Социальная природа человеческого мышления. Психологические исследования Мышление и познание социальная природа мышления человека

Темы планов по разделу «Человек»

1.Человек и его природа. / Биологическое, психическое и социальное в человеке.

1. 2. Личность в системе общественных отношений.

2. 3. Социализация индивида.

3. 4. Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности.

4. 5. Духовная деятельность и ее специфика .

5. 6. Роль познавательной деятельности.

6. 7. Межличностные отношения и взаимодействия.

7. 8. Общение и его роль в развитии личности.

8. 9. Игра и ее роль в формировании человеческой личности.

9. 10. Личность в современном обществе.

10. 11. Трудовая деятельность.

С8.2.1.

«Человек и его природа. / Биологическое, психическое и социальное в человеке» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Сущность человеческой природы. / Биопсихосоциальная природа человека. / Человек – продукт творения природы и общества.

2) Проявления человеческой природы:

а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип);

б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности и т.д.);

в) социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт).

3) Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека:

а) флегматик;

б) холерик;

в) сангвиник;

г) меланхолик.

4) Сложность человеческой сущности:

а) человек как индивид;

б) человек как индивидуальность;

в) человек как личность.

5) Природные задатки – основа формирования способностей.

С8.2.2.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Личность в системе общественных отношений»

1) Понятие о личности. / Личность – субъект и объект общественных отношений./ Личность – совокупность социально значимых качеств.

2) Важнейшие свойства личности:

а) знания о мире, обществе, себе;

б) познавательные и практические умения;

в) социальный опыт;

г) моральные ценности и идеалы;

д) иные социально значимые качества.

3) Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий:

а) первичная социализация (семья, малый социум, дошкольное образование);

б) вторичная социализация (школа, профессиональная деятельность и пр.).

4) Модели взаимодействия личности и общества:

а) конструктивная;

б) деструктивная.

5) Специфика становления и формирования личностных качеств в современную эпоху:

а) толерантность;

б) инновационность;

в) креативность;

г) инициативность;

д) гуманистичность.

6) Личность и общество, взаимосвязь и взаимозависимость.

С8.2.3.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация индивида»

1) Сущность процесса социализации. / Социализация – процесс формирования личностных качеств. / Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий

2) Функции социализации:

а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;

б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;

в) усвоение моральных ценностей и идеалов;

г) освоение практических умений и навыков.

3) Уровни (этапы) социализации):

а) первичная социализация;

б) вторичная социализация.

4) Институты (агенты) социализации:

а) семья;

б) ближайшее окружение;

в) система образования;

д) профессиональная деятельность.

5) Специфика процесса социализации в современную эпоху.

С8.2.4.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности»

1) Понятие о деятельности. / Деятельность – форма активности человека.

2) Отличительные признаки деятельности человека (отличия деятельности человека от активности животных):

а) целенаправленность;

б) осознанность;

в) представление идеальной модели результата;

г) преобразовательный, творческий характер.

3) Основные виды деятельности человека:

а) игровая;

б) учебная;

в) трудовая.

4) Деятельность духовная и практическая и ее проявления в обществе.

а) духовная деятельность (исследовательская, прогностическая, познавательная, ценностно-ориентировочная);

б) практическая деятельность (материально-производственная, социально-преобразовательная).

5) Деятельность и общение.

6) Деятельность и творчество.

7) Роль деятельности в преобразовании природных задатков человека в способности.

С8.2.5.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Духовная деятельность и ее специфика» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о духовной деятельности. / Деятельность материальная и духовная. / Духовная деятельность – производство духовных благ.

2) Специфика субъектов и объектов духовной деятельности.

3) Основные цели духовной деятельности:

а) формирование общественного сознания;

б) формирование ценностей и идеалов человека и общества;

в) удовлетворение идеальных потребностей общества;

г) производство духовных благ.

4) Формы духовной деятельности:

а) прогностическая;

б) познавательная;

в) ценностно-ориентировочная.

5) Роль духовной деятельности в современном мире.

С8.2.6.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль познавательной деятельности»

1) Понятие о познавательной деятельности./ Познавательная деятельность – деятельность, нацеленная на постижение знаний.

2) Объекты познавательной деятельности:

а) окружающий мир, природа;

б) общество;

в) человек.

3) Формы познания:

а) чувственное познание

б) рациональное познание

4) Познавательная деятельность – путь личностного самосовершенствования и саморазвития

С8.2.7.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Межличностные отношения и взаимодействия» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о межличностных отношениях.

2) Отличительные черты межличностных отношений:

а) эмоционально окрашенный характер;

б) непосредственный характер взаимодействия, коммуникации;

в) осуществление внутри узкого круга людей.

3) Основные сферы межличностных отношений:

а) отношения в семье;

б) отношения среди коллег;

в) отношения в дружеской компании.

4) Специфика межличностного конфликта.

5) Условия эффективности межличностного взаимодействия:

а) принятие иного мнения как должного;

б) готовность к диалогу и взаимопониманию;

в) осуществление совместной деятельности;

г) общность целей и интересов.

6) Соперничество и сотрудничество в межличностных отношениях.

С8.2.8.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общение и его роль в развитии личности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Общение как особый вид человеческой деятельности./ Общение – деятельность, осуществляемая при наличии партнера.

2) Основные функции общения:

а) коммуникативная (обмен информацией);

б) перцептивная (принятие друг друга);

в) интерактивная (взаимодействие друг с другом).

3) Коммуникабельность (общительность) как свойство личности.

4) Условия конструктивного общения:

а) готовность к сотрудничеству, компромиссу;

б) принятие иной точки зрения при отстаивании своей;

в) уважительное отношение к партнеру.

5) Общение в игре, труде, учении.

6) Специфика общения в сетевом сообществе:

а) интенсивность коммуникаций;

б) виртуальное общение;

в) обилие и разнообразие информационных потоков.

7) Общение в формировании личности современного типа.

С8.2.9.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Игра и ее роль в формировании человеческой личности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Игра как особый вид человеческой деятельности./ Игра – деятельность, связанная с проявлением творческих, креативных способностей человека.

2) Основные свойства игры:

а) творческий характер;

б) наличие воображаемой обстановки;

в) освоение новых социальных ролей;

г) наличие определенных правил.

3) Классификация игр:

а) ролевые (дочки-матери, ковбои и индейцы);

б) ситуативные (полет на луну, нахождение на необитаемом острове);

в) деловые (разрешение проблемной ситуации на фирме);

г) спортивные и т.д..

4) Специфика игр в детском и во взрослом возрасте.

5) Игра – необходимое условие развитие творческих способностей и общительности.

С8.2.10.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Личность в современном обществе» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Личность – субъект и продукт общественных отношений и деятельности.

2) Свойства личности:

а) универсальные (вневременные, характерные для людей разных исторических эпох);

б) конкретно-исторические (формируемые в зависимости от исторических условий).

3) Специфические качества личности современного типа:

а) готовность к инновациям;

б) адаптивность к быстроизменяющемуся миру;

в) креативность;

г) открытость, толерантное восприятие нового;

д) инициативность и самодеятельность;

е) умение жить и взаимодействовать в поликультурном обществе.

4) Основные факторы воздействия на личность в современном обществе:

а) система средств массовой коммуникации;

б) возросшие информационные потоки;

в) изменившийся характер образования и труда;

г) интенсификация общения в сетевом сообществе.

5) Интеллектуальное развитие – важное условие эффективности личности в современную эпоху.

С8.2.11.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Трудовая деятельность» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Труд – деятельность по преобразованию веществ природы.

2) Признаки трудовой деятельности:

а) практический характер (удовлетворение материальных потребностей);

б) преобразовательный характер (преобразование сил и веществ природы);

в) творческий характер (создание нового, не имеющего аналогов).

3) Основные виды труда:

а) физический и умственный;

б) простой и сложный.

4) Специфика трудовой деятельности в современном обществе:

а) сложный характер труда;

б) наукоемкость, интеллектуальность труда;

в) технологичность труда, сокращение сферы простого физического труда.

5) Роль труда в становлении личности и формировании коллектива:

а) развитие коммуникативных умений;

б) развитие мышления и креативности;

в) формирование умения действовать нестандартно;

г) формирование умения сотрудничать в достижении совместной цели;

д) становление сплоченного и эффективного коллектива.

6) Труд – основа благосостояния общества.

Филогенез изобретательского мышления.

Рубин М.С., Рубина Н.В.

2013 г.

Цель статьи: показать филогенез формирования и развития изобретательского мышления, его особенности и отличия от близких к нему понятий (мышление, творчество, креативность и др.), связь формирования изобретательского мышления с инструментами ТРИЗ.

1. Модель изобретательского мышления.

Изобретательское мышление мы будем описывать в виде трех взаимодействующих между собой составляющих: анализ существующей системы, синтез новой системы и оценка предлагаемого решения. Ключевым для изобретательского мышления является выявление и разрешение противоречия требований.

2. Филогенез развития изобретательского мышления.

Можно выделить четыре стадии формирования и развития изобретательского мышления в процессе эволюции:

Животный мир, в котором адаптационные и поведенческие механизмы строятся на основе рефлексов и инстинктов;

Первобытные люди, у которых имеется мышление, основанное на второй сигнальной системе, но еще только формируются зачатки культуры и цивилизации;

Формирование культурных цивилизаций и изобретательского мышления как ее составляющей;

Развитие изобретательского мышления, повышение уровня качеств изобретательского мышления.

Развитие изобретательского мышления непосредственно связано с формированием плодотворного типа личности в соответствии с классификацией Э.Фромма.

В процессе развития для формирования изобретательского мышления потребовалось:

Формирование у людей модельного, абстрактного мышления (вторая сигнальная система);

Умение удерживать в едином образе разные, противоречащие в чем-то друг другу, модели;

Умение изменять модели представлений таким образом, чтобы эти противоречия разрешались.

Возникновение противоречащих друг другу моделей приводит к психологическому напряжению. При его разрешении напряженность исчезает и человек получает удовлетворение от решенной задачи.

Филогенез изобретательского мышления
Этап Свойство Форма проявления Примеры
1 этап Раздражимость Тропизмы, кинезы Простейшие
2 этап Чувствительность Сенсорная реакция таксисы Кишечно-полостные, моллюски
3 этап Безусловные рефлексы Инстинктивное поведение Сенсорные способности Круглые черви, низшие насекомые
4 этап Условные рефлексы Обучаемость, Манипулирование Кольчатые черви, общественные насекомые
5 этап Высшая нервная деятельность Восприятие, первая сигнальная система, память Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся
6 этап Рассудочная деятельность Общение, социальное поведение Птицы, млекопитающие
7 этап Наглядно-действенное мышление Ассимиляция и аккомодация Высшие приматы,
8 этап Образное мышление Целостность восприятия, воображение, вторая сигнальная система Питекантропы, неандертальцы
9 этап Индуктивное мышление Построение аналогий, моделирование, игра Первобытные племена
10 этап Дедуктивное мышление Выявление закономерностей Ранние общества земледельцев
11 этап Абстрактно-логическое, конвергентное мышление Абстрагирование, построение схем процессов Шумеры, Вавилоняне,
12 этап Дивергентное мышление Творчество, диалектичность мышления Древний Египет
13 этап Изобретательское мышление Системность, модельность, критичность прогностичность, мышления Древний Китай, Античность. Новое время

3. Социальная природа изобретательского мышления.

Изобретательское мышление, как и мышление в целом, имеет социальную природу. Оно формируется и развивается, как, в частности, и вторая сигнальная система человека, исключительно как часть общества, как инструмент взаимодействия людей друг с другом. Таким образом, изобретательское мышление формируется под воздействием тех социальных полей взаимодействия (культурной среды), которые имеются в данном месте и в данный момент. И наоборот: изобретательское мышление личности влияет на культуру в целом. Таким образом, изобретательское мышление является формой взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой.

4. Оценки в изобретательском мышлении и их свойства.

Особенностью мышления человека является его способность к оценке любого материального или нематериального объекта. Условно (без учета уровня) можно считать, что оценка может быть трех типов: положительная, нейтральная или отрицательная. Оценки формируются под влиянием социальной среды. Оценки выстраиваются на основе причинно-следственных цепочек или на основе индукции (перенос оценки одного субъекта на оценку другого субъекта). Оценки имеют составляющие элементы, имеют свойство интегрироваться, свойство инерции, могут приводить к возникновению противоречий и конфликтов. В статье будут сформулированы рекомендации к формированию оценок при развитии изобретательского мышления.

5. Изобретательское мышление и творчество.

Согласно моему наблюдению за мышлением человека и сопоставлением того, что я вижу и понимаю с исследованиями и теоретическими заключениями известных психологов, я пришел к выводу, согласно которому считаю мышление человека исключительно адаптационной реакцией на окружающую его действительность. При этом я опускаю такую часть как фантазии, это уже другая тема, в которой тоже много своих нюансов. Две основные гипотезы о природе мышления человека, одна из которых подразумевает ее природное происхождение, а вторая жизненный процесс, имеют право на существование. Только вот они формируют наше с вами мышление в разных пропорциях, где подавляющую роль играет все же жизненный процесс, окружающие факторы, события и прочее. Другими словами, все, что нас с вами окружает, является материалом для формирования нашего мышления. Допустим, мы с вами можем сказать, что от природы человек устроен таким образом, что его тянет к познанию нового, но по факту, такое познание формируется исключительно социальной средой, в которой живет человек.

Скажем первые астрономы, могли появиться только тогда, когда у них появилось достаточно времени для занятия наукой, благодаря разделению труда. В наши же дни, мы видим деградацию отдельных личностей, и даже целых групп, у которых нет никакого интереса ни к познанию, ни к другим видам интеллектуальной деятельности. Если мышление способно рождать в нашей голове образы, не существующие в природе, те же фантазии прекрасно это делают, то производной для такого мышления, опять-таки является окружающая действительность. Раньше люди по определению не могли мечтать так, как сегодня можем мечтать мы, у них просто не было для этого данных, которыми мы с вами располагаем. К тому же, мною лично было замечено, что чем человек образованнее, тем более богаты его фантазии, и тем более сложная его структура мышления. Познание человеком самого себя, исходя из его внутренних качеств и скрытых ресурсов, тема достаточно неопределенная. Я как психолог работаю только с проверенными фактами, опуская эзотерическую часть, в которой хоть и много интересных фактов, но все они требуют по большей части веры с нашей стороны, что по моему убеждению не является серьезным подходом к поставленным перед человеком вопросам.

Мы не должны с вами верить, мы должны с вами знать и видеть отчетливо, как на самом деле работает наше мышление, ведь именно оно формирует вокруг нас ту действительность, в которой мы с вами живем. Когда я приходил к своему заключению о том, что наше мышление, это продукт окружающей нас действительности и в частности реакции на нее, я исходил, прежде всего, из способности человека подстраиваться под окружение. Гибкость мышления, на мой взгляд, и есть тем самым доказательством того, что мы мыслим исходя из наших потребностей, и условиями окружающей действительности. Все наши качества, будь то мышление, инстинкты, интуиция и прочее, все они предназначены для нашего выживания, прежде всего. И так же как психика человека формируется в основном благодаря воспитанию и благодаря тем условиям, что окружают человека, так же и его мышление, формируется в основном благодаря нашим органам чувств, которые собирают информацию из окружающего мира. Любые образы в нашей голове, имеют определение, которое берется из окружающего мира.

Дайте слепому человеку в руку яблоко, и спросите его о том, что он держит, если до этого момента он не держал в руке яблока, как же он сможет дать ему определение, его мозг обработает только ощущения, но у него нет определения для него. Это можно проделать и со зрячим человеком, который также не имеет представления о яблоке, и он тоже не даст вам верного ответа, либо просто подставит иное слово. Или взять в качестве примера подражательство, когда человек просто не имея представления о том, как ему следует поступить, просто копирует действия другого, причем это происходит чаще, чем мы можем себе это представить. А подражает человек только по необходимости, чувствуя потребность в этом, и считая, что так будет лучше для его выживания. Какой же в таком случае мыслительный процесс происходит в его голове, кроме как обработкой полученных данных и заключений на их основе, его ничем иным не назовешь. Любая мысль, имеет свою логику, равно как и мышление в целом логично, причем любое мышление. В психологии логика, не имеющая опоры, называется схемой, именно такая схема и выстраивается в нашей голове во время мышления.

Некоторые причисляют эту схему к внутренней речи, которая ее формирует, но это точка зрения тех, кто склоняется к теории о природном происхождении мышления человека. Я же вижу логику в любом мыслительном процессе, любая мысль, по моему мнению, имеет свое логическое заключение, но поскольку мышление формируется на основании внешних данных, интерпретация которых порою может быть ошибочной, то и схема выстраиваемая в голове человека, согласно его логике, может быть ни чем иным, как адекватной обработкой внешних данных. Но это только в том случае, если мы не рассматриваем с вами всякого рода психические отклонения, а просто поставим в пример человека, который ошибается. Это как математическая задача, которая для правильного, решения, требует соответственно правильного составления. Но если в составлении задачи, будет допущена ошибка, то и решение ее будет соответствующим. А теперь посмотрите, какие задачи перед нами ставит жизнь, логичны ли они, и какие задачи перед нами ставят окружающие нас люди? Любой человек в вашей жизни, имеет то же самое базовое мышление, согласно которому он пытается выжить в этом мире.

Его мышление будет формироваться согласно той позиции, что занимает он, ваше соответственно вашей позиции. И чем больше разница в ваших позициях, тем больше разницы будет в образе мышления двух людей, живущих фактически в разных мирах. Информированность, личный опыт, условия, все это может сформировать образ мышления, который будет продуктом адаптации к внешним условиям, окружающим человека, а обрабатываемым при этом материалом, будут те знания, которыми располагает человек. А поскольку условия у людей как правило разные, набор знаний тоже, и в целом картина мира выглядит не для всех одинаково, мы и имеем совершенно противоположные точки зрения у разных людей, отсутствие логики в мышлении, в то время как она просто отлична, и в целом разные образы мышления. А как вы сами, возможно знаете, гибкость мышления можно натренировать, и лучше всего делать это в тех условиях, которые просто вынуждают человека крутиться. Вот таким вот я вижу процесс формирования мышления человека, и видимо моя точка зрения, мои логические выводы, тоже адаптированы под те условия, в которых я живу, и те данные, которыми я располагаю, также как у любого из вас.

Природа мышления

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.

Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно - умозаключением - раскрыть то, что непосредственно - в восприятии - не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятии - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.

Раскрытие отношений, связей между этими предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь, которым мышление идет ко все более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность; и отношения отражаются не только в мышлении.

В действительности уже в восприятии дана не простая сумма или агрегат изолированных элементов; уже в восприятии различные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем познании действительности. Мы воспринимаем обычно вещи в определенных ситуациях, в которых они даны в тех или иных соотношениях с другими вещами, - пространственных, временных и т. д. Вещи воспринимаются как равные или неравные, большие или меньшие, как определенным образом расположенные, т. е. находящиеся в тех или иных отношениях порядка или последовательности, как предшествующие или последующие и т. д. Помимо того, и внутри каждой вещи различные свойства воспринимаются нами опять-таки не как совокупность изолированных, между собой не связанных качеств, а в определенных, характерных для вещи соотношениях, сочетаниях, связях. Но в восприятии вещи и явления, их свойства даны сплошь и рядом в случайных, единичных, несущественных определениях, во внешнем соединении свойств, которые "соединены, но не связаны". Для химического элемента не существенна может быть та окраска, которая ему придана: химические реакции или соединения, в которые он войдет, от нее не зависят. Для общественной сущности капиталиста не существен тот внешний облик, в котором он как единичный человек предстал тому или иному рабочему, - черты его лица или фигура. Существенные и несущественные свойства, случайные и необходимые связи или связи по смежности в данной частной ситуации, т. е. простые совпадения и реальные зависимости, выступают в восприятии в нерасчлененном синкретическом единстве. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации.

Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к необходимому, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. Но то, что существенно связано, необходимо окажется общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств; раскрывая существенные связи, мышление поэтому обобщает.

Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности.

Переходя от случайных к существенным общим связям, мышление раскрывает закономерности или законы действительности. В восприятии я могу лишь констатировать, что в данном частном случае данное единичное явление протекало так-то, но лишь в результате мыслительной операции я могу прийти к тому выводу, что такова общая закономерность. Раскрытие закономерности свойств и тех отношений, которые выступают в восприятии, требует мыслительной деятельности. Раскрывая все более глубокие закономерности явлений, мышление познает все более и более существенные свойства, все более глубокую сущность объективного мира. Адекватное познание бытия, которое всегда находится в процессе становления, изменения, развития, отмирания старого, отживающего, и развития нового, нарождающегося, дает лишь мышление, которое отражает бытие в его многосторонних связях и опосредованиях, в закономерностях его движимого внутренними противоречиями развития, - диалектическое мышление.

Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано с действием . Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления . Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием , мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.

Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В теоретическом мышлении связь с практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется. Практика остается основой и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому единичному случаю практики. Пока, решая задачу, мы оперируем только наглядным единичным содержанием, данным нам в непосредственном созерцании, мы разрешаем задачу лишь для данного единичного случая. В каждом следующем случае приходится решать задачу снова, и снова это решение только этой частной задачи. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное решение задачи радикально изменяет положение. Задача, получившая такое обобщенное решение, решена не только практически - для данного частного случая, но и теоретически - для всех принципиально однородных случаев. Решение, полученное на единичном случае, выходит за его пределы и получает обобщенное значение; оно становится теорией или составной частью теории. Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования . Оно поднимается на тот уровень, когда возможной становится теория, опережающая практику и служащая руководством к действию. Так прокладывается диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике", - пишет Ленин. 116 Развиваясь на основе действия, мышление и служит в конечном счете для организации действия и руководства им.

Будучи связано с деятельностью, теоретическое мышление само процесс, переход от единичного к общему и от общего к единичному, от явления к сущности и от сущности к явлению. Реальное мышление - это движение мысли . Оно может быть правильно понято лишь в единстве деятельности и ее продукта, процесса и его содержания, мышления и мысли.

Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.

Полноценное диалектическое понятие берет явление во внутренней взаимосвязи всех его сторон, в единстве внутренних противоречий, в его конкретной жизни и развитии. В "смене" взаимозависимости всех понятий, в тожестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий мышление все глубже проникает в конкретную жизнь действительности, в ее движимое внутренними противоречиями развитие. И именно понятие, а не слово, как этого хотят формалисты, превращающие речевой знак в творца, в "демиурга" мышления, 117 и не общее представление, как этого хотят эмпиристы, сводящие логическое к наглядно-чувственному, - именно понятие является специфическим содержанием мышления.

Вскрывая связи и отношения, исходя от явления к обобщенному познанию их сущности, понятие приобретает абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия сплошь и рядом нельзя себе наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Его объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы непосредственной наглядности. Формой существования понятия является слово.

Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческим процессом, подчиненным историческим закономерностям.

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

5. Природа СЧВ. Одной из основных работ о психоаналитическом подходе к проблеме телепатии является глава XXX "Вводных лекций по психоанализу" Фрейда (Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis), под названием "Сновидения и оккультизм" (см. русский перевод: Фрейд 3. Введение в психоанализ:

Из книги Ум человека автора Торсунов Олег Геннадьевич

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Природа света Чтобы полнее понять, что нас ведет и направляет, давайте подумаем о свойствах «параллельных миров», как они проявляются в мире, описываемом квантовой механикой. Неплохим отправным пунктом могут быть свойства света. Возможно, вы знаете, что в физике, свет

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Природа нормы Возвращаясь к вопросу, с которого мы начали, а именно к природе нормы, мы вплотную подошли к ее отождествлению с высшей степенью совершенства, на которую мы способны. Но этот идеал не является недостижимой целью, которая маячит где - то далеко впереди;

Из книги Забытый язык автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Исцеляющая сила эмоций автора Падус Эмрика

Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Последний ребенок в лесу автора Лоув Ричард

Бог и мать-природа Ближайшие десятилетия станут поворотным временем для западного образа мысли и веры. Для учащихся общий рост внимания к вопросам духовности может означать усиленное и обновленное ощущение благоговения перед тайнами природы и загадками науки. Для

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Природа и погода С солнцем вроде «разобрались», но и другие погодные явления словно объявили войну женской красоте. Вспомни о ветре и морозах, от которых шелушится кожа и синеют носы. И женщина снова и снова вынуждена придумывать, как же защитить свою кожу, такую нежную и

Из книги Любить без условий, растить без усилий автора Некрасовы Заряна и Нина

Природа запретов Вообще-то слово «нет» как и частичка «не» очень коварны, они обладают одним странным свойством. Эти слова или пролетают мимо ушей, или, наоборот, ребёнок воспринимает наше «не» как прямой приказ – и НЕ делает того, о чём просит взрослый.Например, посылаете

Из книги Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

I. Природа убеждения Мозг, как в сущности и любая биологическая и социальная система, имеет многоуровневую организацию и несколько уровней обработки информации, в результате которых мы способны выходить на различные уровни мышления и бытия. Стараясь создать модель для

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями

Из книги Психология интеллекта автора Пиаже Жан

Глава 2. «Психология мышления» и психологическая природа логических операций Возможность психологического объяснения интеллекта зависит от того, как мы будем интерпретировать логические операции: будем ли мы понимать их как отражение уже готовой реальности или как

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Природа игры Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.Различные

Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

Органическая связь мышления с речью и языком одновременно и формирует и вскрывает общественно-историческую, культурно обусловленную, т.е. социальную природу мышления. Социальная природа мышления проявляется в том, что люди, усваивая язык, овладевая речью, непроизвольно усваивают и базисные представления о мире, т.е. первоначальные суждения о жизни. Таким образом, они усваивают готовые формы мысли. Кроме того, овладевая систематическими знаниями в процессе получения образования, человек овладевает системой взглядов, способами рассуждения и тем уровнем знаний, которые доступны ему в данное время. Это означает, что человек не открывает мир знаний, а основывается на результатах мышления конкретных людей, живших до него. Так происходит развитие человеческого сознания, с опорой на прежние достижения человечества. Таким образом, человеческое мышление имеет своей предпосылкой достижения человеческой мысли, а физиологической основой – мозг, сформированный в процессе эволюции человека . Природа человеческого мышления социальна потому, что и в своих предпосылках, и в своем порождении, и в своих перспективах способы и результаты человеческого мышления порождаются человечеством и служат будущим поколениям. Как уже говорилось выше, именно язык является универсальной основой социальности человеческого мышления, поскольку в языке закрепляются и передаются результаты мышления от человека к человеку, в том числе – будущим поколениям людей.

6.4. Развитие мышления: от животных к человеку

В своем развитии мышление проходит несколько стадий. В психике животных мышление основывается на сопоставлении первичных образов ощущений и восприятий (первая стадия), на сопоставлении вторичных образов ощущений и результатов (образов памяти), а также на способности использовать предметы в функции вспомогательных средств для оперирования с иначе недоступными объектами. Так, обезьяна может с помощью палки достать банан, до которого она не может дотянуться рукой. Но мышление животных ограничивается действиями с образами и отдельными предметами в конкретной ситуации, данной в ощущении и восприятии. Кроме того, животное оперирует с предметами путем ситуативных проб.

У человека потенциал мышления неизмеримо возрастает прежде всего за счет громадных различий в строении и развитии головного мозга, ведь только вес человеческого мозга в 4 раза больше чем вес мозга орангутанга. Именно мощность мозговых структур, огромное количество нейронов в человеческом мозге делает возможной тончайшую координацию и дифференциацию в работе анализаторов, создает способность к различению малейших отличий в предметах и явлениях.

Недостаточной способностью к тонкому различению объясняются особенности примитивного мышления на ранних этапах развития ребенка и на доцивилизационном уровне развития человечества, которые называются синкретичностью.

Синкретичность – это нерасчлененность первоначальных впечатлений, когда, например, ребенок словом «папа» обозначает и отца, и принадлежащие ему вещи: расческу, часы, туфли. Малонезийцы острова Бисмарка одним и тем же словом называют дождь, капли дождя, мокрые следы на земле, капель. Рисунки маленьких детей отличаются отсутствием деталей. Все это свидетельствует о том, что первичной, примитивной формой мышления является нерасчлененная познавательная структура – синкрет .

Синкрет представляет собой обобщенное представление о предметах или явлениях одного ряда, которым уже можно оперировать, обозначая его, но которое еще не поддается сравнению (сопоставлению с другими) и анализу (расчленению по присущим ему признакам и компонентам) в силу того, что отсутствует способность к тонкому различению отдельных составляющих данного предмета или явления.

Итак, мышление начинается с распознавания. Затем мышление предполагает способность удержать, закрепить полученный результат (т.е. опирается на память) и использовать предметы как вспомогательные орудия в жизненной ситуации. Как мы видим, с самого начала мышление предполагает активные, пробные действия живого существа.

Следующий этап развития мышления – манипуляция с предметами путем случайных и пробных действий. Именно на этой стадии развития мышления формируется способность к так называемому двухфазовому действию, при котором вначале осуществляется пробное действие, затем в мозгу строится образ желаемого действия и затем осуществляется результативное действие, направленное на решение задачи.

Дальнейший этап развития мышления предполагает соединение синкрета с его обозначением – словесным знаком. Это ведет к действию уже не с предметами, а с обозначением предметов, т.е. со знаками, означающими предметы и явления. Данный этап знаменует переход к собственно человеческому, хотя и примитивному, мышлению.

Это и есть первый шаг к качественно новому уровню развития психики – сознанию . Сознательная форма психического отражения отличается от досознательных тем, что в нем происходит опосредование психического отражения языковыми значениями. Это означает, что синкретичность доязыкового мышления сменяется его дискретностью , т.е. способностью различать и фиксировать с помощью множества слов различные признаки предметов и явлений. Далее, диффузное, нерасчлененное представление сменяется конкретным и определенным образом (перцептом), закрепленным определенным же словом. Затем перцепт дифференцируется, обогащаясь определенными и более точными значениями слова. И, наконец, на основе дискретных, расчлененных, определенных, закрепленных за языковыми значениями предметов и явлений, происходит их оформление в инвариантную когнитивную структуру – понятие .