Гугенотские войны во франции. Религиозные (гугенотские) войны. Религиозные войны во франции

Религиозные или гугенотские войны - серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами гугенотами), которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков - королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи - Елизавета Английская поддерживала гугенотов, а Филипп Испанский - католиков. Войны закончились восшествием Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).

Первая война 1560-1563

Поводом к первой войне послужил Амбуазский заговор и его жестокое подавление Гизами. После прихода к власти Франциска II фактическое руководство страной стал осуществлять род Гизов во главе с герцогом Франсуа де Гизом и его братом кардиналом Шарлем Лотарингским, которые величили масштабы преследования гугенотов, введя смертную казнь за тайные религиозные сборища. Был осуждён и повешен советник Парижского парламента кальвинист А. де Бур (1559). Среди высшей французской аристократии было очень сильно недовольство Гизами. В 1560 оппозиционеры составили заговор, руководителем которого стал перигорский дворянин Ла Реноди. Они хотели захватить короля и арестовать Гизов.
Эти события и вошли в историю как Амбуазский заговор. Узнав о попытке переворота, Гизы пошли на уступки: 8 марта 1560 они приняли закон, запрещающий религиозные гонения. Но вскоре Гизы отменили Мартовский эдикт и жестоко расправились с заговорщиками. Принц Конде был арестован и приговорён к смерти. Его спасла лишь внезапная кончина Франциска II 5 декабря 1560. Суть самого заговора состояла в том, что раздражённые влиянием Гизов на молодого короля Франциска II и королеву Марию Стюарт (которая была из Гизов по матери), гугеноты, во главе с принцем Конде, планировали выкрасть монарха прямо из Амбуазского замка. На престол взошёл несовершеннолетний король Карл IX, а фактическая власть оказалась в руках его матери Екатерины Медичи. Гизы стали терять влияние, а Людовика Конде освободили и приблизили ко двору. Антуан Наваррский был назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина пыталась проводить политику веротерпимости и примирения между всеми религиозными конфессиями (Генеральные штаты в Орлеане 1560 и Понтуазе 1561, диспут в Пуасси 1561). В январе 1562 был издан Сен-Жерменский (Январский) эдикт, по которому гугеноты могли исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах. Но Гизы и сторонники прежней власти, недовольные уступками протестантам и ростом влияния Конде, образовали т. н. «триумвират» (Ф. де Гиз - Монморанси - Сент-Андре). Триумвиры начали переговоры с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов. 1 марта 1562 герцог де Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси в провинции Шампань. Было убито несколько человек и ранено около 100 участников собрания. Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в местечке Фонтенбло и вынудили их отменить Январский эдикт. После этого Конде и его сподвижник Франсуа д’Андело взяли Орлеан, превратив город в столицу гугенотского сопротивления. Был заключён союз с Англией, где в то время правила королева Елизавета I, которая оказывала активную поддержку протестантам всей Европы, и германскими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан (май-октябрь 1562), помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; во время этих боёв погиб Антуан Наваррский. Вскоре к Конде прибыло подкрепление из Германии, гугеноты приблизились к Парижу, но неожиданно вернулись обратно в Нормандию. 19 декабря 1562 у Дре принц Конде был разбит католиками и попал в плен; но протестанты убили вражеского маршала Сент-Андре и взяли в плен коннетабля Монморанси. Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи вернулся в Орлеан. Гиз осадил город, но неожиданно для всех был убит гугенотом Польтро де Мере. После смерти Гиза стороны сели за стол переговоров. Ослабленные потерей своих лидеров, обе партии искали мира. Стремилась к этому и королева-мать Екатерина Медичи, после смерти короля Франциска доверившая управление государством умеренному канцлеру Мишелю де Лопиталю. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи подписали Амбуазский мир, гарантировавший кальвинистам свободу вероисповедания в ограниченном кругу областей и владений. Его условия в главном подтверждали Сен-Жерменский эдикт.

Вторая война 1567-1568

Вторая война началась с того, что Гизы, не удовлетворённые уступками гугенотам, стали подготавливать международный альянс католических держав. Гугеноты во главе с Колиньи отреагировали на это союзом с Елизаветой Английской и протестантским пфальцграфом Вольфгангом Цвайбрюкенским, который привёл на помощь гугенотам 14 000 своих подданных, положив начало традиции вмешательства пфальцграфов во французские гражданские войны, просуществовавшей до конца века. В сентябре 1567 года принц Конде возобновил свой план похищения короля, на этот раз Карла IX, из Мо. Одновременно открыто объявили себя гугенотами жители Ла-Рошели и ряда других городов, а в Ниме произошла резня католических священников. В ноябре в битве при Сен-Дени сложил голову коннетабль Монморанси. Королевская казна была пуста, командовать армией было некому, что заставило короля пойти на мир в Лонжюмо (март 1568), который не решил ни одного вопроса и служил лишь отсрочкой крупномасштабных боевых действий.

Третья война 1568-1570

Вооружённое противостояние возобновилось с наступлением осени, когда свобода вероисповедания была в очередной раз отменена, а на подмогу гугенотам прибыл отряд голландских протестантов во главе с Вильгельмом Оранским. Екатерина Медичи попыталась взять инициативу в свои руки и вернула ко двору Гизов, кальвинистских проповедников выдворяли из Франции, дело шло к аресту Конде и Колиньи. В марте 1569 года принц Конде был убит при Жарнаке, и адмирал Колиньи принял командование силами протестантов от имени юных принцев - Конде-младшего и Генриха Наваррского. Несмотря на поражение при Монконтуре, он сумел соединиться с графом Монтгомери и овладеть Тулузой. В августе 1570 года король подписал Сен-Жерменский мир с существенными уступками гугенотам. По условиям мира королю Наваррскому была обещана рука сестры короля, Маргариты.

Четвёртая война 1572-1573

Варфоломеевская ночь За время после Сен-Жерменского мира Колиньи овладел доверием короля, что вызывало раздражение как королевы-матери, так и Гизов. Бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты Валуа обернулось страшной резнёй гугенотов на улицах Парижа и других городов, вошедшей в историю как Варфоломеевская ночь. Среди жертв насилия был и Колиньи. Попытки выбить гугенотов из Сансера и Ла-Рошели, впрочем, закончились безрезультатно. В 1573 году был издан эдикт, подтвердивший право гугенотов на отправление протестантских обрядов в Ла-Рошели, Монтобане и Ниме.

Пятая война 1574-1576

Война вновь разгорелась после смерти Карла IX и возвращения во Францию из Польши его брата Генриха III, который приблизил себя к Гизам браком с Луизой Лотарингской. Новый король не контролировал регионы: в Шампань вторгся пфальцграф Иоганн, южными провинциями самоуправно заведовал Анри де Монморанси. В целях стабилизации ситуации король одобрил Монсьёрский мир 1576 года, даровавший гугенотам свободу вероисповедания за пределами Парижа.

Шестая война 1576-1577.

Затишье было крайне непродолжительным и было использовано Гизами для сплочения «правоверных» под знаменем Католической лиги. Генеральные штаты в Блуа не смогли разрешить накопившихся противоречий. Под давлением лиги Генрих III по Бержеракскому договору 1577 года отказался от уступок, сделанных гугенотам годом ранее.

Седьмая война 1579-1580

Ключевой фигурой седьмой войны был брат короля, Франсуа Анжуйский, который при поддержке Вильгельма Оранского провозгласил себя графом Фландрии и герцогом Брабанта и вмешался в восстание голландских протестантов против испанской короны на стороне первых. Между тем молодой принц Конде завладел Ла-Фером в Пикардии. Боевые действия официально завершил мир во Флё (1580).

«Война трёх Генрихов» 1584-1589


Смерть герцога Анжуйского и бездетность Генриха III сделали наследником французского престола отлучённого папой от церкви главу гугенотов - Генриха Наваррского. Поскольку он не собирался менять веру, Генрих Гиз при поддержке Католической лиги и Екатерины Медичи стал готовить почву к переходу престола в собственные руки. Это привело к его разрыву с королём, который намеревался любой ценой сохранить корону в руках потомков Капета. Развернулась война трёх Генрихов - короля, Бурбона и Гиза. При Кутра погиб королевский главнокомандующий Анн де Жуайез. В мае 1588 года («день баррикад») парижане восстали против нерешительного короля, который вынужден был бежать из столицы. Екатерина Медичи достигла с лигой компромисса о передаче престола последнему католику среди Бурбонов - кардиналу де Бурбону, заточённому королём в Блуаском замке. После того, как Гизы организовали вторжение в Салуццо войск герцога Савойского, в конце 1588 года и начале 1589 по Франции прокатилась волна наёмных убийств, жертвами которой стали основные действующие лица - Генрих Гиз и его младший брат, Людовик Лотарингский, кардинал де Гиз, Екатерина Медичи и ороль Генрих III. Престарелый кардинал де Бурбон, в котором лига видела нового короля Карла X, также умер, отказавшись от престола в пользу Генриха Наваррского.

«Завоевание королевства» 1589-1593

Наваррский король принял французскую корону под именем Генриха IV, но в первые годы своего правления ему приходилось защищать свои права на трон от оставшихся Гизов - Шарля де Гиза, герцога де Майенна, который держал в своих руках Нормандию, и Филиппа Эммануэля, герцога де Меркёра, который, прикрываясь правами жены, пытался восстановить суверенность Бретани. В марте 1590 года новый король одержал важную победу при Иври, но попытки взять Париж и Руан не приносили успеха ввиду противодействия испанцев во главе с Алессандро Фарнезе, которые, вопреки салическому порядку престолонаследия, пытались посадить на престол внучку Генриха II по женской линии - инфанту Изабеллу Клару Евгению. К 1598 году Франция была окончательно объединена под скипетром Генриха IV. Испанская корона признала это по Вервенскому миру. В том же году был издан знаменитый Нантский эдикт, признавший свободу вероисповедания и положивший конец религиозным войнам. После смерти Генриха IV их возобновит кардинал Ришельё своим противостоянием с Анри де Роганом у стен Ла-Рошели.

Назад к оглавлению книги

Материал текста взат с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki/Религиозные_войны_во_Франции

Французский историк так описывал события 1568—1570 гг.: «Эта военная кампания сохранилась в памяти современников как один из самых ужасных эпизодов гражданской войны. Продвижение войска, подоб-но урагану, сопровождалось насилиями, массовыми убийствами, поджога-ми монастырей, а также ферм и амбаров с зерном».

Варфоломеевская ночь

Важнейшим достижением нового короля — Генриха IVста-ло изгнание иностранных войск и окончательное восстановление религиозного мира. В 1598 г. Генрих IV издал знаменитый Нант-ский эдикт , впервые в истории Европы узаконивший сосущество-вание двух религий в рамках одного государства . Католичество со-храняло господствующие позиции, но гугеноты получали свободу вероисповедания и гарантированные права на участие в политиче-ской жизни . В их распоряжении оставалось сто крепостей и собст-венные вооружённые силы. Сам же король в 1610 г. закончил свой жизненный путь так же, как и его предшественник, пав от руки убийцы-католика.

Материал из Юнциклопедии


Начавшаяся в Германии Реформация сразу же получила отклик во Франции. Но здесь ее поддерживали пока лишь в крупных городах студенты университета, ремесленники, подмастерья. Новый этап наступил в 40-х гг. 16 в., когда в королевстве начали распространяться идеи Жана Кальвина - французского реформатора, бежавшего в Женеву, ставшую со временем столицей нового вероучения - кальвинизма. Оно объединило купцов и предпринимателей, дворян и образованных чиновников. Кальвинисты отличались нетерпимостью к инакомыслящим, будь то «паписты»-католики или атеисты.

В 1547 г. королем стал Генрих II. Он, как и его предшественник, считал, что предающий старую религию предаст и короля. При нем большим влиянием пользовалось семейство Гизов, герцогов лотарингских. Франция оказалась втянутой в новый виток нескончаемых войн за итальянские земли. Союзником короля выступил римский папа. Во многом этим объясняется усиление гонений на еретиков. При парижском парламенте (верховном суде) была создана особая «Огненная палата».

Тем не менее число гугенотов (от нем Eidgenossen - товарищ, так называли себя швейцарские реформаторы) росло с каждым днем. Под их знамена стекались аристократы, оттертые от трона «безродными» Гизами (лотарингцы не состояли в прямом родстве с королем); сеньоры, лишенные королевской администрацией былой феодальной власти; горожане, недовольные ростом налогов и потерей былых вольностей.

Денег на войну с Испанией не хватало, и после длительных переговоров в 1559 г. был заключен мир. Франция лишилась всех своих итальянских завоеваний, в страну вернулись тысячи озлобленных дворян, не получивших ни земель, ни жалованья и готовых вновь взяться за оружие: оппозиция набирала силу. Закончив войну, король намеревался расправиться с внутренними врагами. Но случилось непредвиденное: во время турнира по случаю бракосочетания его дочери с испанским королем Генрих II был смертельно ранен обломком копья. К власти пришел его 15-летний сын Франциск II, женатый на племяннице Гизов (Марии Стюарт), влияние которых на короля было абсолютным.

Дворяне-гугеноты во главе с Бурбонами, ближайшими родственниками королевского дома, составили заговор против узурпаторов. Попытка переворота не удалась, рядовые участники его были казнены в городе Амбуазе. Однако торжество Гизов было недолговечным - Франциск II умер в 1560 г.

Его сменил несовершеннолетний брат Карл IX. Королева-мать Екатерина Медичи предпочитала лавировать между могущественными кланами Гизов и Бурбонов. В январе 1562 г. был издан «Эдикт терпимости» - гугенотам разрешались богослужения вне городских стен. Но искоренить взаимную ненависть правительство не могло: католики преследовали кальвинистов, а гугеноты там, где они были в большинстве, - католиков. 1 марта 1562 г. Франсуа Гиз разогнал молитвенное собрание гугенотов в городе Васси. Католический Париж с восторгом встречал защитника веры. Для гугенотов же расправа над безоружными дворянскими семьями послужила сигналом к давно готовившемуся восстанию - они захватили Лион, Руан, Орлеан, Бордо и другие города. Страна была втянута в затяжные религиозные войны (1562-1594).

На первом этапе (1562-1570) англичане и немецкие князья помогали гугенотам, папа и король Испании Филипп II - католикам. Базой гугенотов стали провинции, относительно недавно присоединенные к Франции, более бедные, но сохранившие большие права и свободы. Кальвинисты никогда не превышали десятой части населения, но они отличались организованностью и решительностью. Им случалось терпеть поражения, но быстро удавалось оправиться - и новая армия, набранная из южных дворян, опять угрожала Парижу.

Впрочем, аристократы - «гугеноты политические» имели иные цели, чем пасторы - «гугеноты религиозные»; дворяне и горожане подозревали друг друга в сговоре с католиками, рьяные кальвинисты из числа ремесленников и торговцев старались вырвать власть у «отцов города», обвиняя их в измене делу веры. Еще больше противоречий было в лагере католиков - вожди открыто враждовали друг с другом, а основной задачей короля было свести на нет результаты военных побед своих соперников. Правительство продолжало придерживаться старой тактики, опасаясь чрезмерного усиления одной из сторон.

После нескольких войн по договору, заключенному в 1570 г., гугеноты, незадолго до этого потерпевшие ряд поражений, все же упрочили свои позиции. Им было разрешено проводить богослужения в предместьях крупных городов, признавалась их власть над несколькими крепостями на юге и над портом Ла-Рошель. Большие надежды гугеноты возлагали на адмирала Колиньи, призванного ко двору. Он предложил план разрешения конфликта - сплотить воинственное дворянство в королевской национальной армии, которая двинется на помощь Нидерландам, восставшим против Филиппа II. Екатерина Медичи решила подкрепить мирный договор, выдав свою дочь Маргариту за предводителя гугенотов Генриха Бурбона, короля Наварры. Королева хотела ослабить влияние Гизов, держать под контролем Бурбонов и привлечь ко двору мятежное дворянство.

На свадьбу съехался весь цвет гугенотского дворянства. Приехав в столицу победителями, они столкнулись с глухой ненавистью парижан. Уже после свадьбы на адмирала Колиньи было совершено покушение, следы указывали на причастность Гизов к заговору.

Ночью 24 августа, в праздник святого Варфоломея, ударил набат - дворяне, сторонники Гизов и других католических принцев, вместе с вооруженными парижанами начали избиение гугенотов, чьи дома еще накануне были отмечены крестами. Число жертв превышало тысячу человек - дворяне, прибывшие на свадьбу, буржуа, подозреваемые в кальвинизме, их жены и дети. Генрих Бурбон спасся, отрекшись от веры. Убийства продолжались еще несколько дней, перекинувшись в провинцию. 26 августа правительство разослало письма, где объяснялось, что король подавил попытку гугенотского заговора.

На современников эти события произвели громадное впечатление. Дело было не только в вероломстве или жестокости (такие погромы бывали и раньше, например, в 1566 г. в ночь святого Михаила гугеноты города Нима вырезали всех католиков), но в том, что нарушен был от века установленный порядок. Религиозное рвение оказалось сильнее сословных границ - одни дворяне убивали других, объединившись с плебеями, и все это делалось с согласия короля. Считается, что королева затеяла резню, желая устранить опасного Колиньи, покончить одним ударом с гугенотами. Но Варфоломеевская ночь не была придворной интригой. Сотни тысяч парижан были ослеплены страхом. Они боялись гугенотов, так как помнили, какие бесчинства творили они в округе Парижа во время войн; думали, что эти заносчивые южане, проникнув в Париж, откроют ворота наемникам, чтобы отомстить за своих единоверцев. Боялись Бога: гугеноты громили церкви, разбивали статуи Девы Марии; проповедники кричали, что небесный гнев обрушится на город, где заключен нечестивый брак католички с еретиком. В гугенотах видели мятежников, виновных в неисчислимых бедствиях войн. Генрих Гиз, овеянный славой защитника веры и покровителя Парижа, умело воспользовался настроениями горожан, чтобы удержаться у власти. Правительство оказалось бессильным против массовой вспышки ненависти и фанатизма, но сочло, что лучше прослыть коварным, чем беспомощным.

Как бы то ни было, прекратить религиозные войны не удалось. На втором их этапе (1572-1576) гугеноты действовали еще решительнее. Они объявили короля тираном, желавшим уничтожить лучших людей страны. А борьба с тираном - святое право и обязанность народа, т. е. дворян. Так писали многочисленные гугенотские памфлетисты, призывая вернуть времена первых королей, когда ни правители, ни их чиновники не покушались на свободу - на феодальные права сеньоров и вольности городов. Гугенотам удалось создать независимую конфедерацию на юге страны.

На коронации в Реймсе (1575) с головы Генриха III, сменившего умершего брата, упала корона. Современники увидели в этом дурной знак. Действительно, положение короля было трудным. Гугеноты, которых возглавил вернувшийся в кальвинизм Генрих Бурбон, стали хозяевами почти трети страны. Королевские губернаторы отказывались считаться с правительством. В 1576 г. дворяне и города Севера объединились в Католическую лигу, которую возглавил Генрих Гиз. Цель лиги - борьба за сохранение веры, поскольку правительство оказалось не в состоянии справиться с гугенотами; борьба за восстановление старых вольностей, за отмену несправедливых налогов. На третьем этапе войны (1577-1594) королевской власти пришлось бороться на два фронта - против гугенотской конфедерации и против Католической лиги, походивших друг на друга как требованиями, так и составом участников.

Генрих III, чтобы нейтрализовать Католическую лигу, объявил себя ее главой. Он издавал грозные эдикты против гугенотов, собирал деньги на борьбу с ними, вел войны, но при этом меньше всего желал их полного разгрома, видя в них противовес католическим феодалам. При этом король поступал как ревностный католик - покровительствовал новым орденам и братствам, учредил орден Святого духа и награждал им дворян, которых хотел приблизить к себе. Король был щедр и к своим любимцам из числа провинциальных дворян, раздавал пенсии, устраивал пышные балы и праздники. Как и Екатерина Медичи, он стремился превратить строптивых сеньоров в послушных придворных. Генрих III предпринял крупную денежную и финансовую реформы, создавал новые должности для чиновников, старался провести в муниципалитеты своих ставленников. Эти меры были призваны укрепить базу королевской власти, ослабить враждебною абсолютизму силы - феодальные группировки, власть сеньоров, вольницу городов, но для этого требовались огромные деньги, которые он занимал у итальянских финансистов, давая им на откуп все новые налоги (они были тем тяжелее, чем меньшая территория оставалась под контролем короля).

Число недовольных росло с каждым днем - короля открыто называли тираном, лицемером, потворствовавшим ереси, безвольной игрушкой в руках развратных фаворитов и итальянских мошенников. В 1584 г., когда умер младший брат Генриха III, наследником бездетного короля стал Генрих Бурбон. Характерно, что гугенотские памфлетисты сразу прекратили призывы к борьбе с тиранами, зато вновь подняла голову Католическая лига. Парижские буржуа, священники, доктора университета, некоторые чиновники создали свою лигу, стараясь не отстать от дворян. Совет, куда входили представители шестнадцати кварталов, готовил восстание. Оно началось 12 мая 1588 г., когда король ввел в город войска, нарушив тем самым старую привилегию Парижа. Улицы были перекрыты баррикадами, кварталы патрулировались городским ополчением. На улицы вышли и те, на кого рассчитывал король, - городская солидарность оказалась пока сильнее преданности королю. Генрих III бежал из столицы, дворяне и чиновники переходили на сторону лиги, созванные Генеральные штаты в деньгах королю отказали, но вынудили объявить войну наследнику

Наконец король решился - Генрих Гиз был убит. Вероломное убийство вызвало бурю возмущения. Большинство городов отказались повиноваться, а Парижский университет призвал к священной войне с «богопротивной тиранией». «Совет шестнадцати» арестовал сторонников короля в Париже. У Генриха III не оставалось иного выхода, кроме объединения с Генрихом Бурбоном. В начале лета 1589 г. войско короля и гугенотов осадило Париж и выжгло его предместья. 1 августа 1589 г. король был смертельно ранен молодым фанатичным монахом Жаном Клеманом, которого в Париже поспешили объявить святым мучеником за веру.

Новым королем стал не просто гугенот, а человек, уже дважды менявший веру. Французы оказались перед выбором между принципом защиты веры и принципом законной монархии. Никогда еще королевская власть не подвергалась столь серьезному испытанию. Парижане были решительны: «Если еретик Бурбон войдет в город, он жестоко отомстит за Варфоломеевскую ночь». За оружие взялись даже монахи. «Совет шестнадцати» сумел выдержать страшную голодную блокаду Парижа в 1590 г. Только помощь испанского отряда спасла тогда город. Рьяные католики говорили, что лучше король-испанец, чем король-еретик. Радикальные лигеры нападали на умеренных и даже казнили президента Парижского парламента. Все чаще слышались голоса, что виноваты не только еретики, но вообще все дворянство, развязавшее войну, богатые купцы и чиновники, переложившие тяготы войн на плечи народа, заботившиеся о своем положении больше, чем о спасении веры. Не пора ли определять место человека в обществе не по его богатству или происхождению, а по рвению в служении общему делу?

Хуже всего приходилось крестьянам: страна была наводнена шайками наемников. Замерла торговля, царил голод. Казалось, вернулись худшие дни Столетней войны. Как и тогда, крестьяне стали защищать себя сами - в стране развернулось вооруженное движение «кроканов» - партизан.

Дворяне, буржуа и чиновники стали понимать, что их власть и безопасность может гарантировать только король и только он может спасти страну от иностранного порабощения. Чаша весов начала склоняться в пользу Генриха IV. Этот смелый военачальник оказался мудрым политиком, поняв, что жестокостью и фанатизмом войны не прекратить. Была объявлена всеобщая амнистия, на королевскую службу привлекались вчерашние противники. После того как король в очередной раз принял католицизм, Париж открыл ворота (1594). Примеру столицы последовали другие города. Сопротивление гугенотских и католических аристократов удалось сломить, обещав им пенсии и чины. В 1598 г. был подписан Нантский эдикт. Он объявил католицизм официальной религией, но за протестантами сохранялись права, им были переданы крепости на юге. Это был компромисс, он устроил не всех, но только так можно было выйти из затяжных войн.

Католиков. Войны закончились восшествием перешедшего в католицизм Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).

Религиозные войны во Франции
Дата 1562-1598
Место Франция
Причина Противоречия между католиками и протестантами (гугенотами);
политические амбиции аристократии (Гизы и другие)
Итог Восшествие на престол Генриха IV ;
Нантский эдикт
Противники

На престол взошёл несовершеннолетний король Карл IX Валуа , а фактическая власть оказалась в руках его матери Екатерины Медичи . Гизы стали терять влияние, а Людовика Конде освободили и приблизили ко двору. Король Антуан Наваррский был назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина пыталась проводить политику веротерпимости и примирения между всеми религиозными конфессиями (Генеральные штаты в Орлеане и Понтуазе , диспут в Пуасси 1561).

Четвёртая война 1572-1573

За время после Сен-Жерменского мира Колиньи овладел доверием короля, что вызывало раздражение как королевы-матери, так и Гизов. Бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты Валуа обернулось страшной резнёй гугенотов на улицах Парижа и других городов, вошедшей в историю как Варфоломеевская ночь . Среди жертв насилия был и Колиньи, которому Генрих Гиз отомстил за убийство своего отца. Особенностью конфликта стало фактическое отсутствие полевых боевых действий и сражений. Война свелась главным образом к двум осадам - Ла-Рошели и Сансерра под руководством герцога Генриха Анжуйского. Попытки выбить гугенотов из Сансера и Ла-Рошели, впрочем, закончились безрезультатно. В 1573 году был издан эдикт, подтвердивший право гугенотов на отправление протестантских обрядов в Ла-Рошели, Монтобане и Ниме.

Пятая война 1574-1576

Война вновь разгорелась после смерти Карла IX и возвращения во Францию из Польши его брата Генриха III , который приблизил себя к Гизам браком с Луизой Лотарингской . Новый король не контролировал регионы: в Шампань вторгся пфальцграф Иоганн Казимир , южными провинциями самоуправно заведовал Монморанси - младший . В отличие от предыдущих конфликтов, в этом помимо ультракатоликов и гугенотов участвовала умеренно-католическая партия недовольных , выступавшая за установление гражданского мира на основании политики веротерпимости и сделавшая своим вождём герцога Эркюля - Франсуа Алансонского , стремившегося занять престол в обход старшего брата . В целях стабилизации ситуации король одобрил Монсьёрский мир 1576 года, даровавший гугенотам свободу вероисповедания за пределами Парижа.

Шестая война 1576-1577

Затишье было крайне непродолжительным и было использовано Гизами для сплочения «правоверных» под знаменем

С 1534 перешла к политике репрессий против ее сторонников. Тем не менее при Генрихе II (1547–1559) к кальвинизму примкнули многие представители дворянства и городских слоев южной и юго-западной Франции. Французских кальвинистов, называвших себя с 1532 гугенотами (от Юга Безансона, лидера женевских кальвинистов, и западно-швейцарского «эйдгенот» – «сообщник»), возглавили принцы крови Антуан Наваррский и Луи Конде из дома Бурбонов, боковой ветви династии Валуа, и три брата Колиньи – адмирал Гаспар де Колиньи, Франсуа д"Андело и кардинал де Шатийон.

После смерти Генриха II и восшествия на престол Франциска II (1559–1560) власть оказалась в руках аристократического рода Гизов – герцога Франсуа Гиза и его брата кардинала Шарля Лотарингского, которые усилили гонения на гугенотов, введя смертную казнь за тайные религиозные сборища. Был предан суду и повешен советник Парижского парламента кальвинист А. де Бур (1559). На недовольство гугенотов наложилась неприязнь к Гизам высшей аристократии – принцев крови (Бурбоны), ближайших соратников Генриха II (коннетабль А. де Монморанси и маршал Сент-Андре) – и той части дворянства, которая оказалась не у дел после окончания в 1559 Итальянских войн. В 1560 оппозиционеры составили заговор, руководителем которого стал перигорский дворянин Ла Реноди; они планировали захватить короля и арестовать Гизов (Амбуазский заговор). Узнав о заговоре, Гизы пошли на уступки: 8 марта 1560 они издали эдикт, запрещающий религиозные гонения. Это не удовлетворило рядовых заговорщиков, которые стали собираться в окрестностях Амбуаза, где находился королевский двор. Однако они были разбиты правительственными отрядами. Гизы отменили Мартовский эдикт и сурово расправились с мятежниками. Принц Конде был арестован и приговорен к смерти. Его спасла только внезапная кончина Франциска II 5 декабря 1560.

На престол взошел несовершеннолетний Карл IX , а реальная власть оказалась в руках его матери регентши Екатерины Медичи . Гизы утратили свое влияние, Конде был освобожден и приближен ко двору, а Антуан Наваррский назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина при поддержке канцлера М.Л"Опиталя, главы партии «политиков» (поборников веротерпимости во имя высших интересов государства), пыталась проводить курс на примирение враждующих конфессий (Генеральные штаты в Орлеане 1560 и Понтуазе 1561, диспут в Пуасси 1561). В январе 1562 был издан Сен-Жерменский (Январский) эдикт, позволивший гугенотам исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах. Но Гизы и бывшие соратники Генриха II, недовольные уступками кальвинистам и ростом влияния принца Конде, образовали «триумвират» (Ф.Гиз – Монморанси – Сент-Андре). Триумвиры вступили в переговоры с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов и даже привлекли на свою сторону Антуана Наваррского.

Первая религиозная война (1562–1563).

1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси (Шампань). Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в Фонтенбло и добились от них отмены Январского эдикта. В ответ Конде и Ф. д"Андело заняли Орлеан, сделав его своим оплотом; они заключили союз с английской королевой Елизаветой I и немецкими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан, помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; при его осаде погиб Антуан Наваррский. Получив подкрепление из Германии, Конде подошел к Парижу, но затем двинулся в Нормандию. 19 декабря 1562 у Дре он был разбит войсками триумвиров и взят в плен; в свою очередь католики потеряли маршала Сент-Андре и коннетабля Монморанси (первый убит, второй попал в плен). Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи укрылся в Орлеане. Ф.Гиз осадил осадил город, но вскоре погиб под его стенами от руки убийцы. Смерть Гиза открыла путь к переговорам. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи заключили Амбуазский мир, в своих основных пунктах подтвердивший Январский эдикт.

Вторая религиозная война (1567–1568).

Обострение отношений между гугенотами и королевской властью привело к постепенному отходу Екатерины Медичи от политики веротерпимости. Воспользовавшись походом испанской армии герцога Альбы в Нидерланды (1566), регентша собрала под предлогом защиты французских границ большую армию, которую внезапно двинула против гугенотов (лето 1567). Их вожди, предупрежденные об этом, сделали попытку захватить короля и его мать в бургундском замке Монсо. Те, однако, успели бежать в Мо, а затем, благодаря мужеству швейцарской гвардии, прорвались в Париж. Конде осадил столицу, но 10 ноября 1567 был разбит коннетаблем Монморанси у Сен-Дени; сам Монморанси пал на поле битвы. Преследуемые войсками католиков под командованием Генриха Анжуйского, брата короля, гугеноты отступили в Лотарингию, где соединились с армией немецких наемников пфальцграфа Иоганна-Казимира. В начале 1568 их объединенные силы оттеснили католиков к Парижу и осадили Шартр. В этих условиях Екатерина пошла на заключение 10 марта 1568 мира в Лонжюмо, подтвердившего положения Январского эдикта; она также предоставила Конде крупный кредит для расчета с Иоганном-Казимиром.

Третья религиозная война (1568–1570).

Получив передышку, Екатерина Медичи стала готовить новое нападение на гугенотов. Она добилась отставки канцлера М.Л"Опиталя, а затем потребовала от Конде возвращения долга. Тот отказался; был отдан приказ об аресте принца и других вождей гугенотов, которым, однако, удалось укрыться в портовом городе Ла-Рошели на западном побережье Франции, ставшем с того времени их главной цитаделью. Карл IX аннулировал прежние уступки протестантам. В январе 1569 Конде, получив военную помощь от англичан, двинулся на соединение с немецкой наемной армией, присланной во Францию маркграфом Баденским и герцогом Цвейбрюккенским, но был настигнут королевскими войсками под командованием Генриха Анжуйского и маршала де Таванна и разбит у Жарнака (на границе Лимузена) 13 марта. В битве погиб сам Конде, и гугенотов возглавили адмирал Колиньи и юный Генрих Бурбон, сын Антуана Наваррского. В июне 1569 они соединились с немецкими наемниками во Вьенне и осадили Пуатье. Отчаянная оборона города, которой руководили сыновья Ф.Гиза (Генрих Гиз и Шарль Майеннский), заставила гугенотов отступить; 3 октября они потерпели страшное поражение при Монконтуре от герцога Анжуйского. Однако католики не воспользовались своим успехом: вместо того, чтобы преследовать остатки армии Колиньи, они тратили время на осаду героически защищавшихся кальвинистских городов. На деньги ларошельского купечества Колиньи набрал новую армию и весной 1570 двинулся на столицу. Разбив королевские отряды в Бургундии, он спустился по долине Луары и стал угрожать Орлеану и Парижу. Правительству Карла IX пришлось спешно заключить с ним Сен-Жерменский мир, который предоставил гугенотам свободу вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, и право занимать государственные должности; в обеспечение договора им были переданы четыре крепости – Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите.

Четвертая религиозная война (1572–1573).

Чтобы ограничить политическое влияние Гизов, Карл IX начал сближение с вождями гугенотов. Колиньи, вскоре приобретший большой вес при дворе, предложил организовать вторжение в Испанские Нидерланды как способ объединения французов; ради примирения религиозных партий возник проект брака Генриха Наваррского с сестрой короля Маргаритой. Однако придворные круги во главе с Екатериной Медичи, недовольные усилением политических позиций гугенотов, вступили в союз с Гизами. 18 августа 1572 состоялась свадьба Генриха и Маргариты, но уже 22 августа было совершено покушение на Колиньи. Под давлением своего католического окружения Карл IX одобрил план избиения гугенотов в ночь Св. Варфоломея 24 августа 1572 (см. ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ). В результате резни в Париже и других французских городах погибло около двадцати тысяч кальвинистов, среди них Колиньи. Их лидер Генрих Наваррский оказался пленником в Лувре. Но правительству не удалось ликвидировать гугенотское движение. Гугеноты отчаянно обороняли Сансерр и Ла-Рошель; и если Сансерр был взят, то под стенами Ла-Рошели королевская армия потерпела полную неудачу. Король был вынужден заключить с ними Ла-Рошельский мир, подтвердивший условия Сен-Жерменского договора и закрепивший за гугенотами Ла-Рошель, Ним и Монтобан.

Пятая религиозная война (1574–1576).

Понимая необходимость консолидации своих сил, гугеноты предприняли шаги по созданию собственной политической организации. В результате съездов в Мило в 1573 и 1574 и в Ниме в 1575 возникла Гугенотская конфедерация – своеобразная федеративная республика на юге Франции со своими органами управления и армией. Перед лицом политического раскола Франции новый французский король Генрих III (1574–1589) начал очередную безуспешную попытку искоренить «ересь». Гугеноты получили крупную финансовую помощь от Англии и большое войско от пфальцграфа Иоанна-Казимира; в феврале 1576 Генрих Наваррский бежал из Лувра и возглавил протестантскую армию. В союз с ним вступил младший брат короля и глава партии «политиков» герцог Франциск Алансонский. После того как протестанты овладели важными крепостями в Ангулеме (Сен-Жан д"Анжели) и в Нормандии (Сен-Ло и Валонь), король издал в Болье в 1576 эдикт, повторивший условия Ла-Рошельского мира; вдобавок Франциск Алансонский получил Анжу, Турень и Берри, Генрих Наваррский – Гиень, а Луи Конде, сын убитого при Жарнаке Луи Конде, – Пикардию; протестантам было предоставлено дополнительно еще восемь крепостей.

Шестая (1576–1577), седьмая (1580) и восьмая (1584–1598) религиозные войны.

Неудачи королевской власти в борьбе с гугенотами и возникновение кальвинистской республики на юге страны побудила католиков создать свою политическую организацию. В 1576 в Перонне (Пикардия) по инициативе Г.Гиза была образована Католическая лига. На Генеральных штатах в Блуа (декабрь 1576) лигисты открыто потребовали полного истребления гугенотов. Опасаясь популярности Г.Гиза, Генрих III провозгласил себя главой Лиги и аннулировал эдикт в Болье. Вспыхнула новая война, в которой на стороне протестантов выступили Швеция, Дания, Англия и немецкие протестантские князья. Эта война, не знавшая крупных военных столкновений, но сопровождавшаяся жестокими стычками и разбоем, завершилась в сентябре 1577 Бержеракским миром, закрепленным эдиктом в Пуатье: он повторял в основном условия эдикта в Болье, но также требовал ликвидации всех политических организаций, как католиков, так и кальвинистов. По истечении трехлетнего срока действия этого мира в 1580 разразилась новая, седьмая, война, в результате которой король уступил Генриху Наваррскому Керси и Аженуа (договор во Флексе).

Восьмая религиозная война, или Война трех Генрихов (1584–1598 ). После смерти в 1584 Франциска Алансонского наиболее вероятным наследником французского престола стал кальвинист Генрих Наваррский. Это спровоцировало восстановление Католической лиги во главе с братьями Гизами (Генрих Гиз, Шарль Майеннский и кардинал Луи Лотарингский); лигисты вступили в декабре 1584 в тайное соглашение с испанским королем Филиппом II и выдвинули претендентом на французскую корону кардинала Шарля Бурбона, дядю Генриха Наваррского. Другой ведущей организацией католического лагеря стала образованная в том же году Парижская лига, в которую вошли представители столичной буржуазии, ремесленников и бедноты. Под нажимом лигистов Генрих III издал в июле 1585 Немурский эдикт, поставивший протестантизм вне закона; однако он отказался лишить Генриха Наваррского и Луи Конде прав на престол. Это сделал в сентябре 1585 папа Сикст V. Разразилась война.

Основные военные действия развернулись в 1587. Получив крупную субсидию от Елизаветы I, Генрих Наваррский нанял в Германии большую армию. 20 октября 1587, не дождавшись ее прихода, он разбил королевские войска при Кутра. Однако 24 ноября Г. Гиз во главе отрядов лигистов нанес поражение немецким наемникам при Вимори. Возросший авторитет Гизов в католическом лагере вызвал опасения короля, который стал склоняться к соглашению с протестантами. Конфликт Генриха III и Г.Гиза, открыто притязавшего на власть и пользовавшегося поддержкой парижан, чрезвычайно обострился. 12 мая 1588 в Париже вспыхнуло восстание против короля (День баррикад); 13 мая Генрих III бежал в Шартр. Под давлением католиков ему пришлось принять все требования лигистов: он передал Лиге шесть городов, одобрил решения Тридентского собора, лишил «еретиков»-Бурбонов прав на престол и назначил Г.Гиза главнокомандующим. В октябре 1588 Генеральные штаты в Блуа, большинство которых составляли сторонники Гизов, высказались за продолжение войны с гугенотами. 23–24 декабря по приказу короля были убиты Г.Гиз и кардинал Лотарингский, а 15 января 1589 распущены Генеральные штаты. Это вызвало новое антикоролевское восстание в Париже, которое Генриху III не удалось подавить. Он покинул столицу и в апреле 1589 заключил договор о совместных действиях с Генрихом Наваррским. Их объединенные силы осадили Париж. Но 1 августа Генрих III был убит агентом Лиги монахом Ж.Клеманом. Генрих Наваррский, отступив в Нормандию, провозгласил себя королем Генрихом IV. В ответ лигисты объявили королем кардинала Бурбона под именем Карла X. Генриха IV поддержали Англия и немецкие протестанты, Карла X – Испания.

В 1589–1590 Генрих IV одержал две победы над новым главой Лиги герцогом Майеннским – при Арке 21 сентября 1589 и при Иври 14 марта 1590 – и дважды осаждал Париж. В 1590 умер кардинал Бурбон, и часть лигистов стала ориентироваться на Испанию; Париж занял испанский гарнизон. Внутри католического лагеря произошел конфликт между умеренными (герцог Майеннский) и радикалами (Парижская лига), закончившийся победой умеренных (декабрь 1591). Длительная разрушительная гражданская война способствовала увеличению числа сторонников компромисса с Генрихом IV среди католического дворянства и буржуазии. Приняв в июле 1593 католическую веру («Париж стоит мессы»), он выбил последнее оружие из рук своих врагов. В марте 1594 Париж открыл перед ним ворота. В 1595 в союзе с англичанами и голландцами Генрих IV разгромил испанцев при Фонтен-Франсез (Бургундия), а в 1598 заключил с Испанией Вервенский мир на условиях statu quo. К этому времени уже вся Франция признала его власть. 13 апреля 1598 он издал Нантский эдикт, который подвел итог Религиозным войнам. Гугеноты получили право занимать государственные должности, свободно отправлять свой культ везде, кроме Парижа, иметь своих представителей при дворе и армию в двадцать пять тысяч человек; им предоставлялось во владение двести городов (Ла-Рошель, Монпелье, Монтобан, Сомюр и др.); государство обязалось выделять средства на их богослужебные нужды.

В результате Религиозных войн во Франции возникло своеобразное гугенотское государство в государстве и установилась относительная религиозная терпимость. Королевская власть сумела выстоять и вскоре восстановила свои прежние позиции. После Ла-Рошельской войны с гугенотами 1627–1628 Людовику XIII ликвидировал их политическую самостоятельность (Эдикт милости 1629), а в 1685 Людовик XIV, отменив Нантский эдикт, уничтожил их религиозную автономию.

Иван Кривушин