Гофман представление себя другим читать. Аналитический обзор труда Гофмана И. "Представление себя другим в повседневной жизни". Загрузить Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни

Гофман пишет, что данная книга предназначена для того, чтобы стать для читателя неким путеводителем в его исследованиях различных социальных укладов (семейного, промышленного, торгового). Любой читатель может обнаружить в ней множество приемов, образующих некий методологический каркас, который можно применять в таких исследованиях. Для социологии эта книга представляет собой учебное пособие, в котором подробно разбирается определенный социальный подход к изучению социальной жизни. Драматургический подход фокусируется на принципах театрального представления, т.е. на том, какими именно способами индивид представляет себя и свою деятельность другим, контролирует у этих людей формирование определенного впечатления о себе и что может делать, а что нет во время этого представления. Данная книга исследует именно это театральное представление индивидом себя другим.

Гофман выделяет две формы выражения:

Произвольную (способ выражения, при котором индивид дает окружающим некоторую информацию о себе)

Непроизвольную (способ выражения, при котором индивид выдает себя)

Т.е. если мы говорим о первом способе, то индивид передает какую-либо информацию посредством вербальных символов (разговора, общения), а второй способ заключается в том, что индивид может дать о себе какую-либо информацию непроизвольно с помощью определенной манеры общения, с помощью своих отличительных качеств, различных действий и т.д. Коммуникация у Гофмана - это процесс передачи информации, которая включает в себя различные обобщенные символы и симптоматику отдельных индивидов.

Предположения позволяют человеку начать взаимодействие с другим, сконструировать начальный ход своих действий, строить первоначальные выводы о нем. Посредством последующей коммуникации с другим, некоторые выводы будут опровергаться, некоторые наоборот укрепляться, возможно, будет реконструироваться ход действия по отношению к другому.

В большей степени Гофмана интересует второй тип самовыражения - непроизвольный (который он называет еще театральным, невербальным и непреднамеренным).

Элементами выражаемого поведения являются: определение ситуации индивидом, выдвижение различных предположений, конструирование действия индивидом, само действие, появление различных выводов об индивиде и возможное изменение этих выводов в последующем.

Асимметрия коммуникации заключается в следующем: индивид осознает только произвольную часть самовыражения (та часть самовыражения, которая состоит из вербальных утверждений индивида). Наблюдатели же принимают во внимание и произвольную и непроизвольную часть самовыражения индивида (непроизвольная часть - та часть, которая состоит из проявлений непроизвольного самовыражения индивида, которой он почти не владеет которую почти не контролирует). Симметрия коммуникации может быть восстановлена посредством контроля индивида за непроизвольной частью самовыражения, планирования им определенной ситуации.

Гофман выделяет два режима исполнения роли (два полюса):

1)Вера в собственную роль - режим, при котором индивид полностью увлечен собственным действием

2)Отсутствие веры в собственную роль - режим, при котором индивид цинично относится к собственному действию

Эти режимы могут меняться. Если изначально у человека не было веры в собственную роль, то в скором времени человек может «вжиться» в роль которую он играет и приобрести веру в эту роль. Если изначально вера в роль существовала, то постепенно человек ограждаться от своей роли, чтобы защитить свое внутреннее Я от слишком тесного соприкосновения с аудиторией. Также Гофман пишет, что существуют колебания веры: ситуация, когда индивид колеблется между верой и цинизмом и, в конце концов, останавливается на чем-то одном.

Передний план - «стандартный набор выразительных приемов и инструментов, …выработанных индивидом в ходе исполнения», которые сопровождают его лишь в исключительных случаях. Личный передний план - набор выразительных приемов и инструментов, которые тесно связаны с самим исполнителем и сопровождают его повсюду. Элементами переднего плана являются различные элементы обстановки: мебель, декорации, физическое расположение участников и т.д. Элементами личного переднего плана являются элементы внешнего вида человека и его манер: отличительные звания официального положения или ранга, умение одеваться, пол, возраст, расовые характеристики, габариты, внешность, осанку, характерные речевые обороты, выражения лица, жесты и пр. Данные элементы представляют собой некоторый реквизит для протекания человеческого действия. Этот факт делает их крайне важными для постановки данного действия. Информация, сообщаемая передним планом всегда абстрактна и обобщенна. Это происходит вследствие того, что она содержит нормы, которые могут быть использованы различными рутинными представлениями.

Идеализация - процесс воплощения индивидом общепринятых ценностей определенного общества в большей степени, чем в повседневной жизни (в совершенной степени). Идеализация проявляется в том, что индивид принимает определенную роль (идеальный образец поведения), не свойственную ему в повседневной жизни и следует ей определенный промежуток времени. Посредством идеализации индивид может внушить аудитории определенное впечатление, которое зачастую может помочь ему в осуществлении своих корыстных целей.

Зона исполнения - любое место, в котором восприятие исполнения так или иначе ограничено. Зоны исполнения заостряют внимание индивидов на определенных аспектах исполнения и ограничивают в других.

Зона переднего плана - место проведения представления, в котором какое-либо исполнение является точкой отсчета (другими словами: место, в котором выразительно подчеркиваются некоторые элементы определенного представления). Поведение в этой зоне направлено на создание определенного впечатления об индивиде, впечатления, что деятельность индивида в этой зоне направлена на поддержание и воплощение определенных социальных норм и стандартов.

Исполнитель придерживается определенных правил вежливости (нормы вербального обращения исполнителя к аудитории) в беседе и определенных приличий поведения (соблюдение исполнителем определенных ограничений в поведении когда он находится в зоне видимости или слышимости аудитории, но не обязательно говорит с ней), которые можно разбить на моральные требования и инструментальные.

Зона заднего плана - место, в котором «осо¬знанные противоречия с насаждаемым впечатлением при¬нимаются как должное» (другими словами: место, в котором появляются и признаются скрываемые от публики факты). Зоны заднего плана играют роль так называемых закулис, т.к. в них репетируются и подготавливаются различные представления, а также в них нет возможности попасть членам аудиторий (в них могут попасть только исполнители).

Эрвин Гоффман (1959) отводит важную роль такому виду управления впечатлениями в социальном взаимодействии. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эта концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя /142/ "декорации" и "окружающую обстановку" для создания определенных впечатлений.

Вот беременная женщина, одетая в блузку, на которой написано слово "бэби" и изображена стрела, направленная к животу. Вероятно, она стремится создать впечатление, что не считает беременность чем-то таким, что надо скрывать. А может быть эта особа хочет, мягко говоря, шокировать окружающих. Гоффман уделяет основное внимание анализу ситуаций межличностного общения, связанных с непрерывным взаимодействием впечатлений. "Человек может желать, чтобы другие хорошо относились к нему или чувствовали, что он высокого мнения о них, или чтобы они не имели об этом ясного представления. Он может стремиться обеспечить достаточное согласие, чтобы можно было продолжать взаимодействие. Или же - обмануть, оттолкнуть, привести в замешательство, ввести в заблуждение, оскорбить других людей или бороться с ними. Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется главным образом путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам (1959. С. 4). Гоффман также обсуждает способы, с помощью которых люди "сохраняют свое лицо", если по каким-либо причинам произвели невыгодное впечатление. Во время званого обеда у гостя после главного блюда вырвалась отрыжка; он пытается спасти положение рассказом об обычае, существующем на Ближнем Востоке: там отрыжка означает, что гость доволен трапезой, если же отрыжка отсутствует - это оскорбление для хозяев. /143/

Вообще говоря, Гоффман (1956-1957) считает, что смущение является своего рода признанием ошибки. Оно как бы выражает просьбу еще раз дать возможность произвести "хорошее" впечатление.

Некоторым людям трудно произвести выгодное впечатление на других. На них словно лежит стигма, позорное клеймо (см. главу 7). Цвет кожи, склонность к гомосексуализму, уродство могут считаться позорными. Такой человек обречен на одиночество среди "нормальных" людей, его не только считают непохожим на других, с ним не желают общаться. Гоффман (1963) пишет: "Мы не считаем за людей тех, кто отмечен каким-нибудь клеймом" (с. 5).



Такие индивидуумы могут выбирать различные стратегии поведения. Порой им удается "проскочить" (т.е. скрыть позорное клеймо). Иногда так поступают евреи, живущие в чужой им культуре. "Заклейменные" склонны делить весь мир на две части: большой мир, которому они не доверяют, и небольшая группа друзей, заслуживающих доверия. Так ведут себя люди, побывавшие в психиатрических больницах, стремясь защититься от враждебности и предрассудков окружающих. Некоторые действуют в одиночку - например, незамужняя девушка уезжает в другой город, чтобы родить ребенка.

  • Просмотров: 233
  • Скачиваний: 329
  • Размер файла: 234146 kb
  • 2000 г.
    Твердый переплет, 304 стр.
    ISBN 5-93354-006-4
    Тираж: 3000 экз.
    Формат: 84x108/32

КНИГА ИРВИНГА ГОФМАНА "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ДРУГИМ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ" И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 5
ПРЕДИСЛОВИЕ 29
ВВЕДЕНИЕ 32
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСПОЛНЕНИЯ 45
Вера в исполняемую партию 45
Передний план исполнения 54
Театральное воплощение 63
Идеализация 67
Поддержание зкспрессивного контроля 84
Ложные представления 91
Мистификации 101
Действительность и уловки 105
ГЛАВА ВТОРАЯ. КОМАНДЫ 112
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЗОНЫ И ЗОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 142
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ РОЛИ 179
ГЛАВА ПЯТАЯ. КОММУНИКАЦИЯ С ВЫХОДОМ ИЗ
ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ХАРАКТЕРА 208
Обсуждение отсутствующих 211
Сценические разговоры 217
Командный сговор 218
Перестроения в ходе исполнения 231
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ 251
Защитные меры и практики 256
Покровительственные действия 274
Тактичность относительно другой тактичности 279
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РАМКИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМО
ДЕЙСТВИЯ 283
Аналитический контекст 284
Личность-Взаимодействие-Общество 28 7
Сравнения и исследовательские возможности 289
Роль выразительности в передаче впечатлений о себе 295
Инсценирование и социальное Я человека 299

Загрузить Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни


Эта книга представляется мне чем-то вроде учебника, где подробно разбирается один из возможных социологических подходов к изучению социальной жизни, особенно той ее разновидности, которая организована в ясных материальных границах какого-либо здания или заведения. В ней описано множество приемов, в совокупности образующих методический каркас, который можно применять при изучении любого конкретного социального уклада, будь то семейного, промышленного или торгового.
Подход, развиваемый в данной работе, - это подход театрального представления, а следующие из него принципы суть принципы драматургические. В ней рассматриваются способы, какими индивид в самых обычных рабочих ситуациях представляет себя и свою деятельность другим людям, способы, какими он направляет и контролирует формирование у них впечатлений о себе, а также образцы того, что ему можно и что нельзя делать во время представления себя перед ними.

Аналитический обзор труда Гофмана И. "Представление себя другим в повседневной жизни".

Введение в книгу И. Гофмана.
Книга, по его словам, представляется чем-то вроде учебника по социологии, в которой разбирается один из социологических подходов к изучению социальной жизни, особенно той ее разновидности, которая организована в ясных материальных границах какого-либо задания или заведения. В ней описано множество приемов, образующих методический каркас, применимый при изучении любого конкретного социального уклада. Подход, развиваемый в этой работе- это подход театрального представления, а следующие из него принципы -драматургические. В ней рассматриваются способы, какими индивид в самых обычных рабочих ситуациях представляет себя и свою деятельность другим людям, какими он направляет и контролирует формирование у них впечатлений о себе, а так же образцы того, что ему нужно и что нельзя делать во время представлений себя перед ними.

Когда человек присутствует там, где находятся другие, эти другие стремятся раздобыть свежую информацию о нем или используют уже имеющуюся. Сведения об индивиде помогают определить ситуацию, позволяя другим заранее знать, чего он ждет от них и чего они могут ожидать от него. Они собирают информацию о его социально-экономическом положении, его понятием о себе, его установками по отношению к ним, его компетентностью, надежностью, и.т.д. Нередко из-за ограниченного времени контакта с индивидом, может произойти мало событий, которые составили бы блок информации. Если другим не удается сразу "раскусить" индивида, они вынуждены принимать некоторые моменты взаимодействия, как условные или естественные знаки чего-то недоступного чувствам напрямую.

В терминологии Г. Илхайзера индвид должен будет действовать таким образом, чтобы намеренно или ненамеренно "самовыразиться", а другие, в свою очередь, должны получить " впечатление" о нем. Индивид может "саморазвиваться" произвольно, что дает информацию о себе и непроизвольно, которым он "выдает" себя. Первое "самовыражение" содержит в себе вербальные символы или их заменители, чтобы передавать информацию, о которой известно, что индивид и другие связывают ее с данными символами. Это и есть "коммуникация" в традиционном узком смысле слова. Второе может намеренно представлять дезинформацию. Пользуясь обоими этими типами коммуникации: при первом, в ход идет прямой обман, при втором- притворство. В повседневной жизни, говорит И.Гофман, надо понять, что мы фактически не ведем наши дела, не принимаем решений и не достигаем целей статистически или научно. Мы живем по гадательным умозаключениям. На примере гостя у друзей невозможно определить сразу украдет или не украдет гость деньги, но предположительно можно считать, что гость не украдет и так же предположительно его принимают, как гостя. Когда индивид находится в обществе, он активно старается составить о нем такое впечатление, чтобы выделить другим о его добропорядченности и в его интересах это внушить обществу.

И.Гофман больше уделяет внимание второму типу "самовыражения", более театральному в зависимости от контекста, невербальному и, вероятно, непреднамеренному(будь то случай целенаправленно организованной коммуникации или нет). Анализируя далее в своей работе поведение индивида, И.Гофман выделяет ассиметрию коммуникации. Она заключается в том, когда другие наблюдаемые делят на две части поведение индивида, стремящиеся представить себя в благоприятном свете. Одна часть, которой индивиду легко манипулировать по желанию, так как она состоит из его вербальных утверждений.; вторая часть, состоящая из проявлений непроизвольного самовыражения индивида, которой он не владеет, не контролирует. В таком случае, другие могут использовать неконтролируемые элементы его поведения для проверки достоверности передаваемого элементами управления. Для наблюдаемых интерес представляет сверять более контролируемые элементы поведения человека с менее контролируемыми.

И можно ожидать, что иногда индивид пытается извлечь выгоду из этой самой вероятности, так, направляя впечатления от своего поведения, чтобы они воспринимались надежными. Такого рода контроль над частью индивидуальности восстанавливает симметрию коммуникационного процесса. Обычно определения ситуации,проецируемые несколькими разными участниками, достаточно созвучны друг другу, так что открытые противоречия случаются редко. Но каждому участнику позволительно устанавливать авторизованы правила, отношения к предметам, жизненно важным для него, но не затрагивающих других. В таком случае, мы имеем своего рода " modysviventi " во взаимодействии. Короче говоря, участники совместно формируют единственное общее определение ситуации, которое подразумевает реальное согласие относительного того, чье притязание и по каким вопросам будет признаваться всеми. Учитывая то, что отдельные участники могут принимать заявки на определенные ситуации, сделанные другими, можно оценить важность информации, которой индивид "первоначально" обладает или которую приобретает от своих соучастников. На базе этой исходной информации индивид начинает определять ситуацию и выстраивать свою линию поведения.

Индивид проецирует первоначальное определение ситуации и она становится его планом для последующей совместной деятельности. Рассматривая, в первую очередь, с точки зрения этого действия- нельзя упустить из виду решающий факт, что всякое проецируемое определение ситуации имеет еще и моральный характер. На этом моральном характере проекцией сосредоточен научный интерес данного исследования. Общество организовано на принципе, что любой индивид, обладающий определенными социальными характеристиками, имеет моральное право ожидать от других соответствующего обхождения и оценки. В процессе определения ситуации возможны и срывы. И если бы не соблюдались постоянные предостороженности они происходили бы гораздо чище, нежели имеют случаи в действительности. В целях предупреждения срывов постоянно применяются предупредительные практические процедуры, а так же корректированные действия, позволяющие возместить ущерб от вредоносных происшествий. Действия индивида с целью отстоять свои собственные проекции называют " защитной" практикой, когда же другие применяют их, чтобы спасти определенные ситуации, спровоцированные другими, от этого говорят, как о "покровительственной практике или " так же".

Гофман констатирует, что вместе взятые "защитные и покровительственные практики" оберегают впечатления, выношенные индивидуумом во время его присутствия перед другими. Уместно закончить это введение несколькими определениями, которые подразумевались ранее и понадобятся в будущем изложении. "Единичное взаимодействие- это все проявления взаимодействия в каком-нибудь одном эпизоде, в котором множество индивидов находилось вместе". "Контакт"- термин, который можно применить к "единичному взаимодействию". "Исполнение"(или выступление) можно определить как все проявления деятельности данного участника в данном эпизоде, которые действуют на других участников взаимодействия. Так же термин как "партия", "рутина"- это предустановленный образец действия, который раскрывается в ходе какого-нибудь исполнения и который может быть исполнен или сыгран в других случаях. "Социальная роль"- это свод прав и обязанностей о социальных отношениях, можно говорить, когда индивид или "исполнитель" в разных обстоятельствах играет одну и ту же партию перед одной и той же аудиторией.

Исполнения

Вера в исполняемую роль

Гофман отмечает, что, когда индивид исполняет какую-то эпитейскую партию во взаимодействии с другими, он неявно своих наблюдателей всерьез воспринимать создаваемый перед ними образ. Исполнитель разыгрывает спектакль, якобы, для блага других людей. Но когда у человека нет веры в собственное действие и нет интереса к верованиям своей аудитории, можно назвать его циником. В своих исследованиях Гофман обнаруживал цикл "от неверия к вере", когда первоначальная убежденность и воодушевление сменяется цинизмом и наоборот, когда люди -циники проходят этот путь обратно.

Передний план исполнения
Мы уже знакомы с термином "исполнение" и его смыслом. Гофман предлагает назвать "передним планом" ту часть индивидуального исполнения,который регулярно проявляется в обобщенной и устойчивой форме, определяя ситуацию для наблюдающих это исполнение. Передний план- это стандартный набор выразительных приемов и инструментов немедленно или неявно выработанных индивидом в ходе исполнения. Стандартные составляющие: прежде всего, "обстановка", мебель, декорации, расположение участников, постановочный реквизит. Термин "передний план" относится к составляющим, которые непосредственно связаны с исполнителем: его статус, пол, одежда, раса, габариты, и.т.п Информация о переднем плане носит абстрактную и обобщенную информацию. Можно сказать, что рутинные исполнения могут использовать одинаковый передний план, что характеризует его, как правило, институциализироваться в виде обобщенных стереотипных ожиданий, развитию которых она дает толчок.

Театральное воплощение
Деятельность индивида станет знакомой для других, только если на протяжении всего взаимодействия, его действия будут выражать именно то, что он хочет передать и внушить другим. Во многих случаях театрализация собственной работы оказывается проблемной. Проблема состоит в том, что, если перейти от конкретного исполнения как точки отсчета к индивидам, представляющим это исполнение, то можно увидеть интересную особенность того круга рутинных партий, исполнение которых обслуживает какая-то группа или класс индивидов. При этом можно обнаружить, что члены ее или его склонны связывать самолюбие, личную самооценку, свое эго, придавая гораздо меньшее значение другим партиям, которые они исполняют.

Идеализация
Гофман выделяет два пути " социализации" исполнения: Один путь- исполнение рутинной партии заявляет своим представительским передним планом некоторые абстрактные притязания на часть аудитории -притязания, которые могут быть предъявлены этим людям во время исполнения и других рутин. Второй- тенденция исполнителей внушать своим зрителям идеализированное по нескольким параметрам впечатление. Идея, что всякое исполняет идеализированное видение ситуации весьма распространено. В качестве иллюстрации можно взять точку зрения Ч.Кули: "Если бы люди не пытались казаться, хоть немножко, чем они есть, мы могли бы совершенствоваться или учиться на внешних проявлениях внутреннего мира и человека". То же стремление показывать себя исключительно с лучшей стороны или идеализированной приводит к лицемерию исполнителей. Таким образом, когда индивид представляет себя перед другими, его "исполнение" будет нести на себе общепринятые обществом ценности, в большей мере, чем это делает его поведение в целом.

В жизни очень многие члены общества культивируют свою скромность, преуменьшение своих способностей, дабы принизить себе как исполнителю, позицию исполнителя. Так, американские студентки скрывали свой ум, способность и решительность в присутствии парней-ровесников. Благодаря этому доказывается "естественное" превосходство мужчин и подтверждает, что женщины -это слабый пол. Это пример негативной идеализации.

Исполнитель зачастую склонен утаивать те мотивы, действия, факты, которые несовместимы с его идеализированной версией. Но зачастую исполнитель внушает своей аудитории убеждения, что он связан с ней более идеально и интимно, чем всегда. Во-первых, исполнители внушают аудитории, что его рутинная партия в данный момент -единственная, важнейшая из всех. Во-вторых, исполнители предпочитают внушать всем впечатления, что их сегодняшнее исполнение рутинной партии и их отношение к своей сегодняшней аудитории имеют в себе нечто особенное и уникальное. В своей исполнительной деятельности индивид может потерять восприятие аудитории даже незначительным намеком, жестом. Исполнитель в такой ситуации старается завуалировать свой промах, вводя в ситуацию как можно больше второстепенных событий, чтобы не создавать впечатления несовместимого и несогласующегося с принятым общим определением ситуации. Это означает,что свои экспрессии исполнитель должен держать под контролем. Как природные человеческие существа, мы сотворены, по-видимому, порывистыми, импульсивными особями, чьи настроения поминутно меняются Но как исполнители характерных ролей,принятых на себя для представления перед аудиторией, мы не должны допускать резких перемен и капризов.

По мнению дж.Сантаяны, процесс социализации не только преобразует, но и закрепляет духовные состояния. Благодаря социальной дисциплине, характерная маска может удерживаться на месте внутренними усилиями.

Ложные представления
В предыдущих разделах этой главы читателю предложены некоторые общие характеристики человеческого исполнения, их нет смысла перечислять. Но все эти характеристики исполнения можно рассматривать как ограничители взаимодействия от логичности выполняемых впечатлений, которые воздействуют на индивида и преобразуют обыкновенные проявления его деятельности в театрализованное представление. Вместо простого выполнения своей задачи вольного изменения чувств, индивид будет усилено изображать процесс своей деятельности и передавать свои чувства окружающим в приемлемой форме. В таком случае представление деятельности перед другими будет отличаться от деятельности самой по себе и тем самым неизбежно подавать ее искаженно. Насаждаемые видимости могут быть развенчаны дисоциирующей реальностью. Часто, нет причин полагать, будто факты, расходящиеся с насаждаемым впечатлением, являются более реальной реальностью, чем та реальность, которую они ставят под сомнение.

Для социологов интерес вопрос: "Каким образом возможен подрыв доверия к данному впечатлению?"- и это совсем не тоже самое, что и вопрос: "Каким образом, данное впечатление становится ложным?".

Мистификации
Между информационными и ритуальными моментами существует некоторая связь. Неспособность регулировать информацию, потребляемую аудиторией, влечет неизбежный распад проецируемого определения ситуации, неспособность регулировать контакты означает возможное разложение ритуальной дисциплины исполнителя.

Команды
Рассматривая исполнителя в роли различимых ситуаций, Гофман обращает внимание, что в командах индивидов резко изменяется передний план их поведения в зависимости от проецируемой интерпретации. Он вводит термин" исполнительская команда" или короче "команда", которая используется для обозначения любого множества индивидов, сотрудничающих в жизненной постановке какой-либо отдельно взятой рутинной партии. Если раннее, в качестве исполнителя имелся в виду отдельный индивид, то если специальный интерес исследователя сосредоточен на изучении управления впечатлениями, изучения возможностей, возникающих в процессе нарушения какого-то впечатления и изучения методик реализации этих возможностей, тогда команда и командное исключение, вероятнее всего будут наилучшим выбором в качестве точки отсчета. Отправляясь от нее, можно освоить и такие ситуации, где взаимодействуют два лица, описав подобные ситуации, как взаимодействие двух команд, в котором каждая команда состоит из одного лица. Рассуждая логически, можно представить, что предлагаемая аудитория- это аудитория, созерцающая командное представление, в котором команда не имеет ни одного члена.

Наряду с командами, где присутствует взаимное панибратство, нельзя этот тип сформированный подобным образом, смешивать с другими типами группы, такими как неформальная группа или клипа. "Исполнительная команда отличается от неформалов, что как бы не вел себя отдельный индивид в команде, даже причиняя ей неприятности, он все равно остается челном команды. Члены команды сотрудничают в поддержании определения ситуации по отношению к тем, кто выше и кто ниже их. А малые клики формируются не для того, чтобы продвигать интересы людей вместе с которыми данный индивид ставит жизненный спектакль, а скорее, чтобы оберегать его от нежелательного отождествления с этими людьми, следовательно, клики зачастую функционируют не для защиты индивида от лиц других социальных рангов, а от лиц его собственного ранга.

Люди, участвующие в деятельности, протекающей внутри какого-нибудь социального учреждения, становятся членами команды, когда они сотрудничают и представляют свою деятельность в определенном свете. Но принимая на себя роль исполнителя в команде, индивиды будут различаться между собой тем, как они распределяют свое время между чистой деятельностью и чистым представительством. На одном полюсе сосредоточатся индивиды, которые не гонятся за публичностью и малозаинтересованные видимостью. На другом - представители " чисто церемониальных ролей"-президенты, руководители общенационального профсоюза. Такие роли исполнителей видятся как часть"упрощения витрины".

Зоны и зональное поведение
Зону исполнения можно определить как любое место, в котором восприятие исполнения так или иначе ограниченно. Зона определяет конкретные впечатления и понимание, насаждаемые данным исполнением, обычно наполняют собой весь отведенный этому исполнению зонально-временной интервал, так, что любой человек в этом пространственно-временном коллекторе сможет наблюдать исполнение и руководствоваться определением ситуации, которое вынашивается этим исполнением.

Если конкретное исполнение принять за точку отсчета то иногда для обозначения места представления, удобно использовать термин " зона переднего плана". Исполнение индивида в зоне переднего плана можно рассматривать как усилие создать впечатление, будто его деятельность в этой зона воплощает и поддерживает определенные социальные нормы и стандарты. Исполнитель в этой зоне должен придерживаться правил вежливости, приличия, моральных принципов. Ясно, что "выигрышные" ударные факты, исполнители предпочитают показывать в зоне переднего плана. Но ясно, что должна быть и " зона заднего плана" или " закулисная зона", где появляются и признаются скрываемые от публики факты. Зона заднего плана - место, связанное с фоновым исполнением, в котором осознанные противоречия с насаждаемыми впечатлениями принимаются как должное.

Закулисная зона отделена от переднего плана, например, перегородкой с проходом. в закулисье исполнитель может расслабиться, выражать что-то помимо своего прямого смысла. Находясь на переднем плане, исполнитель может получать помощь из-за кулис. В зону за кулисами не пропускают никого из аудитории, то есть контроль закулисья играет существенную роль в процессе "рабочего контроля", которым люди пытаются амортизировать давление, обступающих их со всех сторон, детерминистских жизненных необходимостей.

Гофман, говоря о передней и задней зонах, считает разумным добавить и третью -остаточную зону, а именно, все прочие места, отличные от двух уже определенных видов. Такую зону логично назвать "внешней". Такой зоной можно назвать ту, которая не является для данного представления ни передней, ни задней. Примером может служить учреждение, где стены его отделяют от внешнего мира, внутренние рабочие помещения. Тех людей за стенами здания во внешнем мире можно назвать "посторонними". Существует много фактов, когда человек в какой-то сценической постановке игнорирует другого, но столь, же любезен с ним в ином сценарии. Для исполнителя решение такой проблемы - в разделении аудитории, таким образом, чтобы люди, которые его ведут в одной роли, не видели бы его в другой. Это есть контроль переднего плана.

Противоречивые роли
Цель любой команды- поддерживать определенные ситуации, порождаемые ее исполнением. При непрочности и несвязанности выступления, у команды могут возникнуть факты, которые поставят под сомнения или угнетенность впечатления, создаваемое этим представлением. И потому, основная проблема для многих подобных представлений - это проблема информационного контроля: публика не должна получать " разрушительной информации о ситуации, которая определенна для нее. Другими совами, команда должна уметь хранить и скрывать ото всех свои секреты.

Что же это за секреты? Что за типы?
Разоблачение различных типов командных секретов может по- разному угрожать представлению. В основу типологизации секретов положены: функция, которую выполняет данный секрет, и отношение этого секрета к восприятию другими его обладателя. Предполагается, что любой конкретный секрет может принадлежать больше, чем к одному такому типу.

Приняв за току отсчета конкретное исполнение, мы различим в нем (по функциям участников) три ключевые роли: тех,кто исполняет, тех, для кого исполняют: посторонних, кто не занят в спектакле и не следит за ним. Эти ключевые оли можно так же различать на основании доступной для занятых в исполнении людей информации. Обозначенные роли можно описать в такой интерпретации: исполнители выступают в видимой (передней) и закулисной зонах представления, публике доступна только передняя зона. Посторонние исключены из обеих зон. Можно предположить, что на протяжении спектакля существует взаимосвязь между исполняемой функцией, наличной информацией и доступными зонами и зная зоны, куда был вхож исполнитель, можно установить, какую роль он играл и какой информацией обладает.

В действительности, такой согласованности может и не быть. Могут появиться вычерненные позиции. Некоторые эти позиции используются так, что их тоже можно причислить к ролям, хотя по сравнению с тремя ключевыми позициями их лучше назвать " противоречивыми ролями". Самый наглядный случай составляют те противоречивые роли, которые вводят человека в устоявшуюся среду, в в ложномт обличье. Гофман выделяет несколько таких противоречивых ролей: роль информатора, роль подсадного(подсадной утки), сыщики, роль недействующего лица, статиста, специалист по услугам, обучающий специалист и доверенное лицо или конфидент.

Говоря о коллегиальных группировках, Гофман изменил первоначальные рамки их определения. В него надо включать пограничный тип "слабой" аудитории, члены которой не имеют личных контактов друг с другом во время какого-то исполнения, но в конечном итоге так или иначе объединяют свои реакции на определенном исполнении, виденное ими независимо друг от друга.

Коммуникации
Иногда создаются ситуации, когда внезапно может стать влиятельным нового набор мотивов и может резко увеличиться или уменьшиться установившийся дистанция между командами. Гофман привел пример с четырехзвездным генералом, ехавшим на армейском джипе без документов. Его остановил патруль и пока полицейские копались в своем джипе, думая, какие обвинения предъяить водителю, последний надел пилотку с четырьмя звездами. Первый патрульный воскликнул:" О, Господи!", потом сделал неуклюжую попытку оправдаться: " Я не узнал Вас, Сэр!". Такие выражения- это крайняя мера межличностной коммуникации с выходом исполнителя из представляемого им характера или роли, и все же они стали общепринятыми, что выступают чуть ли не как официальное прошение о снисходительности на том основании, что в этой жизни все мы бываем неудачными исполнителями. Исполнитель, оказывается, по собственной вине в положении, в котором заведомо нельзя сохранить никакой представляемый характер.

Наличие коммуникации с выходом из представляемого характера -это еще один аргумент в пользу уместности изучения феномена исполненный в категориях командных действий и их потенциальных нарушений. Из многих типов коммуникации, в которых участвует исполнитель и которые передают информацию несовместимую с официально поддерживаемым во время взаимодействия впечатлением, в настоящей главе будут рассмотрены четыре: обсуждение отсутствующих, сценические разговоры, командный сговор, перепостроения по ходу исполнения.

Высмеивание и принижение отсутствующих, закулисное положение аудитории служит поддержанию определенного морального состояния команды. Может быть и верно, что закулисная деятельность часто принимает форму военного совета, но когда две команды встречаются на поле взаимодействия, то похоже они встречаются ни для мира и не для войны. При временном перемещении, каждый делает свое дело.

Искусство управления впечатлениями
В этой главе Гофман хотел бы рассмотреть некоторые технические приемы управления впечатлениями, в которых проявляются свойства, необходимые исполнителю для сценического представления какого-то характера. Прежде всего, Гофман выделяет некоторые главные типы срывов исполнения, ибо в том и состоит функция владения техникой управления впечатлениями, чтобы избежать таких срывов. Когда посторонний случайно вторгается в зону, где дает представление или когда член аудитории нечаянно проходит за кулисы, то такой вторженец как бы застает присутствующих " flagante delicato ". В этом случае, срыв исполнения обусловлен "внезапным вторжением". Непроизвольные жесты, несвоевременные вторжения -это все источники замешательства и разногласия, они не входили в намерение лица, если бы оно знало о последствиях.

Однако некоторые специально закатывают "сцены" с намерением разрушить или возмутить до опасной грани видимость вежливого согласия. Только что рассмотренные срывы называют " инцэфектами", чтобы предотвратить возникновение инцидентов и вызванное ими замешательство, всем участникам взаимодействия, надо обладать определенными свойствами и уметь применять их в практических дейтсвиях, выработанных для спасения данного спектакля.

Рамки социального взаимодействия
Всякое социальное образование представляет собой какое-нибудь пространство, окруженное более или менее закрепленными барьерами, препятствующими чужому восприятию-пространству, в котором регулярно осуществляется определенного рода деятельность. То есть социальные формирования представляют собой как относительно закрытые системы. Предполагалось, что соотношение одного социального образования к другим достаточно доступно для рационального исследования и должно быть аналитически истолковано как часть совокупности фактов иного порядка, порядка институциональной интеграции.

Гофман считает, что было бы хорошо попробовать ввести исследовательскую перспективу, принятую в его книге, в контексте других подходов, скрыто или явно используемых в исследованиях различных социальных образований, как закрытых систем. Гофман выделил четыре подхода, но остановился на пятом - драматическом. Этот подход можно применить, как конечный пункт анализа, как завершающий способ упорядочения фактов. Это предполагает описание приемов управления впечатлениями, выработанных в данном социальном образовании, основных проблем управления впечатлениями в нем, критериев идентификации отдельных исполнительных команд, действующих в пределах такого образования и взаимоотношений между ними техническая и драматическая исследовательские перспективы явно взаимно пересекаются, вероятно в отношении стандартов работы.

Политическая и драматическая перспективы отчетливо пересекаются при рассмотрении способностей одного человека направлять деятельность другого. Взаимопересечение структурной и драматической перспектив наиболее ясно видно, пожалуй, в анализе социальной дистанции. Культурная и драматическая перспективы, очевиднее всего, пересекаются на проблеме поддержания моральных норм. Культурные ценности данного социального образования подробно определяет как его участникам надлежит относиться ко множеству существующих вещей и явлений и одновременно устанавливают рамки видимостей, которые должны быть сохранены независимо от того, какие моральные чувства скрываются за этими рамками. Западный человек предпочитает действовать в стационарной обстановке, удерживая посторонних за пределами действия и используя возможность некоторого уединения для комфортной подготовки перед публичным шоу. Принимая, как данность, западные общие драматургические правила и наклонности поведения, не следует упускать целые области жизни в других обществах, где люди явно следуют другим правилам поведения.

В этой книге экспрессивный компонент общественной жизни трактовался как некий источник впечатлений, подавляемых или воспринимаемых другими. Впечатление, в свою очередь, рассматривалось как источник информации о неочевидных фактах и как средство, при помощи которого рециписты способны регулировать свою реакцию на информанта, не выясняя всех последствий действия этого инфоформата. Следовательно, экспрессия выразительности рассматривалась исходя из той коммуникативной роли,которую она играла во время социального взаимодействия.

Человек склонен обращаться с другими присутствующими на основе впечатления, которое они создают о своем прошлом, будущее время взаимодействия. Именно в такие моменты коммуникативные акты переходят в моральные поступки. Гофман отмечает, что производители впечатлений, используемых наблюдающим индивидом, соблюдают множество норм вежливости и применения норм в среде социального общения и сфере исполнения рабочих задач и из этого следует насколько повседневная жизнь окутана моральными ограничениями и пристрастиями.

Необходимость управления впечатлениями возникает в том аспекте, что в качестве полноценных исполнителей все заинтересованы в поддержке впечатлений будь то они живут согласно множеству норм, по которым судят о людях и продуктах их деятельности. Так как этих норм великое множество, то индивиды, выступающие, как исполнители, субъективно и объективно остаются в сфере моральных отношений. Но как исполнителей-функционеров людей в большей степени интересует не моральная проблема реализации упомянутых норм в жизни, а по сути, аморальная проблема создания убедительного впечатления, будто эти нормы реализуются.

Структура человеческого Я может быть увидена в представлениях, устраиваемых в англо- американском обществе. В данной работе индивид выступал в двух аспектах- как исполнитель и как сценический персонаж-характер. Качества исполнителя и качества характера различны. Но эти оба набора имеют свое значение в условиях спектакля, которого не избежать в жизни. В настоящем исследовании, исполняемое Я рассматривалось как некоторый образ, обычно похвально- положительный, который сценичен, в соответствующем персонаже -характере хорошо пытается возбудить и закрепить в сознании других действующий индивид в отношении себя. Хотя этот образ осмысляется относительно данного индивида так, что тому приписано какое-то Я, сами свойства этого Я производимы не от низменных личностных свойств индивида, а от всей сценической обстановки его действия, то есть эта точка зрения на Я в драматической перспективе и она будет изменяться при изменении сценария постановочной деятельности.

В начале, нужно сказать о том, что данная книга представляет собой результат научного исследования человеческого взаимодействия. Исходя из этого, можно сделать вывод, что учёными социологами были проведены исследования самых разных взаимодействий и в дальнейшем И. Гофман написал свою книгу, которая стала результатом деятельности социологов.

Введение.

Как известно, что людям свойственно собирать информацию о тех, кто с ними рядом находится. Ведь с получением «желаемой» информацией индивид сможет предсказать ту или иную реакцию от человека или же знать, что другой от них ждёт. Такими носителями информацией можно считать «знаковые средства выражения». Самое интересное это то, что получить информацию можно разными способами: наблюдение, применять предыдущий опыт общения, знание самого индивида (можно угадать, как индивид будет вести себя в той или иной ситуации), общение.

Но бывают такие случаи, когда общение и наблюдения с определённым индивидом не помогают «раскусить» другого индивида, то тогда, по мнению Гофмана, человеку необходимо выразиться(намеренно или ненамеренно), а другим получить впечатления о нём. Стоит выделит тот факт, что самовыражения содержит в себе два разных вида «знаковой активности»:

· Произвольное, когда индивид даёт о себе информацию (вербальное общение, чаще всего).

· Непроизвольное , когда индивид выдаё т себя (по Гофману, это симптоматика самого действующего лица).

Если использовать произвольное самовыражение, использую вербальное общение, то именно этот процесс и будет называться «коммуникацией».

Основное различие между произвольным и непроизвольным самовыражением это то, что первое -это обман, а второе-это притворство .

Гофман выделяет такой термин, как единичное взаимодействие. Это значит, что когда множество индивидов находятся в присутствии друг друга,между ними возникает некий единичный эпизод, который они «переживают». Если говорить о характеристиках данного взаимодействия, то можно выделить следующие:

· «Контакт», «Исполнение»- это характеризует то, что все происходящие взаимодействия, участники которого находятся непосредственно в определённом эпизоде, влияют друг на друга.

· «Партия», «Рутина»-это определённый образец действия, который индивид может применить в других ситуациях.

· «Социальные отношения»-такого рода отношения возникают, когда индивид может играть одну и ту же партию или ситуацию перед одной и той же группой лиц.

· «Социальная роль»-похожа на социальные отношения.

Исполнения.

Вера в исполняемую роль.

В данном разделе Ирвинг Гофман говорит о том, что существует определённый цикл «от неверия к вере». Изначально всё складывается так, что у индивида появляется некая убеждённость, а под конец-цинизм. Очень часто получается так, что сначала индивид увлечён своим профессиональным исполнением, а потом он начинает «выбирать» между цинизмом и искренностью. Это продолжается до тех пор, пока человек не пройдёт, все эти фазы и пока у него не установится убеждения по этому поводу.

Передний план исполнения.

Термин «исполнение» Ирвинг Гофман использует для обозначения всех возможных действий и поступков индивида, который находится в поле зрения множества зрителей. Исходя из этого, мы будем называть его «передний план» . Передний план состоит из совокупности тех выразительных приёмов и инструментов, которые появляются у индивида в процессе своего исполнения. Они могут развиваться, как намеренно, так и невольно.

Передний план имеет составляющее, как:

· Обстановка (мебель, декорации, место участников). То есть всё то, что способствует для реализации действий индивида.

Кроме того, помимо «переднего плана» существует «личный передний план».

«Личный передний план», как правило, очень тесно связан непосредственно с самим исполнителем, который «следует» с ним повсюду. У «личного переднего плана» есть отличительные элементы, например:

· Положения ранга.

· Пол.

· Возраст.

· Расовая принадлежность.

· Внешность.

То есть все элементы, которыми обладает личный передний план являются для исполнителями некими отличительными чертами.

Ирвинг Гофман замечает, что «передний план» институционализируется «в виде обобщённых стереотипных ожиданий, развитию которому он даёт толчок, и приобретает какое-то самостоятельное значение и стабильность независимо от конкретных задач, которые случается исполнять во имя его в определённый момент времени» (стр59-60).

Но, что значит институционализируется ? Это значит, что один и тот же«передний план» могут применять и использовать разные рутинные исполнители. Поэтому данный вид плана будет являться, как «коллективным представлением».

Театральное воплощение.

Проблема театрализации индивидами собственной деятельности состоит в том, что индивиду очень важно показать всю значимость его деятельности по отношению к другим. А проблема в том, чтобы данный процесс на всём протяжении определённых взаимодействий был направлен на том, чтобы передать именно то, что хочет индивид и убедить в этом всех остальных.

Идеализация.

Ирвинг Гофман говорит о том, что «если индивид хочет довести своё исполнение до идеально образца, тогда ему придётся воздерживаться или скрывать свои действия, несовместимые с этим делом» (стр74). Данный «процесс» можно назвать идеализацией. Например, многие хозяйки заменяют товары высокого качества на более дешёвые, выдавая их за продукты высокого качества.

Команды.

Термин «исполнительная команда» или «команда» используется автором данной книги для того, чтобы показать наличие большого числа индивидов, сотрудничающих «в жизненной постановке какой-либо отдельно взятой рутинной партии» (стр115). Данные термины очень важны. Так как только в сплочённой команде человек может достигнуть желаемых результатов.

Введённый термин «команда» Ирвином Гофманом позволяет понять, что индивид может быть представлен, как в роли исполнителя, так и в роли своей собственной аудитории (или вообразить аудиторию присутствующих).

Существует очень тесная связь между индивидами , которые принадлежат к одной и той же команде. Исходя из этого, выделить несколько важных аспектов этой связи:

1. Каждый участник определённой команды должен придерживаться доброжелательного поведения, а другие следовательно, должны полагаться на него. При соблюдении этого условия между индивидами образуется «крепкая» связь.

2. Все участники группы связаны узами взаимной зависимости и взаимного панибратства.

Стоит отметить, что «команда» отличается от «клика» (то есть неформальной команды или малой группой) . «Клики» создаются для того, чтобы защитить индивида от лиц их собственных рангов, а не от лиц других социальных рангов.

Абсолютно все команды отличаются друг от друга тем, что имеют разные способы и степени, которыми они направляют свои исполнения. В большинстве случаев, в исполнении должны быть две функции при условии, если данная команда будет иметь распорядителя, который будет исполнять эти функции:

1. Распорядитель может корректировать любого члена команды, то есть он может применять наказания или приёмы успокоения.

2. Распорядитель может «распределить партии в исполнении и личных передних планов, применяемые в каждой партии» (стр134).

В данном параграфе «Команды» мы выяснили, что главная задача любой команды состоит в том, чтобы поддерживать равновесие определённой ситуации.(продолжение следует).