Вес емкости молочной алюминиевой от газ 53. Молоковоз-Богатырь. Краткая историческая справка. Модификации и история выпуска

Молочная автоцистерна на базе Газели

Одним из видов автоцистерн являются – их тоже на базе шасси ГАЗ было произведено достаточно много.

Первые автоцистерны представляли собой железный резервуар, который устанавливался на раме из брусьев и крепился хомутами. В состав бочки для перевозки жидкого топлива входила специальная арматура, состоящая из фильтра очистки и предохранительного клапана, который сбрасывал излишки давления бензиновых или керосиновых паров. Снизу бочки монтировались два запорных вентиля – с помощью них через гибкие рукава топливо из цистерны сливалось самотеком.

Автоцистерна на базе ГАЗ 51 для перевозки нефтепродуктов


После Великой Отечественной войны первым бензовозом в Горьком стала автоцистерна АЦ2-51 на шасси , автомобиль пошел в серию в 1950 году. У машины была емкость 2000 литров, и перевозила она в основном керосин и бензин. Также машины ГАЗ предназначались для перевозки пищевых продуктов.

Цистерна АВВ-2 служила для перевозки питьевой воды, модель АЦПТ-1,8 доставляла молоко, техника служила для перевозки растительного масла, живой рыбы, пива. Последние цифры в названии спецавтомобилей свидетельствовали о емкости бочки – так у молоковоза она равна 1,8 м³. Молоко в бочке было перевозить гораздо выгоднее, чем во флягах:

  • Сразу можно перевезти большой объем;
  • Продукт долго не скисал, так как цистерна была изотермической, и молоко в ней не нагревалось.

Читайте также

Пожарные машины на базе ГАЗ

Не одна модификация пожарных машин собиралась на базе ГАЗ 51 – автомобилей было несколько. Самыми распространенными стали модели ПМГ-6 и ПМГ-12.

Автоцистерны ГАЗ 53

Очень популярными на базе были бензовозы и вакуумные (ассенизаторские) машины, и даже необязательно о них говорить в прошедшем времени – некоторые авто сохранились до сих пор и используются в работе. просты в обслуживании и надежны в работе.

По объявлениям до сих пор можно их найти в продаже – цена цистерны в среднем колеблется от 50 до 250 тыс. руб.

Стоимость техники зависит от состояния и года выпуска. По низкой цене продают автомобили в неисправном состоянии или без документов. В целях экономии топлива часто грузовики переводят на газ – литр такого топлива примерно в два раза меньше литра бензина или дизельного топлива. Применение ГБО оправдано – грузовой автомобиль в среднем расходует от 25 до 30 л горючего на 100 км, и работа на газу существенно сокращает расходы владельца транспортного средства.

Внешний вид молоковоза на базе ГАЗ 53


Вот некоторые технические характеристики бензовоза на шасси ГАЗ 53:
  • Габариты авто – 6,2/2,4/2,6 м;
  • Расстояние между осями (колесная база) – 3,7 м;
  • Полная масса автомашины – 7,15 тонны;
  • Объем цистерны – от 4,2 до 4,8 м³ в зависимости от модификации;
  • Дорожный просвет – 26,5 см;
  • Заправочная емкость бензобака – 90 л.

На автоцистернах с завода штатно устанавливался бензиновый двигатель объемом 4,25 л, его мощность была равна 115 л. с. В связи с тем, что мотор довольно «прожорлив», многие автовладельцы меняли бензиновый ДВС на более экономичный и приемистый дизель. Часто можно встретить на «53-ем» дизельный двигатель Минского моторного завода Д-245. «ГАЗ 53 цистерна» комплектовался механической 4-ступенчатой коробкой передач, обе подвески (передняя и задняя) были рессорными.

Автоцистерны ГАЗ 3307 и 3309

Бензовозы


Автоцистерны АЦ-4,9 произведены на шасси и , автоспецтехника предназначена для перевозки нефтепродуктов. Емкость наполняется с помощью насоса сверху, слив жидкого топлива происходит самотеком. Для предотвращения произвольного вытекания жидкости установлен запорный кран, насос закачки работает от коробки отбора мощности.

Автоцистерна имеет следующие технические характеристики:

  • Снаряженная масса (без груза) – 3,63 тонны;
  • Габариты авто – 6,4/2,4/2,6 м;
  • Расстояние между осями (колесная база) – 3,77 м;
  • Полная масса автомашины – 7,9 тонны;
  • Объем цистерны – 4,9 м³;
  • Дорожный просвет – 26,5 см;
  • Заправочная емкость бензобака – 105 л;
  • Привод колес – задний (4х2).

Бочка изготавливается из черной или нержавеющей стали толщиной 3мм, сечение цистерны овальное.

Вариант бензовоза на базе ГАЗ 3307


В настоящее время машины на базе ГАЗ 3307 уже не производятся (сняты с производства), автомобили АЦ-4,9 собираются на ММЗ Д-245.7 и Cummins ISF. С 2013 года шасси ГАЗ 33098 стали комплектоваться мотором Ярославского моторного завода ЯМЗ-5342.

Ассенизаторские машины

Вакуумная машина работает по принципу захвата жидкости за счет вакуума, который создается в цистерне вакуумным насосом. Жидкость продолжает поступать в бочку до тех пор, пока не цистерна не заполнится полностью. При заполнении емкости срабатывает специальный датчик, раздается звуковой сигнал, и вакуумный насос автоматически прекращает свою работу. Сливается жидкость из бочки самотеком – для слива открывается запорный кран. На базе шасси ГАЗ 3309 созданы ассенизаторские машины КО-503В-2, КО-522Б и КО-503В-3-01.

Молоковоз-Богатырь. Краткая историческая справка. March 20th, 2017

Подошла к завершению постройка модели молоковоза на базе тягача МАЗ-64227 и полуприцепа МАЗ-9389, прототипом которого послужил автопоезд, курсирующий в начале 90-х годов между поселком Уваровка (Можайский район Московской области) и Москвой. Рассказ о тягаче уже был в , но все же немного напомню, почему я решил его сделать.



Довольно часто утром, отдыхая летом в деревне, я брал велосипед, ехал на местный небольшой молокозавод и любовался диковинной техникой, попутно делая заметки, чтобы потом зарисовать этот автопоезд.

Сам молокозавод в начале 2000-х перестал работать, но здание еще стоит. Прошлым летом удалось сделать несколько кадров того, что от него осталось.
Территория и главное здание молокозавода.


Вид на завод сзади. На месте белой пристройки, которой раньше не было, останавливались молоковозы для наполнения цистерн.


Подъездная дорога (видны въездные ворота на территорию).


Дорога довольно узкая. Не представляю сейчас, как могли на ней разъехаться молоковозы. Заполненные молоком грузовики ехали от завода в подъем, поэтому, несмотря на то, что минский тягач был рассчитан на такие грузы, но ехал он очень медленно, чем я и пользовался, чтобы бегом догнать молоковоз и прокатится на задней лестнице полуприцепа несколько метров.
Вообще молоковозы на завод приезжали разные: ГАЗ-53 (самые частые), ЗиЛ-130 с прицепом, КамАЗ-5410 с полуприцепом, КамАЗ-53212 с прицепом и СуперМАЗы с полуприцепами. Их я тоже рисовал, но гораздо менее детально.

В памяти больше всего остался именно герой рассказа. Сам тягач МАЗ-64227 выпущен в 1987 году и был оснащен ярославским восьмицилиндровым дизелем мощностью 320 л.с. Вообще эта модификация выпускалась довольно в узкий промежуток времени: с 1985 года по 1988 год. От ранних СуперМАЗов внешне модель отличалась новым бампером, подножками и воздухозаборником, но облицовка кабины осталась старой.
Полуприцеп был очень необычен, он построен силами Автокомбината № 6 Главмосавтотранса на базе полуприцепа контейнеровоза МАЗ-9389 (1990 года выпуска).

Благодаря информации от бывших сотрудников предприятия и коллегам на форумах удалось выяснить некоторые факты.
Внешняя обшивка надстройки полуприцепа скрывала под собой семь емкостей от стандартных молоковозов на базе МАЗов 500-ой серии (АЦПТ-11). В одну емкость вмещалось примерно 3,8 тонны молока, т.е. этот полуприцеп перевозил примерно 26-27 тонн молока за один рейс. Емкости были расположены поперечно на основании от двух стандартных 20-ти футовых контейнеров, которые были объединены вместе.
В 80-90х годах в нашей стране не было молоковозов большой вместимости для дальних перевозок, а потребность в них была. Силами работников комбината было изготовлено примерно три десятка полуприцепов грузоподъемностью от 19 (5 секций) до 27 тонн (7 секций). Делались они из нескольких старых полуприцепов меньшей грузоподъемности. Все полуприцепы и прицепы, которые закупал комбинат, приходили на предприятие желтыми и уже на месте перекрашивались в белый фирменный цвет. Для необычной раскраски техники на комбинате был специально приглашенный художник.

Общие виды автокомбината (кадры из художественного фильма «Право на выбор» 1984 года, главным местом действия которого является 6-й Автокомбинат), расположенного на ул. Добролюбова в Москве.






Ниже фото молоковозов с 5-ю и 6-ю секциями.








На 6-ти секционный полуприцеп у предприятия даже есть авторское свидетельство.


Небольшой сюжет "23 тонны за рейс" об одном из молоковозов предприятия есть в киножурнале «Сельское хозяйство», № 11 за 1983 год.


Еще молоковозы комбината можно увидеть в фильме «Двадцать эмблем на стекле.. .» (1981 год), рассказывающем о проведении в Москве конкурса водителей "За безопасность движения".


Вообще эти молоковозы часто бывали на разных промышленных выставках СССР в первой половине 1980-х годов, было несколько статей в прессе.
Например, .

Чтобы вместить 7-ю секцию, надстройка полуприцепа немного выступала за габариты рамы.
К сожалению, фотографий зарисованного мной автопоезда мне не удалось найти, да и вообще информации о данных молоковозах достаточно мало.
Вот несколько фото, которые удалось найти, практически аналогичного, но более раннего молоковоза с тягачом МАЗ-6422.
Фото из журнала «Смена», № 10 за 1983 год


Фото из архива агентства ТАСС (выставка «Научно-технический прогресс» 1985 года).


Фото из личного архива С. Бутранова (автор фото А. Хватов).


Фото из книги “Специализированный подвижной состав для грузовых автомобильных перевозок”.


Фото, представленное М. Шелепенковым на rcforum.ru.


Собственно, опираясь на эти фото и информацию о стандартном контейнеровозе МАЗ-9389, я и делал свою модель.
В начале 90-х годов автокомбинат был приватизирован и преобразован в ЗАО «Молавто».
А примерно через 10 лет на предприятии сменилось руководство и подвижной состав был распродан (на балансе предприятия находилось более четырехсот транспортных средств). Позже появилась возможность закупать полуприцепы большой грузоподъемности за границей, к тому же Вологодский машиностроительный завод стал выпускать большие автоцистерны из нержавейки. Так постепенно, белоснежные автомобили сошли на нет.

Жаль, что информацию об уникальном подвижном составе, который не просто был сделан силами предприятия, но и действительно работал на дорогах страны, сейчас очень сложно найти.

В отличии от говновозов на базе 53-х ГАЗонов, выпущенных питерскими товарищами из DiP Models, и практически сразу распроданных, модели молоковозов и пивовозов еще можно встретить в свободной продаже. Меня конечно же заинтересовал поздний вариант автоцистерны для перевозки молока (1991 года), примелькавшийся в детстве.


Самыми частыми молоковозами на местном молокозаводе в пос. Уваровка были именно такие небольшие довольно шустрые автоцистерны. Они свозили молоко с окрестных колхозов и разгружались с парадной стороны завода.
Емкость цистерны, как следует из названия, составляет 3,3 куб.м., что примерно в 8 раз меньше емкости цистерны молоковоза-богатыря на базе МАЗ-64227 .
Конечно же подобную модель (более раннюю) я тоже зарисовал, но уже скорее не по памяти, а по имеющимся справочникам. По просьбе товарища stevelar продолжаю выкладывать свои старые рисунки.


В детстве была пара историй, связанных с подобными ГАЗонами.
Один водитель оставил свой молоковоз на обочине подъездной дороги к молокозаводу. Отойдя от машины, он увидел, что молоковоз стал откатываться назад. Видимо, он забыл его поставить на тормоз. Водитель от неожиданности сразу стал кричать: "Кто здесь?". Но потом сообразил и успел залезть в кабину.
А другой молоковоз вытаскивал с помощью троса глухо застрявший в грязи трактор "Беларусь", который до этого пару часов пытался выехать своими силами. Помню, водитель ГАЗа тогда боялся сжечь сцепление.


Теперь о модели.
Подобный цвет кабины (что-то типа цвета морской волны), которую воспроизвели питерские умельцы, как-то не отложился в голове. В основном помню были голубые и защитного цвета.
52 и 53 ГАЗоны конечно у DiP получились очень удачными, чем они и пользуются, продолжая выпускать на радость собирателям модификации различных надстроек, соответствующих прототипам разных временных периодов.
Конечно мелких деталей визуально поменьше, чем у говновоза, но цистерна молоковоза получилась тоже довольно приличной. Надписи нанесены методом тамповки, имеются аккуратные поручни и подножки, снизу цистерны присутствуют сливные магистрали.
Крышки горловин выполнены одной деталью и поэтому выглядят немного простовато (нет щели между "коромыслом" и крышкой). Также вся надстройка довольно низко посажена на шасси. Хотя в сети полно фото и с такой посадкой.
Добавляют реалистичности ленинградские ГРЗ и логотип автобазы на двери.
Модель была приобретена в начале апреля этого года, но подходящий антураж удалось подобрать только сейчас.


Ведро, которое было повешено сзади, благополучно затерялось в траве. Из 4-х ведер, купленных комплектом, уже осталось только два.






Коровы возвращаются на ферму.


На заднем плане видна силосная яма.










Кадр в движении (модель немного покатилась). Не хватает только водителя.










Едем на ферму.












Встречный транспорт - сельский компактный внедорожник ЛуАЗ-696М из журнальной серии с номерами Московской области.










Фото в естественных цветах.









Есть техника, автомобили, которые становятся символом времени. Когда люди старшего поколения вспоминают позднее советское время, то вспоминают также этот автомобиль, Газ 53. Выпускался он на Горьковском автомобильном заводе.

Начался выпуск этой машины в 60-х годах. Было несколько модификаций этой техники 3-го поколения. Машина выпускалась вплоть до 1993 года. За 30 лет было выпущено более 4 миллионов автомобилей. Среднетоннажный грузовик вместимостью от 3 до 4,5 тонн стал самым массовым грузовиком в советское время.
История Газ 53 богатая. Эта машина долго и надёжно обслуживала всё народное хозяйство СССР. Сохранившиеся работоспособные машины и теперь есть в сельском хозяйстве, на стройках, в коммунальном хозяйстве.

Модификации Газ 53 выпускались в определённом порядке. С начала выпуска автомобиля до 67 года он шёл под маркой Ф. Потом стал выпускаться грузовик с литерой А – более грузоподъёмная машина и сильнее. Затем с 84 года запустили модели Газ 53-19 и 53-27. У последнего – двигатель работает на пропане. Все машины выпускались параллельно, для разных нужд. Вот фото бортового Газ 53:

Этот грузовик стал гордостью советской автомобильной промышленности. Его также экспортировали за рубеж. Многие страны покупали машину. Удобная, выносливая. Другая модификация стала брать груз уже до 4,5 тонн. Фото Газ 53:

Технические характеристики

Газ 53 весит 3 тонны 250 кг. и имеет такие параметры:

  • от переднего бампера до заднего борта – 6 м. 40 см.;
  • от левого борта до правого борта – 2 м. 38 см.;
  • высота – 2 м. 22 см;
  • может брать груз 4 тонны;
  • просвет от днища до почвы – 26,5 см.;
  • дистанция между передними и задними колёсами – 3,7 метра;
  • стальные диски колёс;
  • между передними колёсами расстояние – 1 метр 63 см.;
  • бак вмещает 90 литров бензина;
  • сухое дисковое сцепление, приводится в движение рычагом.

Машина имеет тормоза барабанного типа с гидравлическим усилителем.

Характеристика двигателя Газ 53

На эту машину ставились две марки моторов. На более поздних – движители помощнее. На базовую машину с 1966 года устанавливали двигатель ЗМЗ 53, имеющий такие параметры:

  • бензиновый, карбюраторный тип;
  • шестицилиндровый, четырёхтактный;
  • объём двигателя Газ 53 – 4,25 л.;
  • вес – 265 кг.;
  • используется бензин марки А-76;
  • степень сжатия – 7,6;
  • запас масла – 10 литров;
  • мощность двигателя Газ 53 – 115 л.с.;

Технические характеристики двигателя ЗМЗ 53 могут несколько отличаться у разных моделей. Отличие незначительно. Марка двигателя Газ 53 могла повлиять лишь на грузоперевозку и немного на скорость. Клапана расположены сверху. Блок цилиндров, головка блока выполнены из алюминиевых сплавов. Фото двигателя Газ 53:

Кабина

Кабина просторная. Кроме водителя, может уместиться ещё 2 человека. Цельное сиденье во всю ширину кабины имеет мягкую спинку. Металлический каркас кабины с двумя дверцами – слева и справа.

Расход топлива

На 100 км. пути тратится бензина приблизительно от 27 до 30 литров, в зависимости от нагрузки.

Устройство

Рама, на которую крепится кузов, имеет поперечные балки, количеством 6 или 7 (тут дополнительно наваривали ещё одну, в силу необходимости). Впереди рамы на двух рессорах закрепляется передняя ось, выполненная из стали. На концах передней оси находятся поворотные кулаки, где при помощи цапф прикреплены колёса. Передние колёса одинарные, с телескопическими амортизаторами. Жёсткая рама грузовика сзади укреплена балкой ведущего моста. С обеих сторон находятся рессоры. Они полуэллиптические и соединены с рамой.

Между рамой и рессорами находится так называемая подушка из резины. К тому же задняя подвеска имеет дополнительные подрессорники. Задние колёса у этой машины сдвоенные (с каждой стороны по два колеса), для лучшей проходимости и устойчивости. Продуманная система амортизации позволяет машине ехать с приличной скоростью по всевозможным ухабам на грунтовой дороге без каких-либо последствий для машины.

Сзади машины, в конце рамы, прикреплён буксир. Слева крепится запасное колесо. Именно за предусмотрительность на все случаи полюбили эту машину в сельской местности. На основе этой машины даже делали краны: снимали кузов, жёсткую раму укрепляли поперечинами, прикручивали болтами на раму шасси Газ 53 кран. В сёлах можно увидеть эти раритеты техники. Они до сих пор работают.

Газ 53 – самосвал

Ходовая часть

Трансмиссия, управление и ходовые механизмы соединены между собой последовательно. Применены дешёвые, экономные детали. В то же время детали эти хорошего качества, из качественного металла. Сцепление предназначено для переключения передач, торможения, для разных режимов движения. Соединение элементов узла сцепления сделано так, что при нажатии педали приходит в действие тяга, которая соединяется рычагом с выключающей вилкой. Четырёхступенчатая коробка передач при второй и третьей передаче передаёт движение через цепляющиеся шестерни. Третья, четвёртая передача включается при помощи синхронизатора. Включению второй передачи помогает зубчатая муфта. Коробка передач позволяет изменять скорость, даёт возможность движения задним ходом, и работе мотора вхолостую. Тогда мотор работает, а машина стоит.

Переключение передач делается в два захода. Карданная передача имеет два вала с шарнирами на конце. Передаётся крутящий момент к главной передаче. Она передаёт движение через дифференциал на полуоси ведущих задних колёс. Дифференциал ещё предназначен для выравнивания хода на неровной дороге, на поворотах. Это не даёт проскальзывать колёсам, значит, шины меньше изнашиваются. В заднем мосте находится картер, в который заливают масло объёмом до 8,2 литра. Масло облегчает работу шестерёнок. Картер выполнен из литого ковкого чугуна. Для охлаждения мотора впереди машины за бампером находится радиатор. В него заливается вода, 21 литр, для охлаждения двигателя во время его работы. После работы, если машину оставляют на улице зимой, воду сливают, чтобы вода в радиаторе не замёрзла.

Преимущества и недостатки

Грузовик имеет много положительных характеристик. Легкая в управлении и надёжная машина. Ремонтировать можно в любых условиях. Запчасти к машине доступны. Грузовик может пробегать до 400 тысяч км. без капитального ремонта. Есть и минусы. Слабое место – тормоза, узел сцепления. Выходят из строя чаще других узлов. Распределитель, кардан, вал – места их соединения могут выйти из строя. В моторе, в коренном подшипнике может пропускать сальник.