисные представления о мире, т.е. первоначальные суждения о жизни. Таким образом, они усваивают готовые формы мысли. Кроме того, овладевая систематическими знаниями в процессе получения образования, человек овладевает системой взглядов, способами рассуждения и тем уровнем знаний, которые доступны ему в данное время. Это означает, что человек не открывает мир знаний, а основывается на результатах мышления конкретных людей, живших до него. Так происходит развитие человеческого сознания, с опорой на прежние достижения человечества. Таким образом, человеческое мышление имеет своей предпосылкой достижения человеческой мысли, а физиологической основой – мозг, сформированный в процессе эволюции человека . Природа человеческого мышления социальна потому, что и в своих предпосылках, и в своем порождении, и в своих перспективах способы и результаты человеческого мышления порождаются человечеством и служат будущим поколениям. Как уже говорилось выше, именно язык является универсальной основой социальности человеческого мышления, поскольку в языке закрепляются и передаются результаты мышления от человека к человеку, в том числе – будущим поколениям людей.
6.4. Развитие мышления: от животных к человеку
В своем развитии мышление проходит несколько стадий. В психике животных мышление основывается на сопоставлении первичных образов ощущений и восприятий (первая стадия), на сопоставлении вторичных образов ощущений и результатов (образов памяти), а также на способности использовать предметы в функции вспомогательных средств для оперирования с иначе недоступными объектами. Так, обезьяна может с помощью палки достать банан, до которого она не может дотянуться рукой. Но мышление животных ограничивается действиями с образами и отдельными предметами в конкретной ситуации, данной в ощущении и восприятии. Кроме того, животное оперирует с предметами путем ситуативных проб.
У человека потенциал мышления неизмеримо возрастает прежде всего за счет громадных различий в строении и развитии головного мозга, ведь только вес человеческого мозга в 4 раза больше чем вес мозга орангутанга. Именно мощность мозговых структур, огромное количество нейронов в человеческом мозге делает возможной тончайшую координацию и дифференциацию в работе анализаторов, создает способность к различению малейших отличий в предметах и явлениях.
Недостаточной способностью к тонкому различению объясняются особенности примитивного мышления на ранних этапах развития ребенка и на доцивилизационном уровне развития человечества, которые называются синкретичностью.
Синкретичность – это нерасчлененность первоначальных впечатлений, когда, например, ребенок словом «папа» обозначает и отца, и принадлежащие ему вещи: расческу, часы, туфли. Малонезийцы острова Бисмарка одним и тем же словом называют дождь, капли дождя, мокрые следы на земле, капель. Рисунки маленьких детей отличаются отсутствием деталей. Все это свидетельствует о том, что первичной, примитивной формой мышления является нерасчлененная познавательная структура – синкрет .
Синкрет представляет собой обобщенное представление о предметах или явлениях одного ряда, которым уже можно оперировать, обозначая его, но которое еще не поддается сравнению (сопоставлению с другими) и анализу (расчленению по присущим ему признакам и компонентам) в силу того, что отсутствует способность к тонкому различению отдельных составляющих данного предмета или явления.
Итак, мышление начинается с распознавания. Затем мышление предполагает способность удержать, закрепить полученный результат (т.е. опирается на память) и использовать предметы как вспомогательные орудия в жизненной ситуации. Как мы видим, с самого начала мышление предполагает активные, пробные действия живого существа.
Следующий этап развития мышления – манипуляция с предметами путем случайных и пробных действий. Именно на этой стадии развития мышления формируется способность к так называемому двухфазовому действию, при котором вначале осуществляется пробное действие, затем в мозгу строится образ желаемого действия и затем осуществляется результативное действие, направленное на решение задачи.
Дальнейший этап развития мышления предполагает соединение синкрета с его обозначением – словесным знаком. Это ведет к действию уже не с предметами, а с обозначением предметов, т.е. со знаками, означающими предметы и явления. Данный этап знаменует переход к собственно человеческому, хотя и примитивному, мышлению.
Это и есть первый шаг к качественно новому уровню развития психики – сознанию . Сознательная форма психического отражения отличается от досознательных тем, что в нем происходит опосредование психического отражения языковыми значениями. Это означает, что синкретичность доязыкового мышления сменяется его дискретностью , т.е. способностью различать и фиксировать с помощью множества слов различные признаки предметов и явлений. Далее, диффузное, нерасчлененное представление сменяется конкретным и определенным образом (перцептом), закрепленным определенным же словом. Затем перцепт дифференцируется, обогащаясь определенными и более точными значениями слова. И, наконец, на основе дискретных, расчлененных, определенных, закрепленных за языковыми значениями предметов и явлений, происходит их оформление в инвариантную когнитивную структуру – понятие .